Депортация населения из западных областей БССР.




Одним из наиболее страшных и бесчеловечных эпизодов “советизации” Западной Белоруссии после сентября 1939 года стала депортация различных категорий польских граждан, проживавших на территории западных областей БССР. Арестовав и поместив в тюрьмы и лагеря военнослужащих Войска Польского, сотрудников польской государственной полиции и работников государственной администрации Польши, органы НКВД принялись “зачищать” только что приобретенные западные области БССР и УССР от неблагонадежных элементов. На территории Западной Белоруссии было проведено четыре волны выселения жителей этих территорий.

10 февраля 1940 года была проведена акция по депортации осадников и лесников. НКВД тщательно, в течение двух месяцев, готовило данное мероприятие. Еще 5 декабря 1939 года Совет Народных комиссаров СССР подготовил соответствующую директиву, о сборе информации об имуществе вышеупомянутых категорий граждан. На территории Западной Белоруссии было зафиксировано около 8 тысяч хозяйств, принадлежавших военным осадникам и лесникам, в которых жило 45.409 человек. Проводя такую акцию, советское руководство рисковало, ибо среди польских осадников было немало тех, кто в свое время служил в бельгийской, британской, американской армии, а также во французском иностранном легионе. Многие из этих людей имели высшие награды этих стран, были заслуженными людьми не только в Польше, но и в других европейских государствах. Как поведут себя правительства Франции, Великобритании или США, узнав о жестоких депортациях? Об этом не мог не думать Иосиф Сталин, но 17 сентября 1939 года “Рубикон был перейден” и отступать большевикам было некуда.

Еще в конце 1939 года руководитель советской Белоруссии П.К. Пономаренко докладывал И. Сталину о том, что хозяйства осадников - это настоящая “золотая жила” для советской власти. По информации руководителя БССР каждая из военных осад имела в среднем 35-40 га земли, 3-4 и более лошадей, 5-10 коров. Кроме этого, в хозяйствах осадников имелись огромные запасы зерна. В каждом хозяйстве имелся хороший запас сельскохозяйственной техники. “Осады” в основном состояли из нескольких хозяйственных построек и жилого дома. Не поленился Пантелеймон Кондратьевич упомянуть даже то, что почти в каждом хозяйстве имелось хотя бы по одному велосипеду или мотоциклу.

По предложению Пономоренко, земли осадников (около 200 тыс. га) предлагалось через крестьянские комитеты разделить между крестьянами. Коров (около 20-40 тыс. голов) раздать малообеспеченным крестьянам. Лошадей (15-20 тыс. голов) отдать армии, особенно кавалерии и артиллерии, а также конной милиции БССР. Все строения, принадлежащие ранее осадникам, рекомендовалось отдать для нужд колхозов. Мелкий сельскохозяйственный инвентарь предполагалось раздать крестьянам. Механический инвентарь новая власть решила собрать на мехдворах и выдавать технику на прокат. Все зерно, находившееся во владении осадников рекомендовалось признать общественной собственностью и реквизировать в пользу колхозов. Домашнюю утварь, оставшуюся в домах осадников, после их выселения описать, и передать в распоряжение крестьянских комитетов. Велосипеды и мотоциклы предполагалось передать вышестоящим органом власти для дальнейшего их служебного использования. Данное предложение было поддержано и вскоре хозяйства осадников стали долгожданной добычей советской власти

Окончательные результаты первой депортации были таковыми:

* Репрессировано и погружено в вагоны - 50.200 человек,

* Арестовано - 307,

* Репрессировано - 9.755 хозяйства.

Первая депортация, длившаяся всего один день, стала первым, но отнюдь не последним испытанием для жителей Западной Белоруссии. Почувствовав, что мировому сообществу все равно, что творится на территории бывших восточных воеводств Второй Речи Посполитой, Сталин и Ко, взялись за другие категории польских граждан. В начале марта 1940 г. было принято решение о выселении жителей 800 метровой полосы на новой немецко-советской границе. Кроме выселения жителей этих территорий предполагалось уничтожить все постройки и жилища находящиеся в этой “зоне отселения”. А 7 марта 1941 года нарком Цанава (БССР), и нарком Серов (УССР) получили Директиву №892/Б по которой предполагалось к 15 апреля 1940 г. произвести выселение в районы Казахской ССР сроком на 10 лет всех членов семей содержащихся в лагерях для военнопленных и в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии - бывших офицеров польской армии, полицейских, тюремщиков, жандармов, разведчиков, бывших помещиков, фабрикантов и крупных чиновников бывшего польского государственного аппарата. Руководству НКВД БССР и УССР предписывалось к 30 марта 1940 г. закончить составление точного списка членов семей всех перечисленных категорий военнопленных и арестованных.

Вся недвижимость и собственность выселяемых семей подлежали конфискации. С собой можно было взять личные вещи весом не больше 100 кг. Все освобождаемые жилые и хозяйственные помещения должны были быть переданы в распоряжение местных органов советской власти.

В директиве также указывалось, что в распоряжение республиканских Наркоматов внутренних дел высылаются списки содержащихся в лагерях для военнопленных бывших польских офицеров, полицейских, жандармов, тюремщиков, агентов полиции, бывших помещиков и фабрикантов, а также крупных чиновников польского государственного аппарата, с указанием состава их семей и адресов.

Кроме этого, предполагалось депортировать тех, кто выражал желание выехать с территории БССР и УССР на польские земли, находившиеся под немецкой оккупацией. Одними из тех, кто был выслан за пределы БССР в апреле 1940 года, была семья Семашко из д. Ляховщина, бывшего Виленского воеводства. В Архиве Института Национальной памяти хранится протокол свидетельских показаний Янины Билинской, дочери войта местечка Дуниловичи Антония Семашко, в котором содержится информация о трагической судьбе ее родных. 3 октября 1939 года НКВД БССР был арестован глава семьи. С тех пор родственники больше его не видели и до сегодняшнего дня о судьбе этого человека ничего неизвестно. Скорее всего фамилия этого человека находится в печально известном Белорусском катынском списке. 13 апреля 1940 года всю семью бывшего войта депортировали в Казахскую ССР, село Семиярск, Павлодарской области. В 1942 г. братья Янины вступили в армию генерала Андерса, а сама девушка вместе с матерью смогла вернутся в Польшу лишь в 1946 г.

В Национальном Архиве Республики Беларусь хранится письмо депортированной в Казахстан Брониславы Антоновны Эймонт. В документе, в частности, отмечалось “что 13.04.1940 г. она вместе с 12 летним сыном и пожилой матерью была вывезена из Кривичского района, Вилейской области в Казахстан. Муж этой женщины был арестован еще в октябре 1939 г. До войны они работали учителями в школе. Женщина слезно просила разрешить ей и ее родным вернутся в БССР.

Всего к 13 апреля 1940 года из БССР было выселено 8.055 семей польских военнопленных, находившихся в советских лагерях и тюрьмах. В Казахскую ССР из БССР тогда было отправлено 26.777 человек.

Третья депортация проходила в период с мая по июль 1940 г. и коснулась, прежде всего, беженцев с территории Центральной и Западной Польши, которые покидали родные места, не желая оставаться на оккупированной нацистами территории. Большинство депортированных были еврейского происхождения. Кроме этого, было много белорусов и украинцев.

во время четвертой депортации были вывезены, представители польской интеллигенции члены т.н. “контрреволюционных организаций”, семьи железнодорожников, а также семьи польских граждан, ранее арестованных советскими властями. В мае начались выселения из Западной Украины, в июне из западных областей БССР, Литвы, Латвии и Эстонии. В ночь с 19 на 20 июня 1941 года в дома несчастных людей пожаловали сотрудники НКВД. Одними из тех, кто был в том июньском списке, была семья лесничего Франтишка Войтельского из Браславского повета. Ночью 20 июня в дом этой семьи зашли три сотрудника НКВД и новый “советский” лесничий, который должен был заменить на посту “представителя государственного аппарата буржуазной Польши”. Энкаведешники дали семье на сборы около часа. Вместе с семьей лесничего вывезли и родных “гаевого” Юзефа Хукштока. Погрузив всех в грузовик, несчастных отвезли на железнодорожную станцию в г. Глубокое и погрузили в товарные вагоны. На станции Березвечье мужчин, глав семей, вывели из вагонов и построили. Дочь Войтельского Мария Овчарчук, которой было тогда 16 лет, вспоминает, что на перроне собралось около 100 человек. Вдалеке виднелся монастырь, который новые власти переделали в тюрьму. Вскоре эшелон с депортированными двинулся дальше, а оставшихся на перроне людей под конвоем повели к месту заключения. Мария тогда не знала, что видит отца в последний раз. Скорее всего Франтишек Войтельский и Юзеф Хукшток стали жертвами “марша смерти” - кровавой эвакуации тюрьмы, которую НКВД предприняла после нападения Германии на Советский Союз. Семьи лесника и “гаевого” депортировали в Алтайский край. В Польшу они вернулись только в мае 1946 года…

Всего в результате четвертой волны депортации было репрессировано 24.414 человек.

 

 

73. Военное положение в Беларуси с началом Великой Отечественной войны. Перестройка органов власти и руководства.

 

Руководство страны – Президиум Верховного Совета в эвакуации. Органы госуправления в период военных действий не осуществляли свои функции, сессии областных Советов не созывались. Состав исполнительных органов утверждался Президиумом. Срок полномочий ВС истек, но был продлен ввиду военного положения. За время войны промышленности и хозяйству нанес огромный урон.
Право в период военного времени самостоятельностью не отличалось. На территории Беларуси, в большинстве своем сражавшейся в партизанских отрядах, в которых были образованы свои суды. Сначала представитель командования или партийного органа докладывал собранию содержание дела, затем собрание выясняло обстоятельства, задавало вопросы подсудимому, свидетелям. Приговор выносился путем открытого
голосования. После расширения партизанского движения оформились партизанские суды, состоявшие из председателя и заседателей, которых избирали на общем собрании партизанского отряда. Военные трибуналы были образованы в 1942-1943 гг. и рассматривали дела, касающиеся руководства партизанских отрядов. Рассмотрение проводилось коллегиально в составе трех человек. Чаще всего было совмещение партизанских судов и военного трибунала. Особо строгие санкции применялись к лицам, совершившим преступления против мирного населения, тем, кто занимались разбоем, грабежом, укрывали преступников.

74. Немецкий оккупационный режим 1941-1944 гг. Разделение территории Беларуси. Оккупационные органы власти и управления.

 

На оккупированной немцами территории был установлен и бесчеловечный гитлеровский режим, который ставил себе за цель уничтожить как можно больше людей. Сразу после занятия Белоруссии немцы ввели здесь военное управление, которое было заменено штатском. В Беларуси установился оккупационный режим. Начальником гражданского правления в Белоруссии Гитлер назначил в июле 1941 года Вильгельма Кубе. Ему были подчинены главные немецкие комиссары округов и Минска.Округа разделили на волости, где гражданскую власть осуществляли старосты, которые полностью зависели от немецкой гражданской администрации, военных комендатур, полиции и службы безопасности. Полицейское обеспечение было подчинено рэйхсфюреру СС и шефу немецкой полиции, который имел трава давать указания и рэйхскамісару Кубе. Полиция имела свою, практически независимую от гражданской администрации систему управления. Военные комендатуры подчинялись военному командованию. Все эти германские государственные учреждения руководствовались единственной главной целью как можно больше грабить Беларусь и всячески содействовать успехам германской армии. Они обеспечивали поставку продовольственных и фуражным продуктов для армии, проводили принудительную мобилизацию населения для выполнения различных работ. Оккупанты допускали создание и органов местной администрации, но только на уровне уездных, волостных и городских управ, которые могли работать под непосредственным надзором немецкой власти. В эти местные органы назначались, как правило, не белорусы, а люди другого происхождения. На административные должности в западных областях Беларуси было назначено много поляков, которые использовали свое служебное положение против белорусских национальных деятелей и белорусских партизан. В июле 1943 года была образована Белорусская Рада Доверия как административно-национальная сопоставление учреждение при Генеральном комиссариате. Председателем Совета был назначен белорусский национальный деятель профессор Ивановский. Но после смерти Кубе его преемник Готберг полностью игнорировал Раду Доверия. В декабре 1943 года было объявлено о создании Белорусской Центральной Рады. Главной целью ее ставился мобилизация всех нац сил на борьбу с большевиками. Главной же целью немецких властей на Беларуси оставалась выполнение разработанной Гитлером программы по уничтожению населения и грабежи хозяйств

 

 

86. События в Москве 19-21 августа 1991 г. Акты Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете Беларуси.

Попытка проведения радикальных реформ привела к реформированию взаимоотношений между союзными республиками и центром, что происходило на фоне движения за национальную независимость. В 1990 году начался процесс провозглашения независимости республик. Верховный Совет БССР принял декларацию о государственном суверенитете 27 июля 1990 года; согласно декларации на территории провозглашалось верховенство конституции БССР и ее законов.
В марте 1991 года состоялся референдум о существовании СССР, на котором большинство высказалось за сохранение союза, однако путч, который произошел в г. Москава в 1991 году перечеркнул все надежды на реформирование союзных отношений. После провала путча 25 августа 1991 года Верховный Совет принял решение о придании Декларации о суверенитете статуса конституционного акта. Размещенные на территории Беларуси предприятия были переданы в собственность государства, комитеты и ведомства из союзно-республиканских стали республиканскими, было принято решение о приостановке деятельности КПБ, а все имущество партии было опечатано.

 

87. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Органы координации СНГ.

8 декабря 1991 года в резиденции Вискули в Беловежской пуще руководители Беларуси, России и Украины подписали соглашение о роспуске СССР и об образовании СНГ. 10 декабря Верховный Совет ратифицировал это соглашение и принял решение о денонсации Союзного договора 1922 года. 21 декабря руководители остальных республик поддержали решение о роспуске СССР, которое прекратило свое существование. Высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он обсуждает и решает важнейшие стратегические вопросы дея­тельности государств-членов в сфере их общих интересов. Совет глав правительств Содружества координирует сотрудничество ор­ганов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Межпарламентская Ассамблея СНГ призвана осуществлять ко­ординацию межпарламентского сотрудничества. Совет министров иностранных дел государств — членов СНГ (СМИД) на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов Исполнительный комитет Содружества Независимых Госу­дарств создан в 1999 г. До него действовал Исполнительный сек­ретариат СНГ, а еще раньше — Рабочая группа для организацион­но-технической подготовки и проведения заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. Так же существуют: Совет министров обороны; Совет командующих Пограничными войсками; Экономический совет; Экономический суд; Комиссия по правам человека.

 

 

88. Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Цели и органы Союзного государства.

 

Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии подписан 8 декабря 1999 г. в Москве. Договор вступил в силу 26 января 2000 г. после обмена ратификационными грамотами между и.о.президента РФ Владимиром Путиным и президентом РБ Александром Лукашенко.

Его подписание явилось продолжением развития интеграционных процессов, заложенных Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 21 февраля 1995 г., Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. и Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г.

25 декабря 1998 г. в Москве Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

В полномочия Союзного государства входят внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно‑кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи. Каждое государство сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб.

Высший орган Союзного государства – Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств‑участников.

Исполнительный орган Союзного государства ‑ Совет Министров. В него входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры.

Представительный и законодательный орган – Парламент. До выборов в него в настоящее время действует Парламентское собрание Союзного государства. Верхняя палата Парламента будет сформирована законодательными органами обоих государств на паритетной основе, а нижняя ‑ на основе прямых выборов.

В рамках совместной комиссии во главе с руководителями нижних палат парламентов обеих стран ведется подготовка Конституционного Акта Союзного государства, в котором должно найти отражение политическое устройство создаваемого интеграционного межгосударственного объединения. Сохраненяется суверенитет, равноправие и международную правосубъектность «субъектов Союзного государства».

По Договору 1999 года также должны быть созданы Суд Союзного государства и Счетная палата для осуществления контроля за финансами Союзного государства.

 

Вопрос 89. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Новая Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г.Значительное влияние на первоначальную редакцию Конституции 1994 года оказал ((официальный проект Конституции Российской Федерации 1993 года[2]. Так, значительными полномочиями государственной власти наделялся Верховный Совет Республики Беларусь. Среди прочих его прав устанавливалось: принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судов республики, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты РБ, Председателя и Правления (Нацбанка Беларуси, роспуск местных Советов, определение военной доктрины РБ а также объявление войны и заключение мира. Отдельной главы о правительстве (Кабинете Министров) Конституция не содержала, его деятельность регулировалась статьями 106—108, помещенными в главу о Президенте. Отдельной главой регулировалась деятельность Конституционного Суда РБ (статьи 125—132).Структура Конституции 15 марта 1994 года[3]: Раздел I. Основы конституционного строя. Раздел II. Личность, общество, государство. Раздел III. Избирательная система. Референдум. Глава 1. Избирательная система. Глава 2. Референдум (народное голосование).Раздел IV. Законодательная, исполнительная и судебная власть Глава 3. Верховный Совет Республики Беларусь Глава 4. Президент Республики Беларусь Глава 5. Суд. Раздел V. Местное управление и самоуправление Раздел VI. Государственный контроль и надзор. Глава 6. Конституционный Суд Республики Беларусь. Глава 7. Прокуратура. Глава 8. Контрольная палата Республики Беларусь. Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь. Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок её изменения 24 ноября 1996 года Конституция была обновлена и дополнена по результатам ((референдума. Существенная часть изменений — перераспределение полномочий в пользу исполнительной власти и президента, в частности президент получил право назначать и увольнять с должности всех министров, генерального прокурора, судей и руководство Национального банка Республики Беларусь. Кроме того, в Конституции было закреплено положение о равноправии русского и белорусского языков (оба они стали государственными), что вытекало из итогов референдума 1995 года. 17 октября 2004 года на ((референдуме из Конституции было изъято положение, ограничивающее право одного лица избираться президентом более чем на два срока. Однако некоторые политологи и юристы Белоруссии считают итоги данных референдумов недействительными, так как в ходе их проведения были допущены определенные правонарушения. Современная редакция Конституции Республики Беларусь состоит из преамбулы, 9 разделов, в которых 8 глав и 146 статей.

Согласно Конституции 1994 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет.
В статье 6 Конституции было закреплено разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Конституция Республики Беларусь 1994 г. закрепляла за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию.
Необходимость конституционной реформы в 1996 г. обусловливалась объективными факторами. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 г. изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего прежде всего над властью исполнительной.
Таким образом, Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти. Он выступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.
Поэтому не случайно наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органов государства - Президента, Парламента, Правительства и судов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: