Экскурсия — это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.
Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение природоведения. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках темы.
Экскурсии по природоведению имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.
Экскурсии по природоведению убеждают учащихся в красоте, многообразии и богатстве природы нашей Родины, что способствует формированию у них патриотических чувств.
Экскурсия — это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.
Экскурсии по природоведению бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).
На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия в III классе по теме «Весенние изменения в природе».
Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Примером текущей экскурсии может быть экскурсия на тему «Ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием и охраной».
Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома, и ответили на поставленные учителем вопросы. Примером обобщающей экскурсии может быть экскурсия в IV классе на тему «Формы земной поверхности».
Эффективность экскурсий зависит от подготовки к ним.
Подготовка к экскурсии. Каждую экскурсию учитель готовит тщательно и заранее: он определяет тему экскурсии, представления и основные понятия, которые на экскурсии будут отрабатываться; выбирает место экскурсии; разрабатывает экскурсионный маршрут; непременно посещает место экскурсии для знакомства с ним, отбора наиболее интересных и типичных объектов для демонстрации и самостоятельного наблюдения учащихся; определяет места остановок для отдыха. Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии.
В плане экскурсии должны быть отражены следующие элементы: образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения на экскурсии, объекты наблюдения, ход экскурсии. Планируя ход экскурсии, учитель должен предусмотреть такие структурные элементы:
— краткое вступительное слово учителя или вводная беседа с учащимися, в которой необходимо отразить время года, состояние окружающей неживой и живой природы;
— самостоятельная работа учащихся;
— форма отчетности школьников;
— проверка выполнения самостоятельной работы;
— обобщающая беседа.
Учащиеся также должны быть готовы к экскурсии. Учитель заранее знакомит их с темой экскурсии и ее задачами, с вопросами, на которые учащиеся должны найти ответ, распределяет учащихся на звенья-группы для лучшего управления ими в ходе экскурсии, назначает среди группы старшего, выдает экскурсионное снаряжение: папки для гербария, баночки, сачки, лупу и т. п. в зависимости от содержания и задач экскурсии, распределяет между группами задания для самостоятельной работы, сбора природного материала.
Проведение экскурсии. Любую экскурсию в природу лучше всего начать с описания природного ландшафта. Учитель обращает внимание детей на время года, на состояние неживой и живой природы в данном сезоне, дает характеристику местности или проводит беседу с учащимися на основании их непосредственного наблюдения.
Далее учитель конкретизирует тему и задачи экскурсии, характеризует основные понятия материала и предлагает школьникам выполнять задания по самостоятельному наблюдению. Задания должны быть краткими и конкретными, направляющими внимание детей на изучаемый объект или явление. В заданиях необходимо предусмотреть сравнение наблюдаемых предметов и явлений, выявление их признаков сходства и различия.
После выполнения учащимися заданий проводится их проверка и итоговая беседа, заканчивающаяся выводами.
Учитель должен помнить, что природный материал нужно собирать в ограниченном количестве и только тот, который действительно понадобится в учебном процессе на последующих уроках. Собранный материал надо доставить в школу и бережно хранить для дальнейшего использования.
В качестве примера приводим вариант экскурсии в III классе по теме «Растения и животные леса».
Экскурсия начинается краткой вступительной беседой. Вопросы для беседы могут быть такие: какое сейчас время года? Какая сегодня погода? Какое небо? Как греет солнце? Как по вашим наблюдениям изменилась погода в данной местности по сравнению с летом? Изменился ли по сравнению с летом внешний вид леса (сквера, парка)?
После беседы учитель обращает внимание детей на то, как изменения в погоде влияют на жизнь растений и животных.
Далее учитель закрепляет умения учащихся различать по внешним признакам лиственные и хвойные растения. С этой целью учащимся предлагается ряд упражнений. Учитель указывает на растение и предлагает определить, к какой из названных групп оно относится.
Затем на основании наблюдений проводится беседа по следующим вопросам и заданиям: посмотрите вокруг внимательно. Какие вас окружают деревья — лиственные или хвойные? Как можно назвать лес, в котором растут только лиственные деревья? Как можно назвать лес, в котором растут только хвойные деревья? Как можно назвать лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? В каком лесу мы сейчас находимся?
После беседы учитель называет самые распространенные породы деревьев и кустарников данной местности, показывает их, называет и показывает некоторые травянистые растения.
Далее он предлагает внимательно посмотреть вокруг и постараться увидеть и услышать птиц, разглядеть насекомых (если позволит время года). Учитель называет животных, живущих в лесу, рассказывает и показывает, чем они питаются.
В конце экскурсии делается вывод: жизнь растений и животных в лесу тесно взаимосвязана.
(9)