Материальное обеспечение предмета естествознание




Значение материальной базы в обучении естествознанию.

Материальная база обучения естествознанию относится к средствам обучения этому предмету. Особое внимание к этому компоненту методической системы обучения естествознанию определяется характером содержания предмет естествознание. Содержание естествознания отличается от таких предметов начальной школы как математика и родной язык тем, что оно предметно, т.е. на уроках природоведения младшие школьники изучают реально существующие объекты и явления природного мира. На уроках естествознания в начальной школе дети через работу с кусочками горных пород или минералов натуральными плодами и овощами, влажными препаратами расширяют, уточняют уже имеющиеся жизненные представления о этих объектах природы, выделяют существенные признаки, формулируют определения изучаемых объектов. Таким образом, осуществляется процесс целенаправленного развития жизненных представлений об конкретных видах растений и животных научные понятия о них. В начальной школе дети знакомятся с тем, что у окружающего их воздуха можно определить помощью специального прибора термометра один из показателей - температуру. Проводя измерения температуры воздуха течение длительного времени они узнают, что температура воздуха бывает положительная, отрицательная, нулевая записывается в конкретных значениях - 5° и т.д.. Дети узнают что выпадающая с неба влага называется осадками, узнают, что осадки бывают твердыми - снег, град или жидкими в виде дождя. Они узнают, что осадки бывают разными по продолжительности, разной интенсивности, разного количества и т.д. и так далее.

Правильное и точное формирование естественнонаучных представлений и понятий возможно только при непосредственном изучении самого натурального объекта или его заменителя.

Наглядные средства обучения к объекты живой природы в учебном процессе при преподавании естествознания используются очень давно. С наглядными средствами обучения связаны в истории педагогики такие имена как Ян Амс Каменский, Дистервег, Г.Пестолоции, К.Д.Ушинский. О роли наглядных пособий в той или иной мере указывали все методисты естественники - В.Ф.Зуев, А.Я.Герд, Д.Д.Семенов, З.А.Клепинина и др. Они разрабатывали перечень наглядных пособий для уроков естествознания и природоведения, их содержание. Наличие наглядных пособий и методически грамотно организованна работа с ними способствуют успешному развитию интеллектуальных умений младших школьников.

Гербарии различных растений, коллекции, чучела, таблицы, географические карты, приборы являются важным источником получения информации для учащихся начальной школы. Использование их в учебном процессе усиливает эффективность занятий, создает условия для организации самостоятельных и практических работ учащихся, способствует отработке и совершенствована практических действий, умственных операций.

Характеристика средств наглядности. Учебное оборудование применяемое на уроках естествознания в начальной школе делятся на три группы.

1).натуральные (предметные). Они в свою очередь делятся на объекты живой природы и объекты неживой природ! К объектам живой природы относят непосредственно живые объекты - комнатные растения, отдельные виды насекомых, птиц, земноводных, пресмыкающихся, рыб и фиксированные объекты живой природы. Это гербарии, чучела, коллекции, влажные сухие препараты.

2).Искусственные (изобразительные). Они делятся на две большие группы в зависимости от способа изображения: на объемные и плоскостные. К объемным изобразительным средствам относят модели, муляжи, аппликации, диорамы, приборы. Плоскостные изобразительные пособия бывают статичные и динамические. Статичные пособия - это таблицы диаграммы, слайды, диапозитивы, картины, портреты. Динамические или экранно-звуковые отличаются тем, что демонстрируют объекты в движении.

3).Вспомогательные - это средства обучения которые обеспечивают успешную демонстрацию как натуральных так и искусственных средств обучения по естествознанию. К вспомогательным средствам обучения обносят лабораторное оборудование (пробирки, химические стаканы, воронки, штативы и прочее), средства демонстрации (магнитофон видеомагнитофон, компьютер и прочее).

В качестве живых объектов используются в основном комнатные растения, которые подбираются с учетом программы. Это должны быть такие растения, на примере которых можно показать 1) внешнее строение органов растений; 2) способы размножения; 3) проводить разнообразную практическую работу по уходу и выращиванию растений. Рекомендуется иметь следующие комнатные растения - аспидистра, аспарагус, алоэ древовидный, араукария, бегония, бальзамин (Ванька мокрый} камнеломка, колеус, кактусы, монстера, пеларгония (герань), папоротник, сансевьера, традесканция, узамбарские фиалки, фикус фуксию. При это каждое растения должно иметь паспорт, т.е. этикетку, на которой указано название этого растения научное, простонародное, время посадки, условия содержания, родина. Из животных лучше всего содержать неприхотливых, которые свободно переносят неволю и не мешают проведению учебного процесса. Это могут быть аквариумные рыбки, водные членистоногие (жуки-плавунцы, пауки-серебрянки, личинки стрекоз, поденок, дафнии, циклопы), гидры, моллюски (катушки прудовики, беззубки, слизни), черви (дождевые черви).

Гербарии - это засушенные на стандартных листах бумаги в определенной тематической последовательности растения со всеми органами или частями. В начальной школе необходимо иметь гербарии древесных растений своей местности (береза, дуб, ольха, осина и др.), травянистых (различного вида злаки мятлик луговой, ежа сборная, мышиный горошек) растения других природных зон (арктической — полярные ивы, карликовая береза,..., широколиственные граб, вяз), могут быть гербарии листьев разных растений...

Коллекции - это группы одинаковых объектов или объектов имеющих общие признаки. В начальной школе урокам естествознания для изучения темы "Полезные ископаемые" необходимо иметь коллекции горных пород и минералов, также коллекции сухих плодов и семян и др.

Влажные препараты - это объекты живой природы зафиксированные в специальных растворах (спирте формалина, концентрированных растворах соли и сахара). Это сочные плоды и семена, небольшие животные.

Сухие препараты — это натуральные засушенные отдельные органы или целые растения и животные. В основном сухие препараты делают из сухих семян и плодов, шишек хвойных растений, насекомых (жуки, стрекозы).

Изобразительные средства обучения. Это объемные - модели, муляжи. (Модели - глобус, теллурий. Муляжи- плоды и овощи, грибы, внутренних органов - сердце, почки и т.д.) и плоскостные - модели аппликации (круговорот воды в природе, питание растений), таблицы на печатной основе (растения леса, животные леса, холм и т.д.) географические карты, физическая карта полушарий, физическая карта России, карта природных зон и др. дидактические карточки. К этой групп относят учебные фильмы, диапозитивы, (к сожалению последняя группа мало используется учителями начальной школы в силу отсутствие технических средств обеспечивающих их демонстрацию). Кинофильмы сегодня заменяю видеофильмами и записями на дисках для компьютеров.

Технические средства (ТСО).

средства информационных технологий (компьютер, программное обеспечение)

Литература для учащихся (учебники по естествознанию, хрестоматии А.А. Плешаков "Зеленые страницы словари и справочники Рянжин Экологический букварь, рабочие тетради А.А.Плешаков "ТОО задач по экологии" Вахрушев Рабочие тетради по предмету "Мир вокруг нас"(показать), атласы) и учителя (методическая литература, справочники и др.)

Основные принципы выбора оборудования для урока естествознания - это наиболее яркое выражение демонстрируемого признака. Характер и частота использования наглядного пособия является основным принципом подбора оборудования в кабине и к уроку естествознания. Есть пособия, которые используются достаточно часто - это могут быть плоскостные динамически модели "Основные группы растений" и "Основные группы животных", "Календарь погоды". Есть пособия которые используются только на отдельных уроках это могут быть таблицы, на которых изображены отдельные виды растений и животных "Медведь "Заяц". Поэтому первые пособия размещаются таким образом, что бы их можно было сразу достать и использовать ил помещаются на отдельные стенды.

Наибольшую трудность вызывает содержание в кабинете животных. Так как животные могут создавать шум во время урока, о них может исходить запах, поэтому для их содержания выделяют специальное помещение "Уголок живой природы",в котором создают все условия для содержания животных, это освещенность, режим проветривания, температурный режим, режим кормления, наличие воды.

Так как кабинета природоведения в начальной школе нет, учителя создают уголок природоведения в том кабинете, где учатся дети, поэтому при подборе оборудования учитывается способность объектов живой природы вызывать аллергические реакции, поэтому в кабинетах не должно быть растений с резким запахом, ядовитых (различного вида молочаи).

Географическая площадка, В материальное оснащение предмета естествознание входит географическая площадка, которая так же отсутствует в большинстве современных школ. Географическая площадка необходима для проведения различны практических работ учащихся:

По определению движения солнца по небосводу (изучение положения тени от гномона).

По ориентированию на местности при помощи компаса.

По измерению толщины снежного покрова.

По измерению погодных показателей (температуры воздуха, влажности воздуха, направлении и силы ветра)

По моделированию различных форм земной поверхности (холм, речная долина).

По развитию пространственного глазомера

Для географической площадке выбирается участок земной поверхности площадью территории 10 на 10 метров близ школы, хорошо освещенный и не защищенный от ветра.

Учебно-опытный участок, Существует типовое положение об учебно-опытном участке общеобразовательной школы. Содержание и организация работ! учащихся на учебно-опытном участке.

Учебно-опытный участок создается во всех типах школ для проведения занятий по трудовому обучении:

уроков по природоведению, биологии, организации общественно полезного труда, производственного труда, внеклассное юннатской, опытнической, природоохранной работы.

Отделы учебно-опытного участка: полевых культур, овощных культур (в этих отделах выращиваются

системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны), плодово-ягодных культур (этот отдел состоит из сада, ягодников питомников), цветочно-декоративный (выращиваются однолетние, двулетние и много летние цветочно-декоративны растения), коллекционный (типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений распространенные лекарственные, медоносные, растения, новые для данной местности культуры), зоолого-животноводческий (зависимости от условий могут быть крольчатник, птичник, пасека, в состав отдела входит уголок живой природы), начальных классов (выращиваются сельскохозяйственные культуры и другие растения в соответствии с программой по труду). В состав участка входят защищенный грунт (теплицы, парники, рассадники, в которых выращивается рассада овощных, цветочно- декоративных растений, размножаются плодово-ягодные и декоративные растения), «зеленый класс» (предназначен дл проведения занятий), подсобные помещения, географическая площадка. Другие отделы: дендрологический (коллекция древесных и кустарниковых растений), производственный (выращиваются овощи, картофель, фрукты и ягоды для школьной столовой) Площадь каждого отдела определяется руководством школы с учетом местных условий и количества учащихся, привлекаемых работе.

Основными направлениями деятельности учащихся начальной школы на участке являются выращивание растений, наблюдения з их ростом и развитием, проведение не сложных сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения природоведения, кружковых занятий.

На учебно-опытном участке учащиеся начальных классов имеют возможность более подробно изучить биологию разных видов растений, приемы размножения, выращивания, ухода, освоить специальную номенклатуру, провести тщательные фенологические наблюдения - выяснить сезонную ритмику отдельных видов, сроки цветения, плодоношения, способность к возобновлению определить сроки сбора семян и плодов.

Работа на учебно-опытном участке имеет большое значение для развития младшего школьника. Во время работы на нем происходит обучение детей младшего школьного возраста трудовым сельскохозяйственным (агротехническим) приемам работы, закрепляются полученные ранее на уроках природоведения теоретические знания о биологии растений на практике. Школьники овладевают культурой сельскохозяйственного труда, опытной работы. Во время работы на учебно-опытном участке осуществляются все аспекты воспитания - эстетический, экологический, природоохранный, трудовой

 

 

(7).

7. Урок – ведущая форма изучения природы. Урок — форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по установленному расписанию для до­стижения учебно-воспитательных целей.

Каждый урок посвящается изучению определенного вопро­са программы и поэтому представляет собой нечто законченное и вместе с тем является продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.

Современный урок выполняет следующие функции:

1. Обучающая, познавательная функция связана с приобре­тением учащимися систематизированных знаний, умений и на­выков по курсу природоведения. Для этого учитель при отборе материала выделяет ведущие, главные, и второстепенные по­нятия, обеспечивает их развитие из урока в урок, повышает качество знаний учащихся. К основным критериям качества при­родоведческих знаний относятся их полнота, объективность, осо­знанность, глубина, прочность, действенность (применяемость), системность.

К обучающей функции урока относится также формирова­ние у младших школьников системы общеучебных и специаль­ных практических умений и навыков.

Общеучебные умения и навыки — работа с учебником, тет­радью; схематическая зарисовка на доске и в тетрадях и т. п. Специальные умения и навыки — ведение фенологических на­блюдений в природе, наблюдений за сезонной трудовой дея­тельностью людей; работа с «Дневником наблюдений»; умения ориентироваться на местности, пользоваться простейшими при­борами, распознавать части растения, оформлять коллекции, гербарии и т. д.

2. Воспитательная функция урока заключается в формиро­вании у младших школьников в процессе изучения и понимания основных законов развития природы.

Содержание природоведческого материала позволяет решать задачи патриотического, экологического, трудового и эстетиче­ского воспитания учащихся. На уроках природоведения учи­тель рассказывает школьникам о деятельности природоохрани­тельных органов по охране и восстановлению природных ре­сурсов, заботе о здоровье человека и улучшении условий его

жизни, учит детей правилам поведения в природе, бережному отношению к ней.

Изучение предметов и явлений природы способствует разви­тию у детей эстетического вкуса, приучает их видеть и слы­шать прекрасное, ценить его.

3. Развивающая функция урока включает в себя развитие у младших школьников личностных качеств, связанных с их умственными и познавательными способностями. На уроках природоведения учитель развивает мышление учащихся, тре­нирует их память, вырабатывает внимание, наблюдательность. С этой целью продумывается специальная система заданий, на­правленных на решение таких задач, как обучение учащихся умениям описывать объекты природы, выделять главные при­знаки, второстепенные, сравнивать, обобщать и делать выводы в ходе наблюдения, постановки простейших опытов.

4. Стимулирующая функция урока предполагает такое обу­чение, которое вызывает у всех учащихся устойчивую потреб­ность в знаниях, интерес к изучению природы, активизирует познавательную деятельность.

Школьный курс природоведения, его содержание, процесс обучения и материальная база обладают целой системой сти­мулов, способствующих развитию у детей интереса к учению. 5. Самообразовательная функция урока связана с обучением школьников приемам и методам самостоятельной работы: с учебником природоведения, «Дневником наблюдений», глобусом, картой, таблицами и рисунками. Осуществляется она на разных этапах урока, а закрепляется в домашней работе.

Требования к уроку условно можно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. Среди них можно выделить специфичные для уроков природо­ведения.

1. Дидактические:

а) определение системы природоведческих фактов, понятий урока в соответствии с учебной программой по предмету, формирование умений и навыков с учетом уровня подготовки и психологических особенностей детей данной возрастной группы;

б) широкое использование на уроках местного природного материала.

2. Воспитательные:

а) в процессе изучения курса природоведения научить школьников понимать основные законы природы

б) обучение природоведению в тесной связи с жизнью, тру­довое воспитание школьников;

в) воспитание в детях бережного отношения к природе и изучение правил поведения в ней;

г) развитие эстетических чувств младших школьников в процессе познания окружающей среды.

Структура урока — последовательность отдельных этапов взаимосвязанных между собой и обеспечивающих его целостность.

Этапы:

1.орг.момент (подготовка учащихся к восприятию учебной информации,1-2 мин.)

2.проверка д.з. (контроль за усвоением естественно-научного материала, 7-10 мин)

3.повторение опорных ЗУН, кот. Не всегда входят в содержания д.з. (актуализации понятий необходимых для изучения новой темы)

4.этап постановки учеб.задачи перед учащимися

5.изучение нового материала (формирование развития новых естественнонаучных ЗУН, 15-20 мин.)

6.закрепление (выяснение степени усвоения новых естественнонаучных понятий, также корректировка и уточнение, недопонимание возникших у учащихся вопросов)

7.обобщение и систематизация знаний (приведения усвоенных мл. шк. природоведческих знаний в определенную систему.)

8.инструкция по д.з.

Классификация уроков естествознания: по содержанию (уроки биологии, географии), по способу проведения (практические, лабораторные, экскурсии, игры, беседы), по дидактической цели (вводные, обобщающие, комбинированные и предметные), методы обучения (уроки приобретения новых знаний,

Закрепления новых знаний, уроки проверки и учета знаний

Типы уроков и их хар-ка

Вводные – первый урок по курсу естествознания и первые уроки при изучении больших тем. Цель – формирование у шк. общих представлений об учебном предмете, кот. им предстоит изучать. Структурные элементы: беседа с целью выявления уровня подготовки учащихся к изучению новой темы.

Комбинированные: предполагают решение нескольких целей: проверка раннее усвоенных естественнонаучных ЗУН, изучение нового естественнонаучного материала, обобщение и систематизация имеющихся знаний.

Предметные уроки, получения учащимися нач.шк.естественнонаучных знаний в ходе непосредственной работы с предметами живой и неживой природы. Обязательным элементом явл. организация практической работы учащ. с предметами природы. Структура: беседа по опорным понятиям, вводное объяснение, изучение нового материала, самостоятельная работа.

Обобщающие уроки. Проводятся в конце изучения тем.

Уроки объяснительного чтения, проводятся в 1 и 2 кл. и решают 3 осн. задачи: сообщение новых знаний, развитие навыков чтения и помощь в работе с текстом.. обязательное наличии объектов природы и наглядных пособий. Можно использовать рассказы учебников, деловые статьи и заметки натуралистов.

Уроки с демонстрацией опытов. Цель показать методы изучения природы, ее отдельных компонентов и существующих связей.

Подготовка учителя к уроку, начинается составления плана. 3 вида плана:

1. план проведения урока (поурочный план)

1. тематическое планирование (планирование сис-мы уроков в пределах одной темы)

2. перспективное планирование (несколько тем по календарным срокам)

подготовка урока это разработка такой организации учебного процесса, кот. в данных условиях обеспечит наивысший конечный результат.

Элементы:

-Тема урока

-цели и задачи

-методы и метод. приемы

-оборудование

-ход урока с его составными частями

 

(4)

Понятия. виды понятий

Ребенок приходит в школу имея жизненные представления о предметах и явлениях природы Л. С. Выгодский ввел разграничение понятий на научные и не научные (житейские, имея ввиду специфику их усвоения)

Житейские понятия:

приобретаются стихийно и отличаются неосознанностью существенных признаков

Научные понятия:

1) формируются на базе у учащихся чувствительного опыта;

2) представляют собой систему, в которой они связаны между собой логически и по содержанию;

3) характеризуются более высоким уровне; абстракции.

Школьный курс естествознания призван формировать первоначальные научные понятия.

Содержание школьного курса естествознания включает основы системы понятий начального естествознания. Особенности первоначальных естественнонаучных понятий в том, что осуществляется первоначально усвоения, не зависимо от возраста учащихся, закономерностей, сущности объекта или явления природы.

Понятия, в основе которых находится чувственный опыт, также называются первоначальными

Формирование общих естественнонаучных понятий осуществляется через формирование простых и единичных биологических и географических понятий. В учебном процессе по естествознанию простые природоведческие понятия последовательно дополняются другими такими же простыми понятиями, и постепенно превращаются в сложные.

Детей дошкольного и младшего школьного возраста отличает любознательность, они рассматривают окружающий мир, выделяют в нем отдельные предметы, факты, явления природы В сознании фиксируют предмет природы и изменения которые с ним происходят. Но дети затрудняются сделать их описание, выделить характерные признаки предметов и явлений природы, объяснить причину тех или иных явлений природы

Ребенок владеет словом, термином с помощью которого обозначается тот иной объект или явление природы, но сущность этого явления для него не понятна.

3. Процесс формирования первоначальны: научных понятий по естествознанию

Этапы формирования.

Ощущение - это элементарные процессы психического отражения отдельных особенностей предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний своего организма.

Восприятие- форма чувственного отражена действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образы

Представления - чувственно-наглядные образы: сохраняемые в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

Представления памяти.

Представления воображения

Первичные понятия – абстрактная форма естественнонаучного знания, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предметов или явления природы.

4.Условия формирования естественнонаучных понятий в курсе естествознания

На этапе восприятия происходит накопление большого фактологического материала

Это обеспечивает:

А) наличие натуральных объектов или их заменителей и возможности наблюдать явления природы;

Б) организация соответствующей познавательной деятельности младших школьников:

- организация упражнений, уточняющих восприятие.

- обеспечение активности детей.

- опора на имеющиеся знания детей.

Чем лучше школьник будет знаком с изучае­мыми объектами природы, тем полнее, точнее и содержательнее будет восприятие и представление о них.

Наибольшую полноту формируемых ощущений обеспечивает сочетание изобразительных и нату­ральных наглядных средств.

На этапе представлений

Деятельность учителя направлена на:

1. формулировку вопросов и заданий, требующие воспроизведения ощущений

2. организацию упражнений по узнаванию и различию природных объектов или явлений. Для их выполнения детей необходимо научить таким приемам умственной деятельности как деление це­лого на части, выделение признаков предметов или свойств явлений природы

3. воссоздание чувственного образа - зарисовка по памяти, которая также формирует умение схе­матичного пространственного изображения пред­метов и явления природы.

На этапе формирования понятий

Организация проблемного обучения естество­знанию.

Определенная система изложения материала, определенная логическая последовательность.

Организация системы повторений, которая позволяет установить связи между понятиями простыми и сложными, единичными и общими.

Широкая опора в процессе формирования но­вых понятий на уже имеющиеся у учащихся знания, на уроках естествознания и других предметов.

В учебном процессе организация повторение именно тех понятий, которые могут служить опорными при формировании новых.

Терминологическая работа, т.е. работа над ус­воением языка наук биология и география.

Термин обладает двумя функциями: он называ­ет предмет и отражает Существенные признаки со­держания понятия.

Приемы работы над усвоением термина:

1) проговаривание термина вслух;

2) работа по орфографии;

3) выяснение этимологии (происхождения, из какого языка пришло, кто ввел);

4) семантика (смысловое значение);

5} запись на доске и т.д.

Продолжение отработки приемов умственной деятельности - анализ, определение главных и вто­ростепенных признаков природных объектов и явлений, синтез, обобщение, выводы, определения, классификации.

Обучение детей специальным практическим приемам: умениям вести наблюдения в природе по заданиям «Дневника наблюдений», учителя, фик­сировать их, пользоваться простейшими приборами (термометром, компасом, флюгером и т.д.), про­стейшим лабораторным и экскурсионным оборудо­ванием, соблюдать правила личной гигиены и мно­гое другое.

Выполнение тех практических работ, которые определены программой.

Для формирования умений и перевода их в навыки недостаточно разовых практических работ, отра­ботка формируемых умений должна вестись систе­матически.

Формирование природоведческих понятий, также как и представлений, длительный, трудоемкий процесс, состоящий в расширении и углублении ранее усвоенных представлений и понятий, введе­нии и формировании новых на всем протяжении обучения естествознанию и требующий целенаправленной и систематической работы учителя.

 

 

(6)

Формы организации учебной работы:

Форма обучения — это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения (в классе, природе и т. п.), используемая учите­лем в процессе воспитывающего обучения.

В связи с особенностями содержания курса природоведения, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, раз­личают следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками: урок, экскурсию, внеурочную домаш­нюю и внеклассную работу. Для каждой из форм характерны определенная организующая и обучающая деятельность учите­ля, продолжительность и метод проведения, особая организация индивидуальной, групповой или коллективной учебной работы школьников.

Главная форма организации обучения в современной совет­ской школе — урок.

Уроки располагаются в определенной последовательности, которая обеспечивает планомерное, систематическое усвоение учащимися фактов, представлений, понятий, обобщений, состав­ляющих содержание начального курса природоведения, а так­же формирование и развитие как общеучебных, так и специ­альных умений и навыков по наблюдению за объектами приро­ды, постановке простейших опытов с ними.

На уроках природоведения также решаются задачи воспи­тания и всестороннего развития личности младших школьников.

На уроках учитель использует словесные, наглядные, прак­тические методы обучения, разнообразные наглядные средства для формирования прочных, осознанных знаний о неживой и живой природе, о растениях и животных нашей Родины.

Вместе с тем урок, оставаясь основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе, в современных услови­ях стал тесен для некоторых видов практической деятельности учащихся, связанных с изучением объектов природы в их есте­ственных условиях. Поэтому большое внимание уделяется до­полняющим формам обучения: экскурсиям, внеурочным, до­машним занятиям.

На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще все­го основная цель экскурсии — формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, получен­ные в ходе ее, используются на последующих уроках как основа для формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их внутренних свойств.

Связь домашних занятий с уроками осуществляется посто­янно, из урока в урок. Учащиеся по заданию, полученному на уроке, самостоятельно работают с текстом и иллюстрациями учебника природоведения, ставят простейшие опыты, проводят наблюдения, Весь изученный дома материал используется на последующих уроках в качестве опорных знаний для формиро­вания новых.

Несколько иная связь существует между уроками и внеуроч­ными работами, которые являются обязательными для всех уча­щихся, но выполняются по индивидуальным или групповым заданиям в природе, уголке живой природы или на учебно-опытном участке.Внеурочные работы — это такие виды учеб­ной деятельности учащихся, которые не укладываются в рамки урока, но проведение их необходимо в связи с освоением школь­ной программы по начальному природоведению. К ним относят­ся фенологические наблюдения в природе, наблюдения за се­зонным трудом людей, выращивание растений на учебно-опыт­ном участке, летние задания.

Задания для внеурочных работ специально продумываются учителем и даются на уроках в течение всего учебного года; результаты их выполнения проверяются, оцениваются и исполь­зуются в учебно-воспитательном процессе для решения позна­вательных задач.

Среди организационных форм обучения природоведению осо­бое место занимает внеклассная работа. Она является необяза­тельной для всех учащихся и объединяет тех, кто интересуется предметом, хочет глубже и больше знать о природе, участво­вать в разных мероприятиях, связанных с ее изучением. Вне­классная работа по природоведению включает в себя индиви­дуальные, групповые и массовые виды занятий. Они строятся на основе учебного материала, но по свободно выбранной тема­тике с учетом интересов учащихся. Содержание внеклассных занятий должно дополнять и углублять программные знания учащихся, расширять их кругозор, формировать практические умения и навыки.

Все организационные формы обучения по природоведению взаимосвязаны между собой. На уроках учащиеся получают за­дания для ведения фенологических наблюдений, по постановке простейших опытов в уголке живой природы, на учебно-опыт­ном участке. Материал, изученный на уроках, дополняется, кон­кретизируется, обобщается на экскурсиях, при выполнении до­машних заданий. В то же время результаты опытов, наблюде­ний, выполненных по заданию учителя, используются на уроках для подтверждения тех или иных теоретических положений или в качестве опорных знаний при формировании новых понятий. Например, на уроках по теме «Растительный и животный мир лесов» (IV класс) учащиеся отрабатывают понятия «леса лист­венные, хвойные и смешанные», «растения леса своей местно­сти», «животные леса», «охрана леса».

Закрепление этих понятий осуществляется через систему до­машних занятий. Дети не только запоминают материал учебни­ка, но и собирают новый о лесных растениях и животных, узнают о мероприятиях, которые проводятся по охране природы своей местности, и др. Собранные детьми сведения учитель использует на уроках.

Во внеурочной работе учащиеся ведут наблюдения за из­менением леса в разное время года, делают гербарии лесных растений.

Полученные знания позволяют учащимся увидеть взаимо­связь, существующую между растениями, животными, условия­ми их жизни в лесу и деятельностью человека.

Внеурочная, внеклассная работа, общественно полезный труд по озеленению класса, школы, опыты по выращиванию овощ­ных культур на учебно-опытном участке помогают решать задачи трудового, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Классно-урочная система— это коллективная форма обуче­ния. В ней важно сочетать требования к коллективу с требова­ниями к отдельным учащимся. Коллективные виды деятельно­сти учащихся — это фронтальная и групповая работа.

Индивидуальная познавательная деятельность учащихся ча­ще всего используется во внеурочной и внеклассной работе, например при выполнении домашнего задания. В условиях уро­ка индивидуальная работа ограничена, так как трудно разра­батывать задания с учетом подготовленности, интересов, ум­ственных возможностей каждого ученика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: