Основные позиции проекта




ШКОЛА ШКОЛ

Научно-практическая международная конференция-мастерская

 

ШКОЛА ШКОЛ – это платформа, на базе которой участники (студенты, преподаватели, эксперты) смогут разработать методологические и методические форматы, а также конкретные научно-образовательные проекты и программы – летние и зимние школы, междисциплинарные мастерские, конференции, фестивали и иные события, актуальные для российских университетов в вопросах совершенствования условий профессионального роста, адаптации гуманитарного знания к вызовам социально-экономической ситуации, налаживанию механизмов межинституциональной и международной интеграции и партнерства.

 

Проблемный фон

Российское образование в гуманитарной сфере отличается консервативностью и высоким уровнем «закрытости». Перед выпускниками, закончившими тот или иной университет, открываются две дороги: назад в университет – к преподаванию (т.е. к воспроизведению или «косметической» модернизации известных курсов и дисциплин), или в «большую жизнь», где, как оказывается, полученные знания плохо конвертируются в запрашиваемые, а навыков недостаточно для практической работы.

Кроме несовпадения форматов «выхода» из университета и «входа» в жизнь, университетское образование, к сожалению, не является средой формирования навыков самостоятельной работы и представления о необходимости (и даже вынужденности) творческих подходов к деятельности. Самостоятельность и творчество не рассматриваются в образовательный процессах ни как ценности, которые нужно закреплять, ни как технологии, которые можно осваивать, ни как принципы, на которых может быть построена конвертация знаний.

Следующим проблемным планом является линейность, традиционность и узко-дисциплинарная направленность образовательных программ. Четкое разграничение дисциплин, их выстраивание на основании «исторической последовательности», «тематической определенности», обязательной связи с фундаментальными исследованиями, – все это делает систему преподавания «жесткой», закрытой для множественности интерпретаций, связей с другими знаниевыми и практическими блоками и т.д.

Образовательные подходы формально встроены или, точнее сказать, дополнены, практическими занятиями, которые, в силу своей случайности, не обладают инспирирующими качествами, не предполагают ответственности и поиска самостоятельных решений.

В свете сказанного, открытым вопросом для большинства университетов остаются эффективные меж- или над-дисциплинарные связи.

Особым дефицитом оказывается как качество, так и сам принцип коммуникации – вертикально-интегрированные системы образования с трудом открывают возможности формирования междисциплинарных исследовательских коллективов и проектных групп, ограничивают мотивации общения с неакадемическими структурами и т.д.

К указанным составляющим проблемного фона примыкает также и вопрос об уровне и качестве учебных и исследовательских работ в гуманитарной сфере, в большом числе случаев, не только студенты, но и преподаватели, оперируют отжившими или устаревающими представлениями, методами и знаниями. Таким образом университетское образование отражает и воспроизводит отставание и низкую степень интегрированности российской науки в международный контекст.

Краткое обозрение проблемного фона можно завершить перечислением главных «болевых точек» образовательного процесса, на «лечение» которых направлен предлагаемый проект:

- разрыв между характером образования и структурой профессионального спроса;

- разрыв между знаниевой установкой университета и творческой, интерпретационной потребностью развития (как личного, так и общественного, средового и т.д.);

- разрыв между замкнутым контуром университетской традиции и открытым характером актуальной образовательной парадигмы;

- разрыв между принципиальными дисциплинарными и структурными инерциями в деятельности российских университетов и насущной потребностью междисциплинарных межинституциональных инициатив;

- разрыв между выпускником университета и территорией (городом), как потенциальным местом приложения его профессиональных возможностей.

Наконец, общей проблемой для университетов России давно уже стала бесконечно воспроизводимая модель инерционных событий, направленных на повышение уровня образования или реализацию творческих инициатив студентов и преподавателей. В этом смысле узкодисциплинарные и даже междисциплинарные симпозиумы и предметные тематические конференции в малой степени решают проблемы указанные выше.

 

Горизонт цели

ШКОЛА ШКОЛ открывает перспективу развития системы научно-практических мероприятий в российских университетах, как осознанной скоординированной деятельности, направленной на актуализацию образовательных программ. Это касается и расширения возможностей индивидуализации карьерных траекторий для студентов и преподавателей, и развития коммуникации между образованием и динамикой научных, общественных, экономических и иных процессов.

 

Спектр задач

1) Транслировать международный и локальный опыт организации внутри- и межуниверситетских событий, дополняющих, модернизирующих, практицизирующих образовательные программы;

2) Представить и развить опыт творческих интерпретационных практик, способствующих подготовке новых моделей образовательных проектов;

3) Обосновать и разработать актуальные форматы междисцилпинарных и межинституциональных коммуникаций, способствующих актуализации межуниверситетских инициатив;

4) Сформировать типологию и разработать образцы актуальных образовательных проектов.

 

Основные позиции проекта

Проект ШКОЛА ШКОЛ будет осуществлен в одном из университетских городов России (Тверь). Здесь предполагается собрать участников из десяти-двенадцати российских университетов. Каждый из участников рассматривается внутри проекта и как «держатель» институциональной позиции, и как носитель научного опыта, и как потенциальный проектировщик. Известные (зарубежные и российские) эксперты на равных основаниях со всеми двадцатью студентами и аспирантами участвуют в работе проекта. Сценарий работы ШКОЛЫШКОЛ предполагает самоорганизацию участников: от общего мозгового штурма, в ходе которого происходит вброс темы, проблемный анализ и предварительно обозначаются направления решений – к разделению на лаборатории/мастерские и формированию продуктных линеек. Методики и продукты, которые будут разработаны в ходе работы ШКОЛЫШКОЛ относятся к особому разряду. Новые идеи для образовательного процесса – новое независимое экспертно-образовательное событие, новые актуальные по темам и проблематикам школы и другие интеграционные и модернизационные межуниверситетские проекты.

 

ШКОЛА ШКОЛ сконструирована из различных по типологиям деятельных форматов:

- Мозговой штурм объединяет процедуру представления участников, экспозицию их видения и понимая проблемного фона. Здесь же будут намечены направления и темы работы лабораторий и мастерских;

- Лаборатории/мастерские - важнейший блок работы, в рамках которого проявляются и фиксируются исследовательские и проектные инициативы;

- Трансляция опыта (лекционная и информационная линия). Это особая типология работы ШКОЛЫШКОЛ – в рамках дискуссионных форматов участники представляют и обсуждают опыт осуществления актуальных научно-образовательных и научно-практических проектов. Начавшись в первый день работы, эта линия позволяет акцентировать основные свойства и направленность практик, представляемых экспертами, она также способствует определению лидеров, формирующих содержание продуктных линеек ШКОЛЫШКОЛ.

Максимальное число коммуникационных практик определяет характер проекта – именно в контакте между представителями различных позиций, институций, опытов, дисциплин складываются творческие группы, появляются проектные идеи, согласуются интересы.

В течение четырех дней ШКОЛА ШКОЛ может пройти путь от разнонаправленных работ группы специалистов в ходе мозгового штурма до согласованной межпрофессиональной позиции, обосновывающей создание российской межуниверситетской платформы порождающей, сопровождающей, координирующей разномасштабные, творческо-образовательные, научно и инновационно-ориентированные события.

Практико-ориентированная направленность ШКОЛЫШКОЛ предполагает, что многие из ее участников окажутся инициаторами и организаторами практических начинаний в сфере актуализации, диверсификации, модернизации образовательных проектов и программ. Идеи участников в дальнейшем могут стать основанием для разработки целого спектра концепций, в поддержке которых могут быть заинтересованы государственные и образовательные структуры, бизнес, благотворительные фонды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: