происходит из села Кушелы




Гдов

Дмитриевский собор

Чтимый образ честного славного Прока, Предтечи и Крестителя

Господа нашего Иисуса Христа, находившийся ранее во Гдове,

происходит из села Кушелы

____________________________________________________________________

 

Читая Х том хрестоматийного для исследователей края издания Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии, в Общем очерке редактора тома протоиерея И.Г. Покровского находим свидетельства о битве 1341 г. при псковском селе Кушела. Там же имеются свидетельство, что в память победы под Кушелой была написана специальная икона, которая чтилась благодарными жителями Гдовщины:

«В соборе (Гдова – В.Б.) находится древний образ св. Иоанна Крестителя. Он написан в память победы, одержанный над немцами при Кушелском озере (губе), в 40 в. на с.-в. от Гдова, в 1341 г., и принесен в Гдовский Николаевский монастырь в 1754 г. и оттуда в собор, протоиереем Константином Петровичем Несвицким в 1846 году».

Безусловно, описательная часть очерка в части стычки на Кушеле опирается на Полное собрание русских летописей (ПСПЛ), которые уже в то время было доступно исследователям. Издавались летописи и в советский период. В настоящее время осуществлено очередное издание летописей, в котором имеется это сообщение.

«…(6849/1341) То же месяца догадавшеся псковичи пешцы молодые люди поидоша воевать Занаровьа 50 муж о Калеке о Карпе о Даниловиче, а в то время Немци переехавше Норовоу, повоеваша села псковскаа по берегоу, и Карп с дружиною сретошася с Немци с норовцы на Коушели оу села на болоте, и, ополчившеся, псковичи сташе с Немци битиси крепко, на память Рожества святого Ивана Крестителя, и оубиша Немец на припоре 20 моуж; и побегоша прочь посрамлени, повергыи полон всь добыток свои, и прогнаше их за Наровоу, а сами псковичи, поимавше всь добыток их и самых оружие и порты, воротишася во Псков» (ПСРЛ).

То же в изложении И.Г. Покровского:

«…В 1341 г. отряд рыцарей из-за Наровы опустошил псковские прибрежные села. Пятьдесят молодцов псковичей, под предводительством Карпа Даниловича, отправившись «воевать Занаровье», встретились с рыцарями на болоте при Кушельском озере, у села Кушелы, и сразились: 20 немцев пало в битве, прочие обратились в бегство. Этот день долго праздновался жителями Кушелы; в память этого события была написана икона св. Иоанна Крестителя (битва происходила 24 июня), и на месте победы устроена часовня. В том же году Илья, посадник псковский, ходил в лодках на немцев и опустошил их волости около озера и по Нарове, где и теперь на высоком холме возвышается каменный крест, и самый холм называется Ильиной горой (могила Ильи богатыря, близ Ольгина креста».

 

В более позднем богато оформленном издании находим и само изображение иконы.

 

 

Икона Святого Иоанна Предтечи из Дмитриевского собора г. Гдова.

Иллюстрация из книги «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси».

Память - 24.06/7.07. Кушела, Рудно.

 

В том же Х томе Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии имеется другое свидетельство о Кушеле:

«Второй благочиннеческий округ. Церковь в погосте Рудном. …Из часовен замечательна часовня в деревне Кушеле, при Иванском ручье, устроенная там, где, по народному преданию, псковской посадник Карп Данилович Колека победил немцев, в 1340 г. Тут есть курган, под которым, будто бы, погребены убитые немцы. Победа произошла на 24-е июня и потому здесь долго бывали на этот день, игрища с кулачными боями. Игрища в 18 в. были запрещены, образ Иоанна Крестителя, написанный, будто бы, самим посадником, перенесен в Гдовский Николаевский монастырь, а в погосте Рудне устроен придел в честь Иоанна Предтечи. Чрез несколько времени образ снова явился в Кушельской часовне и, по воле псковского и нарвского архиепископа Симона, снова перенесен во Гдов. По упразднении монастыря, образ, протоиереем Несвицким, перенесен в Гдовский Дмитриевский собор, где находится и ныне. О победе посадника над немцами есть надпись на образе».

Очередное свидетельство об образе в Кушеле дает и Ефим Андреев. Оно помещено в том же издании:

«Рудный. Погост Рудный считается древнейшим в здешней местности. К приходу его прежде принадлежали приходы: Сиженскй, Веинский и Черновский. В округе его находится Кушела, древнее «Псковское село», при котором, в 1341 г., псковичи, с Карпом Даниловичем Кольком, разбили немцев, положили 20 человек на месте, а остальных прогнали за р. Нарову, и отбили от них награбленную ими добычу, оружие и запасы. На месте этом существовала в древности крестообразная часовня и совершался праздник, в память победы, на день Рождества Иоанна Предтечи. По этому случаю был написан образ Предтечи с житием его. Впоследствии местные жители праздник Крестителя слили с языческим празднованием купалы и совершали ночные оргии; даже делали геройские турниры в дубье, в несколько пар, и дрались на кулачки; а место было пустынное, при озере. От бесчинства случались и смертоубийства. Вследствие таких беспорядков праздник переведен в погост Рудный, а икона Предтечи, по просьбе монахов Николаевского Гдовского монастыря, перенесена, по благословенью Симона, архиепископа Псковского, в означенный монастырь, около 1754 года, и теперь находится в Гдовском соборе

…Когда переносили из Кушелы икону св. Иоанна крестителя, в 1730 г. то народ противился этому, и вскоре она похищена была тайно из монастыря. Пронесся слух, что икона явилась на прежнем месте, но ее вторично взяли в монастырь, причем жители ожесточились и хотели ее вырвать из рук присланных из монастыря и бросали на монахов камнями, причем случилось убийство; так носятся предания».

Примечательна во многих отношениях личность настоятеля гдовского собора протоиерея Константина Несвитского, который инициировал последний перенос чтимого образа в собор и украсил его серебряной ризой:

«…После перевода о. Иоанна Кедрова к Преображенскому собору Нарвы настоятельское место при гдовском соборе занял его младший брат, о. Константин Несвитский, возведенный в сан протоиерея (иногда случалось, что при определении в Духовные школы родные братья получали разные фамилии). О. Константин окончил столичную духовную семинарию на 10 лет позже своего брата Иоанна. В 1821-1831 годах священствовал в Покровской церкви села Кярово под Гдовом. Эта церковь в родовой вотчине Коновницыных первоначально, в XVIII веке, числилась приписной к Гдовскому собору…»

«…В 1822 году скончался один из героев войны 1812 года граф П.П. Коновницын, и о. Константин участвовал в погребении его тела в кяровском храме. Здесь же, в Кярове, в 1829 году у о. К. Несвитского родилась дочь Елизавета. Ее детство и отрочество прошли в Гдове, затем она жила в Кронштадте, куда переместили о. Константина. В 1855 году протоиерей К. Несвитский вышел на покой, а 26-летнюю Елизавету выдали замуж за будущего всероссийски чтимого пастыря и праведника о. Иоанна Кронштадтского - тогда всего лишь молодого кандидата богословия И.И. Сергиева».

«…Настоятелем гдовского собора о. К. Несвитский прослужил 17 лет (с 1831 по 1848). О его пастырской ревности здесь долго напоминал и стопудовый колокол, перелитый из старого, меньшего веса, и серебряная риза, украсившая житийную икону св. Иоанна Предтечи - древнейшую в Гдове».

А.К. Галкин.

PS

К сожалению, судьба чтимой иконы сегодня не известна.

 

Литература.

 

Покровский И.Г., протоиерей. Гдовский уезд. Общий очерк. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х (СПБ. 1885).

Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская Епархия, 1908. V выпуск. Иногородние церкви».

А.К. Галкин. Гдовский Дмитриевский собор - кафедральный храм священномученика митрополита Вениамина. // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 32. СПБ, 2004.

(ПСРЛ. Псковские летописи. Т.V. Вып. 2.с. 94. М. 2000).

 

БВИ. М. 2009.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: