КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

ВВЕДЕНИЕ. Предмет курса «Логика и методология науки».

Проблема познания. Наука как форма познания мира. Значение логического и методологического анализа науки. Роль логики в науке. Методология как средство рационализации и оптимизации познавательной деятельности. Понятие методологической компетентности специалиста.

 

РАЗДЕЛ 1. Логические основания научного мышления.

 

ТЕМА 1.1. Логические основания научного мышления.

Логика как философская наука и основа теоретического знания. Место логического мышления в научной деятельности. Формы логического мышления (понятие, суждение, умозаключение) и основные законы логики (закон тождества, закон достаточного основания, закон исключенного третьего). Методологическая функция законов логики. Понятие как логическая форма мышления. Структура понятия: содержание, объём. Содержание понятия. Общие и отличительные признаки. Основное, производное и полное содержание понятия. Объём понятия. Отношения между объёмами понятий. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые (полная совместимость, частичная совместимость, подчинение) и несовместимые (соподчинение, противоположность, противоречие) понятия. Круги Эйлера как средство анализа отношений между объёмами понятий. Виды понятий по различиям в объёме и содержании. Нулевые и ненулевые, единичные и общие, разделительные и собирательные, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и относительные.

 

Тема 1.2. Понятие. Логические операции с понятиями.

Понятие логической характеристики имени. Закон обратного отношения между объемом и содержанием имён. Ограничение и обобщение имен. Пределы ограничения и обобщения. Определение. Виды и правила определения понятий. Деление понятия и требования к операции деления. Классификация и типология.

Тема 1.3. Суждение. Логические операции с суждениями.

Суждение как логическая форма мышления. Простые и сложные суждения. Виды простых и сложных суждений. Преобразование суждений: превращение, обращение, инверсия, противопоставление предикату. Логическая характеристика суждений. Таблица истинности и табличное определение логических операций логики высказываний.

 

Тема 1.4. Умозаключение. Роль умозаключения в познании.

Умозаключение как форма мышления. Роль умозаключений в познании. Виды умозаключений. Выводы по логическому квадрату: превращение (обверсия), обращение (конверсия), противопоставление (контрапозиция), инверсия. Основное правило непосредственных силлогистических выводов. Коммуникативные функции непосредственных силлогистических выводов.

Опосредованные силлогистические выводы. Понятие простого категорического силлогизма, его структура. Посылка и заключение. Понятие термина. Термины крайние (меньший, больший) и средний. Роль среднего термина. Понятие правильного силлогизма. Круги Эйлера как средство отбора правильных силлогизмов. Основные правила простого категорического силлогизма. Фигуры и их правила. Понятия модуса. Отбор правильных модусов с помощью основных правил и правил фигур.

Сложные силлогизмы: полисиллогизм, эпихейрема. Сокращенные силлогизмы: энтимема, сорит. Устранение формальных и содержательных ошибок в рассуждениях с помощью процедуры восстановления сокращенных силлогизмов до их полной формы.

РАЗДЕЛ 2. Специфика научного знания.

 

ТЕМА 2.1. Понятие науки. Структура научного знания.

Понятие науки. Категории науки. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни научного знания. Теория как форма и система знания. Виды теорий. Истинность теорий. Понятие научной проблемы. Функции научной проблемы: программирующая, селективная, эвристическая. Роль гипотез в познании.Логические требования к гипотезе: описание и объяснение, формальная (внутренняя) и содержательная (внешняя) непротиворечивость, принципиальная проверяемость, относительная простота. Вопрос и гипотеза как формы научного познания, их методологическое значение. Виды гипотез. Структура гипотезы. Построение гипотез. Проверка гипотез. Проблема доказательства гипотез.

 

РАЗДЕЛ 3. Методология научного познания.

 

ТЕМА 3.1. Проблема метода в научном познании.

Проблема метода в научном познании. Понятие метода как универсального алгоритма познания. История проблемы метода в философии. Спор эмпиризма и рационализма в эпоху Нового времени (Ф. Бэкон и Р. Декарт). Методы эмпирического и теоретического познания. Методы построения научного знания. Дедукция как метод научного познания. Виды дедуктивных выводов. Вероятностные рассуждения как недедуктивные выводы. Общая характеристика индукции как способа рассуждений. Виды индуктивных выводов. Индуктивные методы установления причинных связей (метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков). Метод аналогии. Структура и виды аналогии (аналогия свойств, аналогия отношений). Строгая и нестрогая аналогия. Условия повышения степени вероятности заключений в выводах по аналогии. Способы исследования причинно-следственных связей. Статистические выводы. Роль интерпретации в науке.

 

РАЗДЕЛ 4. Проблема обоснования научного знания.

 

ТЕМА 4.1. Проблема доказательства и опровержения в познании.

Проблема доказательства и опровержения в познании. Понятия доказательства и опровержения. Проблема проверки знания на истинность. Структура доказательства и опровержения. Аргументация как формально-логическая процедура, её структура. Общие требования к тезису, аргументам и демонстрации. Ошибки формально-логической аргументации. Место аргументации в структуре научной коммуникации. Аргументация и вопрос. Требования к вопросу и ответу. Выражение аргументации в естественном языке. Социально-психологические аспекты аргументации. Спор и дискуссия как разновидность аргументации. Виды споров. Научный спор как форма познавательной деятельности. Понятие о стратегии и тактике спора. Логические уловки в споре и способы их нейтрализации. Роль аргументации в формировании убеждений.

 

РАЗДЕЛ 5. Организационные основы научной работы.

 

ТЕМА 5.1. Организационные основы научной работы.

Организационные основы научной работы. Фундаментальные и прикладные научные исследования. Формулирование темы исследования в рамках научного направления. Этапы научной работы. Определение объекта и предмета научного исследования. Формулирование целей и задач научного исследования. Определение методологической базы исследования. Принципы работы с источниками научной информации. Базовые принципы работы с текстом. Уровни понимания текста. Виды научных текстов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

ВАРИАНТ 1

Тема: Логика как наука, ее предмет и задачи.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях:

факультет гражданской авиации БГАА; безбилетный; поскольку все курсанты изучают иностранные языки, то и вы, как курсант, будете изу­чать иностранный язык.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: алогичный

3. Укажите объем следующих понятий: кентавр, курсант факультета гражданской авиации, персональный компьютер

4. Приведите подчиненное понятие: наука

5. Приведите подчиняющее понятие: самолет

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «Нация – историческая общность людей»; «курсант – станция метро».

7. Какое правило определения нарушено:

«Курсант – это не врач».

8. Укажите вид следующего определения:

«Голова без ума – это фонарь без свечи» (Л.Н. Толстой).

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения:

«Эрмитаж – один из лучших музеев мира».

10. Определите распределенность терминов в следующем суждении:

«Все треугольники являются геометрическими фигурами».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение: Е, I, О, если А – истина.

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно):

«Некоторые люди изучают иностранные языки самостоятельно».

13. Произведите операцию обращения с суждением:

«Некоторые курсанты не сдали зачет по философии».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Все граждане Республики Беларусь имеют право на образование

Васильев – гражданин Республики Беларусь

Значит. Васильев имеет право на образование

ВАРИАНТ 2

Тема: Законы логики.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях:

Минск – столица Республики Беларусь; алогичный; 7 не делится на 3 без остатка.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: вертолет

3. Укажите объем следующих понятий: вечный двигатель, курсант группы змв156, Солнечная система

4. Приведите подчиненное понятие: офицер

5. Приведите подчиняющее понятие: высшая математика

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «капитан – лейтенант», «наука – физика».

7. Какое правило определения нарушено: «Врач – это человек, занимающийся врачеванием»?

8. Укажите вид следующего определения: «Тонометр – медицинский прибор для измерения давления крови».

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Некоторые сообщения средств массовой информации не соответствуют действительности».

10. Определите распределенность терминов в суждении: «Все диалоги Платона – плод философских размышлений».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение: А, I, О, если Е – истина.

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно):

«Некоторые курсанты пропускают без уважительных причин занятия».

13. Произведите операцию обращения с суждением: «Ни один курсант не является инженером».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Ни один вегетарианец не употребляет в пищу мяса

Все кришнаиты – вегетарианцы

значит, ни один из кришнаитов не ест мяса

ВАРИАНТ 3

Тема: Понятие как форма мысли.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях:

Республика Беларусь; алогичный; Любая мировая религия являет феноменом культуры.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: аэропорт

3. Укажите объем следующих понятий: самая кровопролитная война, несознательный, курсант БГАА.

4. Приведите подчиненное понятие: программа.

5. Приведите подчиняющее понятие: лекция.

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «Минск – столица», «равносторонний прямоугольник – квадрат».

7. Какое правило определения нарушено: «Логика – это наука о законах правильного мышления»?

8. Укажите вид следующего определения: «Ноктюрн – музыкальное произведение, навеянное обстановкой ночи».

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Некоторые взлетные полосы имеют бетонные покрытия».

10. Определите распределенность терминов в суждении: «Все диалоги Платона – плод философских размышлений».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение: А, Е, І, если О – истина

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно): «Все курсанты нашей группы приняли участие в спортивных соревнованиях».

13. Произведите операцию обращения с суждением: «Ни один невиновный не должный быть наказан».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Ни один порядочный человек не способен предать друга

Все двуличные люди (лицемеры) способны на это

Значит, ни один лицемер не является человеком порядочным.

 

ВАРИАНТ 4

Тема: Понятие: содержание и объем.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: безбилетный; Беларусь является Республикой; 7 – нечетное число.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: наука

3. Укажите объем следующих понятий: навигация, ректор БГАА, вечный двигатель.

4. Приведите подчиненное понятие: транспорт

5. Приведите подчиняющее понятие: курсант

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера):

«музыка – литература»; «авиация – гражданская авиация».

7. Какое правило определения нарушено: «Диетотерапия – это муки Тантала»?

8. Укажите вид следующего определения: «Аристотель – «отец» классической логики».

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Только данная задача не решена».

10. Определите распределенность терминов в суждении: «Любая мировая религия является феноменом культуры».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:

А, Е, О, если I – ложь.

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно): «Некоторые курсанты пропускают занятия без уважительных причин».

13. Произведите операцию обращения с суждением: «Ни один вид спорта не является легким».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Все металлы электропроводны

Серебро – металл

Серебро - электропроводно

ВАРИАНТ 5

Тема: Логические операции с понятиями: общение и ограничение понятий.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: старше; сознательный выбор; Ни один человек не слушает музыку Брамса.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: дальность полета

3. Укажите объем следующих понятий: вечный двигатель; курсант группы зрв158 Иванов; 9 не делится на 2 без остатка.

4. Приведите подчиненное понятие: полет.

5. Приведите подчиняющее понятие: метро.

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «учебное занятие – семинар», «вычислительное устройство – атмосфера».

7. Какое правило определения нарушено: «Курсант – это учащийся»?

8. Укажите вид следующего определения: «Жизнь – это театр»

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Все самолеты является летательными аппаратами».

10. Определите распределенность терминов в суждении: «Всякий человек – живое существо».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:

А, I, О, если Е – ложь.

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно):

«Некоторые правила дорожного движения не являются запрещающими».

13. Произведите операцию обращения с суждением: «Беларусь не является членом НАТО».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Все курсанты должны готовиться к семинарским занятиям

Петров – курсант

Петров должен готовиться к семинарским занятиям.

 

ВАРИАНТ 6

Тема: Логические операции с понятиями: определение понятий.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: безбилетный; Беларусь является Республикой; Ни один порядочный человек не способен предать друга, а все двуличные люди (лицемеры) способны на это. Значит, ни один лицемер не является человеком порядочным.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: зрение

3. Укажите объем следующих понятий: независимый, создатель дизеля, инженер.

4. Приведите подчиненное понятие: зависимость

5. Приведите подчиняющее понятие: адвокат

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «студент–курсант»; «мобильный телефон –религия».

7. Какое правило определения нарушено: «Преподаватель – это человек, занимающийся преподаванием»?

8. Укажите вид следующего определения: «Религия – это опиум для народа».

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Некоторые правила дорожного движения не являются запрещающими».

10. Определите распределенность терминов в следующих суждениях: «Некоторые постройки не являются современными».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение: А, Е, I, если О – ложь.

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно): «Ни один человек себе не враг».

13. Произведите операцию обращения с суждениями: «Некоторые авиационные техники имеют высшее образование».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Ни один дельфин не может жить на суше

Некоторые живые существа – дельфины

Некоторые живые существа не могут жить на суше

 

ВАРИАНТ 7

Тема: Логические операции с понятиями: деление понятий.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: Минск –столица Республики Беларусь; сознательный; курсант группы змв156 факультета гражданской авиации Петров.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: аморфный

3. Укажите объем следующих понятий: процесс, Геракл, персональный компьютер.

4. Приведите подчиненное понятие: программа

5. Приведите подчиняющее понятие: высшая математика

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «автомобиль – самолет»; «механика – теоретическая механика».

7. Какое правило определения нарушено: «Ау­дитор – это ревизор»?

8. Укажите вид следующего определения: «Посмотри сюда. Это – компьютер».

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Ни один курсант не является инженером».

10. Определите распределенность терминов в суждении: «Некоторые выпускники вузов работают в аэропорту».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение: Е, I, О, если А – ложь.

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно): «Ни один человек себе не враг»

13. Произведите операцию обращения с суждением: «Некоторые военнослужащие – офицеры».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Все планеты Солнечной системы являются небесными телами

Земля – планета Солнечной системы

Земля является небесным телом.

 

ВАРИАНТ 8

Тема: Общая характеристика суждения.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: христианство не является язычеством; независимый; искусственный интеллект.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: красивый

3. Укажите объем следующих понятий: изобретатель радио; минотавр; мобильный телефон

4. Приведите подчиненное понятие: ремонт

5. Приведите подчиняющее понятие: аудитория 1409.

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): курсант – спортсмен; Аристотель – основатель ло­гики

7. Какое правило определения нарушено: «Курсант – это курсант».

8. Укажите вид следующего определения: «Окружность есть замкнутая кривая, образованная вращением на плоскости от­резка прямой АБ вокруг неподвижной точки А и описываемая точкой В».

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Ни один курсант не должен пропускать занятия без уважительных причин».

10.Определите распределенность терминов в суждении: «Некоторые насекомые очень ядовиты».

11.Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение А, Е, О, если І – истина.

12.При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно): «Всякая пора жизни прекрасна».

13.Произведите операцию обращения с суждениями: «Самолет является воздушным судном».

14.Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Все государства имеют столицу.

Республика Беларусь – государство.

Республика Беларусь имеет столицу.

 

ВАРИАНТ 9

Тема: Общая характеристика простого суждения: деление суждений по качеству и количеству.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: красивый; военный факультет БГАА; 5 не делится 4 без остатка.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: температура воздуха

3. Укажите объем следующих понятий: декан, алогичный, кентавр.

4. Приведите подчиненное понятие: мировоззрение

5. Приведите подчиняющее понятие: христианство

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «Закон Божий – мобильный телефон»; «курсант – военнослужащий»

7. Какое правило определения нарушено: «Земля – это не Марс».

8. Укажите вид следующего определения: «Логика – это наука о формах и законах правильного мышления».

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Некоторые вузы являются государственными».

10. Определите распределенность терминов в суждении: «Беларусь является Республикой».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение: Е, I, О, если А – истина.

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно): «Некоторые постройки нашего города относятся к эпохе модерна»

13. Произведите операцию обращения с суждением: «Некоторые ответы являются правильными».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Все химические элементы имеют атомный вес

Гелий – химический элемент

Поэтому он имеет атомный вес

ВАРИАНТ 10

Тема: Простой категорический силлогизм, структура его.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: 13 – нечетное число; поэты пушкинской поры; Некоторые специалисты являются программистами

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: дальность полета

3. Укажите объем следующих понятий: основатель логики; персональный компьютер; лама

4. Приведите подчиненное понятие: движение

5. Приведите подчиняющее понятие: город

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «ба­лет – преступле­ние», «курсант –метро».

7. Какое правило определения нарушено: «Минск является столицей»?

8. Укажите вид следующего определения: «Понятие «кибернетика» в переводе с греческого оз­начает искусство управления».

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Ни один дельфин не способен жить на суше».

10. Определите распределенность терминов в следующих суждениях:

«Все треугольники являются геометрическими фигурами».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение: А, I, О, если Е – истина.

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно): «Все курсанты – учащиеся».

13. Произведите операцию обращения с суждениями: «Все размеры определенного типа самолета являются стандартными».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Все курсанты должны сдавать экзамены.

Петров – курсант

Петров должен сдавать экзамены

 

ВАРИАНТ 11

Тема: Вопрос (как форма мысли) и ответ.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: старше; бессознательное; суббота – выходной день.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: полет

3. Укажите объем следующих понятий: виртуальный; БГАА; вечный двигатель

4. Приведите подчиненное понятие: мобильный телефон

5. Приведите подчиняющее понятие: ксерокс

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «развитие – прогресс», «Инженер – спортсмен».

7. Какое правило определения нарушено: «Логика – наука о понятиях»?

8. Укажите вид следующего определения: «Борщ – это первое, горячее блюдо, которое готовится следующим образом:...»

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения:

10. Определите распределенность терминов в суждении: «Некоторые насекомые очень ядовиты».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение: А, Е, I, если О – истина

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно): «Ни один вид спорта не является легким».

13. Произведите операцию обращения с суждениями: «Гражданская авиация – составляющая экономики страны».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Полковник по званию старше майора

Майор старше капитана

Полковник старше по званию капитана

 

ВАРИАНТ 12

Тема: Умозаключение как форма мысли.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: самая кровопролитная война; Вы – пассажир авиарейса «Минск – Прага»; безбилетный.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: родители

3. Укажите объем следующих понятий: алогичный; механическое устройство; дом

4. Приведите подчиненное понятие: религиозный праздник

5. Приведите подчиняющее понятие: философия

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства»; «юрист – адвокат».

7. Какое правило определения нарушено: «Тонометр – медицинский прибор»?

8. Укажите вид следующего определения: «Посмотри сюда. Эта часть компьютера называется клавиатурой.

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Все металлы является электропроводными».

10. Определите распределенность терминов в следующих суждениях: «Все треугольники – геометрические фигуры».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:

А, Е, О, если I – ложь.

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно): «Некоторые дни недели являются нерабочими».

13. Произведите операцию обращения с суждением: «Некоторые политические акции являются террористическими».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Дерево не проводит электрический ток

Береза – дерево

Береза не проводит электрический ток.

 

ВАРИАНТ 13

Тема: Индуктивные умозаключения (общая характеристика).

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: старше; мышление; Парламент Республики Беларусь – Национальное Собрание.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: беззащитный

3. Укажите объем следующих понятий: кентавр; мобильный телефон; учебный корпус №3 БГАА

4. Приведите подчиненное понятие: система

5. Приведите подчиняющее понятие: высшая математика

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «теорема Геделя – гробница фараона»; «курсант – военнослужащий».

7. Какое правило определения нарушено: «Кооперация – форма организации труда, при которой ряд людей кооперируются»?

8. Укажите вид следующего определения: «Легитимность (от лат. legitimus – законный) – обще­ственное призна­ние или законность какого-либо действия, действующего лица, собы­тия или факта».

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Некоторые люди увлекаются спортом»

10. Определите распределенность терминов в суждении: «Все граждане Республики Беларусь имеют право на образование».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:

А, 1, О, если Е – ложь.

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно): «Автор «Евгения Онегина» – Александр Пушкин».

13. Произведите операцию обращения с суждениями: «Все фрукты содержат витамины».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Все имена собственные в русском языке пишутся с большой буквы.

«Минск» – имя собственное.

Слово «Минск» пишется с большой буквы.

ВАРИАНТ 14

Тема: Дедуктивные умозаключения (общая характеристика).

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: старше; сознательный выбор; 17 не делится на 3 без остатка.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: ребенок

3. Укажите объем следующих понятий: дирижабль, медуза Горгона, президент компании

4. Приведите подчиненное понятие: система

5. Приведите подчиняющее понятие: лейтенант

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «алогичный – зрение»; «полковник – лейтенант».

7. Какое правило определения нарушено: «Врач – это человек, занимающийся врачеванием»?

8. Укажите вид следующего определения: «Жизнь – это театр»

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Ни один вегетарианец не употребляет в пищу мяса».

10. Определите распределенность терминов в суждении: «Ни один вегетарианец не употребляет в пищу мяса».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение: А, Е, I, если О – ложь.

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно): «Некоторые курсанты проживают в Минске».

13. Произведите операцию обращения с суждением: «Некоторые молодые люди являются пацифистами».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Все учащиеся сдают экзамены

Некоторые учащиеся – курсанты

Курсанты сдают экзамены

 

ВАРИАНТ 15

Тема: Общие правила простого категорического силлогизма

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: старше; сознательный выбор; Ни один человек не слушает музыку Брамса.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: вертолет

3. Укажите объем следующих понятий: вечный двигатель, алогичный, космический корабль

4. Приведите подчиненное понятие: дом

5. Приведите подчиняющее понятие: человек

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «музыка – живопись», «станция метро – курсант».

7. Какое правило определения нарушено: «Курсант – это не врач».

8. Укажите вид следующего определения: «Ноктюрн – музыкальное произведение, навеянное атмосферой ночи».

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Ни один дельфин не может жить на суше».

10. Определите распределенность терминов в суждении: «Ни один вегетарианец не употребляет в пищу мяса».

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение: Е, I, О, если А – ложь.

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно): «Никто из курсантов нашей группы не сдал зачет по логике».

13. Произведите операцию обращения с суждением: «Никто из курсантов нашей группы не сдал зачет по логике».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Ни один курсант не должен пропускать занятия без уважительных причин

Петров – курсант

Петров не должен пропускать занятия без уважительных причин

ВАРИАНТ16

Тема: Разновидности простого категорического силлогизма: сокращенный, сложный и сложносокращенный силлогизмы

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: Эрмитаж – один из лучших музеев мира; сознательный; 2 не делится на 3 без остатка.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: дальность полета

3. Укажите объем следующих понятий: рубль; капитан; математика

4. Приведите подчиненное понятие: религия

5. Приведите подчиняющее понятие: Циклоп

6. Установите вид отношения между понятиями по со­держанию и объему (с помощью кругов Эйлера): «столица – Минск», «компьютер – Закон Божий».

7. Какое правило определения нарушено: «Информация не является материей, хотя и циркули­рует в электронных устройствах»?

8. Укажите вид следующего определения: «Гемофилия – наследственное заболевание, связанное с недостатком одного из двух веществ – плазменных факторов, которые регули­руют свертывание крови. Это наследственное заболевание мужчин, хотя де­фектный ген передается всегда от матери больного».

9. Определите структуру (субъект, предикат, связка, квантор) и вид по качеству и количеству следующего суждения: «Некоторые люди изучают иностранные языки самостоятельно»

10. Определите распределенность терминов в суждении: «Некоторые люди изучают иностранные языки самостоятельно»

11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение А, Е, О, если I – истина.

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения противоположные, противоречащие и подчиненные следующему суждению (там, где это возможно): «В некоторых странах разрешено многоженство».

13. Произведите операцию обращения с суждением: «Терроризм в любой форме является преступлением».

14. Определите посылки и заключение, больший, меньший, средний термины и фигуру силлогизма:

Все имена собственные в русском языке пишутся с большой буквы.

«Минск» – имя собственное.

Слово «Минск» пишется с большой буквы.

 

ВАРИАНТ 17

Тема: Умозаключения по аналогии.

УПРАЖНЕНИЯ.

1. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях: аморфный; персональный компьютер; 5не делится на 3 без остатка.

2. Охарактеризуйте понятие по содержанию: дальность полета

3. Укажите объем следующих понятий: вечный двигатель, столица, персональный компьютер

4. Приведите по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: