Семинар 7. Теория упражнений.




Семинар 1. Методика как наука.

 

1. Методика как педагогическая наука и факторы, определяющие её научную самостоятельность (объектно-предметная область, основные категории)

2. Связь методики с другими науками. Роль этих наук в развитии методики.

3. Методы исследования в современной методике, их связь с её предметом.

Praxiserkundungsprojekt: планирование, проведение, презентация и оценка.

4. Специфика дисциплины «Иностранный язык» как учебного предмета.

 

 

Литература

1. Методика обучения ИЯ: традиции и современность, с.10-38

2. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., 1977. Гл. 2; 6. Гл. 5 для подготовки доклада.

3. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. С. 6-29.

4. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. С.6-20

5. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1977. Ч.1, Лекция 1.

6. Praxiserkundungsprojekt: Dokumentation zum PEP unter https://vk.com/fremdsprachendidaktik

 

 

Семинар 2. Методика обучения иностранным языкам: история и современность.

 

1. Развитие западноевропейской методики обучения ИЯ: обзор методов обучения.

2. Развитие отечественной методики обучения ИЯ: обзор методов обучения.

3. Личностно ориентированный подход как основная парадигма современного языкового образования. Развитие языковой коммуникативной личности как стратегическая цель обучения

 

Вопрос для обсуждения: что современная методика взяла от предыдущих этапов своего развития?

 

Литература

1. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе, с. 176-212.

2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе.- 2002, 2

3. Бим И.Л. Что нового привносит личностно-ориентированная парадигма в образование подрастающего поколения // ИЯШ, 2011, 10

4. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования.// ИЯШ. 2001, 3

5. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам.// ИЯШ.- 2001, 5.

6. Гальскова, Гез. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. С.65-72.

7. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. С.106-109; 313-339

Семинар 3. Цель обучения иностранным языкам.

 

1. Коммуникативная компетенция как практическая предметная цель. Globalziel / Feinziele.

2. Содержание понятия «практическое владение ИЯ». Общеевропейские уровни языкового владения.

3. Значение «ключевых компетенций» для обучения ИЯ. Метапредметные и личностные результаты обучения ИЯ.

4. Практическое задание:

-проанализируйте фрагмент учебника (тематический блок) по немецкому языку и определите, за счёт чего происходит развитие:

А) ИКК во всех её составляющих;

Б) ключевых компетенций и УУД.

 

Литература

1. Методика обучения ИЯ… с.39-46.

2. Гальскова, Гез. Теория обучения иностранным языкам: теория и методика. С.72-80 (межкультурная компетенция); 95-122 (цели обучения)

3. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. С.109-115.

4. Fachdidaktik Englisch: Interkulturelle kommunikative Kompetenz als übergeordnetes Ziel des Englischunterrichts, S.70-72.

5. Мазаева И.А. Компетенции владения иностранным языком (общеевропейский опыт разработки) // ИЯШ, 2014, 1

6. [о конкретизации общей цели на уровне частных коммуникативных задач]: Бим, Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе, с. 47-55.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования; Фундаментальное ядро содержания общего образования.

8. Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования // ИЯШ, 2010, 6

9. Мильруд Р.П. Учение как познавательная деятельность в образовательном курсе иностранного языка // ИЯШ, 2014, 1

Семинар 4-5. Базовые категории методики как науки.

 

1. Общедидактические принципы и их значение для обучения ИЯ.

2. Методические принципы обучения ИЯ.

3. Методы обучения ИЯ. «Активные методы» (Arbeitsformen) и их соотношение с формами обучения (Sozialformen).

4. Учебные стратегии (Lernstrategien) и приёмы (Lehr- und Lerntechnik).

5. Педагогические технологии и их значение для обучения ИЯ (краткая характеристика).

 

Практические задания:

1. DLL4, S.50, Aufgabe 25

2. Beschreiben Sie Vor- und Nachteile von den folgenden Sozialformen: Frontalunterricht, Einzelarbeit, Partnerarbeit. Was ist „ rezipokes Lesen “?

3. DLL4, S.55, Aufgabe 29; S.65, Aufgabe 33.

4. DLL4, S.68ff. Gruppenarbeit. Erläutern Sie die folgenden Schwerpunkte:

- Gruppenbildung;

- Rollen der Teilnehmer (Schüler);

- Rolle der Lehrenden;

- Auswertung der Gruppenarbeit.

S.72, 73: Aufgaben 40, 41.

5. DLL2, S.97-104, Aufgaben 71, 72, 73.

 

 

Литература

1. Методика обучения…, с.50-62.

2. Гальскова, Гез, с.141-157

3. Щукин, с.147-174, с.175-179, с. 258-269.

4. Бим, «Теория и практика…», с.30-40, с. 80-89

5. DLL4, 2.1 „Arbeits- und Sozialformen kennenlernen“, 2.2 „Einsatz von Arbeits- und Sozialformen“, S.50-76

 

 

Семинар 6. Содержание и средства обучения ИЯ. Проблемы учебника ИЯ.

1. Специфика содержания предмета «ИЯ». Различные точки зрения на компоненты содержания обучения ИЯ.

2. Средства обучения ИЯ. Основные и вспомогательные средства обучения ИЯ.

3. УМК как подсистема, организующая деятельность учащихся и учителя. Структура и функциональные особенности УМК.

 

Письменное задание:

Экспертиза учебно-методического комплекса, выбранного студентом для анализа.

 

Практические задания:

1. DLL5, S.18ff., Aufgabe 6, 7, 8: russische und deutsche Lehrwerke im Vergleich.

Erläutern Sie die Funktionen von Lehr- und Arbeitsbuch. Wie wird die Qualität von Arbeitsbüchern bewertet?

2. Machen Sie sich mit dem Teilthema 2.2 „Der innere Aufbau eines Lehrwerks“ bekannt (DLL5, S.25-31). Was halten Sie für besonders wichtig hier? Welche Strukturelemente soll eine Lektion enthalten?

Erläutern Sie den Fachbegriff „Progression“ und deren Typen.

3. Machen Sie sich mit dem Teilthema 2.5 „Zusatzmaterialien“ vertraut (DLL5, S.57-77). Welche Zusatzmaterialien halten Sie für besonders wichtig? Wie und wann benutzt man sie?

 

Литература

1. Гальскова, Гез. Теория обучения…, с.123-139.

2. Методика обучения…, с.46-50.

3. Щукин, с.221-243.

4. И.Л.Бим. Методика как наука… Гл. 5 «Средства обучения» (с.243-251), УМК как подсистема, организующая деятельность учащихся (с.251 и далее), УМК как подсистема, организующая деятельность учителя (с. 258 и далее); Часть 3: К разработке теории школьного учебника ИЯ (с. 262 и далее).

5. М.К.Денисов. Практическая методика обучения немецкому языку. Лекция 3: Действующие УМК по немецкому языку для общеобразовательной школы.

6. Рабочие программы / книги для учителя действующих УМК по немецкому языку (https://vk.com/fremdsprachendidaktik)

7. Критерии экспертизы УМК по иностранному языку (https://vk.com/fremdsprachendidaktik).

8. DLL5:

- 2.1 „Bestandteile von Lehrwerken und ihre Funktionen“

- 2.2 „Der innere Aufbau eines Lehrwerks“

- 2.5 „Zusatzmaterialien“

 

Семинар 7. Теория упражнений.

1.Понятие упражнения, специфика, структура и функции. Система упражнений. Отличие заданий от упражнений.

2. Подходы к типологии упражнений.

3. Звеньевая система упражнений: достоинства и недостатки.

 

Практические задания:

1. DLL4, S.13, Aufgabe 3.

2. Rückwärtsplanung: DLL4, S.16, Aufgabe 4.

3. DLL4, S.28-29, Aufgabe 12.

4. Machen Sie sich mit dem Teilthema 1.2.3 „Sprachkompetenz mit Aufgaben und Übungen aufbauen“ (DLL4, S.40-47). Aufgaben 18-22.

 

 

Литература

 

1. И.Л. Бим:

-Теория и практика…, глава 8 «Современная трактовка категории средства обучения ИЯ», §3 «Каков статус упражнений среди средств обучения?»

-Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // Хрестоматия, с.99-111

2. В.А.Бухбиндер:

-О системе упражнений // Хрестоматия, с. 92-98

3. С.Ф.Шатилов, Методика обучения НЯ, Часть 2, Раздел 1, глава 6 («Типология упражнений…»)

4. Е.Н.Соловова:

-Разработка авторских программ и курсов // ИЯШ, 2004, №4,5

5. Я.М.Колкер, Е.С.Устинова, Т.М.Еналиева, Практическая методика обучения ИЯ. Гл. 4. Речевые способности: как их формировать. С.44-56.

6. DLL4, 1.2.3 „Sprachkompetenz mit Aufgaben und Übungen aufbauen“

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: