Рассмотрим представления респондентов о стратегиях трудоустройства, о своей конкурентоспособности на рынке труда, а также о предпочитаемом месте работы.
Ответы на вопрос № 6 «Каковы, по Вашему мнению, Ваши шансы устроиться на работу по осваиваемой профессии?» распределились следующим образом:
Табл. 9.
Оценка шансов трудоустройства | Все (%) | М (%) | Ж (%) |
6.3. Средние | |||
6.2. Достаточно высокие | |||
6.4. Низкие | |||
6.6. Затрудняюсь ответить | |||
6.1. Очень высокие | |||
6.5. Я уже работаю по профессии |
В целом респонденты оценивают свои шансы на трудоустройство как «средние», причем девушки значительно пессимистичнее юношей: 47% девушек и только 30% юношей ответили подобным образом, тогда как охарактеризовали свои шансы как «достаточно высокие» 48% юношей и лишь 19% девушек. «Очень высокими» считают свои шансы 7% юношей и 2% девушек. Связана ли эта тенденция с особенностями профессии или с особенностями психологии полов? Для мужчин более характерен оптимизм и авантюризм, тогда как для женщин – пессимизм и предусмотрительность. Кроме того, мониторинг вакансий химиков и химиков-технологов не выявил наличия предпочтения по признаку пола у работодателей. Мы можем предположить, что б ό льшая уверенность в своем трудоустройстве у юношей связана с особенностями мужской психологии. Из всей выборки работает по специальности только один человек из 70, и это девушка.
Проблема трудоустройства для студентов 5 курса является довольно актуальным. Вопросы анкеты не позволяют нам узнать, насколько респонденты озабочены поиском работы; однако мы можем предположить, куда они будут обращаться, по ответам на вопрос № 9 «Какие способы поиска работы Вы считаете эффективными?» (см. Табл. 10).
Табл. 10
Предпочитаемые способы поиска работы | Все (%) | М (%) | Ж (%) |
9.4. Изучение объявлений в интернете | |||
9.6. Обращение к родным, друзьям, знакомым | |||
9.10. Поиск работы при помощи своего учебного заведения | |||
9.15. Самостоятельная рассылка резюме | |||
9.1. Изучение объявлений в специализированных газетах | |||
9.13. Посещение ярмарок вакансий | |||
9.5. Публикация объявлений в интернете | |||
9.9. Обращение в государственную Службу занятости | |||
9.8. Обращение в кадровое \ рекрутинговое агентство (без оплаты услуг) | |||
9.2. Изучение объявлений в неспециализированных газетах | |||
9.11. Обращение на молодежную биржу труда | |||
9.14. Самостоятельный поиск работодателей по телефонному справочнику | |||
9.7. Обращение на коммерческую биржу труда (с оплатой услуг) | |||
9.12. Обращение на СПб городскую студенческую биржу труда и обучения | |||
9.3. Публикация объявлений в специализированных и неспециализированных газетах | |||
9.16. Поиск объявлений о работе на улице | |||
9.17. Другое |
Итак, наиболее популярными способам поиска работы у респондентов являются изучение объявлений в интернете (20% всех ответов) и обращение к родным, друзьям, знакомым (18%). Студенты рассчитывают на помощь института в трудоустройстве (12%), чуть меньше – на самостоятельную рассылку резюме (11%) и на изучение объявлений в специализированных газетах (10%). Биржи труда всех видов не пользуются доверием респондентов (1-2%), также не слишком рассчитывают молодые люди на кадровые агентства и неспециализированные печатные издания.
Где же предпочтут работать выпускники ГТИ? По данным, представленным в таблице 11, мы видим, что большинство респондентов патриотичны в своем выборе:
Табл. 11.
Желаемое место работы | Все (%) | М (%) | Ж (%) |
7.1. В государственной организации | |||
7.2. В частной российской фирме | |||
7.3. В иностранной компании | |||
7.4. У индивидуального частного предпринимателя | |||
7.5. Я отдаю предпочтение индивидуальной трудовой деятельности | |||
7.6. Не имеет значения | |||
7.8. Затрудняюсь ответить | |||
7.9. Другой вариант |
Государственная служба или российская частная компания одинаково привлекательны для студентов (по 30% от всех ответов), однако есть различия по признаку пола: юноши предпочитают государственный сектор (37% против 28% девушек), тогда как девушки – частный (31% против 26% юношей). Однако небольшой объем выборки не дает оснований говорить о закономерности этой связи. Также интересно, что 9% юношей (и только 3% девушек) предпочитают индивидуальную трудовую деятельность. Это вполне согласуется с представлениями о большей уверенности в себе и склонности к риску у юношей.
Выводы:
1. Большинство респондентов (46%) самостоятельно принимали решение о поступлении на избранную специальность. К лицам, повлиявшим на выбор респондентов, относятся, в первую очередь родные (33%) и учителя в школе (10%).
2. Самые распространенные мотивы поступления респондентов в вуз - возможность приобретения новых знаний (20%) и возможность получать хороший заработок (18%).
3. По мотивации респондентов условно можно разделить на 4 неравновесные группы: «Карьеристы» (31%), «Идеалисты» (23%), «Честолюбивые» (12%), «Пассивные» (3%).
4. 56% опрошенных считают, что они абсолютно или скорее правильно выбрали профессию.
5. 50% респондентов планируют работать по избранной специальности. При этом 34% респондентов оценивают свои шансы трудоустройства как очень или достаточно высокие, и 41% - как средние.
6. Считают себя очень информированными о содержании, условиях, оплате своей профессиональной деятельности 6%, и достаточно информированными – 85%.
7. В будущей работе для респондентов наиболее важно материальное благополучие (18%), удовольствие от работы (16%), стабильность (16%) и возможность реализации (13%).
8. Большинство опрошенных патриотичны в выборе места работы: они предпочтут государственную организацию (30%) или в частной российской фирме (30%). 24% респондентов предпочтут иностранную компанию.
9. При поисках работы выпускники преимущественно будут пользоваться анализом вакансий и размещением резюме в интернете (20% и 5% соответственно), а также обращением к родным, друзьям, знакомым (18%). Рассчитывают на помощь вуза в поиске работы 12% респондентов.
[1] 4.5. Нет, я еще не работаю, но планирую работать не по получаемой профессии
[2] 4.6. Нет, собираюсь поступить в ВУЗ для получения другой профессии
[3] 4.7. Нет, собираюсь поступить на краткосрочные курсы для получения другой профессии