Сочинение на тему «Дорога без начала и конца»




«Дорогу осилит идущий», — сказал когда-то какой-то мудрец. На первый взгляд, это обычная, банальная фраза для тех, кто находится в пути, жизненном или духовном. Попробуем вдуматься в эту фразу. Вдумавшись, заметим, что смысл этой фразы намного шире и глубже, чем мы увидели в первый раз. А ведь и вправду, жизненную дорогу осилит уверенный, целеустремленный и упорный человек. Любое дело можно довести до логического конца, если прикладывать к нему усилия. И тогда любая дорога будет нам по плечу.

Часто, находясь в дороге, мы заводим случайные знакомства и доверяем ему самые сокровенные мысли. Так случилось и с М.А.Шолоховым, когда ему встретился на пути Андрей Соколов. При знакомстве Андрей рассказал писателю о своей жизни и судьбе. Так родилась замечательная повесть «Судьба человека».

Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой. До начала войны он работал на заводе женился, обзавелся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила все по – своему.

Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Сильно повоевать ему не пришлось, т.к. он попадает в плен. Находясь в плену, Андрей ведет себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова –один из самых моих любимых эпизодов. Герой, не закусывая, пьет 3 стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведет себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлеба со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером проявления взаимопомощи и поддержки в тяжелый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибли…Кульминацией повести, по-моему, является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. Это мой самый любимый момент в повести! До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь!» — это мой самый любимый момент в этом произведении! Ваня вернул к жизни Соколова, а Соколов дал шанс на жизнь Ване.
Прочитав это произведение, я задумался о главном герое, о его нелегкой судьбе, и мне захотелось перенять его лучшие черты. Действительно, с таким характером, как у него, можно осилить любую дорогу. Наша жизнь – это большая, неизведанная и сложная дорога, которую предстоит нам пройти. Сейчас мы – выпускники 11 класса. Через полгода мы закончим школу, разлетимся в разные стороны и выберем каждый свою дорогу. И только от нас будет зависеть, как мы пойдем по своему пути.

 

Роль семьи в формировании нравственного облика Петра Гринёва Гринёв не скрывает, что он, как многие другие дворянские сынки, не получил настоящего образования, кругозор его был убог. По словам Савельича, его воспитателя, «дитя умыт, причесан, накормлен…славу богу». Как личность Гринёв формировался под сильным влиянием своего отца, который больше заботился о духовном воспитании своего сына.

В воспоминаниях об отце встают черты, достойные уважения: - прямолинеен, даже суров, - презирает карьеристов, - строгое отношение к военной службе. - Именно из его уст Пётр слышит пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Для молодого Гринёва эта пословица стала отцовским заветом, и он выполнил этот завет.

Свою честь Пётр Гринёв проявлял не раз. Он защищает оскорблённое достоинство Марьи Ивановны и не может отказаться от дуэли, не уронив при этом чести мужчины, чести порядочного, благородного человека. Он отказывается служить Пугачеву, так как присягал государыне императрице.

Когда Пугачёв занял Белогорскую крепость и судьба каждого человека могла оборваться, Гринёв думает не о себе, а о возлюбленной. А когда Пётр узнаёт, что Маша – пленница Швабрина, он, не задумываясь, обращается за помощью к Пугачёву.

Гринев просит Пугачева не требовать от него того, что противно чести и христианской совести, и отпустить его с бедной сиротой.

Вместе с Машей Гринев мог возвратиться домой, однако он остается в армии, так как долг чести требовал присутствия в войске императрицы. Во время ареста он намеренно не называет имени возлюбленной, чтобы не впутать её в процесс расследования, что являлось для него ужасным.

Всю дорогу размышляет Гринев об ожидающих допросах, обдумывает свои ответы и решает перед судом объявить сущую правду, считая её самым простым и надежным способом.

Батюшка Гринева, заповедям которого он следовал в своей жизни, не хотел верить в то, что его сын мог быть замешан в гнусном бунте, и с нетерпением ждал благоприятных вестей.

Теплота, домашность отличают семью Мироновых. • Иван Кузьмич был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Василиса Егоровна была гостеприимной хозяйкой. На дела службы смотрела, как на свои хозяйские. Супруги многие решения принимали вместе. • «Мой Иван Кузьмич», - ласково называла мужа Василиса Егоровна. • Петр Гринёв был принят здесь как родной. Он часто бывал у Мироновых, почти всегда обедал, другого общества он и не желал. • В опасное время супруги Мироновы решают: «Вместе жить, вместе и умирать». • Перед боем Миронов благословляет Машу: «Живите, как жили мы с Василисой Егоровной». Эти слова – личностная оценка их совместной жизни.

Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Пётр Гринёв много времени проводит в дороге, во время которой размышляет о своих поступках; происходят его взросление и нравственный рост. По дороге в Белогорскую крепость Гринёв совершает взрослый поступок. Чувствуя себя виноватым перед Савельичем за свое поведение в трактире, где он проиграл 100 рублей, предлагает Савельичу помириться и обещает впредь вести себя умнее.

Во время дороги Пётр впервые встречается с Пугачёвым. Вожатый, Пугачев, оказывает помощь людям, сбившимся с дороги во время бурана. Гринев в знак благодарности дарит ему заячий тулуп. Символичен сон Гринёва в пути, в котором он видит Пугачева в облике незнакомого мужика с черной бородой, «посажёного отца», по словам матери. В дальнейших событиях Пугачёв и Гринёв снова встретятся. И это будет для Гринёва дорога жизни, поиск истинного пути, который нужно пройти, не отступив от нравственных заповедей

Отпуская Гринева В Оренбург, Пугачев желает Гриневу счастливого пути. — Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. Гринев признается в том, что счастье всей его жизни зависит Пугачева.

По дороге Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку, которая поражает Петрушу своей необычностью и стремлением к свободе. Через символические образы орла и ворона Пугачев размышляет о выборе жизненного пути, который может быть ярким, насыщенным, но кратким или долгим, разменным, небогатым яркими событиями.

При последней встрече Гринев чувствует, что для него Пугачев совсем не является ужасным человеком, извергом, злодеем. «В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему». • «Мысль о нем неразлучно была во мне с мыслию о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина»

Встречи с Пугачевым и дорожные размышления помогли Гриневу понять, что между людьми возможны и необходимы нормальные человеческие отношения, несмотря ни на какие разделяющие их преграды, а лишь согласно вечному божескому закону мирного сосуществования на земле.

Направление «Любовь» дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

 

 

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово... Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины. Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше? Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества. Фаддей даже не приходит на поминки.

Матрёнин двор – воплощение труда и честности, доброты и терпения, душевного спокойствия и тишины, любви.

Двор, дом Матрёны – то пристанище, которое обретает наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: «Дом Матрены стоял…неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд…крытый щепою…Дом не низкий – восемнадцать венцов. Но при этом изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие». «Милей этого места…не приглянулось во всей деревне; две – три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь».

Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам - горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Когда-то, в минуту опасности, героиня, прежде всего, думала о том, что «так любила»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)». Кроме Матрены жили в избе еще - кошка, мыши и тараканы.

Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

Разрушение этого тихого уголка занимает очень значимое место в рассказе. Разрушение дома, по мнению автора, повлечет за собой гибель его хозяйки, потому что дом и Матрёна – это одно целое.

Страдая от недугов и чая недалекую смерть, объявляет Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти её отдать в наследство Кире. О самой избе она ничего не сказала. Еще три сестры ее метили получить эту избу. ž Фаддей начал требовать, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни.

Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей.

Нелегко было Матрёне решиться ломать горницу, для героини это означает конец жизни; 40 лет прошли здесь. В этом доме она пережила 2 войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Как яростно разбирают горницу «ломатели»; дом разбирают, как человека – «по рёбрышкам», и «всё показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтоб Матрёне ещё долго пришлось здесь жить»

Сама природа словно противится разрушению дома– сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. Но в тот же день началась метель… Она кутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами. Потом, чуть дорогу умяли, прошёл грузовик – другой – внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по всё голенище.

Две недели не давалась трактору разломанная горница! Эти две недели Матрёна ходила как потерянная. И в те же дни кошка колченогая сбрела со двора – и пропала. Ещё и это пришибло Матрёну.

Погибает Матрёна вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Те самые фикусы, что спасла однажды Матрёна при пожаре, «испуганной толпой» замерли в эту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы. Избу Матрёны до весны забили, словно гроб, - похоронили.

Тема дома в рассказе А.И.Солженицына раскрывает духовное неравенство между героиней и окружающими ее людьми, соотношение материального и духовного. Матрену окружают жадные и корыстные люди. Ее родственников интересует только материальное благополучие. Сама Матрена – глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря на трудности, она находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой: «не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…»

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

А.И.Солженицын показывает, как законы общества, государства отражаются на жизни русской женщины, крестьянки. …Матрёна в колхозе работала не за деньги – за палочки… Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца… - Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне…

Топлива было не положено – и спрашивать о нём не полагалось… Бабы собирались по пять, по десять, чтобы смелей…Зараз уносили в мешке торфин шесть, если были сыроваты, торфин десять, если сухие. Одного мешка такого, принесённого иногда километра за три (и весил он пуда два), хватало на одну протопку. А дней в зиме двести. А топить надо: утром русскую, вечером «голландку».

Матрена говорила Игнатичу: «Мне молока и от козы хватает. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозяева, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, всё в колхоз, а себе уж из-под снегу – что за трава?

Председатель колхоза пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором. Впрочем, и за пятнадцать соток потягивал колхоз Матрёну. Когда рук не хватало…, жена председателя приходила к Матрёне: -И вилы свои бери! -Ни лопат, ни вил в колхозе нету…

Роль книги в моей жизни. Любить чтение-это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. Ш.Монтескье. Книга играет огромную роль в жизни человека. В детстве нам читают сказки не просто для того, чтобы иллюзиями украсить наш мир. Книги закладывают фундамент наших понятий и убеждений. С малых лет книги учат нас отличать плохие поступки от хороших, добро от зла, верить в лучшее и никогда не сдаваться. Читая их, мы всегда стремимся быть похожими на наших любимых героев. Именно в этом заключается важнейшая ценность книг. За примерами обратимся к художественной литературе. В своем произведении Рей Бредбери «451 градус по Ференгейту» описывается общество, которое подвержено влиянию массовой культуры. Главный герой романа Гай Монтэг работает сжигателем книг. Жечь для него- наслаждение. В обществе запрещено читать книги, но Кларисса Маклеллан- противопоставление данному обществу. Она любит гулять по ночам, слушать людей, любоваться природой, читать книги. Кларисса оказывает влияние на главного героя, тем самым меняя его внутренний мир. Книга - источник сомнений. Пожарник обретает свое новое «Я» через книгу, случайно попавшую ему в руки и заставившую его сомневаться, а значит – мыслить. Он хочет сохранить книги для потомков, хочет изучать, распространять и распечатывать их. В романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» герои читают много книг. Для Татьяны книги – это больше, чем просто истории. Она много мечтает, воображает себя героиней прочитанных книг, и на жизнь смотрит как на роман: думает, что в жизни её ожидают такие же повороты судьбы, что жизнь не может идти иначе. Встретив Онегина, она представляет его героем из романа, но, узнав поближе, понимает, что он совсем другой. Татьяна и Евгений противоположные друг другу герои, у каждого своё представление о жизни, им трудно найти общий язык. И только в момент разлуки Татьяна сумела разгадать Онегина, но уже с помощью его книг. Человек, которого она теперь увидела, ей не понравился. Книга – это величайший учитель всего человечества. Общение с ней помогает человеку развиваться и совершенствоваться. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас, спасая от одиночества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: