Какова реально-историческая основа событий, описанных в Евангелиях?




 

Евангелия, ставшие первыми четырьмя книгами Нового Завета, были созданы в устной традиции в течение 1 века н.э., по-видимому, в среде священнослужителей (левитов и коэнов), отошедших от традиционной национальной веры и исповедовавших новые по отношению к ортодоксальному иудаизму идеи. В Древней Палестине, начиная с Вавилонского пленения (по разным источникам V-IV либо VII-IV вв. до н. э.), бытовали заимствованные из других религий (например, из античных языческих верований в эпоху эллинизма и Римского владычества) взгляды, которые в 1 веке образовали новое целостное учение – христианство.

События исторической жизни во время формирования книг Нового Завета в устной традиции характеризовались прежде всего бедственным положением государства и народа. В 63 г. до н. э. Палестина была завоёвана римлянами и присоединена к Сирии. С 37 года до н. э. Палестиной правил Ирод Великий, сместивший при помощи римлян законного царя из династии хасмонеев и правивший Иудеей 40 лет. Деспотичный и жестокий Ирод, а затем его сыновья, проводили проримскую политику и, кроме того, вводили чуждые народу обычаи и традиции. После низложения сына Ирода Архелая Иудея перешла в прямое правление римлян. Пятый прокуратор Понтий Пилат (26-36 гг) отвечал только за сбор налогов; известно о его нетерпимом отношении к проявлениям среди иудеев самостоятельности в экономической, государственно-политической или идеологической сферах. Галилеей правил Ирод Архелай, не заботившийся об интересах народа и уступивший все властные позиции римлянам. Именно к нему на суд Пилат отправляет Иисуса. Несмотря на то что языческий мир в целом клонился к упадку и разложению, почти двухвековое римское владычество сыграло решающую роль в гибели Древней Палестины.

В обстановке кризиса в Иудее возникали разные религиозно-политические группировки; самыми многочисленными из них были фарисеи («отделённые»), во многом схожие с ессеями (ожидали пришествия мессии, верили в бессмертие души, воскресение, страшный суд), в основном выходцы из аристократии; саддукеи, принимавшие активное участие в политической жизни, склонявшиеся в религиозных догматах к античным верованиям. Община ессеев (ок. 4000 чел.) строго придерживалась заведённых порядков: общее имущество, безбрачие, закон Моисея (кроме жертвоприношения), крещение. Ессеи верили в воскресение умерших, в частности ожидали возвращения учителя (равви) Иоанна (у христиан Иоанн Креститель, или Предтеча). Начиная с 1947 года в районе Кумран-Хирбета (Иудейская пустыня) и других местностях на западном берегу Мёртвого моря были обнаружены рукописи (600 произведений, главным образом фрагменты; материал – папирус, пергамент, медь) ессеев-пустынников, живших здесь примерно с 150 г. до н.э. до Иудейской войны 67-70гг. н.э. Основные положения веры ессеев сходны с христианскими идеями, имеются текстуальные сходства в рукописях ессеев и книгах Нового Завета, что позволяет говорить об ессеях как о предшественниках христиан.

Странствующие проповедники, предводители народных восстаний, объявлявшие себя потомками какого-нибудь царя, обладающими правом на власть; те и другие нередко религиозные фанатики, распространяли взгляды, происхождение которых, как правило, трудно установить: мессианство, эсхатология, установление Царства небесного, пацифистские идеи. Они становились жертвами расправ, подвергались публичным истязаниям и казням (распятию на кресте). Они сами и их идеи подготовили евангельские жизнеописания Христа, так или иначе вошли в христианское миропонимание.

 

 

Как Иисус истолковал в свете своего учения шестую и седьмую заповеди «древнего» (Моисея) [5:21-30] и заповеди о мести и любви к ближнему [5:38-48]?

Иисус хочет вернуть закону Моисея («древнего») прежнюю силу, поскольку от установления в стране и в народе законности и порядка зависело как прекращение бедствий, постигших Палестину в то время, так и спасение души. Однако существовавшее положение дел (разруха, произвол властей, незащищённость простых людей и, соответственно, их пренебрежительное отношения к своим моральным и правовым обязанностям) не позволяло рассчитывать на то что нормальные, необходимые для существования общества нормы жизни будут восстановлены без особых усилий.

Иисус прежде всего заявляет о том, что он пришёл «не нарушить, но исполнить» закон, данный через Моисея и пророков, поскольку он был передан людям самим Богом, создавшим этот мир и человека и заботящимся об их сохранении. Сам по себе этот закон (состоящий из более чем 600 заповедей) соответствует мироустройству, исходит из природы вещей, следует лишь возобновить его действие.

В Нагорной проповеди (эти беседы Иисус вёл в Галилее) он объясняет людям, что закон обретёт силу тогда, когда каждый из них возьмёт себе за правило контролировать своё внутреннее состояние и поведение и удерживаться от действий, которые по отношению к себе самому он счёл бы насилием, проявлением вражды. В этом свете не только убийство, но и скрытая от всех неприязнь человека к другому должна быть подвергнута рефлексии и смениться готовностью восстановить доброе отношение к объекте своей обиды или гнева и, следовательно, взять на себя ответственность за урегулирование конфликта, разрешение ситуации вражды. Для того чтобы прояснить для слушателей очевидность своей правоты, Иисус говорит о братьях, озлобленность которых друг на друга абсолютно противоестественна. Он убеждён в том, что человек способен воздействовать на собственную эмоционально-психологическую жизнь и избавиться даже от такого древнего, знакомого ещё животным состояния гнева, ярости ради общего блага. Расположение («любовь» к ближнему), считает Иисус, ни от кого не потребует подавления собственной натуры, оно «соприродно» людям, так как Бог в своё время создавал и мир, и человека с любовью и сохранил это отношение к ним.

Далее в Нагорной проповеди Иисус развивает мысль об ответственности человека даже за обиду, которую не он затаил на брата, а брат на него. Ссылаясь на волю Бога, он утверждает, что всевышнему не нужны никакие проявления преданности, кроме постоянного стремления людей к взаимопониманию, взаимоуважению («…оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим»). Даже если такое примирение требует от человека какого-то ущемления своих интересов или чувства собственного достоинства, ради восстановления в обществе нормальной жизненной обстановки каждый должен приучить себя к такому образу мыслей и действий. Тогда закон не будет принуждением, а осуществится сам собой: любовь к ближнему подскажет каждому, как ему поступать.

Особенно это касается заповеди «древнего» о мести («Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб», а я говорю вам: «Не противься злому» и т.д.), в которую Иисус также вносит коррективу. «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», - говорит Иисус. Моральным смыслом подобных поступков является не самоотречение и неспособность защитить себя, а духовное и особенно нравственное совершенствование, которому должна быть подчинена жизнь человека. Он должен стремиться к тому, чтобы в каждом отдельном случае руководствоваться нравственным чувством, постоянно развивая его. «Совершенство», образец любви к человеку – сам Бог, который «повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: