Олимпиада по русскому языку для студентов 1 курса




(в рамках Недели славянской письменности и культуры 2017)

Задание 1. Ориентируясь на условия транскрипций, вспомните и запишите подходящие русские слова, заполните пропуски согласно образцу.

Примечание: Пропуском обозначается любой звук русского языка в транскрипции и любая буква — в прописи. Все слова должны стоять в начальной форме. В каждом пункте учитывается только одно правильно подобранное слово.

Образец: Задание: _ _ м _ _ _ [_ _ м’ _ _ _]. Ответ: ко м ета [кᴧ м’ этъ].

а) с _ _ _ [з _ _ _ ];

б) _ и _ _ [_ ы _ _ ];

в) _ _ _ _ _ _ _ [ ш’: _ _ _ _ _ ].

г) _ _ _ _ [ _ _ р’];

д) _ _ _ д _ _ _ _ [ _ _ _ ц _ _ ];

е) _ _ л _ _ _ [ _ _ л’_ _ ];

ж) _ ю _ _ [ _ у _ _ ];

з) _ _ з _ [ _ _ с _ ];

и) ­_ _ _ с _ _ [ _ _ _ _ с’ _ ];

к) _ _ _ _ [ _ о _ _ _ ].

 

Рекомендуемый ответ:

В некоторых случаях можно подобрать несколько слов, отвечающих условиям транскрипции. Возможные варианты: а) сбор; б) цирк, шина; в) счастье; г) царь, корь; д) двадцать; е) польза, кольцо, нельзя; ж) жюри; з) визг, мозг; и) юность, ярость; к) ёлка, ёжик.

 

Количество баллов:

· За каждое правильно подобранное слово — по 1 баллу (всего 10 баллов).

· За одну ошибку в транскрипции — минус 0,5 балла.

· Более одной ошибки в транскрипции — 0 баллов за слово.

· За отсутствие транскрибированного варианта при наличии прописного, а также за отсутствие прописного варианта при наличии транскрибированного — минус 0,5 балла.

Итого — 10 баллов.

 

Задание 2. В следующих примерах из текстов писателей XIX в. с точки зрения современного русского языка можно увидеть один тип лексической ошибки. Что это за лексическая ошибка? С какими словами она связана? Каково лексическое значение этих слов в современном русском языке?

1. Над широкой степью, над спелыми, кое-где уже сжатыми хлебами, высоко над глиняным обрывом речки ― плавал орел (А. Н. Толстой).

2. Оба там захворали какой-то заразительной болезнью и умерли (А. Н. Островский).

3. Лицо его приняло скверный земляной оттенок и было липко и влажно (В. М. Гаршин).

Рекомендуемый ответ:

Ошибка — смешение паронимов. Она связана со словами глиняный/глинистый, заразительный/заразный, земляной/землистый.

Глиняный — сделанный из глины (горшок). Глинистый — содержащий глину (почва).

Заразительный — легко передающийся другим (смех). Заразный — инфекционный (болезнь).

Земляной — связанный с землей (работы), сделанный из земли (пол). Землистый — серовато-бледный (цвет лица).

Количество баллов:

· За правильно указанную ошибку — 1 балл.

· За правильно указанные слова — по 0,5 балла (всего 3 балла).

· За приведенное значение каждого слова — по 1 баллу (всего 6 баллов).

Итого — 10 баллов.

 

Задание 3. Заполните таблицу, учитывая, что в каждом из загаданных фразеологизмов есть название буквы старой русской азбуки.

Значение фразеологизма Фразеологизм
От начала до конца 1.
Ничего не знать 2.
Сделать строгое внушение 3.
Заплетаться ногами (о пьяном) 4.
Стоять, уперев руки в бока 5.

Рекомендуемый ответ:

1. От аза до ижицы. 2. Ни аза не знать. 3. Прописать ижицу. 4. Писать (выделывать) мыслете. 5. Стоять фертом.

Количество баллов:

За каждый фразеологизм — 2 балла.

Всего — 10 баллов.

 

Задание 4. Одним из основных понятий словообразования является словообразовательный тип — ряд слов, характеризующихся общим словообразовательным значением, аналогичной мотивированностью и структурой. Иными словами, чтобы слова относились к одному словообразовательному типу, они должны:

1) быть образованы от слов одной и той же части речи;

2) быть образованы с помощью одной и той же словообразовательной морфемы;

3) передавать одно и то же словообразовательное значение.

Например, слова глупец и безумец относятся к одному словообразовательном типу, так как: 1) образованы от имени прилагательного (глупый и безумный); 2) с помощью одно и того же суффикса -ец-; 3) обозначают лицо по характерному качеству (глупец — это ‘тот, кто глупый’; безумец — это ‘тот, кто безумный’). Слово льстец относится к другому словообразовательному типу, так как, хотя оно тоже образовано с помощью суффикса -ец-, оно мотивировано глаголом и обозначает лицо по характерному действию (льстец — это ‘тот, кто льстит’).

Учитывая вышесказанное, распределите слова на группы с точки зрения отнесенности к словообразовательному типу. Свой ответ обоснуйте.

Буфетчик, костюмчик, летчик, одуванчик, паркетчик, подпоручик, разносчик, стаканчик.

 

Рекомендуемый ответ:

Первая группа — буфетчик, паркетчик: 1) образованы от существительного; 2) с помощью суффикса -чик-; 3) обозначают лицо, связанное с предметом.

Вторая группа — костюмчик, стаканчик: 1) образованы от существительного; 2) с помощью суффикса -чик-; 3) передают уменьшительно-ласкательное значение.

Третья группа — летчик, разносчик: 1) образованы от глагола; 2) с помощью суффикса -чик-; 3) обозначают лицо по действию.

Четвертая группа — существительное подпоручик: 1) образовано от существительного; 2) с помощью приставки под-; 3) обозначает низшее звание (ниже поручика).

Пятая группа — существительное одуванчик — в современном русском языке является непроизводным и не относится ни к какому словообразовательному типу.

 

Количество баллов:

За правильное выделение каждой группы и обоснование — по 2 балла.

Итого — 10 баллов.

 

Задание 5. Чем с точки зрения грамматики отличаются выделенные слова в каждом из пунктов?

1. А. Как только больного госпитализируют, сообщите мне об этом. Б. Врачи госпитализируют больного и отправляют его на машине скорой помощи.

2. А. Полы моются уборщицей раз в неделю. Б. Летом дети ежедневно моются.

3. А. На ней было ситцевое платье декольте. Б. Екатерина Андреевна была в нарядной блузке с глубоким декольте.

4. А. Грех тебе на меня обижаться. Б. Прихвастнуть любит — этот грех за ним водится.

5. А. Он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени. Б. Я купил это совершенно даром. В. Позднее право предрекать людям волю Зевса получил Аполлон, иногда награждавший этим даром и человека.

Рекомендуемый ответ:

1. Видом. А. Совершенный вид. Б. Несовершенный вид. Глагол госпитализировать является двувидовым: значение вида никак формально не выражено, оно может быть установлено только по общему смыслу высказывания.

2. Залогом. А. Глагол страдательного залога. Б. Глагол действительного залога (собственно-возвратное значение).

3. Частью речи. А. Прилагательное (аналитическое). Б. Существительное.

4. Частью речи. А. Слово категории состояния. Б. Существительное.

5. Частью речи. А. Часть составного союза даром что (= хотя). Б. Наречие. В. Существительное.

Количество баллов:

За указание отличия в каждом случае — 2 балла.

Итого — 10 баллов.

 

Задание 6. Помимо всем известных лексических омонимов, существуют и другие разновидности омонимии, в том числе и синтаксическая. С синтаксической омонимией мы сталкиваемся тогда, когда в одном словосочетании (предложении) можем по-разному выделить или грамматически по-разному проинтерпретировать члены предложения и/или по-разному установить или проинтерпретировать синтаксические связи между ними.

Из приведенных предложений выделите только те, в которых представлена синтаксическая омонимия. Свой ответ обоснуйте.

1. Я приехал в Москву, плачу и плачу.

2. Ему нельзя писать письма.

3. Танцы — это трение двух полов о третий.

4. Это ложь, что в театре нет лож.

5. Коллектив приветствует солдат.

 

Рекомендуемый ответ:

Синтаксическая омонимия представлена в предложениях 2 и 5.

Ему нельзя писать письма. Местоимение ему может быть проинтерпретировано как субъект (он не должен писать письма) или адресат (мы не должны писать ему письма).

Коллектив приветствует солдат. Два варианта интерпретации, от которой зависит выделение членов предложения. 1. Коллективприветствуетсолдат (коллектив стоит в форме именительного падежа, солдат — в форме родительного падежа множественного числа. 2. Коллективприветствуетсолдат (коллектив стоит в форме винительного падежа, солдат — в форме именительного падежа единственного числа).

Количество баллов:

· За правильно выбранные предложения с синтаксической омонимией — по 1 баллу (всего 2 балла).

· За верное обоснование — по 4 балла (всего 8 баллов).

· За неверно выбранное предложение — минус 1 балл.

Итого — 10 баллов.

 

Задание 7. Являются ли родственными следующие слова: соленый и сладкий, пряжа и пряжка, басня и обаятельный, цена и казнь? Приведите доказательства.

Рекомендуемый ответ:

Слово соленый — старое страдательное причастие прошедшего времени от глагола солить, в свою очередь образованного от существительного соль. Слово сладкий — заимствование из старославянского языка (исконно русская форма — солодкий). С точки зрения современного русского языка в слове сладкий по соотношению со словом сладость можно выделить суффикс -к- (ср. также солод ). Полногласная форма солод и соответствующее неполногласие слад- возникли на базе праславянского *soldъ, образовано посредством суффикса -d- от той же основы (сол < * sal-), что и соль. Таким образом, оба слова восходят к корню *sol- (sal-).

Слова пряжа и пряжка не родственные, пряжа от прясть (пряду), пряжка от прячь (запрячь, запрягать), родств. супруг.

Слова басня и обаятельный являются этимологически родственными, в них представлен тот же корень, что и в глаголе баять ‘говорить’, который распространен в русских диалектах и просторечии (др.рус. и ст.сл. баяти ‘рассказывать басни, выдумывать’).

Слово цена — общеслав. *koina < *kaina, где перед дифтонгическим ятем к > ц, тот же корень представлен в глаголе каяться (каяти <*kaiatei) и в существительном казнь (суффикс -зн(ь), как в словах жизнь, боязнь). Слово казнь в древности имело то же значение, что и слово цена — «наказание, расплата, штраф, месть, возмездие». Многие славянские языки отражают эту семантику до сих пор. Показательно, что в древнерусском языке существительное казнь исходно не имело современного значения, а обозначало любое наказание (телесное, духовное, в виде стихийного бедствия и т. д.).

 

Количество баллов:

· За правильное указание, являются или нет слова родственными, — по 0,5 балла (всего 2 балла).

· За доказательство — по 2 балла (всего 8 баллов).

Итого — 10 баллов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: