Тема 1. КЛАССИФИКАЦИЯ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛОДОВЫХ РАСТЕНИЙ




ПЛОДОВОДСТВО

ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
студентов по специальности «__11040062_»

Фамилия____________________________________

имя, отчество___________________________

курс _________________________________________

_____________________________ учебный год.

 

 

2014 г.



ВВЕДЕНИЕ

Производство плодов и ягод в стране должно увеличиться за счет интенсификации, кон­центрации и специализации производства. Поставлена задача полного обеспечения плодами и ягодами населения всей страны.

Одной из важнейших задач отечественного плодоводства является создание интенсивных промышленных садов. Не меньшее значение имеет и увеличение производства высококаче­ственного посадочного материала. Необходимо в ближайшие годы резко увеличить выпуск саженцев на клоновых подвоях.

В стране созданы все условия для ускоренного развития плодоводства на промышленной основе. Долг ученых, специалистов и всех работников, занятых в плодоводстве, — в крат­чайший срок повысить урожайность садов и полностью удовлетворить потребности населе­ния в плодах и ягодах.

Тетрадь предназначена в помощь студентам для освоения курса плодоводства и выдается на лабораторных занятиях.

Объем и последовательность изложения материала в данной тетради соответствуют учебной программе. Каждая тема занятия излагается по общему плану: содержание; во­просы, на которые необходимо ответить; табличный материал; пособия к занятию.


Тема 1. КЛАССИФИКАЦИЯ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛОДОВЫХ РАСТЕНИЙ

В нашей стране в диком виде и в культуре встречаются 73 породы плодовых растений. Они представлены различными биологическими формами, различающимися размерами и долговечностью. Перечислите группы плодовых и ягодных растений по их морфологичес­ким признакам и особенностям роста.

1 _________________________________________________________________________________

2 __________________________________________________________________________________________

3 __________________________________________________________________________________________

4 __________________________________________________________________________________________

5 __________________________________________________________________________________________

6 __________________________________________________________________________________________

7 __________________________________________________________________________________________

По ботаническому составу плодовые растения относятся к 26 семействам и 53 родам. Видов и разновидностей насчитывается несколько тысяч.

Напишите латинские названия родов и видов плодовых и ягодных растений ботани­ческих семейств, наиболее широко культивируемых в Нечерноземной полосе.

1. Розоцветные ___________________________________________________________________

род Яблоня ___________________________________________________________________

виды: домашняя ________________________________________________________________

сибирская _____________________________________________________________________

лесная _________________________________________________________________________

сливолистная ___________________________________________________________________

род Груша _____________________________________________________________________

виды: лесная ___________________________________________________________________

культурная _____________________________________________________________________

род Вишня _____________________________________________________________________

вид: культурная _________________________________________________________________
род Слива ______________________________________________________________________

виды: домашняя _________________________________________________________________

терн ___________________________________________________________________________

тернослива _____________________________________________________________________

род Земляника __________________________________________________________________

виды: садовая крупноплодная ______________________________________________________

 


лесная ___________________________________________________________________________

клубника ______________________________________________________________________

род Малина ____________________________________________________________________

виды: красная __________________________________________________________________

ежевика _______________________________________________________________________

2. Камнеломковые _________________________________________________________________

род Смородина _________________________________________________________________

виды: чёрная ___________________________________________________________________

красная _________________________________________________________________

белая __________________________________________________________________

золотистая ______________________________________________________________

род Крыжовник ________________________________________________________________

вид культурный ________________________________________________________________

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие плоды называются:

а) «ложными» __________________________________________________________________

б) «настоящими» _______________________________________________________________

В практическом плодоводстве общепринятой является биолого-производственная клас­сификация плодовых культур, в основу которой положено сходство в строении плодов или зона произрастания.

Перечислите плодовые и ягодные растения производственной группировки:

1.Семечковые ____________________________________________________________________

2. Косточковые ___________________________________________________________________

3. Ягодные _______________________________________________________________________

4. Орехоплодные __________________________________________________________________

5. Субтропические _________________________________________________________________

6. Цитрусовые ____________________________________________________________________

7. Прочие ________________________________________________________________________


Зарисуйте основные типы плодов и обозначьте экзокарпий, мезокарпий, эндокарпий

плодов.


Тема 2. МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛОДОВЫХ И ЯГОДНЫХ

РАСТЕНИЙ

 

У плодовых и ягодных растений различают корневую и надземную системы. Зарисуйте схему строения плодового дерева и отметьте корневую шейку, крону, ствол и его части, основные и обрастающие ветви, корни основные и обрастающие. Укажите порядки ветвле­ния корней и ветвей.


Зарисуйте плодовые образования яблони и груши.
Плодовый прутик Копьецо Кольчатка Плодушка


Плодуха


Зарисуйте плодовые образования вишни и сливы.

Что понимается под простой плодовой почкой и смешанной? ____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие плодовые и ягодные породы имеют:

простую плодовую почку? ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

смешанную плодовую почку? _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Пособия: схемы строенягодных растений; типы плодовых образований; натуральные гербарные образцы

 

.

Тема 3. СТРУКТУРА ПЛОДОВОГО ПИТОМНИКА. СЕМЕНА ПЛОДОВЫХ РАСТЕНИЙ

Плодовые питомники при относительно небольшой территории имеют довольно сложную структуру.

Зарисуйте схему плодового питомника.

Как определяется размер очередного поля питомника и всех других частей? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Напишите соотнощение составных частей питомника при выращивании двухлетних са­женцев семечковых пород методом окулировки (та на 1 га очередного поля). _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В определение семян плодовых и ягодных растений положены видовые отличительные признаки: наличие тонкой оболочки или косточки, размер семени, форма семян, поверх­ность, характер спинного и брюшного швов, окраска семян.

Изучите отличительные морфологические признаки и особенности семян основных пород и видов плодовых растений.

Из образца смеси семян выделите основные породы и виды.

Ответьте на вопросы:

Как определяют жизнеспособность семян? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Как определяют хозяйственную годность семян? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Определите норму высева семян яблони китайки сливолистной при хозяйственной год­ности ее, равной 85%. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Назовите оптимальные условия хранения семян яблони и вишни. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что такое стратификация семян? Техника ее проведения. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Назовите продолжительность стратификации семян яблони культурной ___________________

яблони сибирской ___________________________________________________________________

вишни _____________________________________________________________________________

сливы ___________________________________________________________________________________________________________

Пособия: схемы, экспонаты, иллюстрирующие строение семян плодовых; растений; коллекция образцов семян плодовых растений; смесь семян основных пород в пакетах; дтренажеры с наборами семян.


Тема 4. ОСНОВНЫЕ ПОДВОИ ПЛОДОВЫХ РАСТЕНИЙ

Подвой является важнейшей частью плодового растения. И. В. Мичурин образно назвал подвой «фундаментом» плодового дерева.

Плодовые питомники нашей страны выращивают несколько десятков видов различных подвоев.

1. Распределите подвои на группы:

а) по происхождению __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) по способу размножения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) по силе роста ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите способы размножения подвоев плодовых растений ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Отметьте основные требования, предъявляемые к подвоям семечковых и косточковых

пород ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Назовите и дайте краткую характеристику основным видам подвоев:______________________
Сильнорослые подвои яблони (семенные) ________________________________________________

 

                               
                               
                               
                         
                                 
                               
                               
                                 
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                                                         

 

Клоновые (вегетативно-размножаемые) подвои яблони:
а) карликовые подвои __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________б) полукарликовые подвои яблони _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________в) среднерослые подвои яблони _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


г) подвои груши __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) подвои вишни __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

е) подвои сливы ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Пособия: таблицы стандартов подвоев; в) набор однолетних подвоев; г) линейки и штангенциркули; д) образцы стандартных подвоев и несоответст­вующих требованиям; ОСТ 46—79.


Тема 5. ПРИВИВКА ПЛОДОВЫХ РАСТЕНИЙ

Прививка — один из важнейших способов размножения плодовых культур. Это наиболее сложная и ответственная работа в плодовом питомнике. В практике применяется два спо­соба облагораживания подвоев: 1) прививка, при которой к подвою прививается черенок с несколькими почками; 2) прививка, при которой к подвою прививается небольшой учас­ток коры и древесины с почкой.

Опишите правила техники безопасности при работе с ножом______________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схематически зарисуйте окулировочный и прививочный ножи.

Назовите их основные части.

 

 

Назовите основные способы прививки черенком.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите сроки проведения окулировки и прививки черенком.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметьте особенности проведения зимней настольной прививки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструменты и обвязочный материал для прививки.

__________________________________________________________________________________

Каковы средства механизации проведения прививочного процесса?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Пособия: подвои, черенки, ножи, рисунки прививок.


Тема 6. ФОРМИРОВАНИЕ И ОБРЕЗКА ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ

Задача формирования надземной системы плодового растения состоит в создании низ­кой, хорошо освещенной, прочной кроны, которая наиболее полно соответствует особеннос­тям пород и подвойно-сортовых комбинаций.

Под системой формирования следует понимать создание кроны определенной конструк­ции с помощью обрезки или других приемов регулирования роста растений. Кроны под­разделяются на улучшенно-естественные (свободностоящие) и искусственные.

Улучшенно-естественные кроны различаются между собой количеством и характером размещения на стволе и в пространстве ветвей первого порядка, а также числом и харак­тером размещения скелетных ветвей второго и третьего порядков.

К группе искусственных крон относятся формы, при создании которых сильно наруша­ется естественный характер роста дерева.

К ним относятся: пальметты, веретеновидные кроны, стланцы и другие.

Зарисуйте основные формы крон современного интенсивного садоводства:

Разреженно-ярусная система формирования кроны.

Вазообразная система формирования


Веретеновидный куст

Арктический стланец

Минусинский полустланец


В зависимости от толщины ветви и ее положения в кроне срезы выполняют ножом, секатором или пилой. Срезы делают на почку, на кольцо и на боковое ответвление. Зарисуй­те и запишите методы определения правильного направления срезов. Освойте технику сре­зов.

Срез на почку

Срез на боковое ответвление

Срез ветвей, отходящих под острым углом


Срез ветвей, отходящих под тупым углом

Пособия: схемы, плакаты; ветки разной толщины, садовые ножи, секато­ры, походная аптечка.

Тема 7. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЗАКЛАДКИ ПЛОДОВОГО САДА

Задание: Составить план закладки промышленного товарного сада на площади 500 га.

В ходе работы следует выполнить следующее:

1. Определить полезную площадь сада.

2. Определить площадь под каждой плодовой культурой.

3. Установить размер и форму кварталов, число кварталов каждой плодовой культуры, а по яблоне — еще и каждой группы сортов (зимних, осенних, летних).

4. Установить площади питания и наметить схему размещения плодовых деревьев внутри квартала.

5. Подобрать, согласно районированию, сортовой состав сада.

6. Определить чередование сортов внутри кварталов с учетом хорошего взаимоопыления.

7. Спроектировать садозащитные насаждения и дорожную сеть.

8. Начертить план сада на планшете с указанием размещения по рельефу плодовых культур, с определением схем размещения садозащитных насаждений и дорожной сети.

9. Определить потребность в посадочном материале по культурам и группам сортов и составить заявку на приобретение посадочного материала.


Таблица 1

Полезная площадь сада

 

Показатели % га  
Полезная площадь сада      
Садозащитные насаждения и дороги      
Хозяйственные постройки, пасека      
Общая площадь сада      

Руководствуясь процентным соотношением пород и сведениями по районированию, рас­считать площадь под каждую плодовую породу.

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: