РОМАНТИЧЕСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ВО ФРАНЦИИ. Ф.Р. ДЕ ШАТОБРИАН, Ф.Д. ДЕ МОНЛОЗЬЕ, Ж.Ф. ДЕ МИШО, П.БАРАНТ




Романтическая историография во Франции в то время, как в Германии историческая наука развивалась под сильным влиянием философии, филологии и права, во Франции развитие историографии было более непосредственно обусловлено потребностями политической борьбы. Главной позитивной чертой романтической историографии были историзм и тесно с ним связанное представление об «органическом», т. е. не зависимом от сознательной воли отдельных людей, развитии исторического процесса. Историзм, ставший отличительным признаком научного мышления XIX в., требовал генетического анализа общественных явлений- конкретного изучения их развития с момента зарождения до наивысшего этапа и упадка. Романтическая историография пересмотрела эту оценку средневековья. Для нее характерен особенно пристальный интерес именно к истории данного периода, а для многих ее представителей- и его идеализация.

Характерной чертой романтической историографии, вытекавшей из историзма, было представление о том, что «органическое» развитие исторического процесса раскрывается не в глобальном развитии всего человечества, а в конкретной истории отдельных народов и стран. Романтическая историография стремилась выявить особенные, самобытные черты каждой национальной истории. Эти особенности романтическая историографиясвязывала с чертами присущего каждой нации «народного духа». Сообразно с ним происходит развитие национальной культуры и национального государства.

Романтическая историография придавала большое значение отображению своеобразных черт каждой исторической эпохи в ее национальной и географической определенности. Историки-романтики хотели воссоздать неповторимые особенности духовного склада людей прошлого, их быта, одежды.

МЕСТР, Жозеф де (1753–1821) – савойский граф. Получил иезуитское воспитание. С 1787 – член Сената Савойи. Испытал влияние Руссо. С 1800 – канцлер Сардинии. С 1817 – госсекретарь Сардинского кор.

Труд: «Размышления о Франции» (1796). Широкая известность. Идея о провиденциальной роли Франции в судьбе человечества. Революция (называет «сатанинской») – испытание, посланное Франции, в наказание за попытку стать независимой от Бога. Франция должна понести возмездие, из которого человечество сможет выйти очищенным и улучшенным. Реставрация монархии неизбежна.

Основные положения Местра:

1 Сторонник концепции врожденных идей.

2. Мир движется Провидением, чьи законы недоступны разуму.

3. Божественная справедливость не имеет ничего общего со справедливостью человеческой, что подтверждается опытом Фр. рев., с ее безвинными жертвами.

4. Законы Провидения не охватывают всей реальности, оставляя место вторжению случайности и человеческой свободе, в которой и лежит причина зла.

5. «Органическое» понимание нар.и гос.: его жизнь и деятельность определяются традициями, религиозным чувством и церковным авторитетом.

6. Критиковал концепцию соц. договора. Соц. порядок – непременное условие существования гос.

7. Отвергал проникнутый гуманизмом взгляд просветителей на человека.

8. Пессимистическое представление о человеческой природе – люди дурны; зло, несправедливость – закон мироздания. Неизбежное следствие «закона» – войны и преступления. Для управления общ-вом требуется власть церкви и гос., жестокость и насилие, инквизиция и палач.

9. Лучший гос. порядок – неограниченная власть короля, который правит при помощи дворянства. Выше короля только Церковь. Выдвинул идею непогрешимости папы («О папе» 1819).

10. Без религии наука бесплодна. Предлагал дополнить науку религиозной верой.

БОНАЛЬД, Луи де Габриэль Амбруаз (1753-1840). Род.в дворянской семье. К Фр. рев.и либеральным идеям вначале относился лояльно. Вскоре взгляды изменились. В 1791 эмигрировал, несколько лет жил в нищете в Гейдельберге. Труды: «Теория политич. и религиозной власти в гражданском общ-ве» (1796), «Опыт анализа естественных законов соц. устройства» (1800), «Законы первобытного общества» (1802).

Основные положения Бональда:

1. В Наполеоне видел фигуру способную объединить Европу. Однако: встал на сторону монархистов.3. Язык – инструмент, посредством которого Бог открывает вечные идеи и самого себя человеческому уму. 4. Образование не создает новых идей, а проясняет те идеи, которыми человек обладает изначально.

5. Как язык является посредником между идеями и духом, так законная власть есть посредник между Богом и народом. 6. Законна та власть, которая опирается не на социальный договор и идею национального суверенитета, а на божественное установление и традиции. 7. Критиковал идеи Французской революции – заблуждение, имеющее гибельные последствия. 8. Основы социального порядка – религия, абсолютная монархия, патриархальная семья.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: