ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВИСТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В АНГЛИЙСКОЙ НАУКЕ ВТ. ПОЛ. 19 В. Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль




Ге́рберт Спе́нсер (1820, Дерби —1903, Брайтон) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта.

Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.

Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные начала» (1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852 году, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина, Спенсер написал статью «Гипотеза развития». Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции. Спенсер приходит к пониманию эволюции как «интеграции материи». Все вещи имеют общее происхождение; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная.

Глобальный эволюционизм, всеобщие законы эволюции, разработанные Спенсером в «Основных началах», распространяются им и на область биологии, психологии, социологии, этики.

В 1858 году Спенсер составил план сочинения - «Системы синтетической философии», которое должно было включать 10 томов. Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в Основных началах. В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. В серию также вошли: «Принципы биологии»; «Принципы психологии»; «Принципы социологии», «Принципы этики».

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» и «Социологические исследования» и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология».

Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой.

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903.

Выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.

Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Домашние институты — семья, брак, проблемы воспитания.Обрядовые (церемониальные) — призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет.Политические — появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и войны.Церковные — храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.Профессиональные и промышленные институты — возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) — консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные — поддерживают производственную структуру общества.

Важнейший принцип его социологии — уподобление общества организму.Общество — агрегат (совокупность) индивидов (индивиды — клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ).

Военный тип общества — военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.

Наихудший тип — выживание и процветание слабейших, то есть людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.

Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» — вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития.

Государственное принудительное перераспределение социальных благ должно стать частным делом, задача которого — «смягчать несправедливости природы».

Личные права

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:

безопасность личности,

свободное передвижение,

свобода совести,

свобода речи,

свобода печати и др.

Работы Спенсера

«Социальная статика» (1851)

«Система синтетической философии» (System of Synthetic Philosophy, 1862-96) — Основное сочинение в 10-ти томах

«Основныеначала» (First Principles, 1862). — DJVU. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.

«Основания социологии» (The Principles of Sociology, 1874-1896). — PDF. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.

Джон Стюарт МИЛЛЬ.ранних лет проявил интеллектуальную одарённость, развитию которой его отец, Джеймс всячески способствовал. Джон начал учить греческий язык с трёх лет, в возрасте около шести лет уже был автором самостоятельных исторических работ, а в двенадцать лет приступил к изучению высшей математики, логики и политической экономии[источник не указан 1127 дней].

В подростковом возрасте испытал сильный душевный кризис, который едва не привёл его к самоубийству. Большое значение в его жизни имела поездка в южную Францию в 1820 г. Она познакомила его с французским обществом, с французскими экономистами и общественными деятелями и вызвала в нём сильный интерес к континентальному либерализму, не покидавший его до конца жизни.

Около 1822 г. М. с несколькими другими молодыми людьми (Остином, Туком и др.), горячими последователями Бентама, образовал кружок, названный «утилитарным обществом»; при этом был впервые введён в употребление термин «утилитаризм», получивший впоследствии широкое распространение. В основанном бентамистами органе «Westminster Review» М. поместил ряд статей, преимущественно экономического содержания. В 1830 г. он написал небольшую книгу «Essays on some unsettled Questions in Political Economy» (изд. в 1844 г., имела 2 изд.), в которой содержится всё оригинальное, созданное М. в области политической экономии. К этому же времени относится перелом в жизни Милля, который он так ярко описал в своей «Автобиографии». В результате М. освободился от влияния Бентама, потерял прежнюю уверенность во всемогуществе рассудочного элемента в частной и общественной жизни, стал более ценить элемент чувства, но определённого нового миросозерцания не выработал. Знакомство с учением сенсимонистов поколебало его прежнюю уверенность в благотворности общественного строя, основанного на частной собственности и неограниченной конкуренции.

Труды: «Система логики», «Основание политической экономики».

Труд: «Система логики».

1. Логика – теория доказательства.

2. Психология устанавливает законы, по которым в нашем духе возникают и группируются чувства, представления и идеи, а логика должна установить ясные и несомненные правила для различения истины от лжи, верных умозаключений от неверных.

3. Критерием истины является опыт.

4. Опыт и наблюдение являются основанием не только индукции, то есть умозаключения от частного к общему, но также и дедукции, то есть умозаключения от общего к частному. Например: «Когда я умозаключаю, что я смертен, потому что все люди смертны, то истинным основанием моего умозаключения является наблюдение, что все люди, жившие раньше меня, умерли».

5. Четыре метода, посредством которых индуктивным путем можно найти причину данного явления:

• метод согласия,

• метод различия,

• метод остатков,

• метод сопутствующих изменений.

6. «Система логики» не проложила новых путей в области мысли, не открыла новых горизонтов для науки. Милль развивает мысли других, в особенности Гершеля.

Труд: «Основание политической экономики».

1. Четырехзвенную трактовку элементов экономики:

• производство,

• распределение,

• обмен,

• потребление.

2. Осуждал политику протекционизма, но считал необходимым вмешательство государства в экономику. Государство, по его мнению, должно взять на себя расходы по созданию инфраструктуры, развитию науки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: