Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.
В отличие от жестко детерминированного стохастический подход для реализации требует ряда предпосылок: Коэф корряляции (ковариации), Дисперсион анализ, эвристич
1. наличие совокупности;
2. достаточный объем наблюдений;
3. случайность и независимость наблюдений;
4. однородность;
5. наличие распределения признаков, близкого к нормальному;
6. наличие специального математического аппарата.
Построение стохастической модели проводится в несколько этапов:
· качественный анализ (постановка цели анализа, определение совокупности, определение результативных и факторных признаков, выбор периода, за который проводится анализ, выбор метода анализа);
· предварительный анализ моделируемой совокупности (проверка однородности совокупности, исключение аномальных наблюдений, уточнение необходимого объема выборки, установление законов распределения изучаемых показателей);
· построение стохастической (регрессионной) модели (уточнение перечня факторов, расчет оценок параметров уравнения регрессии, перебор конкурирующих вариантов моделей);
· оценка адекватности модели (проверка статистической существенности уравнения в целом и его отдельных параметров, проверка соответствия формальных свойств оценок задачам исследования);
· экономическая интерпретация и практическое использование модели (определение пространственно-временной устойчивости построенной зависимости, оценка практических свойств модели).
Финансовый анализ.
Анализ финансового состояния - это исследование и оценка финансовых отношений и движения финансовых ресурсов в едином производственно-торговом процессе с целью определить финансовое состояние фирмы, ее финансовую конкурентоспособность и не допустить банкротства.
Задачи финансового анализа
1. Выявление рентабельности и финансовой устойчивости.
2. Изучение эффективности использования финансовых ресурсов.
3. Установление положения фирмы на финансовом рынке.
4. Оценка степени выполнения плановых финансовых показателей.
5. Оценка мер, разработанных для ликвидации выявленных недостатков и повышения отдачи финансовых ресурсов.
Финансовый анализ проводится с помощью следующих основных приемов:
1. Сравнение - сопоставление финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода, т. о. выявляется тенденция улучшения или ухудшения финансового состояния фирмы.
2. Сводка и группировка - заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.
3. Способ цепных подстановок - применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя (пример экономико-математической модели, приведенный в предыдущей теме). Сущность этого способа заключается в том, что последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются как неизменные.
4. Способ разниц - состоит в том, что предварительно определяется абсолютная величина или относительная разница (отклонение от базисного показателя) по изучаемым факторам и совокупному финансовому показателю. Затем это отклонение (разница) по каждому фактору умножается на абсолютное значение других взаимосвязанных факторов.
Виды финансового анализа:
1. Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
2. Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
3. Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов.
4. Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
5. Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутренний хозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними фирменными данными.
6. Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных приемов исследования.
Финансовый анализ деятельности предприятия включает:
· анализ финансового состояния;
· анализ финансовой устойчивости;
· анализ финансовых коэффициентов:
· анализ ликвидности баланса;
· анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.
Финансовый анализ – система способов исследования финансового положения предприятия и финансовых результатов его деятельности.
Принципы финансового анализа: Непрерывность наблюдения, Преемственность, Объективность, Научность, Динамичность, Комплексность, Системность, Согласованность, Обоснованность, Оперативность принятия управленческих решений.