Вопросы, рассматриваемые в данной теме в определенной степени сложны, так как посвящены одному из основополагающих институтов профессиональной этики. Следует четко представлять, что нравственное сознание выработало необходимые понятия, с помощью которых оправдываются или осуждаются поступки, поведение человека. К таким понятиям относятся категории нравственной оценки, нашедшие выражения в понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и бесчестия и т.п.
Необходимо четко представлять, что добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности.
Говоря о зле как категории этики надо уяснить, что по своему содержанию она противоположнна добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. При этом надо четко отличать мо- ральное зло от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно — проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Необходимо знать теории происхождения зла как этической категории. В религиозных учениях зло — фатальная неизбежность человеческого существования.
С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель — устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность.
Говоря о совести как этической категории следует иметь в виду, что иногда её называют другой стороной долга. Совесть — самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций, соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формул пировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающей как долг и ответственность перед самим собой. Следует усвоить, что именно чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность и соответственно только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.
Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
Характеризуя долг как этическую категорию следует иметь ввиду, что он представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Долг это прежде всего личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. При этом он может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и личным, как, например родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и т.д.
Как этическая категория справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. Необходимо эти различия уяснить и четко представлять, что в этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. При этом именно справедливость должна главенствовать в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость. Юрист, таким образом, "представитель справедливости" и об этом необходимо помнить представителям данной профессии. Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим, собой, форма самоутверждения личности.
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя).
Репутация— мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.
Кодекс судебной этики судей Республики Казахстан, принятый в 1996 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации. Аналогичные требования содержатся в кодексах чести и правилах всех категорий практически всех категорий юридических профессий.
При изучении данной темы студентам следует помнить, что основные положения темы № 2, 3 являются основополагающими при изучении и таких категорий как достоинство, честь, профессиональный долг, при этом характеризуя долг как этическую категорию следует иметь ввиду, что он представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Долг это прежде всего личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. При этом он может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и личным, как, например родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и т.д.
Необходимо иметь ввиду, что успешно выполнять свои функции работники судов, прокуратуры, органов внутренних дел и госслужащие могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь, государственный служащий не может и не должен мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.Следует иметь ввиду, что этому во многом способствуют этические ритуалы, призванные закрепить высокие нравственные требования предъявляемые носителям различных юридических профессий.
Как этическая категория справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. Необходимо эти различия уяснить и четко представлять, что в этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. При этом именно справедливость должна главенствовать в профессиональной деятельности юристов.
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя).
Репутация— мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.