ГЛАВА II. БИОГРАФИЯ И ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗАНИЯ О ХОЖДЕНИИ В ТИБЕТСКУЮ СТРАНУ МАЛОДЕРБЕТОВСКОГО БААЗА БАГШИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Выполнила студентка 3 курса Направления «Филология» профиль «Калмыцкий язык и литература, русский язык и литература»

Манцаева В.Т. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________­­­­­­­

 

Научный руководитель

канд. филол. наук, доцент

Лиджиев М.А. ­­__________

Элиста 2017

Содержание

Введение……………………………………………………...................................3

 

Глава I. Особенности жанра путешествия в калмыцкой литературе…………….5

 

 

Глава II. Биография и духовная деятельность Бааза-багши ……………………...9

 

Глава III. Специфика исследуемого источника…………….…………………….14

 

Заключение…………………………………………………………………………19

 

Список используемой литературы …………..…………..………………………..20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Особое место в литературе занимают произведения, написанные в ходе наблюдений и анализа увиденного в путешествиях. Хождение — жанр литературы, форма путевых записок, в которых путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель. Произведения подобного жанра дают возможность автору рассказать о жизни стран и народов. Публицистические «путешествия» неоценимы для широкого ознакомления с различными областями социально-политической, экономической жизни какой-либо страны, ее культуры и искусства»

В данной курсовой работе предпринята попытка рассмотреть жанровое своеобразие старокалмыцкого (ойратского) письменного памятника XIX века - «Сказание о хождении в Тибетскую страну малодербетовского Бааза багши», показать, что содержание данного литературного памятника представляет большой интерес для истории калмыцкой литературы дореволюционного периода.

Целью данной работы явилось исследование жанра хождений, в частности – «Сказание о хождении в Тибетскую страну малодербетовского Бааза багши». Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:

- рассмотреть основные тенденции развития исследования жанра хождений;

- отразить мысли критиков, содержащиеся в их трудах;

- показать, что своеобразие жанра хождений калмыцкой литературы связанно с особенностями мастерства автора, с манерой повествования, со стилем изложения, с той формой, которая избирается им для наиболее полного претворения замысла, а также с традициями композиционного строения.

Методологической основой данной работы являются теоретические выводы, содержащиеся в трудах литературных критиков, а также взгляды на рассматриваемые проблемы ученых.

Данная работа может представлять интерес также при создании исследований, посвященных изучению тех или иных аспектов изучения жанра хождений. Особенностям художественного мира писателей, сложным аспектам тематики и проблематики их творчества посвящены также работы исследователей: Бадмаева А.В., Позднеева А.М., Бембеева Е.В. и т.д. Работы представляют несомненный интерес, к их достоинствам относится обширное знание авторами исторического и литературного материала, оригинальный и свежий взгляд на историю изучения памятника.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются цели и задачи работы, указывается ее методологическая основа ее научная новизна, ее теоретическая и практическая значимость.

В первой главе курсовой работы «Жанровое своеобразие Сказание о хождении в Тибетскую страну малодербетовского Бааза багши», исследуется вопрос изучения литературоведами и учеными особенности жанра путешествия в калмыцкой литературе.

Обширное исследование данной проблемы позволяет сделать конкретные выводы об особенностях данного жанра.

Во второй главе курсовой работы «Жанровое своеобразие Сказание о хождении в Тибетскую страну малодербетовского Бааза багши» подробно описана биография и духовная деятельность Бааза-багши.

В третьей главе курсовой работы «Жанровое своеобразие Сказание о хождении в Тибетскую страну малодербетовского Бааза багши» отводится место специфике исследуемого источника

В заключении будут изложены выводы, полученные в результате курсовой работы.

В библиографии данного исследования перечислен перечень материалов (книг, статей, научных трудов), к которым обращался автор в процессе работы над курсовой работой.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПУТЕШЕСТВИЯ

В КАЛМЫЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

С распространением ламаизма среди монгольских народов у верующих появился обычай ездить в Тибет для поклонения буддийским святыням. Многочисленные паломники иногда писали путевые заметки. Так появились описания путешествий, составивших жанр так называемых «хождений».

Ойраты Западной Монголии могли быть знакомы с описаниями путешествий в Тибет, но сами они не создали ни одного произведения, которое можно было бы отнести к жанру хождений. Калмыки же в этом отношении пошли дальше, составив несколько сочинений такого рода.

Калмыцкие паломники несколько раз совершали хождение к святыням Тибета. До сих пор старики рассказывают о первом паломничестве калмыка под именем Джиджэтэн (подлинное имя его неизвестно). Историческое хождение Джиджитэна некоторые исследователи связывали с посольством Галдан Цэрэна в Тибет (1765 г.), когда Далай лама пожаловал калмыкам грамоту и печать на право вторичного посещения ими Лхассы.

Издавна особое место в литературном процессе занимали произведения, являющиеся плодом наблюдений, размышлений и анализа увиденного в путешествиях по родной земле или за ее рубежами. Произведения этого жанра давали возможность автору непринужденно в увлекательной форме показать жизнь стран и народов, раскрыть важные проблемы современности. Мысленно совершая вместе с автором путешествие, читатель оценивает увиденное, услышанное самим путешественником.

В средневековой литературе монгольских народов подобные произведения также имели место, широко и разнообразно рассказывающие об «увиденном и услышанном» в дороге. Примечательно, что такие описания практически не известны собственно монгольской письменной словесности, но составляют один из немногих жанров оригинальной письменной литературы ойрат-калмыков и бурят. Бытует мнение о том, что ойрат-калмыцкая литература насчитывала значительное количество сочинений жанра хождений, но до настоящего времени их сохранилось очень мало. Эти произведения в основном содержат описание путешествий в Тибет и Монголию.

Независимо от автора, в произведениях жанра путешествий, как жанра публицистики, наблюдаются свои общие и специфические особенности, подчеркнув которые, можно определить моменты, обуславливающие своеобразие жанра калмыцкой литературы. Попытку рассмотреть общие черты жанра хождений, а также его национальное своеобразие мы предприняли, выбрав в качестве примера один из образцов подобного жанра, каковым является «Сказание о хождении в Тибетскую страну Малодербетовского Бааза-багши», созданный в конце 19 века.

Отличительной чертой «путешествий», «хождений» от произведений других жанров является многоплановость собранного автором материала, широта и богатство которого и служат ему опорой для обобщений, выводов, сравнений.

Ни в одном другом жанре публицистической литературы не проявляется так очевидно индивидуальность героя-автора, как в путевых заметках. К примеру, А. Позднеев так характеризует Баазу-багши: «как живой стоит теперь перед нами этот калмык с его бесконечною верою в Будду и ламаистские святыни, с его поразительным благоговением перед хутухтами и подчинением всякого рода гэгэнам…». Герой с определенным складом мыслей, своим видением мира, взглядом на вещи обязателен в произведениях этого жанра.

Не менее важное требование к «путешествиям» это связь с современностью. Помочь увидеть картину пути, заставить читателя мыслить, рассуждать, а не только восхищаться новым, неизведанным призван автор-путешественник. Предметом изображения являются различные стороны действительности, явления, процессы, тенденции, события, проблемы прошлого и настоящего, - все, что характерно для региона, что увидел автор-путешественник, и на чем сосредоточил свое внимание. Последнее во многом зависело от сословной принадлежности автора, его целеустремленности, интересов, склонностей. Отсюда выбор фактов для анализа, акценты (на экономику, религию, политику и т.д.) в путешествии. По этому поводу справедливо высказывание А. Позднеева о том, что «Бааза-бакши пишет преимущественно о буддийских монастырях и кумирнях, о святых местах, мало уделяя внимание описаниям внешнего вида городов, степени их населенности, промышленном и торговом значении, ограничиваясь, порой, простой номенклатурой урочищ»5. Однако не следует относить это за счет только обыкновенного интереса, эти моменты были для них важными, событийными, как и многочисленные повествования о чудесах, гробницах святых и угодниках.

Для путешествия исключительное значение имеет маршрут. Его выбор зависит от многих причин объективного и субъективного характера, в том числе от авторской цели и задачи. Маршрутом объединяются разнородные элементы «путешествия» (репортажные эпизоды, встречи и беседы с людьми, исторический анализ, портретные зарисовки и т.д.), которые, будучи отобраны для произведения, предполагают использование в каждом случае особых приемов.

Жанр путешествий предполагает проявление личностных качеств автора, его индивидуальности, определяемой методом и предметом отображения. Путешествуя, автор через отбор фактов, их систематизацию идет к созданию целостной картины, очень мозаичной в своей основе, сложенной из отдельных кусочков-фактов. Путешествие, таким образом, выступает как обзор увиденных автором фактов, как результат, их отбора, а из этих путевых наблюдений вырастает вывод, представляющий общественную значимость. Например, Бааза-багши очень подробно описывает свое путешествие с берегов Волги до Тибета по сравнению с обратной дорогой, о которой он пишет очень кратко, справедливо замечая, что «всякий человек после того, как сумел дойти (до Тибета), не будет иметь трудностей в возможности возвратиться назад».

Из вышесказанного можно выделить основные общие черты характерные жанру путешествий: а) автор-герой, с определенным складом мыслей, своим видением мира; б) многоплановость собранного автором материала; в) связь с современностью; г) маршрут путешествия. Но, при одинаково общем принципе построения произведений в жанре путевых записей, в каждом из них есть свое, авторское строение, определяющееся национально-конфессиональными особенностями, художественной выразительностью и индивидуальной манерой писателя.

Обосновавшись на берегах Волги, калмыки никогда не прекращали поддерживать связь с Тибетом и духовным главой буддистов Далай-ламой, а некоторые калмыцкие правители получали от него ханский титул, печати и грамоты с соизволением посещать страну и представляться Его Святейшеству. Совершая путешествие на Восток, они преследовали различные цели – ознакомление с политическим, экономическим укладом народов, исторически связанных с жизнью калмыцкого народа, получение духовного образования, но все же главной целью было добраться до столицы

Тибета Лхасы (по-калмыцки Зуу) и получить аудиенцию Далай-ламы. Возможно поэтому сначала паломников, а потом и путешественников вообще, стали называть «зуульчи».

 

 

ГЛАВА II. БИОГРАФИЯ И ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

БААЗА-БАГШИ

 

В старокалмыцкой литературе наряду с произведениями исторического жанра существуют памятники, близкие к характерному для средневековой литературы жанру хождений, содержанием которых служили описания путешествий в Китай, Тибет, Монголию.

Единственным образцом из сохранившихся до настоящего времени памятников этого оригинального жанра является описание поездки в Тибет малодербетовского гелюнга Баазы Менкеджуева.

Жизнь и деятельность Бааза-багши остаются до сих пор малоизученными. В калмыковедной литературе его обычно представляют как путешественника, совершившего путешествие в центр ламаистов всего мира и составившего после этого краткое описание своего паломничества.

Однако есть немало оснований считать, что такое толкование роли Бааза-багши в истории калмыцкого народа не совсем соответствует действительности. Более того, в народной памяти он остался, прежде всего, как выдающийся представитель калмыцкого духовенства, ревностно проповедовавшего учение Будды, а также как известный для своего времени общественный деятель. Но следует отметить, что об этом мы можем судить только по его делам, ибо пока нам не известны его устные или письменные выступления по проблемам тогдашней общественной жизни.

Бааза Менкеджуев родился в 1846 году в Малодербетовском улусе в семье калмыка Дундухурульского аймака. Он был старшим сыном у своего отца, который имел 10 детей от 2 жен.

В роду его не было зайсангов и нойонов, но несколько представителей его семьи занимали видное положение в Дундухурульском монастыре, поэтому фамилия его пользовалась большим уважением у его малодербетовских сородичей и калмыков вообще. Его дед, Джалцан-багши был весьма почитаемым настоятелем монастыря, а дядя Бальчир-багши настолько славился своей ученостью, что послушать его толкования и проповеди приезжали хувараки (духовные лица) из других улусов. Нам известно, что Дунду-хурул был центром зурачей-живописцев, алтари которого были украшены расписными столиками - «ширя».

В 7-летнем возрасте Бааза был определен в родовой монастырь, где получил первую монашескую степень «манджи». Пытливый и любознательный, он очень скоро успел приобрести знания в различных областях буддийской догматики и обрядов, а в юношеские годы изучал секреты тибетской медицины под руководством известного эмчи Джамцо-гелюнга.

Родственные отношения позволяли Баазе пользоваться сокровищами библиотеки Дунду-хурула, и он с рвением прочитал все хранящиеся в ней сочинения: исторические памятники, письма, памятники. Здесь он ознакомился с документами, свидетельствующими о связи калмыков с Тибетом, а также впервые увидел грамоту Далай-ламы VII (1708 - 1757 гг.), выданную калмыкам в период посольства Галдан-Церена в 1756 году. После этого мысль о возможности посетить святыни Тибета и поклониться Главе буддистов не давала ему покоя.

В 1879 году Бааза получил официальное свидетельство на звание «манджи», в 1895 году гелюнгом и багшей Дунду-хурула.

Его светское имя было Бадма, ласкательным же именем Бааза его называли в детстве родители и родственники, и с тех пор это имя утвердилось за ним на всю жизнь, а монашеское имя Лобсан-Шараб почти не было известно. Примечательно, что в конце своего произведения он подписывается именем «Бааза Менкеджуев», которое имеет наибольшее распространение в народе.

Осуществление своей главной мечты - паломничество в далекий и малоизвестный Тибет - Бааза-багши предпринял в июле 1891 года вместе со своими спутниками (манджи Лиджи Идэруновым и калмыком-простолюдином Дорджи Улановым). Огромная материальная и финансовая помощь в этом нелегком предприятии была оказана им владетельным нойоном малодербетовского улуса Церен-Давидом Тундутовым, который не только субсидировал, но устроил пышные проводы, а затем и встречу паломников.

Проведя более 2 лет в пути, путешественники пережили много трудностей, связанных с «горной болезнью», наймом верховых и вьючных животных, поиском проводников и закупкой провианта. 26 июля 1892 года Бааза-багши достиг Лхасы и, поклонившись многим святыням, получил благословение самого Далай-ламы. Кроме того, он совершил поездки в главные монастыри Галдан, Гумбум, к озеру Окон-Тенгри, посетил монастырь Нартран, где находилась типография для печатания «Ганджура» и «Данджура». Перезимовав в Лхасе он выехал в обратный путь и в августе 1893 года возвратился в свой родной Дунду-хурул, где, уединившись, начал писать книгу о далеком странствии. Свое сочинение он завершает следующими словами: «Да низойдет спасение Будды, да насладятся все одушевленные существа спокойствием, да возродится дух добродетели». Правдивый рассказ о совершенном паломничестве в Тибет вызвал огромный интерес не только среди калмыков, но и в научной среде. Рукопись, как только она была закончена, была приобретена профессором Позднеевым А.М., который опубликовал ее с переводом и комментариями буквально через год под названием «Сказание о хождении в Тибетскую страну малодербетовского Бааза-багши». Факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета счел необходимым даже посвятить это издание XI международному съезду ориенталистов в Париже.

Несомненно, посещение Б. Менкеджуевым Тибета сделало его известным и уважаемым человеком. В своей духовной карьере он достиг ранга старшего багши – «ах багши», что давало ему право управлять всеми хурулами Маладербетовского улуса, общее количество которых было 41.

Бааза-багши активно участвует в общественной жизни. В «Отчете Русского географического общества за 1903 год» он называется членом - сотрудником. Там же указывается, что его сказания «кроме интереса, вызываемого простым описанием пройденных мест, имеют еще и то значение, что они являются для европейцев первым образцом описательных калмыцких произведений и представляют собою прекрасный пример живого языка современной калмыцкой литературы».

Бааза–багши активно принимал участие в выставке «Исторические и современные костюмы», которая проходила в 1902 году в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. Туда им были отправлены личные вещи: шапка гебко, халат гебко, кумачовый пояс «оркомджи», танку Бурхан-багши, молитвенник «Дорджин Джодва» (Алмазная сутра). После окончания выставки многие свои экспонаты он пожертвовал Русскому музею, за что был награжден серебряной медалью «За усердие».

Бааза-багши встречался с видными учеными. Так несколько раз в гостях у него был известный востоковед Г. Рамстедт, посетивший Калмыкию с научной целью.

Существуют сведения о том, что Бааза-багши со своими ближайшими соратниками в 1900 году провел соборное совещание калмыцких багши и гелюнгов в летней ставке Дунду-хурула, в урочище Оран булл (в районе п. Уманцево Сарпинского района). Видимо, предвидя катастрофу калмыцкого народа, а также с целью предотвращения разделения улусов, он выдвинул программу по «Объединению Хурульного пространства» в кочевьях всех калмыков. Это предполагало строительство в местности, под названием «Оран булг», хурульного комплекса, с обязательным высшим учебным заведением «Чөөрә» и постепенное превращение этого места в центр всех «бага дербетов». Данная территория простиралась от «Оран булг» до с. Аксай на западе и в сторону современного Красноармейского района Волгоградской области, где в то время находилась ставка князя Церен-Давида Тундутова. Но задуманному не удалось осуществиться. После того как уже были предприняты первые шаги по освоению данной местности, на общем собрании 41 хурула, оппоненты, мотивируя тем, что «Оран булг» находится на краю калмыцких кочевий, высказались против его программы объединения. Для него это было большим ударом, рушилась цель всей жизни, благородная идея отторгалась. Именно тогда Бааза-багши предупредил улусных багши и зайсангов о самых тяжелых последствиях, которые ожидают калмыцкий народ: «Бааза-багши – это посланец неба. Не прислушаться ко мне – значит отторгать само небо и свой народ. Горе и горе ожидает мой народ. Придет «зараза» с севера и обезличит его. Багши исчезнут». После этого он заболел, и князь Тундутов повез Бааза-багшу на лечение в Минеральные Воды. Но ничего не помогло, и Бааза Менкеджуев умер там же в 1903 году. Нойон Церен-Давид Тундутов привез его тело и похоронил в местности, которая называется «Оран булг», что в переводе означает «Родник возвышенности» там, где предполагалось построить хурульный комплекс. На месте кремации усопшего был воздвигнут культовый памятник-субурган.

В заключении отметим, что Бааза-багши, осуществив заветную мечту своей жизни и составив после этого замечательное в своем роде сочинение, «воздвиг» свой памятник на благо нам – потомкам.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: