Сравнительный анализ. (Ссылки GOOGLE).




 

Философское видение проблемы

Интерпретацию ответа на вопрос о смысле жизни в исполнении Поля Гогена можно увидеть на его картине, Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?, оконченной в 1898 году.

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.

Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

Комментарий – получение блага, как уже описывалось в моей работе было возможно всегда и в любом периоде существования человека начиная с нашей эры, так как было возможно построить жильё, прокормить людей, а также удовлетворить их потребности, как мы видим в древнем Риме и Греции: были бани, жильё, рабы, которые выполняли за них физическую работу. Также в древнем Рим е качественно удовлетворялись моральные потребности с помощью театров и колизеев. Но в давние времена у людей не было должного образования, а значит и интеллектуального развития, поэтому людям было достаточно пищи и жилья, так как они не осознавали должным образом человеческое бытие и не задумывались над достижением условий бытия в наивысшей степени, как при действии НТР и НТП. Тогда ещё эта проблема остро не стояла, так как задуматься о ней не было кому: у бедноты не было возможности (ума), а у интеллигенции (знати) не было желания, так как они любили почивать на лаврах и не думать ни о чём.

 

[править] Древняя Греция и Рим

Основная статья: Античная философия

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.

Комментарий – подчинение страстей разуму это как раз то, что и присуще современному человеку, так как от степени интеллектуального развития и серьёзности к подходу каждой из проблем, возникающей в жизни человека зависит как раз таки его жизнь, потому что для того, чтобы жить счастливо необходимо делать всё как можно более рационально, эффективно, разумно. И тем более проблема возникает как раз таки из-за того, что человек с помощью достижения высокой степени интеллектуального развития осознаёт, что с помощью различных типов развития его жизнь становится лучше, но, в то же время, оно не будет продолжаться вечно и настанет его конец, что приведёт к распространению обыденности в жизни, а человек с высокоразвитым интеллектом желает получать всё как можно больше и быстро ко всему привыкает, так как понимает и осознаёт всё быстро и качественно, что приводит к постоянному и быстрому росту потребностей, особенно моральных. И когда наступает период окончания культурного и технического развития, то умный человек осознаёт, что больше удовлетворять свои потребности (моральные) он не сможет так же полноценно как раньше. Интеллектуально развитый всё быстро изучает и ко всему быстро привыкает, а слабо развитый интеллектуально медленно что-либо изучает и потому практически не привыкает к чему-либо, а так как проблема здесь состоит в том, что человек благодаря своему разуму осознаёт то, что развитие заканчивается а высокие потребности остаются, то ему будет трудно жить дальше, а менее умный человек слабо это осознаёт и медленно привыкает к чему либо, поэтому и жить он будет более счастливо после окончания НТП и НТР. Но дело в том что по окончании технического и культурного развития обладать высокоразвитым интеллектом, тем что и будет приводить в последующем к сумасшествию и апатии в связи с потерей смысла жизни, будут 90% людей. Потому и будет так, что чем менее умён будет человек, тем более он будет счастлив. Странная, но верная тенденция, чем меньше в последующем разума будет у человека, тем более он будет счастлив, так как не сможет осознавать своего несчастья из-за конца развития человечества и не будет ни к чему привыкать, в отличии от развитого человека, который ко всему привыкает быстро и хочет большего.

 

 

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира[1].

Комментарий - наверняка этот человек думает, что все люди это эгоисты, которые добры лишь к тем людям, с которыми добрым быть выгодно. Конечно же это так, но так и должно быть ведь это позволяет развиваться человечеству, потому что нужно поощрять и уделять внимание талантливым и работоспособным людям, которые являются успешными, а значит влиятельными. Это закон рынка труда и с этим ничего не поделать. Но в то же время хоть люди и эгоистичны, но всё же надо занять своё место среди общества, чтобы пользоваться его благами и осуществлять развитие человечества вместе с другими людьми, ведь поодиночке люди ничто, а силу они имеют лишь вместе. Это уже доказывают многочисленные факты интеграции (по крайней мере, научно-технической и промышленной), так как, например, один человек придумал раму, второй руль, а третий колесо. По одиночке они не знали как использовать их наиболее рационально. Но как только встретились, то сразу поняли что можно вместе объединиться и получить велосипед или другое транспортное средство. Один человек, даже самый талантливый не может придумать всё. А объединившись люди развиваются во много раз быстрее, чем все они вместе взятые по отдельности. Некоторые люди могут думать что окончание развития приведёт к созданию рая на земле, где будут удовлетворяться все виды потребностей и делаться это будет очень быстро и эффективно. Но как показала моя работа – это не так, потому что люди будут желать большего, в связи с постоянным ростом культурных потребностей, а сильный и ясный разум будет стимулировать их к поиску новых источников удовлетворения моральных потребностей, что приведёт к хаотичному и безрезультативному поиску после окончания развития, что закончиться сильнейшей апатией, так как они ко всему привыкнут и ничего их больше радовать не будет. Интеллектуально развитый человек понимает, что качественное удовлетворение моральных потребностей, не удовлетворение которых приводит к апатии и психическим заболеваниям, возможно только находясь в обществе. Так что идеал не достижим путём изоляции. Какой смысл жить если не участвовать в делах общества. Зачем тогда наука, культура, спорт и др, если люди жили бы изолированно друг от друга. Функции по удовлетворению моральных потребностей после этого уже никто бы не выполнял, если бы все жили отдельно.

 

 

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений[1].

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Комментарий – эта точка зрения очень похожа на предыдущую. Она также выдвигает мысль о том, что если бы личность имела возможность удовлетворения потребностей без участия в жизни общества и находясь в полнейшей изоляции от него, то могла бы полноценно развиваться и не испытывать каких-либо жизненных трудностей и невзгод.

Но довольствоваться малым человек не может, потому что рост потребностей также возникает из-за того, что человек имеет свойство привыкать ко всему, поэтому человек жаждет большего. Таково свойство человеческой психики. Оно положительно влияет на человека побуждая его к развитию, но в то же время, по окончании периода развития человечества это же самое свойство и погубит его, так как развиваться станет невозможно, а желание развиваться останется. Человек же не захочет жить плохо, так как ему будет доступна более лучшая жизнь. Зачем отказываться от хорошего? Отказ от хорошего не приведёт к улучшению и смирению. Он вызовет лишь усиление скуки и ухудшение состояния поначалу, а потом, когда человек привыкнет, он станет замкнутым и не сможет понять как ему самореализоваться без общества. Ведь самореализация сама по себе необходима для того, чтобы занять достойное место в обществе. Человеку без общества вообще нечего будет делать, так как не будет ради чего стараться, в результате чего он окунётся в глубочайшую апатию и сойдёт с ума. Возможно, в начале, ему будет нравиться изоляция от внешнего мира, так как ему может быть раньше не хватало спокойствия, которое часто отнимает жизнь среди общества, но постепенно он начнёт осознавать что жить без общества нельзя. А если он этого не осознает, то тогда он будет идти по ложному пути введя себя в заблуждение и преследуя какие-либо псевдоцели сойдёт с ума. В отношении невозмутимости и спокойствия как и жизни в обществе необходимо сделать лишь один вывод: лучше взять всё хорошее от общества при этом ограждая себя от негативных его проявлений, и при этом делая всё, чтобы жить и развиваться полноценно, по крайней мере это эффективно в период развития человечества. В итоге доказано, что эти точки зрения ложны.

А то что они говорят про независимость является псевдонезависимостью.

А представления о государстве, обществе и каком-либо источнике зависимости создаёт ложное представление о них как о источниках проблем, которые специально вводят «систему» для порабощения людей. Ведь государство ведёт хозяйственную и иную деятельность и вынуждено подчинить себе людей для согласованного действия между ними. Оно создаёт законы, прогнозирует, нанимает и готовит специалистов. То есть систематизирует деятельность общества, чтобы сделать её более эффективной и взаимосвязанной, налаженной, гармоничной. Но некоторые люди, нипример анархисты, не имея должного представления или находясь под влиянием ложных убеждний приходят к выводу о том, что любая система это якобы пленение воли человека и его необходимо освободить от власти для того, чтобы он смог норимально развиваться. Это псевдоосвобождение и псевдопленение многих людей приводит к тому, что они начинают негативно относиться к власти и любую систему, даже систему семейных, дружеских и иных взаимоотношений считают навязыванием своей воли, что якобы мешает им развиваться. Такое представление об обществе и государстве может возникнуть в связи с недостатком свободного времени на отдых или же в связи с конфликтами с ними на почве непонимания между личностью и обществом.

 

[править] Иррационализм

Артур Шопенгауэр

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой[2].

В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий.

Комментарий – под проявлением мировой воли здесь можно понять разум. Как бы человек не хотел, но ему придётся действовать наиболее эффективно и рационально, если он хочет жить в хороших условиях. Разумное поведение и ведение хозяйственной деятельности это единственный способ, который есть у человека для того, чтобы выжить и жить комфортно.

Разумное ведение хозяйственной и иной деятельности заключается в том, чтобы рационально использовать время и имеющиеся материальные блага. Это заставляет человека сокарщать свободное время, а также сокращать время на менее важные дела, добавляя его на более важные. Отдых в этом случае предусматривается лишь как способ восстановление сил после каких-либо нагрузок, а не как безделие и наслаждение свободным временем. При действии человека в обществе эту систему необходимо координировать вводя структуру власти, которая этим занимается. Она создаёт законы, прогнозирует, нанимает и готовит специалистов. То есть систематизирует деятельность общества, чтобы сделать её более эффективной и взаимосвязанной, налаженной, гармоничной.

Но всё же он частично прав выдвигая версию о том, что полное удовлетворение потребностей приводит к пресыщению и скуке. Так оно и есть. Это самая большая опасность для человека. Человечество поэтому никогда не будет полностью счастливо. Вполне вероятно, что пресыщение и скука от однообразия окончательно развившегося общества приведут к хаосу, который будет причиной конца света.

 

Остальные так же не доказывают смысл жизни, что подтверждается моей работой.

 

 

[править] Экзистенциализм

Основная статья: Экзистенциализм

Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жана-Поля Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.

Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»[3].

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»[4].

 

 

[править] Современный гуманизм

Основная статья: Гуманизм

Доктрина гуманизма сформулирована в «Гуманистическом манифесте» (Humanist Manifesto) и в «Декларации светского гуманизма» (A Secular Humanist Declaration).

 

 

[править] Нигилистские взгляды

Основная статья: Нигилизм

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианствокак нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.

Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние в котором «…нет никакого бытия как такового…[ источник не указан 1026 дней ]», и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение.

Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. В нём можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание[ источник не указан 1026 дней ]. Нигилизм, доведенный до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни — получить от неё удовольствие.

[править] Позитивистские взгляды

Основная статья: Позитивизм

Людвиг Витгенштейн

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.

Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

[править] Прагматический подход

Основная статья: Прагматизм

Уильям Джеймс

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймсутверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

На практике это означает, что для прагматиков, теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их — и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.

[править] Точка зрения трансгуманизма

Основная статья: Трансгуманизм

Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитиечеловека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного (Homo sapiens).[ источник не указан 1026 дней ]

[править]Социальная психология

Виктор Франкл, К. Г. Юнг, А. Адлер

[править]Религиозные подходы и теории

Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения.  

Основная статья: Религия

Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.[ источник не указан 1026 дней ]

Иероним Босх, «Вознесение праведников»

Часто предполагается, что религия — это ответ на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти (и сопутствующее желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», обеспечивая смысл, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней.

Большинство людей, кто верит в персонифицированного Бога, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живём, движемся, существуем» (цитата из древнегреческого поэта Эпименида. Именно эти слова цитирует апостол Павел проповедуя Афинянам — см. Деян. 17:28). Убеждение здесь состоит в том, что мы должны искать Высшую Силу, которая придаст нашим жизням смысл и обеспечит цели через Божественные наставления. Решение уверовать в такую власть называется «Шаг веры» (англ. leap of faith) и, в очень большой степени, эта вера определит смысл жизни.

[править] Христианство

Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения.  

Онтологически самостоятельным бытием является только Бог, все «тварное» существует и осмысляется только в непрерывной связи с Творцом. Однако не всё в этом мире имеет смысл — есть бессмысленные, иррациональные поступки. Примером такого поступка является, например, предательство Иуды или его самоубийство. Таким образом, христианство учит, что один поступок может обессмыслить всю жизнь. Такие поступки называются грехами. Грех — это не только зло, а ещё и бессмыслица. Самооправдание греха — это самообман, лесть себе и в то же время попытка укрыться в свой «виртуальный мир» от реальности. Обратный процесс — возвращение к реальности и осмысление бессмысленной жизни, возможен только при невидимом личном присутствии Творца, и называется покаянием. Способность к покаянию (переосмыслению своей жизни) связана с телесностью человека, её нет у Ангелов и бесов. Тело получил лишь Иисус Христос для выполнения миссии освобождения человека от власти греха и смерти, и так же ада, как вечного наказания за грех. «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.» (Евр. 10:5-7)

Христа апостол Евангелист Иоанн называет Словом (λόγος), Христос — это воплотившийся Смысл всего мира, «Премудрость Божия». Именно Он наполнил смыслом этот мир в момент Сотворения Мира, и, что самое важное, восстановил уже было утраченный смысл каждой человеческой жизни через Своё воскресение из мёртвых. Только в свете воскресения Христова человеческая жизнь обретает свою непреходящую ценность. Только после воскресения Христова возможны истинный прогресс и развитие.

[править] Православное христианство

Согласно учению православных святых, смысл жизни православного христианина заключается в обожении[5][6]. То есть в том, чтобы стать богом по благодати. Это возможно благодаря боговоплощению. Это выражено в формуле святых отцов: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Обряды, посты, милосердие, молитвы и даже церковные таинства с точки зрения православия являются лишь средствами для достижения обожения. Это же выразил и Серафим Саровский в словах: «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего»...

[править] Гностические христианские секты

Гностики отрицали телесность Христа. Они пренебрегали всем телесным, считая его злом по определению. Смысл жизни в разных сектах гностиков мог формулироваться по-разному (или не формулироваться совсем), но в большинстве своём они видели смысл в том, чтобы осколок «высшей реальности» — душу — вызволить из «темницы» этого мира. Разобраться во многих из их религиозно-философских представлений сложно в связи с запутанностью их теогонии излишними эманациями, а учения — «тайными знаниями».[7]

[править] Иудаизм

Основная статья: Иудаизм

Согласно Торе, Всевышний создал человека в качестве собеседника и сотворца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно — для того, чтобы человек, с помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства.

Смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу, даже в самых будничных делах — когда человек ест, спит, отправляет естественные потребности, исполняет супружеский долг — он должен делать это с мыслью о том, что заботится о теле — для того, чтобы иметь возможность с полной самоотдачей служить Творцу.

Смысл жизни человека — в способствовании установлению царства Всевышнего над миром, раскрытии его света для всех народов мира.

[править] Ислам

Основная статья: Ислам

Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом — «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи ислама — мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись»[8].

Как указывает Аль-Мансури, "Согласно основополагающим догматам ислама, «Аллах властвует надо всем и опекает свои творения. Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду»[9].

[править] Индуизм

Основная статья: Индуизм

В Индуизме существует 6 философских школ. «Ньяя», «Вайшешика», «Санкхья», «Йога», «Миманса» и «Веданта».

Школы Ньяи и Вайшешики ставят перед человеком одну и ту же цель — освобождение индивидуального я. Обретение истинного знания, в рамках концепций рассматриваемых школ,есть единственный путь для освобождения от страданий, соответственно которому индивиду седует предпринимать все усилия для определения источников этого истинного знания.

Школы Санкхьи, Мимансы признают деление вселенной на 14 планетных уровней, считая, что цель человеческой жизни в том, чтобы с помощью знания, йогических упражнений или благочестивой деятельности соответственно вознестись на более высокие планетные уровни, сравнимые с «Раем» и избежать низких планетных уровней, сравнимых с «Адом». Однако формы жизни на тех планетах так же не являются вечными, и потому по истечении срока, душа по учению данных философий возвращается назад, на Землю. Так душа вращается в круговороте «cансары» вечно.

Веданта делится на две школы — «адвайта-веданта» и «вайшнавизм». Обе признают то же, что и предыдущие три школы, однако в поисках «Абсолютной истины» расширяют свое учение.

Адвайта-веданта во многом схожа с «Буддизмом». Данная школа утверждает, что поскольку все в мире является временным, то весь окружающий нас мир есть иллюзия. На самом деле существует лишь Единый «Брахман» или Единый «Дух», все мы Едины, однако частичка этого Духа может впасть в «иллюзию» и начать видеть мир разделенным на множество объектов. Соответственно цель человеческой жизни — осознать единство всего мироздания путем прекращения какой-либо деятельности, выход из круга сансары и слияние с Единым «Брахманом». Соответственно, смысл жизни как таковой так же отсутствует.

С точки зрения Вайшнавизма смысл человеческой жизни заключается в осознании себя как частички духовной природы, созданной «Кришной» или в русском эквиваленте — «Богом», а также к развитию в себе «бхакти» или любви. Вайшнавизм является единственной в мире древней религией, описывающей «духовный мир», внешность и деяния Бога в нем, а также взаимоотношения Бога с душами. Cоответственно, смысл жизни как таковой заключается во вступлении во взаимоотношения с Богом, что открывает душе дорогу из колеса повторяющейся реинкарнации в вечный духовный мир.

[править] Буддизм

Основная статья: Буддизм

Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого человека является страдание (дукха), а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания.

Источником страдания являются человеческие желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния — просветления (нирваны — состояния полного отсутствия жажды, а значит и страданий[10]).

С точки зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны).

Буддизм северной традиции (Махаяна) полагает свою мотивацию более возвышенной по сравнению с прочими традициями. Обеты Махаяны обязуют практикующего не уходить в нирвану, пока все существа не достигнут просветления. Также именно в Махаяне наличествует представление о том, что просветления можно достичь не только за счёт практики, но и путём праведной жизни в миру.

Некоторые школы тибетского буддизма определяют себя как самостоятельное направление; это течение его последователи называют Ваджраяной. Несмотря на различие в некоторых формальных моментах, принципиально формулировка цели существования в Ваджраяне неотличима от принятой в Махаяне.

[править] Конфуцианство

Основная статья: Конфуцианство

По Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества — «Поднебесной империи», что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Этой цели подчинено всё остальное. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование.

Человеческая природа в своей сущности непорочна, но у каждого человека есть свобода выбора — он может стать «благородным» или «низким» человеком. Благородный человек ставит своей целью самосовершенствование через постижение высшей добродетели, сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие (гуманность). Сама добродетель есть нечто свойственное человеку, а поэтому достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути. Поведение, ведущее к достижению благородства, подразумевает прежде всего умеренность, выбор «среднего пути», стремление избежать крайностей. Крайне важно поддержание внутрисемейных связей, следование многочисленным ритуалам и традициям, образование и культура.[11]

[править] Даосизм

Основная статья: Даосизм

Основатель Даосизма Лао-цзы, в отличие от Конфуция, призывал не вмешиваться в процесс жизни, не заниматься её обустройством, улучшением, исправлением. По Лао-цзы, всё сущее должно быть предоставлено самому себе, а человек должен придерживаться принципа «недеяния» (wú wéi 無爲). Вселенная порождена великим Дао, всеобщим Законом и Абсолютом, выражающим универсальное единство мира и являющимся источником гармонии и равновесия, поэтому всё в мире должно оставаться таким, как оно есть в своём естественном состоянии.

Комментарий – так как материя первична, в связи с тем, что сознание, которое является инструментом познания мира является отображением мира в его материальной действительности. Именно сознание человека определяет каков мир хороший или плохой, пригодный для полноценной жизни или нет. Мир это л



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: