Функции педагогического общения. Психологическое обеспечение педагогического общения




Вопросы к экзамену по дисциплине

«Возрастная и педагогическая психология»

  1. Предмет и задачи возрастной психологии. Связь возрастной педагогики с другими науками.
  2. Разделы возрастной психологии. Анализ понятий «детство», «зрелость», «старость».
  3. Методы возрастной психологии.
  4. Центральная проблема возрастной и педагогической психологии - факторы, условия, источники и движущие силы психического развития.
  5. Концепции психического развития.
  6. Основные закономерности психического развития в их связи с воспитанием и обучением.
  7. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.
  8. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.
  9. Понятие возраста в психологии. Возрастная периодизация психического развития: различные подходы. Современные периодизации психического развития.
  10. Вклад Л.С. Выготского в разработку проблемы периодизации психического развития.
  11. Периодизация Д.Б. Эльконина и ее значение для детской психологии.
  12. Понятия социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, новообразования; их возрастная динамика.
  13. Роль общения в психическом развитии ребенка. Понятие формы общения, ее основные параметры. Характеристика основных форм общения.
  14. Пренатальный период развития психики.
  15. Психологическая характеристика кризиса новорожденности. Комплекс оживления, его характеристика и условия возникновения.
  16. Психологическая характеристика младенчества.
  17. Умственное развитие в период раннего детства. Развитие личности в период раннего детства.
  18. Психологическая характеристика кризиса трех лет.
  19. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение сюжетно-ролевой игры для психического и личностного развития ребенка. Структура сюжетно-ролевой игры. Роль взрослого в развитии ее структурных компонентов.
  20. Развитие познавательных процессов у дошкольника: основные типы действий восприятия, центральные линии развития мышления, памяти, воображения. Психологические особенности обучения дошкольника.
  21. Продуктивные виды деятельности дошкольника.
  22. Развитие личности дошкольника: развитие мотивационно-эмоциональной сферы, структуры самосознания. Значение влияния взрослых на развитие личности дошкольника.
  23. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению, основные критерии. Пути формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе.
  24. Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу. Проблема психологической адаптации к условиям школы.
  25. Формирование системы отношений первоклассника к школе, учителю и своим учебным обязанностям. Развитие взаимоотношений между первоклассниками. Роль учителя в формировании межличностных отношений детей.
  26. Учебная деятельность - ведущая в младшем школьном возрасте. Педагогическое руководство становлением и развитием ведущей деятельности. Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста в учебной деятельности.
  27. Возрастные особенности познавательных процессов младшего школьника, их развитие в учебной деятельности. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении с учетом когнитивного стиля школьников.
  28. Формирование личности младших школьников. Развитие мотивационной сферы. Самосознание и уровень притязаний младших школьников. Личностно-ориентированная педагогика (учебно-воспитательный процесс).
  29. Особенности эмоционально-волевой сферы младшего школьника. Развитие чувственно-эмоционального мира ребенка и его волевых черт в учебной и внеурочной деятельности.
  30. Психологические особенности подросткового возраста.
  31. Психологические особенности юности.
  32. Психология зрелого возраста
  33. Особенности развития в период старости
  34. Предмет и задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии и основные характеристики компонентов структуры.
  35. Взаимосвязь педагогической психологии с дисциплинами психолого-педагогического цикла. История становления педагогической психологии.

36. Специфика применения основных методов психологического
исследования в педагогической психологии. Классификация методов психолого-педагогического исследования.

37. Формирующий эксперимент как основной метод педагогической пси­хологии. Основные требования к организации психолого-педагогического эксперимента.

  1. Вспомогательные методы в педагогической психологии. Этапы психолого-педагогического исследования.
  2. Проблема соотношение обучения и развития. Категории «зона актуального развития», «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
  3. Информационный подход в обучении. Концепции развивающего обучения.
  4. Условия оптимизации процесса обучения в общеобразовательной школе
  5. Понятие воспитания, его цели и задачи. Средства и методы воспитания
  6. Развитие нравственной сферы личности. Показатели и критерии воспитанности школьников

44. Стороны профессиональной деятельности учителя: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя, обученность и воспитанность учащихся.

45. Характеристики педагогической деятельности: уровни продуктивности педагогической деятельности.

46. Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога: типы характера центрации учителя.

47. Педагогические умения. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

  1. Понятие «педагогическое общение».Компоненты педагогического общения

Функции педагогического общения. Психологическое обеспечение педагогического общения

  1. Психологическая сущность и структура учебной деятельности.
  2. Учебная мотивация: понятие, виды, уровни учебной мотивации. Возрастная динамика мотивов учебной деятельности учащихся.
  3. Характеристика учебных действий: общие и специфические учебные действия; контрольно-оценочный компонент учебной деятельности.
  4. Психологические проблемы школьной неуспеваемости и мотивации учения
  5. Понятие конфликта в психолого-педагогическом знании. Виды конфликтов в педагогическом процессе. Теории и технологии разрешения педагогических конфликтов.
  6. Социально-психологические аспекты педагогического общения. Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения
  7. Барьеры педагогического общения. Стиль педагогического общения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: