Итоговое занятие по теме: Кровь. Дыхание




План

практических занятий по нормальной физиологии для студентов 2

курса лечебного факультета на осенний семестр 2011 – 2012 учебного года

 

Занятие № 1.

Введение в физиологию. Основные характеристики живого организма.

(5 - 10 сентября 2011 г.)

Занятие № 2.

Физиология клеточных мембран. Электрические явления в нервно-мышечной системе

(12 - 17 сентября 2010 г.)

Занятие № 3.

Физиология нервов и нервно-мышечного синапса

(19-24 сентября 2011 г.)

Занятие № 4.

Физиология мышц. Механизм мышечного сокращения

(26 сентября - 1 октября 2011 г.)

Занятие № 5.

Общая физиология центральной нервной системы. Основные свойства нервных центров

(3 - 8 октября 2011 г.)

Занятие № 6.

Торможение в центральной нервной системе. Физиология спинного мозга

(10 - 15 октября 2011 г.)

Занятие № 7.

Физиология продолговатого, среднего и промежуточного мозга

(17-22 октября 2011 г.)

Занятие № 8.

Физиология ретикулярной формации. Мозжечок и базальные ганглии. Экстрапирамидная и пирамидная системы.

(24 - 29 октября 2011 г.)

Занятие № 9.

Физиология автономной (вегетативной) нервной системы

(31 октября-5 ноября 2011 года)

Занятие № 10.

Итоговое занятие по теме: Центральная нервная система.

(7-12 ноября 2011 года)

 

Занятие № 11.

Физиология желез внутренней секреции

(14-19 ноября 2011 года)

Занятие № 12.

Форменные элементы крови

(21-26 ноября 2011 г.)

Занятие № 13.

Скорость оседания эритроцитов. Дыхательная функция крови

(28 ноября - 3 декабря 2011 г.)

Занятие № 14.

Гемостаз и свертывание крови. Видовые и индивидуальные свойства крови

(5-10 декабря 2011 г.)

Занятие № 15.

Механизм вентиляции и газообмен в легких

(12 -17 декабря 2011 г.)

Занятие № 16.

Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания

(19-24 декабря 2011 г)

Занятие № 17.

Итоговое занятие по теме: Кровь. Дыхание

(26-31 декабря 2011 года)


Контрольные вопросы к занятию № 1 на тему:

Введение в физиологию. Основные характеристики живого организма.

(5 - 10 сентября 2011 г.)

 

1. Предмет и метод физиологии.

2. Связь физиологии с другими дисциплинами, ее значение для медицины.

3. Аналитический и системный подходы в изучении физиологических процессов и функций. Краткая характеристика этапов развития нормальной физиологии: эмпирического, анатомо-физиологического, функционального. Становление и развитие физиологии в XIX-XX вв. Вклад зарубежных и отечественных физиологов в развитие мировой физиологической науки.

4. Понятие о физиологических функциях и процессах клеток, тканей, органов, систем и организма в целом.

5. Основные физиологические функции живого организма (обмен веществ и энергии, рост, размножение, пищеварение, дыхание). Понятие о гомеостазе.

6. Показатели, характеризующие нормальное состояние организма (температура тела, частота и характер пульса, частота дыхания, артериальное давление, осмотическое давление крови, Рн и др.)

7. Понятие о регуляции функций. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций: по отклонению, возмущению, прогнозированию. Уровни и механизмы (нервный, гуморальный) регуляции функций. Представление о саморегуляции постоянства внутренней среды организма.

8. Общие свойства возбудимых тканей: раздражимость и возбудимость.

9. Виды раздражителей.

 

10. Порог раздражения (реобаза). Полезное время действия тока. Хронаксия. Кривая зависимости силы и времени действия тока.

11. Изменение возбудимости при возбуждении: рефрактерная фаза (абсолютная и относительная), фаза повышенной (супернормальной) и фаза пониженной (субнормальной) возбудимости.

 


Контрольные вопросы к занятию № 2 на тему:

Физиология клеточных мембран. Электрические явления в нервно-мышечной системе

(12 - 17 сентября 2010 г.)

 

1. Клеточные мембраны, их виды (цитоплазматическая, аппарата Гольджи, митохондрий, саркоплазматического ретикулума, лизосом, ядерная оболочка и др.), их роль. Химический состав цитоплазматической мембраны. Мембранные белки (интегральные, периферические, транспортные), их роль.

2. Свойства мембран. Функции мембран.

3. Рецепторы, их классификация: по локализации (мембранные, ядерные), механизму развития процессов (ионо- и метаботропные), по скорости приема сигнала (быстрые, медленные, по роду воспринимающих веществ.

4. Ионотропные рецепторы, метаботропные рецепторы и их разновидности. Системы вторичных посредников действия метаботропных рецепторов (цАМФ, ц ГМФ, инозитол-3- фосфат, диацилглицерол, ионы Са++).

5. Ионные каналы, их строение. Классификация ионных каналов.

6. Токи покоя (мембранный потенциал, ток повреждения, метаболический ток).

7. Происхождение мембранного потенциала. Значение ионной асимметрии во вне и внутриклеточной жидкости. Ионные градиенты клетки, их механизмы. Уравнение Нернста.

8. Ионные насосы (АТФ-азы): K+-Na+-евая, Ca2+-евая (плазмолеммы и саркоплазматического ретикулума), H+–K+-обменник.

9. Современные представления о процессе возбуждения. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации при действии раздражителей. Понятие о поляризации мембраны, ее деполяризации, реверсии, реполяризации и гиперполяризации.

10. Потенциал действия и его фазы. Условия регистрации двухфазного и однофазного тока действия.

11. Происхождение компонентов кривой однофазного тока действия, их продолжительность. Мембранно-ионная теория происхождения тока действия.

12. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.

 


Контрольные вопросы к занятию № 3 на тему:

Физиология нервов и нервно-мышечного синапса

(19-24 сентября 2011 г.)

1. Значение нервной системы в механизмах регуляции функций в организме. Функция нервов.

2. Строение периферических нервных волокон. Миелинизация нервных волокон в онтогенезе.

3. Физиологические свойства нервных волокон (возбудимость и проводимость).

4. Механизм проведения возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах.

5. Классификация нервных волокон по их диаметру, скорости проведения возбуждения и особенностям потенциала действия (группы А, В и С). Возрастные изменения скорости проведения возбуждения.

6. Законы проведения возбуждения в нервах (закон анатомической и физиологической целостности нервного волокна, закон двухстороннего проведения возбуждения и закон изолированного проведения возбуждения).

7. Нервно-мышечный синапс, структура и свойства, медиатор. Понятие о холинорецепторе.

8. Механизм передачи возбуждения с нерва на мышцу, Потенциал концевой пластинки (ПКП) и его свойства. Значение холинэстеразы.

9. Возникновение потенциала действия в мышечном волокне.

10. Понятие о лабильности.

 

 


Контрольные вопросы к занятию № 4 на тему:

Физиология мышц. Механизм мышечного сокращения

(26 сентября - 1 октября 2011 г.)

1. Физиологическая роль мышечной системы. Классификация мышц.

2. Морфо-функциональные особенности исчерченных мышц.

3. Ультраструктура миофибрилл: тонкие и толстые протофибриллы, их взаимное расположение в саркомере.

4. Сократительные белки (миозин и актин) и регуляторные белки (тропомиозин и тропонин) в составе протофибрилл, их свойства.

5. Понятие об L - системе продольных трубочек саркоплазматического ретикулума, их значение как депо Са++. Т - система поперечных трубочек мембраны миофибрилл и ее взаимодействие с L - системой.

6. Теория мышечного сокращения и расслабления (Хаксли, Катц).

7. Биоэлектрические, химические и тепловые процессы в мышцах.

8. Электромеханическая связь возбуждения и сокращения мышцы.

9. Физические и физиологические свойства мышц.

 

10. Режимы и виды сокращений мышц (одиночные и тетанические).

11. Одиночное сокращение и его фазы. Изменение возбудимости при возбуждении мышцы.

12. Явление суммации сокращений.

13. Тетанические сокращения: зубчатый и гладкий тетанус.

14. Понятие о лабильности (Н.Е. Введенский). Оптимум и пессимум силы и частоты для сокращения мышцы.

15. Основные отличия в строении и функции скелетных и гладких мышц внутренних органов.

 


Контрольные вопросы к занятию № 5 на тему:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: