Тема 2.1 Дидактические основы образования лиц с ОВЗ




Ключевые слова: дидактика специальной педагогики,основные образовательные потребности, содержание образования, стандартизация содержания образования, образовательный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт общего образования лиц с ОВЗ, принципы образования, принципы специального образования, коррекционно-педагогический процесс, технология образования, метод образования, средства образования, средства коррекционно-педагогического процесса, качество образования, оценка качества образования, средства оценки качества образования, контроль, форма контроля, форма промежуточного и итогового контроля, оптимизация коррекционно-педагогического процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Специальная дидактика как теория обучения и образования лиц с ОВЗ: понятие, предмет, задачи.

2. Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ и содержание их образования.

3. Принципы образования лиц с ОВЗ.

4. Современные технологии и методы образования лиц с ОВЗ.

5. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе образования лиц с ОВЗ.

6. Педагогические системы образования лиц с ОВЗ.

7. Современные прикладные исследования в области дидактики специальной педагогики.

 

Вопросы для углубленного изучения темы:

1. Педагогические условия и средства социальной реабилитации лиц с ОВЗ.

2. Значение, роль и место коррекционно-педагогической работы в системе образования лиц с ОВЗ.

3. Сущность и специфика коррекционной направленности образования лиц с ОВЗ.

4. Взаимосвязь процессов обучения, воспитания, развития в системе коррекционно-педагогической работы.

5. Л. С. Выготский о методологических основах коррекционно-педагогической работы.

6. Идеи развивающего обучения в системе образования лиц с ОВЗ: сущность и значение.

 

Практическая работа:

1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным и интернет-источникам; изучить материалы, опубликованные в журналах «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».

2. Уточнить значение основных терминов по теме(дидактика специальной педагогики, специальное образование, принцип специального образования, особые образовательные потребности, государственный образовательный стандарт, коррекционно-педагогический процесс, коррекционно-педагогическая работа, специальная образовательная технология, метод обучения, форма обучения, средство обучения и реализации коррекционно-педагогического процесса и др.).

3. Раскрыть взаимосвязь компонентов дидактики специальной педагогики: Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ –Цель и задачи образования лиц с ОВЗФедеральный государственный образовательный стандарт общего
образования обучающихся с ОВЗ и содержание образования– Технологии и методы обучения лиц с ОВЗ– Формы обучения лиц с ОВЗ– Средства обучения лиц с ОВЗ –Результаты образования лиц с ОВЗ.

4. Используя материал статьи Б. К. Тупоногова «Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития» и опорную схему 36, представленную в учебном пособии «Специальная педагогика в опорных схемах» (Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах: учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа: https://home.mordgpi.ru; Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах: учеб. пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 168 с.), определить:

- роль, значение, место коррекционно-педагогической работы в системе образования лиц с ОВЗ;

- составные части и компоненты образования лиц с ОВЗ, их коррекционную направленность;

- специфику коррекционно-педагогической работы и др.,

а также творчески переработать и дополнить опорную схему «Коррекционно-педагогический процесс», содержательно наполнив ее современными материалами.

5. Используя материал статьи Б. К. Тупоногова «Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития», составить опорную схему «Структура коррекционной направленности методов обучения».

6. На основе обобщения изученного материала ответить на следующие вопросы:

- В чем заключается сущность коррекционной направленности специального обучения?

- В чем выражается практическая направленность специального обучения?

- Каким образом достигается индивидуализация обучения школьников?

- Как строится дифференцированное обучение учащихся с ОВЗ?

7. Составить опорные схемы «Принципы специального образования», «Цели и задачи образования лиц с ОВЗ»,«Носители содержания образования лиц с ОВЗ», «Методы обучения лиц с ОВЗ», «Формы обучения лиц с ОВЗ», «Средства реализации коррекционно-педагогической работы», «Специальные условия организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ».

Литература

1. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Дефектология. – 2010. – № 5. – С. 6–22.

2. Малофеев, Н. Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 5–19.

3. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2010. – С. 122–162.

4. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – С. 225–316.

5. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 3. Педагогические системы специального образования / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – С. 5–67.

6. Тупоногов, Б. К. Дефектологические принципы построения коррекционно-педагогического процесса / Б. К. Тупоногов // Дефектология. – 2013. – № 5. – С. 55–62.

7. Тупоногов,Б. К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития / Б. К. Тупоногов // Дефектология. – 2001. – № 3. – С. 15–18.

8. Тупоногов, Б. К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития / Б. К. Тупоногов // Дефектология. – 1994. – № 4. – С. 9–14.

Дополнительная литература

1. Борщанская, А. К. К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида / А. К. Борщанская // Дефектология. – 2002. – № 2. – С. 31 – 33.

2. Гаврилушкина, О. П. Психолого-педагогические основы коррекционных программ в дошкольном образовании / О. П. Гаврилушкина, Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 3 – 10.

3. Екжанова, Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. – 2006. – № 6. – С. 3 – 14.

4. Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах: учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа: https://home.mordgpi.ru

5. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах: учеб. пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – С. 35–42.

6. Мирский, С. Л. Организация развивающего обучения во вспомогательной школе / С. Л. Мирский // Дефектология. 2000. № 3. – С. 32 – 39.

7. Самыличев, А. С., Метиева Л. А. Оздоровительное направление в учебно-воспитательном процессе специальной коррекционной школы-интерната / А. С. Самыличев, Л. А. Метиева // Дефектология. 2000. № 4. – С. 71–76.

8. Специальные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / отв. ред. Н. В. Новоторцева. – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – 263 с.

 

Тема 2.2 Современные подходы к проектированию
содержания образования лиц с ОВЗ

Ключевые слова: содержание образования, носители содержания образования, федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, образовательная программа, основная образовательная программа, адаптированная основная образовательная программа, учебный план, учебная программа, учебная литература, проектирование содержания образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и требования к содержанию их образования.

2. Содержание образования лиц с ОВЗ: концептуальные положения.

3. Характеристика носителей содержания образования обучающихся с ОВЗ:

3.1. Характеристика федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обучающихся с ОВЗ.

3.2. Характеристика адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ.

3.3. Характеристика учебных планов.

3.4. Характеристика учебных программ учебных предметов.

3.5. Характеристика учебной литературы для обучающихся с ОВЗ.

4. Проектирование содержания образования обучающихся с ОВЗ.

5. Характеристика Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

6. Характеристика примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

7. Характеристика программы коррекционной программы для обучающихся с ОВЗ.

8. Характеристика специальных требований в федеральные государственные стандарты основного и среднего общего образования для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Практическая работа:

1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным и интернет-источникам; изучить материалы, опубликованные в журналах «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».

2. Уточнить значение основных терминов по теме (содержание образования, носители содержания образования, федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, образовательная программа, основная образовательная программа, адаптированная основная образовательная программа, учебный план, учебная программа, учебная литература и др.).

3. На основе изученного материала составить опорную схему «Особые образовательные потребности и содержание образования лиц с ОВЗ» и ответить на вопросы:

- Что понимают под особыми образовательными потребностями?

- В чем заключаются характерные для всех лиц с особыми образовательными потребностями нарушения в развитии?

- Какими средствами образования достигается удовлетворение особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ?

4. Определить и охарактеризовать специфику основных носителей содержания образования лиц с ОВЗ, составить опорную схему «Носители содержания образования».

5. Изучить проект Концепции федерального государственного образовательного стандарта образования лиц с ОВЗ, сделать сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нормально развивающихся лиц и лиц с ОВЗ.

6. Познакомиться с проектами примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования (ПрАООП НОО) детей с ОВЗ разных категорий.

7. Составить опорные схемы «Структура ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», «Структура АООП НОО для обучающихся с ОВЗ», «Структура программы коррекционной работы».

Литература

Нормативные документы

1. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=132

2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70762366/

3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/

4. Примерные адаптированные основные образовательные программы начального общего образования (ПрАООП НОО) детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий (проекты) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=136

5. Проект специальных требований в федеральные государственные стандарты основного и среднего общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=463

6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362/

Основная литература

1. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://childrens- needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovateln

2. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Дефектология. – 2010. – № 5. – С. 6–22.

3. Малофеев, Н. Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 5–19.

4. Методические рекомендации по специальной адаптации содержания образования в рамках реализации ФГОС для слепых и слабовидящих детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=657

5. Определение структуры, примерного содержания и условий реализации коррекционного компонента основной образовательной программы основного и среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=462

6. Предложения и рекомендации по внедрению Специальных федеральных образовательных стандартов, в том числе по совершенствованию нормативной и методической базы, описание механизмов внедрения СФГОС (проект) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=511

7. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2010. – С. 122–162.

8. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – С. 225–316.

9. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 3. Педагогические системы специального образования / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – С. 5–67.

 

Тема 2.3Современные подходы к реализации коррекционно-педагогического
процесса в системе образования лиц с ОВЗ

Ключевые слова: коррекционно-педагогический процесс, технология образования, метод обучения, средство обучения, средства обеспечениякоррекционно-педагогического процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Коррекционно-педагогический процесс в системе образования лиц с ОВЗ:

1.1. Значение, роль и место коррекционно-педагогической работы в системе образования детей с ОВЗ.

1.2. Специфические задачи и направленность коррекционно-педагогического процесса, его методологические, научно-организационные и методические основы.

2. Современные исследования в области совершенствования и оптимизации коррекционно-педагогического процесса, коррекционно-педагогических технологий и систем.

3. Проблема мониторинга эффективности и результативности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в организациях общего и профессионального образования.

 

Практическая работа:

1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным и интернет-источникам; изучить материалы, опубликованные в журналах «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».

2. Уточнить значение основных терминов по теме(коррекционно-педагогический процесс, технология образования, метод обучения, средство обучения, средства обеспечениякоррекционно-педагогического процесса).

3. Проанализировать схемы 31, 35, представленные в учебном пособии «Специальная педагогика в опорных схемах» (Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах: учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа: https://home.mordgpi.ru; Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах: учеб. пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 168 с.), выявить дидактические основы построения педагогического процесса, характерные особенности построения коррекционно-педагогического процесса образования лиц с ОВЗ.

4. Используя материал статьи Б. К. Тупоногова «Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития» и опорную схему 36, представленную в учебном пособии «Специальная педагогика в опорных схемах» (Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах: учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа: https://home.mordgpi.ru; Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах: учеб. пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 168 с.), определить:

- роль, значение, место коррекционно-педагогической работы в системе образования лиц с ОВЗ;

- составные части и компоненты образования лиц с ОВЗ, их коррекционную направленность;

- специфику коррекционно-педагогической работы и др.,

а также творчески переработать и дополнить опорную схему «Коррекционно-педагогический процесс», содержательно наполнив ее современными материалами.

5. С опорой на схему 38 «Специфика учебно-воспитательного и коррекционно-педагогического процессов», представленную в учебном пособии «Специальная педагогика в опорных схемах» (Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах: учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа: https://home.mordgpi.ru; Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах: учеб. пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 168 с.), сделать сравнительный анализ учебно-воспитательного и коррекционно-педагогического процессов в системе образования лиц с ОВЗ. Чем можно дополнить данную схему?

6. На основе обобщения изученного материала ответить на следующие вопросы:

- В чем заключается сущность коррекционной направленности специального обучения?

- В чем выражается практическая направленность специального обучения?

- Каким образом достигается индивидуализация обучения школьников?

- Как строится дифференцированное обучение учащихся с ОВЗ?

7. Составить опорные схемы «Коррекционно-педагогический процесс в системе образования лиц с ОВЗ», «Специальные условия организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ», «Технологии и методы образования лиц с ОВЗ», «Средства реализации коррекционно-педагогической работы», «Контроль качества образования лиц с ОВЗ».

Литература

1. Гаврилушкина, О. П. Психолого-педагогические основы коррекционных программ в дошкольном образовании / О. П. Гаврилушкина, Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 3–10.

2. Екжанова, Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. – 2006. – № 6. – С. 3–14.

3. Информационные и коммуникационные технологии в социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Атухова, А. Е. Будо, Н. Н. Быстрова и др. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008. – 227 с.

4. Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах: учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа:https://home.mordgpi.ru

5. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – С. 35–42.

6. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2012. – С. 122–162.

7. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3: Педагогические системы специального образования. – М.: Академия, 2008. – С. 168–237.

8. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 2: Общие основы специальной педагогики. – М.: Академия, 2008. – С. 225–316.

9. Специальные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / отв. ред. Н. В. Новоторцева. – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – 263 с.

10. Тупоногов, Б. К. Дефектологические принципы построения коррекционно-педагогического процесса / Б. К. Тупоногов // Дефектология. – 2013. – № 5. – С. 55–62.

11. Тупоногов, Б. К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушениями развития / Б. К. Тупоногов // Дефектология. – 2001. – № 3. – С. 15–18.

12. Тупоногов, Б. К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития / Б. К. Тупоногов // Дефектология. – 1994. – № 4. – С. 9–14.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: