Одним из условий бесперебойною снабжения розничной торговой сети и обеспечения необходимого уровня обслуживания покупателей является создание оптимального ассортимента товаров.
Должен быть создан такой ассортимент товаров, который бы смог удовлетворить различные запросы конечных потребителей.
В связи с этим формирование ассортимента товаров представляет одно из главных направлений коммерческой работы.
Под формированием ассортимента понимают деятельность по подбору групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения, в целях более полного его удовлетворения.
Общими факторами, влияющими на формирование ассортимента, являются спрос и рентабельность.
Спрос - это потребность, подкрепленная платежеспособностью покупателей, которая зависит от сегмента рынка потребителей. Его увеличение достигается за счёт:
- величины доходов населения;
- лояльности потребителей к данному торговому предприятию (чем больше предприятие проводит акций, тем чаще покупатели будут возвращаться);
Рентабельность определяется себестоимостью, затратами производства и обращения, на величину которых влияют внешние и внутренние факторы.
Для того чтобы изучить спрос на соковую продукцию, было проведено наблюдение, в ходе которого было выявлено, что наибольшим спросом пользуются следующие товары: сок «Любимый» и сок «Добрый», нектар «Я».
В ассортимент магазина «Новая СемьЯ» входят следующие виды соковой продукции:
1. Соки: «Любимый», «Добрый», «Красавчик», «Рич».
2. Морсы: «Я», «Северная ягода».
3. Нектары:«Santal», «Я», «J7».
4. Сокосодержащие напитки: «Дары Природы».
Анализ ассортимента по его основным показателям.
Расчет показателей ассортимента проведем на примере ассортиментной группы – соковая продукция.
Широта ассортимента – это количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп, включенных в ассортимент магазина.
Это свойство характеризуется двумя показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты.
Действительная широта (Шд) – фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).
Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения (количество товаров в ассортиментном перечне).
Коэффициент широты (Кш) – выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому и рассчитывается по формуле:
Кш = Шд/Шб * 100% = 150/150*100%=100%
Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности (соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии утвержденному ассортиментному перечню).
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной и/или подгруппы. Показателями полноты могут быть действительными и базовыми.
Показатели действительной полно ы характеризуются количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый – регламентируемый или планируемым количеством товаров.
Коэффициент полноты (Кп) – отношение действительного показателя полноты к базовому. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.
Действительная полнота (Пд) - 18, базовая полнота (Пб) – 18.
Кп = Пд/Пб * 100% = 18/18*100% = 100%
Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне.
Коэффициент устойчивости (Ку) – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей(У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).
Коэффициент устойчивости определяется по формуле:
Ку = У/Пд*100=90/150*100=60%, где У – количество наименований, пользующихся устойчивым спросом, Пд – количество соковой продукции, проставленной на данном торговом предприятии.
За время прохождения практики новых товаров не появлялось.
Исходя из вышеперечисленных данных, можно сделать вывод о том, что, ассортиментная матрица соковой продукции устойчива, стабильна, полнота ассортимента подгрупп удовлетворяет большинство потребителей рынка, а сам ассортимент группы можно расширить. Оценка по ассортиментной матрице – положительная.