Внутренняя среда организации




Тема 4. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Внутренняя среда организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые в организации процессы. Выделяют различные факторы внутренней среды организации. Это структура, цели, задачи, технология, персонал, совместные ценно­сти, стиль организации, финансовая система, информационная система, стратегия, навыки персонала, бизнес-процессы, власть, культура организации и др.

Одним из подходов к группировке факторов внутренней сре­ды может быть определение их через те или иные стороны общих параметров (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Группировка факторов внутренней среды организации

Критерий классификации Наименование фактора
1. Наличие общих целей Цели, совместные ценности
2. Преобразование ресурсов Персонал, технология, финансовая система, информационная система, бизнес-процессы
3. Зависимость организации от внеш­ней среды Стиль организации, стратегия
4. Разделение труда Навыки персонала, задачи
5. Образование подразделений Структура
6. Необходимость и наличие управля­ющего органа Власть
7. Прочие Культура организации

 

Кроме этой классификации можно использовать деление факторов на объективные и субъективные.

К группе объективных факторов внутренней среды относятся структура, цели, задачи, технология, финансовая система, инфор­мационная система, стратегия, бизнес-процессы, а также персонал и др.

К группе субъективных факторов, определяемых характери­стиками и отношениями людей в организации,— совместные ценности, стиль организации, навыки персонала, власть, культура орга­низации и др.

Помимо этого, рассматривая организацию как преобразующую систему, можно разделить все факторы на три группы: входа (ресурсы); выхода (результаты); процесса преобразования (произ­водство).

Существуют различные подходы к выделению параметров внутренней среды организаций. По определению М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури [20], основными внутренними перемен­ными организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели — конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа людей, работая вместе.

У организации могут быть разнообразные цели. Например, чтобы получить прибыль, бизнесмены и менеджеры организаций должны сформулировать цели в таких областях, как объемы про­даж (доля рынка), разработка новой продукции, цены на нее, каче­ство услуг, подготовка и отбор персонала. Некоммерческие орга­низации также имеют разнообразные цели, но, вероятно, больше внимания уделяют социальной ответственности. Подразделения организации имеют собственные конкретные цели, которые должны вносить свой вклад в достижение цели всей организации и не противоречить друг другу.

Через установление целей можно воздействовать на события. Цель должна быть конкретной, объективной, реальной, предполагать дей­ствия, иметь соответствующее измерение.

Структура организации — это логическая взаимосвязь и вза­имозависимость уровней управления и подразделений, постро­енная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Характерной чертой организации является разделение труда. Структура организации закрепляет горизонтальное и вертикальное разделение труда в ней. Выбор подразделений определяет структуру организации и, сле­довательно, возможности ее успешной деятельности. Вертикальное разделение труда создает иерархию управленческих уровней в орга­низации.

Центральной характеристикой этой иерархии является фор­мальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число лиц, подчи­ненных одному руководителю, называется сферой контроля. Чем больше сфера контроля, тем меньше (при прочих равных услови­ях) уровней управления создается в организации, и наоборот. Сфе­ра контроля в организации часто варьируется в значительной сте­пени, как по уровням управления, так и по подразделениям. Идеальной сферы контроля не существует, ее приемлемые значе­ния колеблются от 2—3 до 50 и более.

Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача — это предписанная рабо­та, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Задачи организации традиционно делятся на три категории по видам работ:

■ работа с людьми;

■ работа с предметами;

■ работа с информацией.

Технология является четвертой важной внутренней перемен­ной. Т ехнология — средство преобразования сырья (будь то труд, информация или материалы) в конечные продукты или услуги.

Технология, применяемая в организации, зависит от типа про­изводства. Типы производств бывают следующие: единичное, серийное, массовое.

В единичном производстве выпускаются отдельные образцы изделий или их небольшие партии, которые и повторяются через неопределенный промежуток времени. Единичное производство характеризуется большим удельным весом неповторяющихся опе­раций. Серийное производство представляет собой выпуск партий изделий через определенные промежутки времени. Однородные операции здесь повторяются. Массовое производство характери­зуется выпуском небольшой номенклатуры изделий, постоянной достаточно длительное время. Такой тип производства имеет боль­шой удельный вес однородных, повторяющихся операций. В мас­совом производстве широко распространены механизация и авто­матизация производства, конвейерный способ сборки. Большое влияние на технологию оказывает также индивидуализация про­изводства: благодаря гибким технологиям даже в массовом произ­водстве учитываются требования индивидуального заказчика к качеству изделия. Примером может служить производство авто­мобилей с учетом пожелания заказчика по цвету кузова, обивке салона, автоматизации перемены передач и т.п.

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкурентной технологии как сред­ства преобразования ресурсов, поступающих на входе, в форму, получаемую на выходе.

Никакая технология не может быть полезной и никакая зада­ча не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной организации. Руководство достигает целей организации через своих сотрудников. Следова­тельно, люди являются центральным фактором в любой системе управления.

Существуют три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей; поведение людей в группах; характер поведения руководи­теля как лидера, его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Одним из современных подходов является выделение следующей системы внутренних переменных организации:

■ ресурсы (объективные — финансовая, информационная, технико-технологическая, организационная системы; субъектив­ные — способности персонала, культура организации, ее имидж);

■ процесс преобразования (объективные — стратегии, струк­тура, задачи, технологии; субъективные — стиль управления, власт­ные отношения);

■ результаты (объективные — миссия, цели; субъективные —социальные ценности организации).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: