Предмет: Русский языкL2 Четверть II
Дата: ________ Класс: 7 «__»
Ф.И. __________________________________
Внутренняя суммативная работа
I вариант
1. Задание ознакомьтесь с вопросами, прослушайте текст и ответьте на вопросы:
Определите тему текста.
А) Рисунок свадебного покрывала.
В) Свадебный наряд казашек.
С) Детали национального убора.
Определите значение слова «этнография» в прослушанном тексте.
Недавно был расшифрован рисунок одного из свадебных покрывал – «желек», хранящегося в государственном музее этнографии Казахстана
народов мира.
А) Наука о письменности казахов.
В) Наука о народонаселении.
С) Наука о культуре.
3. Отметьте утверждение, соответствующее тексту:
А) Детали национального убора казахской невесты постоянно меняются.
В) В центре покрывала вышито солнце.
С) Традиция белоснежного платья невесты возникла в глубокой древности.
4. Отметьте утверждение, не соответствующее тексту:
А) В центре покрывала вышита яркая радуга.
В) Мудрая художница своим творчеством давала невесте родительское напутствие.
С) Белый цвет считался символом траура.
5.Определите тип прослушанного текста:
А) Повествование.В) Рассуждение.С) Описание.
6. Определите стиль прослушанного текста:
А) Публицистический.В) Научный.С) Художественный.
7.Дайте ответы на 2 вопроса:
1. Почему свадебные наряды были визитной карточкой рода?
2. Какое родительское напутствие дала мудрая художница невесте?
(8 баллов)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
З адание 2. Прочитайте текст и выполните задания, данные ниже:
Характер влияет на весь стиль поведения человека и отношений его с окружающими. Многие писатели — тонкие знатоки человеческой психологии, показали, как много в жизни может сделать человек с сильным и оптимистическим характером и сколько неприятностей, огорчений может принести тяжелый или слабый характер. Вспомним рассказ А.П.Чехова «Тяжелые люди», в котором показано, как любящие друг друга люди не могут хорошо, дружно и счастливо жить из-за трудных характеров, ранят, душевно травмируют друг друга и чувствуют себя несчастными. A.П.Чехов заканчивает рассказ описанием последствий ссоры отца с сыном-студентом: «Студент пошел к себе и тихо лег. До самой полночи лежал он неподвижно и не открывая глаз. Он не чувствовал ни злобы, ни стыда, а какую-то неопределенную душевную боль. Он не обвинял отца, не жалел матери, не терзал себя угрызениями; ему понятно было, что все в доме теперь испытывают такую же боль, а кто виноват, кто страдает более, кто менее, богу известно...» Каждого из вас интересует вопрос: «А можно ли изменить свой характер?» Характер вырабатывается и изменяется в течение жизни. Весьма интересны в связи с этим наблюдения над близнецами, которые имеют совершенно одинаковые прирожденные свойства. Но если их разлучить, то под влиянием среды и воспитания они приобретут разные характеры.
Задания к тексту
Укажите тему текста.
____________________________________________________________
Назовите основную мысль текста.
______________________________________________________________________________________________________________________
Определите стиль текста (докажите свое мнение).
_______________________________________________________________________________________________________________________
Определите тип текста (докажите свое мнение)
_______________________________________________________________________________________________________________________
Определите количество микротем в тексте.
___________________________________________________________
6. Составьте план к тексту.
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте на основе прочитанного 2 проблемных («толстых») вопроса.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(8 баллов)
Задание 3. Напишите эссе на тему «По одежке встречают, по уму провожают». Объем письменного высказывания – 100-120 слов.
(6 баллов)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Критерий | Задания | Всего | |||||||
С | |||||||||
Ч | |||||||||
П | |||||||||
Г | |||||||||
Итого |
Текст для слушания
Традиционный наряд казахской невесты
Свадебный наряд казашек - это уникальное явление. Он сложный и красивый, любая деталь в нем исполнена глубинного смысла. И каждый костюм – своего рода письмо из прошлого, расшифровывая которое, словно разговариваешь со своими предками.
Детали национального убора казахской невесты остаются неизменными на протяжении многих веков, и по традиции включают: «койлек» -платье-рубаху, камзол, «шапан», «саукеле» - высокий головной убор и «желек» -расшитое покрывало, выполняющее роль фаты.
Интересно, что совсем недавно был расшифрован рисунок одного из свадебных покрывал – «желек», хранящегося в государственном музее этнографии Казахстана.
На нем искусная вышивальщица изобразила целое пожелание-притчу.
В центре покрывала вышито солнце. Очаг и огонь в очаге. Гусиные лапки –«казаяк», черные и белые лебеди. А над всем этим яркая радуга.
По утверждениям ученых, мудрая художница своим творчеством как бы давала невесте родительское напутствие: «Ты еще совсем молода, делаешь только первые шаги в этой жизни. Тебе выпала честь стать хранительницей очага. Знай, в жизни есть место и черным, и белым дням. Но поверь, что в твою жизнь придут все цвета радуги, и огонь в очаге никогда не погаснет, как никогда не погаснет ясное солнышко...»
Кстати, традиция белоснежного платья невесты пришла в Казахстан совсем недавно, только в XX веке, а когда то в далеком прошлом, прапрабабушки из Казахстана, собираясь замуж, выбирали для свадебного платья тот цвет, что был принят их кланом или считался традиционным. И щеголяли казахские невесты в красных, зеленых, синих и даже черных платьях, потому что на Востоке черный цвет всегда был цветом авторитета и величия. Белый же – напротив, считался символом траура, а потому невесты в белых платьях в старину встречались совсем не часто.
Вообще, свадебные наряды были чем то, вроде визитной карточки любого клана. И люди, едва взглянув на невесту, безошибочно определяли, из какого рода пришла к ним новая невестка - «келин».
Для каждого казахского рода были характерны веками складывающиеся особенности и традиционные детали свадебного костюма. Так, для южанок отличительной чертой являлись богатые вышивки и обилие узоров. Северные невесты украшали себя монистами, ими же расшивали и подол платья. Невесту с запада «выдавали» характерные детали головного убора – богато расшитые, спускающиеся до плеч «клинья» шапочки. Ну, а уральские красавицы отличались и стилем, и покроем свадебных платьев, которые в большинстве своем напоминали русский сарафан, сверху донизу вышитый крупными цветами.