План:
1. Порядок работы над темой.
2. Система упражнений по формированию представления о массе на основе сравнения различных значений однородных величин.
3. Последовательность упражнений, формирующих представление о массе.
4. Подготовительный урок – экскурсия в магазин, школьную столовую.
Первое представление о том, что предметы имеют массу, дети получают в своей жизненной практике еще до школы: "Не бери, это для тебя тяжело"; 'Возьми, он легкий". Взяв в руки предметы, дети на основе мускульных ощущений устанавливают, какой предмет тяжелее, какой легче. Но чувственный опыт дошкольников недостаточно велик, чтобы сравнивать массу двух предметов. Так, предметы, которые имеют большой объем или занимают больше места в пространстве, всегда кажутся им большими по массе.
Для предупреждения неверных представлений возникает необходимость поиска эффективных способов измерения массы. Этапы формирования представлений об измерении массы тела аналогичны тем, которые используются при измерении длины и площади: сравнение массы предметов по ощущению (тяжелее, легче на руке), выяснение отношения "тяжелее", "легче" с помощью инструмента — чашечных весов, а затем отвешивание и развешивание груза с помощью весов и гирь (разновесов), когда уже выбрана единица измерения массы.
Знакомство с основной единицей измерения массы — килограммом — происходит в процессе выполнения практических заданий ни сравнение массы предметов на основе мускульных ощущений, в результате чего учащиеся приходят к выводу о необходимости взвешивания предметов и измерения их массы к соответствующих единицах.
Предлагаем фрагмент урока учителя Г. М. Ряпикиной (школа № 10 г. Таганрога) по теме "Масса тел и ее измерение. Килограмм ".
Цели: показать, что предметы можно сравнивать по массе; дать представление о массе в 1 кг; познакомить с процессом взвешивания на чашечных весах; воспитывать познавательный интерес к предмету, используя материал из истории математики.
Оборудование: две коробки (одинаковые по внешнему виду); два пакета: зеленый — массой в 990 г, синий — массой в 10 г; гири в 1 кг, 2 кг, 5 кг, 10 кг; брусокмассой в 2 кг; плакат с изображением разных весов; чашечные весы.
Работа над новым материалом. На столе учителя две одинаковые по форме и цвету коробки: одна пустая, а другая с песком.
Учитель проводит беседу:
— Сравните коробки.
Никаких внешних признаков различия учащиеся обнаружить не могут и делают вывод: коробки одинаковые.
— Различие между коробками есть.
Учащиеся заинтересованы. Взяв коробки, учащиеся обнаруживают, что одна коробка тяжелее другой.
— Вы сказали, что одна коробка тяжелее другой, а что можно сказать о другой коробке по отношению к первой? (Вторая коробка легче первой.)
Учитель делает заключение: "Если одна коробка тяжелее другой, то говорят так: масса одной коробки больше, чем масса другой, а масса другой коробки меньше, чем масса первой".
2. На столе — две книги, которые но массе незначительно отличаются друг от друга. Учитель вызывает к доске двух учеников и предлагает взять книги в руки и определить, какая из них тяжелее, а какая — легче.
Мнения учеников расходятся. Тогда пытаются ответить на этот вопрос другие ученики. Снова мнения учеников расходятся.
— Как же узнать, какая книга тяжелее, а какая легче? (Можно их взвесить на весах и узнать.)
— Правильно, не всегда можно определить, какой предмет легче, а какой тяжелее, если они по массе незначительно отличаются. Для этой цели лучше воспользоваться весами.
Учитель ставит на стол чашечные весы и обращает внимание учащихся на стрелки весов: они расположены строго друг против друга.
—Подумайте, что произойдет со стрелкой той чашки, на которую положим книгу? (Она опустится.)
Ученики кладут на одну чашку весов одну книгу (чашка весов опускается), затем кладут на другую чашку весов другую книгу и наблюдают, что происходит со стрелками весов. Наконец, чашки весов приходят в состояние покоя, и учащиеся выясняют, какая книга тяжелее, а какая легче.
3. На столе три предмета: гиря массой в 1 кг, зеленый пакет с солью массой 910 г и синий пакет с солью массой в 1010 v. Учитель предлагает определить, масса какого пакета легче (тяжелее). Мнения учеников снова расходятся.
—Подумайте, как решить эту задачу с помощью весов, используя гирю массой в 1 кг.
Выполняя практические действия, учащиеся устанавливают, что масса зеленого пакета меньше, чем масса гири в 1 кг, масса гири в 1 кг меньше, чем масса синего пакета. Они делают вывод, что масса зеленого пакета меньше, чем масса синего пакета.
Эта практическая работа приводит учащихся к осознанию свойства транзитивности масс (величин). Естественно, о свойстве транзитивности учитель не сообщает, но учащиеся при практических действиях его используют в неявном виде.
Для развития логического мышления и закрепления только что выявленного свойства масс учитель предлагает следующие задачи:
Задача 1. Известно, что предмет А тяжелее предмета В, предмет? В тяжелее предмета С. Что можно сказать о массе предметов А и С, не взвешивая их? Какой из этих предметов самый тяжелый?
Учащиеся, рассуждая, устанавливают, что предмет А тяжелее предмета С: значит, самый тяжелый предмет А, а самый легкий — предмет С.
сделанные из картона, и
При выполнении этих упражнений рассматриваются ситуации, часто встречающиеся в повседневной жизни и вызывающие поэтому интерес. Кроме того, они способствуют формированию умения определять массу тела и получать образное представление о массе в 1 кг, 2 кг и 5 кг.
5. На следующем этапе урока с целью воспитания познавательного интереса к математике учитель делает краткое сообщение:
- Какой народ и когда изобрел весы, мы не знаем. Видимо, это было сделано многими народами независимо друг от друга. До наших дней дошло много изображений весов. Одними из первых весов, относящимися ко второму тысячелетию до новой эры.были рычажные весы. На Руси, например, пользовались весами двух видов: безменом и чашечными, которые в те времена назывались скалвой. Эти весы были более точными, и немецкие купцы, торговавшие с Новгородом, взвешивали все товары только на скалве. И в наши дни человека, готового на ссору из-за мелких расчетов, называют сквалыжником. (Учитель вывешивает плакат, на котором изображены различные виды весов - от древнейших до современных.)
Древнейшими единицами массы на Руси были гривна, фунт и пуд. У других народов были свои единицы массы.
Учитель делает вывод: Масса измеряется в килограммах; 1 кг — это единица измерения массы (записывает на доске, а учащиеся в тетрадях).
3. Практическая работа.
1) Игра в "магазин". Назначается продавец. В ведрах налито молоко (вода). Учащиеся получают сосуды: бидон — в 4 л, банку — в3 л и в 1л. Продавец наливает покупателям 1 л, 2 л, 3 л, 4 л молока. Все наблюдают, правильно ли продавец отпускает молоко.
2) Учитель показывает кастрюлю (3 л), ведро (5 л) и спрашивает: "Как вы думаете, сколько литров вмещает кастрюля, ведро?" Учащиеся высказывают различные предположения. Далее учитель просит, чтобы каждый ученик запомнил те числа, которые у него получились при определении емкости сосудов "на глаз", а затем емкости сосудов измеряются и устанавливается, кто был точнее в своих предположениях.
4. Закрепление рассмотренного материала.
1) Емкость какого сосуда является мерой измерения жидких веществ?
2) В одном сосуде 5 л воды, в другом — 3 л. Как сделать так, чтобы воды в обоих сосудах стало поровну?
Задача решается практически:
а) можно из первого сосуда перелить во второй 1 л, используя банку емкостью в 1 л;
б) можно из первого сосуда вылить 2 л воды, используя банку емкостью в 1 л;
в) можно во второй сосуд долить 2 л, используя эту же банку.
В результате решения получается запись:
5-1=4 3+1=4
5-1-1=3 3+1+1=5
3) Измерь, сколько стаканов воды в литровой банке?
4) В ведро входит 10 л воды. Сколько литров воды можно добавить в ведро, если в нем налито б л, 4 л, 7 л?
Результаты такой работы приводят учащихся к выводу, что емкость, измеряемую литром, можно сравнивать, складывать и вычитать. Программой традиционной школы не смотрено на этом этапе обучения введение буквенной символики. Однако нам кажется, что введение буквенной символики на ранних этапах обучения позволит осуществить необходимую связь "большой" теории с начальным курсом математики. Запись отношений между величинами с помощью букв позволяет видеть те свойства, которые присущи рассмотренным выше отношениям между величинами, причем учащиеся самостоятельно, на основе практических действий приходит к обнаружению этих свойств. Каким же образом происходит его осознание?
На последующих уроках учащиеся закрепляют полученные представления о массе и емкости, единицах измерения массы и емкости, решают задачи, раскрывающие свойства массы тел.
Учебник "Математика-1" содержит большое количество упражнений, направленных на формирование у учащихся понятий Масса и емкость. Учителю нужно умело использовать их. Это:
1) упражнения, подводящие учащихся к понятию масса, емкость;
2) упражнения, иллюстрирующие свойство сложения масс (величин);
3) упражнения, иллюстрирующие свойство вычитания масс (величин);
4) задания имеющие целью сравнение величин по массе, емкости.
При изучении мер времени предлагаем придерживаться рекомендаций А.В. Тихоненко (Изучение мер времени из журнала «Начальная школа. – 1998.- №1.- С.94-101.)
Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время.
Тема "Время. Меры времени" — наиболее трудная в силу своей абстрактности для восприятия учащимися начальных классов.
Первые представления о времени, о временных промежутках, об измерении времени учащиеся получают еще до школы. Уже в детском саду дети знают название дней недели, месяцев в году, имеют представление о смене дня и ночи, некоторые умеют даже определять время по часам. Однако временная последовательность событий (что было раньше, что позже), понятие о продолжительности событий усваивается детьми с большим трудом. Типичными для них являются ошибки в установлении последовательности событий (вчера, сегодня, завтра...).
Поэтому с первых дней обучения в школе необходимо приступить к сравнению знакомых, часто встречающихся в практической (учебной) деятельности учащихся, представлений о времени, например: что длится дольше — урок или перемена, каникулы или учебная четверть; что короче по времени — занятия ученика в школе или рабочий день родителей? Такие задания способствуют развитию чувства времени. В процессе решения текстовых задач, связанных с понятием времени, учащиеся приступают к сравнению людей по возрасту и постепенно овладевают такими важными понятиями, связанными с продолжительностью времени, как старше, моложе, одинаковые (по возрасту).
Ввиду занятости родителей многие учащиеся самостоятельно уходят в школу, после уроков к определенному времени идут на занятия в различные кружки и секции, поэтому полезно дать учащимся первые представления о продолжительности часа, научить их узнавать время по часам с точностью до часа.
Для этой цели учитель использует модель циферблата часов с подвижными стрелками: объясняет устройство часов, называя большую стрелку минутной, а маленькую часовой; сообщает, что часовая стрелка от одной большой черточки до другой большой пройдет за 1 час.
Отсчет времени учитель начинает от полня (от 12 часов дня); обращает внимание, учащихся на то, что обе стрелки показывают 12. Через час большая стрелка "обежит" весь круг и снова покажет 12, а маленькая стрелка за это же время пройдет от 12 до следующей черточки, у которой стоит цифра 1. Часы покажут 1 час дня (ночи).
Конкретные представления о продолжительности времени в 1 час и умение определять время по часам формируются в процессе практической деятельности учащихся. Учитель спрашивает: "В котором часу начинаются занятия в школе?" (В 8 часов.) Продемонстрировав это время на циферблате, учитель продолжает объяснять: "Когда большая, минутная, стрелка направлена прямо вверх, часовая показывает, который сейчас час. На какую цифру сейчас показывает маленькая часовая стрелка? (На цифру 8.) Это означает, что часы показывают 8 часов утра".
Важный момент на данном этапе обучения — обязательное выполнение учащимися ряда практических упражнений. На индивидуальных моделях циферблатов часов учащиеся показывают заданное время с точностью до часа; осознают продолжительность 1 часа (это примерно продолжительность одного урока и перемены).
В соответствии с учебной программой начальной школы учащиеся усваивают последовательность дней недели, месяцев в году; знакомятся с понятиями сегодня, завтра, послезавтра; знакомятся с календарем. Знакомство с календарем диктуется необходимостью вести наблюдения за природой: ученики отмечают изменения погоды в классном "Календаре природы и труда"; получают первые представления о продолжительности минуты (количество прочитанных слов, до какого числа успеешь сосчитать; сколько можно решить примеров; какое расстояние сумеешь пробежать и т.д.).
Во II классе учащиеся знакомятся с единицами измерения времени — годом, месяцем, неделей, сутками, часом, минутой.
При знакомстве с понятиями год, месяц, неделя целесообразно использовать в качестве наглядного пособия табель-календарь на текущий год, отрывной календарь, календари прошедшего и будущего годов.
Используя календарь, учащиеся знакомятся с названиями месяцев, определяют количество дней в каждом месяце и в неделе, выделяют одинаковые по продолжительности месяцы, устанавливают самый короткий месяц в году, определяют порядковый номер каждого месяца.
Наибольшую трудность в практическом отношении представляет вопрос об определении промежутка времени между двумя событиями в течение недели, месяца, года (Сколько дней длились зимние каникулы? Сколько дней длятся летние каникулы? Учитель называет числа начала и конца каникул, а учащиеся подсчитывают по календарю длительность каникул — число дней и месяцев).
Вопрос об определении промежутка времени между двумя событиями в течение одного года лучше изучать по табелю-календарю в такой последовательности:
Определение промежутка времени в течение одного месяца: "Сколько дней пройдет от 5 ноября до 27 ноября?"
Определение промежутка времени в течение двух смежных месяцев: "Посевные работы начали 24 апреля, а закончили 5 мая. Сколько времени длились посевные работы?"
3) Определение промежутка времени между двумя несмежными месяцами: "Запуск первого космонавта Ю. Гагарина на корабле "Восток" был произведен 12 апреля 1961 г., запуск второго космонавта Ю. Титова на корабле "Восток-2" был произведен 6 августа того же года. Сколько времени прошло от начала запуска первого корабля до начала второго?"
Кроме того, учитель может показать, как быстро подсчитать число дней, зная, что в неделе 7 дней; объяснить, как запомнить число дней в каждом месяце при помощи кисти руки.
Учитель демонстрирует модель циферблата с подвижными стрелками и рассказывает об устройстве часов, обращаясь постоянно с вопросами к учащимся:
— Как называют большую стрелку часов? маленькую?
По кругу циферблата на одинаковом расстоянии друг от друга расположены числа от 1 до 12. Между ними короткие черточки.
— Сосчитайте, сколько расстояний между черточками, например от 1 до 2. Одно такое расстояние большая стрелка проходит за 1 минуту. Вы не забыли, сколько времени движется часовая стрелка от одной большой черточки до другой? (1 час.)
Так учащиеся повторили материал, известный им еще из I класса, и перешли к работе с учебником. Выполнив задания из учебника, учащиеся делают запись в тетради:
1 сут. = 24 ч 1 ч = 60 мин
С целью закрепления знаний о соотношении между сутками и часом, часом и минутой учащиеся отвечают на вопросы: сколько часов составляет половина суток? Четверть суток? Сколько часов в двух сутках? В трех сутках? Сколько минут в половине часа? В одной четверти часа? В одной трети часа? Сколько всего минут в 1 ч 15 мин; в 2 ч; в 2 ч 30 мин?
3. Продолжая работу, учитель сообщает:
— У меня в руках секундомер (показывает его). Чтобы вы получили конкретное представление о длительности одной минуты, вы по моему сигналу должны начать и закончить писать двузначные числа в порядке возрастания, начиная с любого числа.
По истечении минуты учитель выясняет, кто и сколько успел записать двузначных чисел. Затем предлагает решить примеры и записать в тетради только ответы (примеры записаны на доске) за это же время:
4 × 3 | 8 × 4 | 42: 6 | 49: 7 |
6 × 5 | 9 × 5 | 24: 3 | 9 × 8 |
9 × 7 | 6: 2 | 64: 8 | 14: 2 |
6 × 8 | 12: 4 | 7 × 9 | 7 × 8 |
2 × 9 | 36: 9 | 81: 9 | 54: 6 |
После этого учитель просит посчитать числа, начиная от 21, проговаривая шепотом числительные — двадцать один, двадцать два и т.д., и делает обобщение: "За 1 минуту можно прочитать 60 — 70 слов, назвать числа от 21 до 81, решить 15 — 20 примеров, связанных со знанием табличных случаев умножения и деления и записать результаты. Вывод: минута — это совсем не маленькая единица времени, если ее использовать разумно.
4. Приступая к определению времени по числам с точностью до минуты, учитель выясняет:
— Как должны быть расположены стрелки на часах, если они показывают 9 часов? (Часовая стрелка показывает на цифру 9, а минутная — на цифру 12.)
— Как будут располагаться стрелки часов через 1 час? (Часовая стрелка будет показывать 10, а минутная — 12.)
Эти задания выполняются с использованием демонстрационного и индивидуальных циферблатов.
Далее вывешивается плакат, на котором часы показывают разное время. Дается задание определить время по часам. Учитель напоминает, чтобы дети не забывали при определении времени учитывать положение не только часовой, но и минутной стрелки. Минутная стрелка проходит расстояние от одной маленькой черточки до другой за 1 минуту (определяют это по секундомеру).
— Посчитайте, сколько минут пройдет, пока минутная стрелка перейдет от одной большой черточки до другой. (Пройдет 5 минут.)
— За сколько минут большая стрелка пройдет половину круга? (За 30 минут.)
— Четверть круга? (За 15 минут.)
— Сколько полных оборотов сделает минутная стрелка за 1 час? (1 оборот.)
Определяя время по часам, изображенным на рисунке, учитель требует от учащихся разной формы чтения; например: без четверти 6, пять часов 45 минут, 45 минут шестого, без 15 минут шесть, половина второго, четверть седьмого и т.д.
В заключение учащиеся на доске и в тетрадях выполняют задание:
1 год =... сут.
1 сут. =... ч
1 ч =... мин
5. Завершая урок, учитель проводит беседу из истории математики. Он вывешивает плакат, на котором изображены различные виды часов — от песочных, водяных, солнечных до электронных.
Часы не всегда имели такой привычный для нас вид, как в настоящее время.
Для того чтобы измерять небольшие промежутки времени, египетские ученые изобрели часы. Первые часы были солнечными (покалывает рисунок), они работали только днем. Вы видите на рисунке две сколоченные уголком планки? Это и есть египетские солнечные часы. А вот солнечные часы, которые стоят в г. Таганроге у спуска к набережной (показывает рисунок).
Позднее египтяне изобрели водяные часы, которые могли показывать время и ночью. Они гак и назывались "ночные часы".
Водяные часы - это сосуд, из которого черта дырочку постоянно вытекает вода (показывает на рисунке водяные часы). Дырочка таких размеров, что вся вола через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнять сосуд водой. Это не очень удобный, но достаточно точным способ измерения времени. Видимо, отсюда и происходят выражения время истекло, время течет. А вот песочные часы (показывает рисунок). Их используют в медицине и до сих пор для определения промежутка времени, отведенного на ту или иную процедуру (в ванне, бассейне и т.п.).
В настоящее время существуют часы разных видов - от механических до электронных (показывает плакат с изображением различных часов, на которых отмечено разнос время).
В качестве закрепления пройденного материала учитель просит