Клиническая картина и методы диагностики и лечения пневмонии у детей




 

Признаки острой пневмонии у ребенка таковы. Следует сразу же оговориться, что признаки могут быть различные. Они зависят прежде всего от возраста малыша и тяжести болезни. Проявление признаков острой пневмонии зависит и от возбудителя, вызвавшего эту болезнь. [5, c.21]

Начало острой пневмонии может быть острым и посте­пенным. Чаще всего заболевание начинается спустя несколь­ко дней от начала острой респираторной вирусной инфекции, проявления которых уже описаны выше. Обычно вновь повышается температура тела, сразу же до 38-39°С или постепенно; появляются резкое беспокойство, раздражи­тельность. Ребенок отказывается от пищи, от груди, а иногда и от питья. Дети старшего возраста могут жаловаться на головные боли, слабость, перестают играть. Нередко температура тела постоянно держится на высоких цифрах в течение 4-7 дней, одновременно с каждым днем ухудшается общее состояние больного. У детей раннего возраста, особенно первого года жизни появляется вялость, сонливость, отказ от груди, а иногда рвота и жидкий стул. Вскоре появляется кашель, вначале сухой, мучительный, болезненный, затем влажный, а у детей старшего возраста с «ржавой» или слизисто-гнойной мокротой. У детей первых лет жизни часто можно видеть цианотичную (синюшную) окраску кожи вокруг рта и носа. Цианоз усиливается при беспокойстве: крике, плаче, кормлении.

Острое воспаление легкого - заболевание всего орга­низма. Кроме поражения легкого, при пневмонии возникают изменения со стороны желудочно-кишечного тракта и дру­гих органов и систем: нервной, сердечно-сосудистой, моче­выделительной.

В тяжелых случаях, как уже упоминалось, ребенок отказывается от еды, у него могут быть рвота и жидкий стул. Маленький ребенок в этих случаях быстро худеет, теряет приобретенные двигательные умения. Он прекращает ходить или сидеть, если до болезни делал это.

Длительность болезни от 7-8 дней до 1 месяца. Современные методы лечения сократили длительность и существенно уменьшили тяжесть болезни и появление осложнений. Осложнения после острых пневмоний стали более редкими, но все же могут быть. Наиболее частым является воспаление среднего уха - отит, который сопро­вождается беспокойством, сильной болью в ухе и повтор­ным повышением температуры тела. Еще реже может появиться гнойный плеврит и гнойный менингит (воспаление мозговых оболочек). Хотя и крайне редко, но может возникнуть и гнойный перикардит (воспаление одной из важных оболочек сердца - перикарда) - грозное и тяжелое осложнение, угрожающее жизни больного. Исходом острой пневмонии может быть также абсцедирование, когда в легком образуется мешок, наполненный гнойным содержи­мым. Упомянутые осложнения возникают через 10-20 дней от начала болезни. [11, c.123]

Для осложнений свойственно повторное повышение температуры тела до высоких цифр, при этом нередко утром температура достигает максимума, а затем быстро падает и повышается вновь. Такие подъемы температуры сопро­вождаются ознобом, потливостью, кожа становится серой, увеличивается печень, ухудшается общее состояние больно­го. Диагноз этих осложнений не труден. Появление гнойника в легком хорошо видно на рентгенограмме грудной клетки — в виде полости с уровнем жидкости.

Все упомянутые осложнения в настоящее время успешно лечатся.

Прогноз при острых пневмониях у детей в подавляющем большинстве случаев благоприятный. На исход болезни влияют возраст, сопутствующие болезни, состояния и своевременность оказания медицинской помощи.

Клиника очаговой пневмонии у детей обычно развивается на 5-7-й день ОРВИ. Общеинфекционная симптоматика характеризуется фебрильной температурой тела (>38°С), признаками интоксикации (вялостью, нарушением сна, бледностью кожных покровов, расстройством аппетита; у грудных детей - срыгиваниями и рвотой). Респираторные симптомы пневмонии у ребенка включают кашель (влажный или сухой), одышку, периоральный цианоз; иногда - участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Течение очагово-сливной пневмония у детей всегда более тяжелое; нередко с дыхательной недостаточностью, токсическим синдромом, развитием плеврита или деструкции легочной ткани.

Сегментарные пневмонии у детей протекают с лихорадкой, интоксикацией и дыхательной недостаточностью различной степени выраженности. Процесс восстановления может затягиваться до 2-3 месяцев. В дальнейшем на месте воспаления может формироваться сегментарный фиброателектаз или бронхоэктазы.

Клиника крупозной пневмонии у детей отличается бурным началом, высокой лихорадкой с ознобами, болью при кашле и дыхании в грудной клетке, откашливанием «ржавой» мокроты, выраженной дыхательной недостаточностью. Нередко при пневмонии у детей развивается абдоминальный синдром с рвотой, болями в животе с симптомами раздражения брюшины. [9, c.65]

Интерстициальная пневмония у детей характеризуется преобладанием симптомов нарастающей дыхательной недостаточности: одышки, цианоза, мучительного кашля со скудной мокротой, ослабления дыхания; нередко - признаками правожелудочковой сердечной недостаточности.[18,c.65]

В числе осложнений пневмонии, встречающихся у детей, - инфекционно-токсический шок, абсцессы легочной ткани, плеврит, эмпиема плевры, пневмоторакс, сердечно-сосудистая недостаточность, респираторный дистресс-синдром, полиорганная недостаточность, ДВС-синдром.

Основу клинической диагностики пневмонии у детей составляет общая симптоматика, аускультативные изменения в легких и рентгенологические данные. При физикальном обследовании ребенка определяется укорочение перкуторного звука, ослабление дыхания, мелкопузырчатые или крепитирующие хрипы. «Золотым стандартом» выявления пневмонии у детей остается рентгенография легких, позволяющая обнаружить инфильтративные или интерстициальные воспалительные изменения. Этиологическая диагностика включает вирусологические и бактериологические исследования слизи из носа и зева, бакпосев мокроты; ИФА и ПЦР-методы выявления внутриклеточных возбудителей.

Гемограмма отражает изменения воспалительного характера (нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ). Детям с тяжелой пневмонией необходимо проводить исследование биохимических показателей крови (печеночных ферментов, электролитов, креатинина и мочевины, КОС), пульсоксиметрию. Пневмонию у детей необходимо отличать от ОРВИ, острого бронхита, бронхиолита, туберкулеза, муковисцидоза. В типичных случаях диагностика пневмонии у детей проводится участковым педиатром; в сомнительных ситуациях ребенку требуется консультация детского пульмонолога или фтизиатра, проведение КТ легких, фибробронхоскопии.[3,c.98]

Рассмотрим особенности лечения пневмонии у детей.

Основаниями для госпитализации ребенка, заболевшего пневмонией, являются: возраст до 3-х лет, вовлечение в воспаление двух и более долей легких, тяжелая дыхательная недостаточность, плеврит, тяжелые энцефалопатии, гипотрофия, врожденные пороки сердца и сосудов, хроническая патология легких (бронхиальная астма, бронхолегочная дисплазия и др.), почек (гломерулонефрит, пиелонефрит), состояния иммунодефицита. В лихорадочном периоде ребенку показан постельный режим, рациональное питание и питьевая нагрузка. Основным методом лечения пневмонии у детей является эмпирическая, а затем этиотропная антибактериальная терапия, для которой могут использоваться бета-лактамы (амоксициллин+клавулановая кислота), цефалоспорины (цефуроксим, цефамандол), макролиды (мидекамицин, азитромицин, кларитромицин), фторхинолоны (ципрофлоксацин, офлоксацин), имипенемы (имипенем). При неэффективности терапии в течение 36-48 часов стартовый антибиотик заменяют на препарат из другой группы. [9, c.100]

Симптоматическая и патогенетическая терапия пневмонии у детей включает назначение препаратов жаропонижающего, муколитического, бронхолитического, антигистаминного действия. После стихания лихорадки показано физиолечение: СВЧ, индуктотермия, электрофорез, ингаляции, массаж грудной клетки, перкуторный массаж, ЛФК. Прогноз и профилактика пневмонии у детей состоит в следующем. При своевременном распознавании и лечении исход пневмонии у детей благоприятный. Неблагоприятный прогноз имеют пневмонии, вызванные высоковирулентной флорой, осложненные гнойно-деструктивными процессами; протекающие на фоне тяжелых соматических заболеваний, иммунодефицитных состояний.

Таким образом, профилактика пневмонии у детей заключается в организации хорошего ухода за ребенком, его закаливании, предупреждении ОРВИ, лечении ЛОР-патологии, вакцинации против гриппа, пневмококковой инфекции, гемофильной инфекции. Все дети, переболевшие пневмонией, подлежат диспансерному учету у педиатра в течение 1 года с проведением контрольной рентгенографии грудной клетки, ОАК, осмотра ребенка детским пульмонологом, детским отоларингологом.


2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫПРИ ЛЕЧЕНИИ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА

 

2.1. Особенности работы медицинской сестры с детьми с пневмонией в условиях стационара

 

Больной ребе­нок нуждается в особо тщательном уходе. Если он по каким-либо причинам остается дома, медицинская сестра, осуществля­ющая патронаж, подробно инструктирует родителей о режиме и гигиене больного, учит простейшим манипуляциям, контроли­рует правильность их выполнения. Уход за больным учитывает многие факторы: содержание помещения и постели, белья и одежды, правильное и точное выполнение всех назначений врача, предоставление ребенку доступных развлечений и игрушек. Помещение, где лежит больной, следует ежедневно проветривать, открывая окно или форточку на 20—30 мин в зависимости от погоды утром, днем и вечером перед сном. Ребенка в это время хорошо укрывают или выносят в другую комнату. Постельное белье и подушки проветривают, стряхивают. Пыль с мебели и пола убирают влажным способом в момент проветривания по­мещения. У кровати не должно быть ничего лишнего. Под про­стынку обязательно кладут клеенку, это позволяет подмывать малыша и подавать судно или горшок, не опасаясь, что про­мокнет матрац. Ребенка укрывают теплым легким одеялом или простынкой в зависимости от температуры комнаты. Уход за чистотой постели должен быть безукоризненным, так как ма­лейшее загрязнение белья мочой, калом и рвотными массами может вызвать занесение различной инфекции. Постельное белье меняют по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю, а на­тельное — ежедневно. Грязное белье до стирки убирают в от­дельный ящик или мешок. Белье, испачканное рвотой или испражнениями, надо сразу же положить в ведро или таз с дезинфицирующей жидкостью — 3% раствором карболовой кис­лоты или 0,25% раствором хлорамина. Перед стиркой раствор полагается слить. Белье кипятят, ведра и тазы закрывают крыш­кой, чтобы туда не попали мухи, которые могут распространять инфекцию.

Режим в стационаре регламентируется распорядком дня. Этот общий режим выполняют все ходячие больные. Кроме того, врач назначает режим постельный, полупостельный и индиви­дуальный. [7, c.76]

Постельный режим предусматривает круглосуточное пребывание ребенка на койке. Больному не разрешается вставать, садиться, посещать уборную. Физиологические отправления со­вершаются на судне. Менять положение в постели обычно разрешается, за исключением особых случаев, которые допол­нительно врач оговаривает, например,: «строгий постельный ре­жим, положение на спине» (или на боку, полусидячее). При пневмонии назначается постельный режим на весь период лихорадки. дренажные положения. Затем, выздоравливающим детям, режим расширяется. Полупостельный режим обязывает находиться в по­стели преимущественное время. Разрешается садиться во время приема пищи, посещать уборную. Больной с острой пневмонией должен находиться в постели с приподнятым го­ловным концом кровати, а голова слегка откинута назад, что облегчает дыхательную экскурсию легких, также используют дренажные положения. Ребенку создают ща­дящий режим. Беспокойным детям, назначают успокаивающие средства. Детей грудного возраста надо чаще брать на руки, туго не пеленать, поворачивать с боку на бок для предупреждения застойных явлений в легких.

Гигиенический режим имеет большое лечебное и профилак­тическое значение. Первостепенную роль отводят уходу за ко­жей, которая, в особенности у грудных детей, очень чувстви­тельна ко всем нарушениям правил ухода. Недостаточно частая смена белья и пеленок и перегревание обусловливают возник­новение опрелостей, которые чаще располагаются в естественных складках кожи на соприкасающихся поверхностях, под мышками, на шее. В местах, подвергающихся смачиванию мочой и за­грязняющихся калом, легко возникают гнойничковые поражения или пиодермия. Опрелости и пиодермия неблагоприятно влияют на течение основного заболевания, поэтому очень важно не допустить их: вовремя подмывать ребенка, купать, менять пелен­ки и белье.

Все находящиеся в отделении дети должны обязательно умываться по утрам, чистить зубы, причесываться. Старшие дети обслуживают себя сами, младшим нужна посторонняя по­мощь. В плановом порядке 1 раз в неделю детей моют под душем или в ванне. Сестра отвечает за правильную организацию «банного дня», состояние ванных комнат, принимает непосред­ственное участие в мытье. После каждого больного ванну моют и дезинфицируют 2% раствором хлорамина или осветленным раствором хлорной извести. Тяжелобольным, которые не могут умываться сами, обтирают лицо и шею полотенцем, смоченным кипяченой или туалетной водой. Обращают особое внимание на состояние глаз и ушей. У таких больных в углах глаз нередко застаивается слизь, поэтому во время утреннего туалета им необходимо протирать глаза ватным шариком, смоченным 2% раствором борной кислоты. [11, c.98]

У ослабленных больных, длительное время прикованных к постели, могут возникать пролежни. Они обычно образуются на местах продолжительного давления - в области крестца, седалищных бугров, больших вертелов бедренных костей, ости­стых отростков позвонков. Для устранения давления под эти места профилактически подкладывают слабо надутые рези­новые круги в тканевых чехлах. Необходимо несколько раз в день менять положение больного и заботиться, чтобы постель была мягкой, без выступов, и бугров, а простыня лежала без складок и все время была сухой. [12, c.176].

Питание ребенка с пневмонией должно быть полноценное, витаминизированное, в соответствие с возрастными потребностями за исключением периода интоксикации, когда аппетит резко снижен и угнетена ферментативная функция пищеварительных желез. Поэтому детей кормят дробно, чаще и малыми порциями. Пища - полужидкая, термически и механически щадящая, при тяжелом течении пневмонии у детей раннего возраста – когда ребенку трудно сосать грудь, переводят па кормление сцеженным грудным мо­локом, зондовое или парентеральное питание. Показано дополнительное введение жидкости для восполнения потерь жидкости, связанных с лихорадкой, гипервентиляцией легких, мокротой, сниженным объемом пищи: морсы клюквенный или брусничный, компоты, чай с лимоном и т.д.

Медицинская сестра внимательно следит за состоянием носового дыхания и при его затруднении производит туалет носовых ходов влажными тампончиками. Во время болезни могут возникать признаки гипоксии (кис­лородной недостаточности), в связи с чем профилактически назначают вдыхание увлажненной 60% кислородной смеси через носовой катетер или воронку. В случаях надвигающейся опас­ности развития отека легких кислород пропускают через 30% спирт и дают дышать по 15—20 мин каждые 3—4 ч. Не следует опасаться пребывания детей с пневмонией на свежем и про­хладном воздухе. Наоборот, прохладный воздух уменьшает отек слизистой оболочки бронхов и способствует лучшему газообмену.

В комплекс терапии острой пневмонии входят разнообразные медикаментозные препараты (антибиотики, сульфаниламиды, ви­тамины), а также физиотерапевтические методы лечения (лечебные ванны, ингаляции, УВЧ-терапия, банки и горчичники), внутривенные вливания. От четкого, строго последова­тельного выполнения медицинской сестрой врачебных назначе­ний во многом зависит эффективность лечения. [13, c.93]

 

2.2. Деятельность медицинской сестры по организации ухода за детьми с пневмонией в условиях стационара

 

Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %. Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому». Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.

Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж. [18, c.63]

Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:

1 этап. Сбор информации.

- Субъективные методы обследования:

Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.

История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.

- Объективные методы обследования:

Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.

Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка.

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.

Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.

Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.

Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре.

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.

Медицинская сестра обеспечивает:

- Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.

- Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита - суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости.

- В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию. [5, c.21]

Независимые вмешательства:

- активное посещение больного ребенка до полного выздоровления:

- наблюдение за реакцией ребенка на лечение;

- динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания;

- обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии - горчичники, горчичное обертывание, ингаляции;

- консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья;

- проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.

Сестринский процесс при острой пневмонии состоит в следующем:

План ухода.

1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке.

Мотивация:

Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты.

2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости.

Мотивация:

Удовлетворение, физиологических, потребностей.

3. Организация досуга.

Реализация ухода:

Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры.

Мотивация:

Создание условий для соблюдения режима.

4. Создание комфортных условий в палате.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате. [3,c.22]

Мотивация:

Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне

5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.

Мотивация:

Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым.

6. Выполнять назначения врача.

Реализация ухода:

Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры.

Мотивация:

Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация.

7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.

Реализация ухода:

Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу.

Мотивация:

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода.

Таким образом, при правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Приведу клинический пример ребенка с пневмонией.

Дата рождения ребенка: 09.02.2001г.

Дата и время поступления: 14.11.11 15-30

Доставлен: по направлению из поликлиники в сопровождении отца.

С жалобами на кашель и повышение температуры.

Заболел остро 5 ноября. Повышение температуры до 39*, кашель.

Мать ребенка вызвала врача, который назначил амбулаторное лечение: Tab.Amoxyclav 250 mg*3 раза в день в течение 5 дней – динамика на фоне лечения положительная.

12 ноября состояние ухудшилось: повышение температуры до 39*, сильный кашель. Rg от 13.11.11. Выраженная инфильтрация в нижней доле справа.

Из анамнеза: ребенок от пятой беременности, три аборта (без осложнений) Роды 2 срочные 39 недель послеродовой период без осложнений. Безводный период 4,5 часа. Ребенок родился 2700г, 52 см. с оценкой по Аппгар 8/8. Выписан из роддома на 5 сутки. До 3х месяцев ребенок на естественном свободном вскармливании, с 4 месяцев на искусственном (Фрисолак). Перевод на искусственное питание связан с исчезновением молока. Лекарственной аллергии у ребенка нет. Прикорм в виде овощных пюре вводился с 5 месяцев, аллергии на прикорм не было. Психомоторное развитие происходило нормально: ходит с 10 месяцев, встал в 8, первый зуб в 6 месяцев. На первом году жизни, наблюдался у невропатолога по поводу П.Э.П. На момент курации психомоторное развитие ребенка соответствует возрасту. [6,c.88]

Лекарственной аллергии у ребенка нет.

ОРВИ, эпид.паротит 05/04, коклюш 05/09, ветр.оспа 06/10.

Объективный осмотр (на момент поступления).

Состояние средней тяжести, сознание ясное, положение в постели активное.

Рост 139 см, вес 32 кг.

Кожные покровы обычной окраски. Волосяной покров развит в соответствии с возрастом ребенка. Дермографизм красный, быстрый.

Ушные раковины правильной формы, бледно розовые, расположены симметрично.

Подкожно-жировой слой развит умеренно (толщина складок на животе 1.5см), равномерно распределен. Отеков нет.

Периферические лимфоузлы не увеличены.

Мышечный аппарат развит правильно, симметрично, гипертонуса мышц конечностей нет.

Грудная клетка нормальная. Одышки, цианоза, патологических пульсаций, сердечного горба нет. Сердечный толчок не определяется.

Пульс 95 ударов в минуту ритмичный, симметричный, удовлетворительного наполнения, не напряжен.

Границы относительной сердечной тупости в пределах нормы.

При аускультации тоны сердца ясные, ритмичные, шумов нет.

Дыхательная система: Кашель влажный. дыхание жесткое во всех отделах, ослабление дыхания в нижних отделах правого легкого, там же крепитирующие хрипы.

Пищеварительная система: Язык влажный, обложен, сосочки сглажены, миндалины не увеличены. Живот обычной формы. Симптомов асцита, висцероптоза нет. Живот мягкий безболезненный. Печень не выступает из-под края реберной дуги на 1 см. край гладкий эластичный, безболезненный. Селезенка не пальпируется. Стул мягкий коричневого цвета, имеет каловый характер. При наружном осмотре признаков воспалительных изменений и аномалии половых органов нет. Почки не пальпируются.

Обследование нервной системы:

Ребенок активный, ригидности затылочных мышц нет, симптом Кернига отрицательный.

Представление о больном.

Ребенок младшего школьного возраста (9 лет) из неудовлетворительных материально-бытовых условий, от молодой матери. Родился от 5ой беременности, беременность протекала без токсикозов. С рождения получал грудное молоко, с 4 месяца на искусственном. В настоящее время физическое и психическое развитие соответствует возрасту.

Учитывая острое начало заболевания, сопровождающееся повышением температуры тела до 39* и катаральными явлениями со стороны верхних дыхательных путей, наличие локальных хрипов в правом легком, изменений на Rg грамме от 13.11.01 можно предположить, что у ребенка имеет место пневмония.

С целью оценки тяжести течения заболевания и планирования тактики лечения провести: 1) Общий анализ крови
2.) Общий анализ мочи.
Клинический ан.крови от 15/11:лейк 20,1 *109/л, Нв 105 г/л, Эр 4,02 *1012/л, MCV 73,7 фл, MCH 24,4 пг, тромб 350 *109/л, п/я 12%, сегм- 48%, лимф 30 %, мон 8 %, эоз - 2 %, СОЭ 34 мм/ч.

 

Общий анализ мочи. от 15/11: белок – отрицат, эпителий пл.3-4 в п/з.
На Rg от 13.11. Выраженная инфильтрация в нижней доле справа.
На основании клинико-анамнестических данных и объективного исследования (острое начало: повышение температуры до 39*, кашель пенистый, дыхание жесткое во всех отделах, ослабление дыхания в нижнем отделе), а также данные Rg Выраженная инфильтрация в нижней доли справа можно поставить диагноз: острая правосторонняя нижнедолевая пневмония.
Назначения: режим постельный с приподнятым положением грудной клетки, стол № 15, пенициллин по 750000 ед*3раза в день в/м, бромгексин таб. 0,008*3р/д, Мукалтин таб. 1 таб.*2р/д (растолочь в воде), поливитамины 1 драже в сутки, ЭВТ на область нижней доли левого легкого № 5, вибрационный массаж грудной клетки, кислородотерапия 2 раза в день по 15 минут.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Пневмония является одним из наиболее распространенных заболеваний. В России за год пневмонией заболевают около 1,5 млн. человек. В Архангельской области, учитывая климатические факторы пневмония остается по –прежнему одним из самых частых заболеваний. Ежегодно регистрируется 10-12 тысяч заболевших пневмонией. Исход этого заболевания и трудоспособность больных в дальнейшем в большей мере зависят не только от ранней диагностики и адекватно проведенной терапии, но и от организации сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара.

Работая над темой курсовой «Организация сестринского ухода за больными детьми с пневмонией в условиях стационара» позволила сделать мне следующие выводы:

1.Пневмония – острое воспалительно‑инфекционное заболевание, при котором поражаются все компоненты легочной ткани, в том числе и альвеолы. Пневмония- актуальная проблема современной медицины, в решении которой важную роль играет правильная организация сестринского ухода в условиях стационара.

2.Работа по организации сестринского ухода за больными детьми с пневмонией в условиях стационара имеет ряд особенностей, которые должна знать каждая медицинская сестра. Правильно спланированная и проведенная работа медицинской сестры позволит наиболее эффективно провести лечение пневмонии и избежать осложнений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: