Тесты для диагностики синдрома ПВ. Синдром выгорания, Водопьянова Н.Е.(MBI) Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К. Маслач и С. Джексон.
Инструкция: Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – "никогда". Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – "ежедневно". Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства. Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, "ключ" и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
Стимульный материал.
Лист (бланк) для ответов должен включать:
Фамилия, имя, отчество……………………………………
Возраст……………………............................................
Пол............................................................................
Профессия/должность................................................
Стаж работы в данной должности…………………........
Ключ к тесту "Профессиональное (эмоциональное) выгорание"
Вариант теста "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" для учителей и преподавателей высшей школы.
Интерпретация, обработка результатов.
В соответствии с общим "ключом" подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей (табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).
Уровни показателей выгорания.
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации. При анализе индивидуальных показателей по шкале "профессиональная эффективность" следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале "персональные достижения" как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале "профессиональная эффективность" часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе. Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
Показатели выгорания в различных возрастных группах
Показатели выгорания в зависимости от стажа работы
Тест самооценки стрессоустойчивости (с.Коухена и г.Виллиансона)
Инструкция.Прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий ответ.
- Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
- Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из под вашего контроля?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
- Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
- Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?
Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.
- Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите? Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.
- Как часто вы в силах контролировать раздражение?
Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.
- Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
- Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?
Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.
- Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
- Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
Интерпретация результатов теста. Обработка результатов осуществляется путем подсчета суммы баллов набранных испытуемым по всем вопросам теста.
Стрессоустойчивость определяется по таблице 3.7. приведенной ниже на основании количества баллов набранных испытуемым и его возраста.
Таблица 3.7. Оценка стрессоустойчивости
Оценка стрессоустойчивости | Воз | раст | ||
18-29 | 30-44 | 45-54 | 55-64 | |
Отлично | 0,5 | 2,0 | 1,8 | 1,3 |
Хорошо | 6,8 | 6,0 | 5,7 | 5,2 |
Удовлетворительно | 14,2 | 13,0 | 12,6 | 11,9 |
Плохо | 24,2 | 2,3 | 22,6 | 21,9 |
Очень плохо | 34,2 | 33,0 | 23,3 | 31,8 |