Пейсахов Нисон Меерович. Личность, как субъект самоуправления
Самоуправление (по Пейсахову) это — процесс регуляции личностью общения, поведения, деятельности и переживаний на основе «самостоятельно сформулированной цели». Пейсахов указывает на следующие уровневые структуры личности: общение и отношение, поведение (поступки личности), деятельность как система действий и субъективные переживания, психические состояния, в основе которых лежит система чувств.
На уровне отношений задача состоит в формировании знаний и умений, необходимых человеку для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправления отношениями с товарищами по учебе и труду. Все эти знания и умения необходимы каждому человеку, но особенно нужны тем, кто готовится к профессиональной деятельности, связанной с работой с людьми. Подготовка к совместной деятельности не может ограничиваться лишь знаниями об оптимальных отношениях, а должна обеспечить переход знаний в «технику» управления своими отношениями с другими людьми.
Второй — уровень поведения. Здесь формируются мировоззрение и убеждения, личность. Оптимальное поведение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умения понимать сильные и слабые стороны, учитывать их как в отношениях с другими людьми, так и в управлении своей деятельностью. Здесь нужна система упражнений, развивающая умение планировать и контролировать свое поведение, использовать полученную информацию для самооценки поступков и самовоспитания.
Третий — уровень деятельности. Исследованию подлежат структура профессиональной деятельности и ведущая к ней структура учебной деятельности, степень их согласованности. Обнаружение существенных расхождений между ними позволяет спланировать и осуществить мероприятия по приведению учебной деятельности в соответствие с задачами профессиональной подготовки.
Четвертый — уровень психических состояний. Успешная деятельность в любой области связана с оптимальным состоянием, с определенной активностью личности. Низкая активность или слишком высокое психическое напряжение приводят к желаемому результату ценой больших затрат и потерь времени, энергии и информации.
Попов Леонид Михайлович. Личность, как субъект саморазвития
Человек как творческая личность — это самодеятельное образование, складывающееся в постоянном взаимодействии с миром и самим собой.
С позиций дифференциальной, абстрактно-аналитической психологии человек как творческая личность рассматривается как системно-структурное образование, состоящее из разнообразных комплексов, структур, элементов, имеющих уровневое строение, подверженное детерминации извне и со стороны внутриличностных факторов. Можно выделить два комплекса: пространственно-временной и детерминантный. Пространственно-временной — это его системно-структурная организация и технологии (способы) взаимодействия с миром и с самим собой.
Пространственно-временной комплекс имеет две составляющие: продуктно-пространственную, статическую и процессуально-временную, динамическую. Первая из них — это отображение структурно-уровневого подхода к человеку, где последний рассматривается со стороны организма, психики и социума, преображенную в биопсихосоциальную организацию. У каждого человека названные уровни складываются как необходимость быть одновременно телесной организацией, психической системой по ориентации во времени и пространстве, а также социумом, который участвует в межлюдских отношениях.
Процессуально-временная составляющая есть реальное отображение инициативных действий человека, когда контакты с объектами внешнего плана заканчиваются их «вычерпыванием» или преобразованием, а интериоризация внешнеплановых эффектов приводит к перестройке внутренних моделей самого субъекта.
Процессуально-временная, динамическая, составляющая существует в виде непрерывных актов взаимодействия с объектами внешнего и внутреннего планов, т. е. имеет два плана действия — внешний и внутренний. Внешний план — это процессы взаимодействия субъекта с объектами внешнего порядка в виде репродукции с собственной интерпретацией, «воссозданием», созидания новых продуктов с различной степенью значимости (для себя, немногих других, для культуры). Внутренний план дает представление о процессах в самом субъекте. В собственно творческом акте это связано с прохождением по фазам логического анализа, заканчивающегося крахом логических программ, интуитивного озарения, вербализации, формализации. Детерминантный комплекс как бы обрамляет пространственно-временной комплекс психики. Наличие такого слоя придает процессам взаимодействия в каждом случае индивидуальное своеобразие, положительную или отрицательную эмоциональную окраску, изменяющуюся направленность действий как вовне, так и внутри самого человека. При этом изменяется степень волевой напряженности действий в направлении значимых для личности объектов, а благодаря действию установки укрепляется или разрушается предварительная оценочная характеристика объекта.
Детерминантный комплекс представлен внешней и внутренней составляющими. Внешняя детерминация применительно к задачам психологического исследования определяется характером причинно-следственных связей, общением, опосредствующими звеньями. Внутренняя, собственно психологическая, детерминанта состоит из двух полисфер: мотивационно-личностной и полисферы Я-характеристик. Мотивационно-личностная полисфера включает следующие сферы:
Мотивационно-потребностную, которая определяет направленность действий субъекта вовне, а во внутримотн-вированном варианте создает условия для постоянного самоизменения; мировоззренчески-установочную, со взглядом человека на мир, отношением к нему и системой ценностных ориентации, установок; морально-нравственную, отражающую комплекс этических норм; эмоционально-чувственную, волевую, создающую определенное отношение к объекту, включая эстетическое и фактор мобилизации всех внутренних ресурсов человека на достижение цели.
Полисфера Я-характеристик накладывает многочисленные личностные оттенки на любой процесс и продукт в виде оттенков двух типов: Я-самосознающее, Я-вкла-довое.
Я-самосознающее выступает в единстве трех сторон (самопознание, самоотношение, саморегуляция-самоуправление). Оно имеет три основные модальности (реальное, зеркальное, идеальное) на каждом из структурных уровней организации человека.
САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ — психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси и Р. Райаном. С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок становится здоровой и полноценной личностью. одна из причин психических нарушений – подмена собственного выбора другим.
Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение. ее можно рассматривать как стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли -способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус.
В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.
На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.
С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии.
Термины «саморегуляция личности» и «личностная саморегуляция» – понятия, появившиеся в отечественной психологии сравнительно недавно. ранее саморегуляцию идентифицировали с функцией воли, то в рамках подхода к воле отечественные исследователи (Л.С. Выготский, В.К. Калин, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов) обозначили важные вопросы, связанные с саморегуляцией – ее биологическую основу и выход на личностный уровень. При рассмотрении сознательного регулирования процессов внутренней и внешней деятельности, саморегуляция определялась как функция воли (Л.С Выготский, В.К. Калин, В.И. Селиванов), как сам волевой процесс (К. Левин), как связующее звено внутренней и внешней активности (С.Л. Рубинштейн).
Общая способность к саморегуляции, по мнению Конопкина О.А., проявляется в успешном овладении новыми (более сложными) видами и формами деятельности, выражаясь внешне в успешном решении нестандартных задач и преодолении нетипичных ситуаций на всех ступенях овладения различными видами деятельности, в упорстве и настойчивости в достижении поставленной цели. Внутренне саморегуляция характеризуется осознанностью, пониманием оснований осуществляемой деятельности в целом, ее цели, условий, способов действий, оценки результатов и др. При этом осознанно учитываются как объективные внешние условия деятельности, так и собственные субъективные возможности.
В.И. Моросановой проблема саморегуляции определяется и рассматривается при изучении самосознания, а точнее, его регуляторной роли. Выделяются три основные функции самосознания. Первая из них связана со способностью личности к самоидентификации, самооценке себя и своего отношения к миру. Благодаря поддержанию внутренней целостности и самотождественности, человек может быть субъектом своего поведения и отношения к окружающему миру. Вторая функция связана со способностью человека быть субъектом осознанного и направленного изменения себя. Она проявляется в усовершенствовании себя за счет самопознания и изменения способов собственной жизнедеятельности. Третья функция – собственно направленная регуляция своего поведения и жизнедеятельности посредством самосознания, обеспечивающего их осмысленность
Посредством личностной саморегуляции реализуется функция совершенствования себя за счет самопознания и самоизменения (Л.П. Гримак, А.К. Осницкий Т.И. Шульга и др.). Здесь основной регулятивной формой самосознания выступает рефлексия, направленная на свое Я, которая служит способом изменения самоидентичности. Рефлексия возникает в ситуациях, когда субъект сталкивается с необходимостью пересмотреть принятые формы деятельности, привычные представления о мире и собственном Я, свои установки и системы ценностей
Таким образом, проблема саморегуляции рассматривается в рамках проблемы самосознания как его структурный компонент, обеспечивающий связь самосознания с поведением и деятельностью.