Попов Леонид Михайлович. Личность, как субъект саморазвития




Пейсахов Нисон Меерович. Личность, как субъект самоуправления

Самоуправле­ние (по Пейсахову) это — процесс регуляции личностью общения, поведения, деятельности и переживаний на основе «самостоятель­но сформулированной цели». Пейсахов указывает на следующие уровневые структуры личности: общение и отношение, поведение (поступки личности), деятельность как система действий и субъективные пе­реживания, психические состояния, в основе которых ле­жит система чувств.

На уровне отношений задача состоит в формировании знаний и умений, необходимых человеку для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправ­ления отношениями с товарищами по учебе и труду. Все эти знания и умения необходимы каждому чело­веку, но особенно нужны тем, кто готовится к профессио­нальной деятельности, связанной с работой с людьми. Подготовка к совместной деятельности не может ограничиваться лишь знаниями об оптималь­ных отношениях, а должна обеспечить переход знаний в «технику» управления своими отношениями с други­ми людьми.

Второй — уровень поведения. Здесь формируются ми­ровоззрение и убеждения, личность. Оптимальное пове­дение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умения понимать сильные и сла­бые стороны, учитывать их как в отношениях с другими людьми, так и в управлении своей деятельностью. Здесь нужна система упражнений, развивающая умение пла­нировать и контролировать свое поведение, использовать полученную информацию для самооценки поступков и самовоспитания.

Третий — уровень деятельности. Исследованию под­лежат структура профессиональной деятельности и ве­дущая к ней структура учебной деятельности, степень их согласованности. Обнаружение существенных расхож­дений между ними позволяет спланировать и осущест­вить мероприятия по приведению учебной деятельности в соответствие с задачами профессиональной подготовки.

Четвертый — уровень психических состояний. Успеш­ная деятельность в любой области связана с оптималь­ным состоянием, с определенной активностью личности. Низкая активность или слишком высокое психическое напряжение приводят к желаемому результату ценой больших затрат и потерь времени, энергии и информа­ции.

Попов Леонид Михайлович. Личность, как субъект саморазвития

Человек как твор­ческая личность — это самодеятельное образование, складывающееся в постоянном взаимодействии с ми­ром и самим собой.

С позиций дифференциальной, абстрактно-аналитической психологии человек как творческая личность рас­сматривается как системно-структурное образование, состоящее из разнообразных комплексов, структур, эле­ментов, имеющих уровневое строение, подверженное детерминации извне и со стороны внутриличностных факторов. Можно выделить два комп­лекса: пространственно-временной и детерминантный. Пространственно-временной — это его системно-струк­турная организация и технологии (способы) взаимодей­ствия с миром и с самим собой.

Пространственно-временной комплекс имеет две составляющие: продуктно-пространственную, статиче­скую и процессуально-временную, динамическую. Пер­вая из них — это отображение структурно-уровневого подхода к человеку, где последний рассматривается со стороны организма, психики и социума, преображенную в биопсихосоциальную организацию. У каждого человека наз­ванные уровни складываются как необходимость быть одновременно телесной организацией, психической системой по ориентации во времени и пространстве, а также социумом, который участвует в межлюдских от­ношениях.

Процессуально-временная составляющая есть реаль­ное отображение инициативных действий человека, когда контакты с объектами внешнего плана заканчи­ваются их «вычерпыванием» или преобразованием, а интериоризация внешнеплановых эффектов приводит к пе­рестройке внутренних моделей самого субъекта.

Процессуально-временная, динамическая, составляю­щая существует в виде непрерывных актов взаимодей­ствия с объектами внешнего и внутреннего планов, т. е. имеет два плана действия — внешний и внутренний. Внешний план — это процессы взаимодействия субъекта с объектами внешнего порядка в виде репродукции с собственной интерпретацией, «воссозданием», созидания но­вых продуктов с различной степенью значимости (для себя, немногих других, для культуры). Внутренний план дает представление о процессах в самом субъекте. В собственно творческом акте это связа­но с прохождением по фазам логического анализа, за­канчивающегося крахом логических программ, интуитив­ного озарения, вербализации, формализации. Детерминантный комплекс как бы обрамляет прост­ранственно-временной комплекс психики. Наличие такого слоя придает процессам взаимодей­ствия в каждом случае индивидуальное своеобразие, положительную или отрицательную эмоциональную ок­раску, изменяющуюся направленность действий как вовне, так и внутри самого человека. При этом изме­няется степень волевой напряженности действий в нап­равлении значимых для личности объектов, а благода­ря действию установки укрепляется или разрушается предварительная оценочная характеристика объекта.

Детерминантный комплекс представлен внешней и внутренней составляющими. Внешняя детерминация применительно к задачам психологического исследова­ния определяется характером причинно-следственных связей, общением, опосредствующими звеньями. Внутренняя, собственно психологическая, детерми­нанта состоит из двух полисфер: мотивационно-личностной и полисферы Я-характеристик. Мотивационно-личностная полисфера включает следующие сферы:

Мотивационно-потребностную, которая определяет на­правленность действий субъекта вовне, а во внутримотн-вированном варианте создает условия для постоянного самоизменения; мировоззренчески-установочную, со взглядом человека на мир, отношением к нему и систе­мой ценностных ориентации, установок; морально-нравственную, отражающую комплекс этических норм; эмоционально-чувственную, волевую, создающую опре­деленное отношение к объекту, включая эстетическое и фактор мобилизации всех внутренних ресурсов чело­века на достижение цели.

Полисфера Я-характеристик накладывает многочис­ленные личностные оттенки на любой процесс и продукт в виде оттенков двух типов: Я-самосознающее, Я-вкла-довое.

Я-самосознающее выступает в единстве трех сторон (самопознание, самоотношение, саморегуляция-самоуп­равление). Оно имеет три основные модальности (ре­альное, зеркальное, идеальное) на каждом из структур­ных уровней организации человека.

САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ — психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси и Р. Райаном. С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок становится здоровой и полноценной личностью. одна из причин психических нарушений – подмена собственного выбора другим.
Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение. ее можно рассматривать как стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли -способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус.
В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.
На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.
С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии.

Термины «саморегуляция личности» и «личностная саморегуляция» – понятия, появившиеся в отечественной психологии сравнительно недавно. ранее саморегуляцию идентифицировали с функцией воли, то в рамках подхода к воле отечественные исследователи (Л.С. Выготский, В.К. Калин, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов) обозначили важные вопросы, связанные с саморегуляцией – ее биологическую основу и выход на личностный уровень. При рассмотрении сознательного регулирования процессов внутренней и внешней деятельности, саморегуляция определялась как функция воли (Л.С Выготский, В.К. Калин, В.И. Селиванов), как сам волевой процесс (К. Левин), как связующее звено внутренней и внешней активности (С.Л. Рубинштейн).

Общая способность к саморегуляции, по мнению Конопкина О.А., проявляется в успешном овладении новыми (более сложными) видами и формами деятельности, выражаясь внешне в успешном решении нестандартных задач и преодолении нетипичных ситуаций на всех ступенях овладения различными видами деятельности, в упорстве и настойчивости в достижении поставленной цели. Внутренне саморегуляция характеризуется осознанностью, пониманием оснований осуществляемой деятельности в целом, ее цели, условий, способов действий, оценки результатов и др. При этом осознанно учитываются как объективные внешние условия деятельности, так и собственные субъективные возможности.

В.И. Моросановой проблема саморегуляции определяется и рассматривается при изучении самосознания, а точнее, его регуляторной роли. Выделяются три основные функции самосознания. Первая из них связана со способностью личности к самоидентификации, самооценке себя и своего отношения к миру. Благодаря поддержанию внутренней целостности и самотождественности, человек может быть субъектом своего поведения и отношения к окружающему миру. Вторая функция связана со способностью человека быть субъектом осознанного и направленного изменения себя. Она проявляется в усовершенствовании себя за счет самопознания и изменения способов собственной жизнедеятельности. Третья функция – собственно направленная регуляция своего поведения и жизнедеятельности посредством самосознания, обеспечивающего их осмысленность

Посредством личностной саморегуляции реализуется функция совершенствования себя за счет самопознания и самоизменения (Л.П. Гримак, А.К. Осницкий Т.И. Шульга и др.). Здесь основной регулятивной формой самосознания выступает рефлексия, направленная на свое Я, которая служит способом изменения самоидентичности. Рефлексия возникает в ситуациях, когда субъект сталкивается с необходимостью пересмотреть принятые формы деятельности, привычные представления о мире и собственном Я, свои установки и системы ценностей

Таким образом, проблема саморегуляции рассматривается в рамках проблемы самосознания как его структурный компонент, обеспечивающий связь самосознания с поведением и деятельностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: