Занятие №
Тема занятия: «Сердечно - сосудистая система».
Подтема: «Развитие сердечно - сосудистой системы в эмбриогенезе».
Продолжительность изучения темы 5,5 часов
Из них на занятии 3 часа.
Самостоятельная внеаудиторная работа 2,5 часа.
Цель занятия:
1.Изучить основные закономерности эволюционного и онтогенетического становления сердечно-сосудистой системы.
2.Изучить развитие магистральных артериальных сосудов, крупных сосудов систем верхней и нижней полых вен, сердца, формирование венозной системы печени на основе желточных вен, плацентарный круг кровообращения и его изменения после рождения.
Задачи:
Знать:
Источники развития магистральных артериальных сосудов, крупных сосудов систем верхней и нижней полых вен, сердца, венозной системы печени на основе желточных вен, плацентарного круга кровообращения.
Уметь:
Дифференцировать в микропрепаратах, микрофотографиях эмбриональные сосуды, сердце.
Значение изучения темы и методические указания к изучению темы .
Сердечно-сосудистая система выполняет в организме такие важные функции, как проведение и распределение крови в органах, регуляция кровенаполнения, обмен веществ между кровью, тканями и т.п. При нарушении структуры и функции разных отделов сердечно-сосудистой системы возникают тяжелые заболевания: пороки сердца, инфаркт миокарда, атеросклероз, гипертоническая болезнь и др. Все это делает необходимым подробное изучение сердечно-сосудистой системы для будущего врача любого профиля.
Знания органогенеза сосудов, сердца необходимы врачам-педиатрам для расшифровки аномалий развития, патологических процессов у детей, так как в различные периодыжизни течение их характеризуется своеобразием ине однозначно процессам во взрослом организме.
Методические рекомендации по самоподготовке:
Необходимый исходный уровень знаний.
Теоретические вопросы по теме занятия устно:
- Развитие структурных компонентов сердца;
- Развитие главных артериальных стволов;
- Формирование венозной системы на основе кардиальных вен;
4. Желточные и пупочные вены и их превращения;
- Плацентарное кровообращение.
Элементы УИРС.
Темы рефератов (один по выбору):
- Аномалии развития сосудов;
- Аномалии развития сердца;
- Эмбриональные коммуникации и последовательность их закрытия после рождения.
Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.
Особенности сердечно-сосудистой системы
Кровеносные сосуды
Основная задача артериального кровоснабжения — доставка кислорода и питательных веществ к развивающимся и растущим органам и тканям кратчайшим путем. Поэтому к моменту рождения артерии имеют стенку, состоящую из трех выраженных оболочек. Дальнейшее усложнение строения стенки сосудов идет параллельно с развитием организма ребенка и преобразованиями, совершающимися в органах.
В преобразовании артериальной системы организма различают два периода. Первый продолжается от момента рождения до 12 лет. Сосудистая сеть новорожденного и грудного ребенка на единицу площади представлена богаче (в связи с малой массой организма). Капилляры значительно шире. По мере развития систем организма и роста ребенка часть сосудов исчезает, а другие становятся более мощными и дифференцированными. В гистологическом отношении к рождению плода более сформированными являются артерии эластического типа, чем мышечного. В артериях мышечного типа гладкомышечных клеток мало. Возрастной период до 12 лет характеризуется интенсивным ростом и дифференцировкой клеточных элементов всех оболочек стенки артерии, но особенно усиленно растут и развиваются рабочие (средние) слои: увеличивается число и размеры мышечных клеток, хорошо выраженными становятся эластические мембраны. Увеличение мышечной оболочки идет со стороны адвентиции. У новорожденных и детей одного - двух лет жизни между артериями имеется много анастомозов.
Второй период продолжается от 12 до 30 лет. Он характеризуется замедлением темпа роста артерий и стабилизацией структур их оболочек.
Возврат крови в сердце зависит от вен. Температура, тургор в тканях, предупреждение и развитие отеков - все зависит от венозного русла и его деятельности, однако, возрастная динамика строения вен изучена слабо.
Венозное русло детского организма более извилисто, чем артериальное. Рождается ребенок со слабо дифференцированной системой оттока крови и развитие венозной системы продолжается еще долго после рождения. У новорожденного разделение стенки вен на оболочки не выражено. Эластические мембраны недоразвиты даже в крупных венах, т. к. возврат крови к сердцу идет без участия в этом процессе стенок вен. Мышечные слои стенки вены новорожденных в 3-4 раза тоньше, чем у взрослых. Число мышечных клеток в стенке вен увеличивается с повышением давления крови на стенку сосуда. Утолщение последней идет с периферии и достигает максимума в 16 лет жизни.
Возрастные изменения вен связаны с увеличением их извилистости, калибра и числа венозных анастомозов. Клапаны в венах возникают у плода 3-4 месяцев, но это не работающие структуры, и только у зародыша в 5 месяцев формируются работающие клапаны.
В раннем возрасте разница между калибром основного ствола сосудов и его ветвей невелика (печень, селезенка, легкие). Диаметр вены сначала равен сопутствующей артерии, затем увеличивается и превышает диаметр артерии (Ф.И. Валькер, 1954).
Иннервационный аппарат возникает в сосудистой стенке уже у плодов. Вначале он прост по строению и совершенствуется вместе со структурой стенок сосудов. В первый год жизни происходит скачок в развитии иннервационного аппарата. Образуются поливалентные рецепторы (на сосуде и в тканях органов), т. е. возникает единство в работе сосуда и окружающих тканей.
Пока организм развивается по восходящей линии организация его сосудистой системы усложняется.
Сердце
После рождения плода происходит заращение овального окна в межпредсердной перегородке, в результате чего малый и большой круги кровообращения начинают функционировать раздельно.
Постоянно меняющиеся гемодинамические условия в растущем организме приводят к изменениям гистоструктуры сердца на протяжении длительного периода после рождения и завершаются к началу половозрелости. Возрастные изменения происходят, главным образом, в миокарде, как структуре, отвечающей за работу сердца.
У новорожденного сердце имеет округлую форму, стенка его очень тонкая. В эндокарде гладко мышечный слой еще не развит. Мышечные волокна в миокарде короткие, поперечная исчерченность в них выражена слабо, а вставочные пластинки лежат косо по отношению к миофибриллам волокна. Эластический аппарат развит слабо, нейроны интрамулярных ганглиев еще не дифференцированы и находятся на разных стадиях развития.
С момента рождения и до двух лет жизни ребенка сердце быстро увеличивается в размерах, его стенка утолщается. Утолщение идет за счет роста в длину и толщину уже имеющихся миокардиоцитов функциональных мышечных волокон, заново волокна не образуются, так как миокардиоциты прекращают делится митозом. Мышечные волокна становятся отчетливо поперечно-полосатыми. С 2-х до 10 лет жизни рост сердца замедляется. Активный период увеличения размеров сердца наступает вновь после 12 лет (12-15 лет). Следует иметь в виду, что развитие кровоснабжения несколько отстает от темпов роста миокарда, поэтому перегрузки сердца в этот период способствуют более быстрому развитию патологических процессов (юношеское сердце). В период полового созревания резко увеличивается диаметр волокон, формируются внутриорганные сосуды, завершают дифференцировку нервный и клапанный аппараты органа.
Методические указания к самостоятельной работе на занятии.