Методические указания к самостоятельной работе на занятии.




Занятие №

Тема занятия: «Сердечно - сосудистая система».

Подтема: «Развитие сердечно - сосудистой системы в эмбриогенезе».

Продолжительность изучения темы 5,5 часов

Из них на занятии 3 часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа 2,5 часа.

Цель занятия:

1.Изучить основные закономерности эволюционного и онтогенетического становления сердечно-сосудистой системы.

2.Изучить развитие магистральных артериальных сосудов, крупных сосудов систем верхней и нижней полых вен, сердца, формирование венозной системы печени на основе желточных вен, плацентарный круг кровообращения и его изменения после рождения.

Задачи:

Знать:

Источники развития магистральных артериальных сосудов, крупных сосудов систем верхней и нижней полых вен, сердца, венозной системы печени на основе желточных вен, плацентарного круга кровообращения.

Уметь:

Дифференцировать в микропрепаратах, микрофотографиях эмбриональные сосуды, сердце.

Значение изучения темы и методические указания к изучению темы .

Сердечно-сосудистая система выполняет в организме такие важные функции, как проведение и распределение крови в органах, регуляция кровенаполнения, обмен веществ между кровью, тканями и т.п. При нарушении структуры и функции разных отделов сердечно-сосудистой системы возникают тяжелые заболевания: пороки сердца, инфаркт миокарда, атеросклероз, гипертоническая болезнь и др. Все это делает необходимым подробное изучение сердечно-сосудистой системы для будущего врача любого профиля.

Знания органогенеза сосудов, сердца необходимы врачам-педиатрам для расшифровки аномалий развития, патологических процессов у детей, так как в различные периодыжизни течение их характеризуется своеобразием ине однозначно процессам во взрослом организме.

Методические рекомендации по самоподготовке:

Необходимый исходный уровень знаний.

Теоретические вопросы по теме занятия устно:

  1. Развитие структурных компонентов сердца;
  2. Развитие главных артериальных стволов;
  3. Формирование венозной системы на основе кардиальных вен;

4. Желточные и пупочные вены и их превращения;

  1. Плацентарное кровообращение.

Элементы УИРС.

Темы рефератов (один по выбору):

  1. Аномалии развития сосудов;
  2. Аномалии развития сердца;
  3. Эмбриональные коммуникации и последовательность их закрытия после рождения.

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

Особенности сердечно-сосудистой системы

Кровеносные сосуды

Основная задача артериального кровоснабжения — доставка кислорода и питательных веществ к развивающимся и растущим органам и тканям кратчайшим путем. Поэтому к моменту рождения артерии имеют стенку, состоящую из трех выраженных оболочек. Дальнейшее усложнение строения стенки сосудов идет параллельно с развитием организма ребенка и преобразованиями, совершающимися в органах.

В преобразовании артериальной системы организма различают два периода. Первый продолжается от момента рождения до 12 лет. Сосудистая сеть новорожденного и грудного ребенка на единицу площади представлена богаче (в связи с малой массой организма). Капилляры значительно шире. По мере развития систем организма и роста ребенка часть сосудов исчезает, а другие становятся более мощными и дифференцированными. В гистологическом отношении к рождению плода более сформированными являются артерии эластического типа, чем мышечного. В артериях мышечного типа гладкомышечных клеток мало. Возрастной период до 12 лет характеризуется интенсивным ростом и дифференцировкой клеточных элементов всех оболочек стенки артерии, но особенно усиленно растут и развиваются рабочие (средние) слои: увеличивается число и размеры мышечных клеток, хорошо выраженными становятся эластические мембраны. Увеличение мышечной оболочки идет со стороны адвентиции. У новорожденных и детей одного - двух лет жизни между артериями имеется много анастомозов.

Второй период продолжается от 12 до 30 лет. Он характеризуется замедлением темпа роста артерий и стабилизацией структур их оболочек.

Возврат крови в сердце зависит от вен. Температура, тургор в тканях, предупреждение и развитие отеков - все зависит от венозного русла и его деятельности, однако, возра­стная динамика строения вен изучена слабо.

Венозное русло детского организма более извилисто, чем артериальное. Рождается ребенок со слабо дифференцированной системой оттока крови и развитие венозной системы продолжается еще долго после рождения. У новорожденного разделение стенки вен на оболочки не выражено. Эластические мембраны недоразвиты даже в крупных венах, т. к. возврат крови к сердцу идет без участия в этом процессе стенок вен. Мышечные слои стенки вены новорожденных в 3-4 раза тоньше, чем у взрослых. Число мышечных клеток в стенке вен увеличивается с повышением давления крови на стенку сосуда. Утолщение последней идет с периферии и достигает максимума в 16 лет жизни.

Возрастные изменения вен связаны с увеличением их извилистости, калибра и числа венозных анастомозов. Клапаны в венах возникают у плода 3-4 месяцев, но это не работающие структуры, и только у зародыша в 5 месяцев формируются работающие клапаны.

В раннем возрасте разница между калибром основного ствола сосудов и его ветвей невелика (печень, селезенка, легкие). Диаметр вены сначала равен сопутствующей артерии, затем увеличивается и превышает диаметр артерии (Ф.И. Валькер, 1954).

Иннервационный аппарат возникает в сосудистой стенке уже у плодов. Вначале он прост по строению и совершенствуется вместе со структурой стенок сосудов. В первый год жизни происходит скачок в развитии иннервационного аппарата. Образуются поливалентные рецепторы (на сосуде и в тканях органов), т. е. возникает единство в работе сосуда и окружающих тканей.

Пока организм развивается по восходящей линии организация его сосудистой системы усложняется.

Сердце

После рождения плода происходит заращение овального окна в межпредсердной перегородке, в результате чего малый и большой круги кровообращения начинают функционировать раздельно.

Постоянно меняющиеся гемодинамические условия в растущем организме приводят к изменениям гистоструктуры сердца на протяжении длительного периода после рождения и завершаются к началу половозрелости. Возрастные изменения происходят, главным образом, в миокарде, как струк­туре, отвечающей за работу сердца.

У новорожденного сердце имеет округлую форму, стенка его очень тонкая. В эндокарде гладко мышечный слой еще не развит. Мышечные волокна в миокарде короткие, поперечная исчерченность в них выражена слабо, а вставочные пластинки лежат косо по отношению к миофибриллам волокна. Эластический аппарат развит слабо, нейроны интрамулярных ганглиев еще не дифференцированы и находятся на разных стадиях развития.

С момента рождения и до двух лет жизни ребенка сердце быстро увеличивается в размерах, его стенка утолщается. Утолщение идет за счет роста в длину и толщину уже имеющихся миокардиоцитов функциональных мышечных волокон, заново волокна не образуются, так как миокардиоциты прекращают делится митозом. Мышечные волокна становятся отчетливо поперечно-полосатыми. С 2-х до 10 лет жизни рост сердца замедляется. Активный период увеличения размеров сердца наступает вновь после 12 лет (12-15 лет). Следует иметь в виду, что развитие кровоснабжения несколько отстает от темпов роста миокарда, поэтому перегрузки сердца в этот период способствуют более быстрому развитию патологических процессов (юношеское сердце). В период полового созревания резко увеличивается диаметр волокон, формируются внутриорганные сосуды, завершают дифференцировку нервный и клапанный аппараты органа.

Методические указания к самостоятельной работе на занятии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: