Роль туризма и краеведческих экспедиций в изучении родного края.




Организация экскурсий по изучению родного края.

Целем изучения края служат учебные географические, экологические экскурсии, проводимые в каждом классе по программе. Экскурсия- коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и др с учебными или культурно- просветительными целями. Экскурсия начинается с инструктажа по технике безопасности.

Экскурсия на местную реку.

Цель экскурсии на примере местной реки: сформировать у учащихся понятия о русле реки и речной долине, о характере питания и течения реки. Для удобства проведения работ учащихся лучше объединить в звенья, каждая из звеньев по возможности выполняет все основные требования практических работ по теме экскурсии.

Оборудования: поплавки, мерная веревка, линейка с делением, ручки и бумаги (тетради или блокноты).

1-е дело- организовать экскурсии с наблюдений. Закончив наблюдения школьники приступают к практическим работам. Часть членов звена на определенном участке реки под наблюдением звеньевого руководителя отмеряет расстояние от 10 до 20 м и определяет скорость течения реки посредством поплавков, которые ученики по очереди опускают в воду. Остальные дети засекают время опускания поплавка в воду и время, за которую он проплывает через опред участок. Полученные данные учащиеся записывают. Эти измерения повторяют несколько раз и затем вычисляют средний показатель, который и принимают за показатель скорости течения реки. Ширину реки измеряют мерной веревкой, а глубину путем опускания спец заготовленной линейки (с делением на дециметр). Учащиеся затем записывают результаты измерений в тетрадь, зарисовывают отрезок реки, помечают на чертеж правые и левые берега, стрелкой отмечают направления течения, фиксируют среднюю скорость его и результат про меры глубины.

На след уроке учитель проводит заключительную беседу во время которой проверяет результаты наблюдений учащихся. На основе полученных данных, полученных при помере глубиныреки, школьники под руководством учителя вычерчивают профиль ее дна на изучаемом отрезке, определяют количество протекающей воды путем подстчета результатов измерений. Записи, фотографии учащихся, зарисовки и видеосъемки учитель может использовать в дальнейшей работе для сравнения исследованной реки, с реками, изучаемыми в школьном курсе географии.

Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Учащимся можно поручить выполнение какой- либо полезной работы, направленной на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, по которой проходит экскурсия, состояние растительного покрова, следов человеческой деятельности и др. Экскурсия- практикум на местные производства, на природу и в организации, в проведении которой участвуют учителя разных предметов. Главная особенность такой экскурсии состоит в том, что, на ряду с географией, в ее программу входят практические работы по биологии, химии, физики и др.

 

 

Роль туризма и краеведческих экспедиций в изучении родного края.

Туризм- это поход, реализующий спортивные и оздоровительные цели, интегрированные с образованием и воспитанием, достигаемые в процессе ознакомления и изучения определенной местности. В туристических походах школьники наблюдают природу и деятельность людей края, выполняют задания краеведческого характера. Из собранных предметов, из почеркнутых сведений может пополняться содержание краеведческого уголка или музея школы. По существу, всякий туристический поход по родному краю должен включать в программу краеведческие исследования. Туризм воспитывает такое важное качество краеведа, как самостоятельность, учит наблюдательности, умению ориентироваться на местности, проводить беседы с местным населением. Открываются безграничные возможности для проявления инициативы школьников, которая может быть направлена на краеведческое изучение родных мест. Основное отличие похода от экскурсии заключается в том, что в походе преследуется цель наблюдения встречающихся на маршруте объектов по широкой программе, тогда как экскурсия ставит перед собой задачу изучения строго отобранных объектов по специальной программе.

Краеведческая экспедиция- это поход группы, отряда учащихся с какими- либо специальными научными заданиями. Краеведческие экспедиции очень сложный вид внеклассной работы. они требуют тщательной подготовки и умелого поведения. Значение их велико на только из- за того, что учащиеся непосредственно входят в подлинную природную и хозяйственную обстановку, но и потому, что в течение длительного времени, до и после похода, создаются условия для творческой работы: выбор места и объектов для обозрения и изучения, предварительное составление подробного плана, знакомство с литературой о местах, которые будут посещены, обработка записей дневника, составление отчетов и докладов, оформление экспонатов для выставки и краеведческого музея и т д.

Для краевед экскурсии и туризма важно разработать маршруты так, чтобы на их материале можно ыло формировать и расширять географические понятия и представления. Для этого учитель, изучив предварительно объекты маршрута, отбирает для показа и исследования те из них, которые больше всего отвечают постановленной цели и могут быть использованы в изучении географии. Он намечает так же то, что именно должно быть собрано в походе для учебных занятий, например, сбор только тех образцов горных пород, которые отвечают определенной учебной или исследовательской задаче, например, образцов горных пород, в разной степени разрушенных действием внешних сил, для демонстрации на уроке по теме «Выветривание». Экскурсии и туристические походы в летнее время решают задачи, представляющие интерес не только для географии, но и для других предметов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: