Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.




Стих: Приступите к Нему и просветитеся, и лица Ваша не постыдятся.

Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.

Слава:

Лик Святых Ангел и Архангел со всеми Небесными силами поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.

И ныне:

Символ Веры: Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца Рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием, и возшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном Споклоняема и Сславима, Глаголавшего пророки. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Прощение:

Ослаби, остави, прости Боже, прегрешения наша, вольнная, и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и помышлении, вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Отче наш: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Кондак воскресный, глас 6

Живоначальною дланию умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Воскресение и Живот, и Бог всех.

Господи, помилуй (12 раз).

Всесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина, благоволи же и о мне, грешнем, утвержи, вразуми сердце мое, и всю мою отими скверну, просвети мою мысль, да выну славлю, пою, покланяюся и глаголю: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь.

Буди Имя Господне благословено отныне и до века (Трижды с поклонами).

Слава, и ныне:

Псалом 33

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне, на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

Окончание изобразительных

Достойно есть: Достойно есть, яко воистинну, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим, и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. (Поклон)

Слава, и ныне:

Господи, помилуй. Трижды

Господи, благослови.

И отпуст:

Воскресый из мертвых, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и Богоносных отец наших и святаго имя рек, егоже и память ныне совершаем, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Господи, помилуй. Трижды

148,1,2,147,146,3,4,145,144,5,6,143,142,7,8,141,140,9,10,139,138,11,12,137,136,13,14,135,134,15,16,133,132,17,18,131,130,19,20,129,128,21,22,127,126,23,24,125,124,25,26,123,122,27,28,121,120,29,30,119,118,31,32,117,116,33,34,115,114,35,36,113

112,37,38,111,110,39,40,109,108,41,42,107,106,43,44,105,104,45,46,103,102,47,48,101,100,49,50,99,98,51,52,97,96,53,54,95,94,55,56,93,92,57,58,91,90,59,60,89,88,61,62,87,86,63,64,85,84,65,66,83,82,67,68,81,80,69,70,79,78,71,72,77,76,73,74,75


[1] Вечерня — одно из суточных богослужений, совершаемое вечером, первая суточная служба, потому что церковный день начинается накануне. Причин этому несколько. В библейской истории сотворения мира вечер всегда упоминается прежде утра: «и бысть вечер, и бысть утро, день един...» (Быт. 1, 5) — т.е. Сам Бог начинает день с вечера. На это же указывает заповедь Господня Моисею: «... никакого дела не делайте день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего... от вечера до вечера... празднуйте субботу вашу» (Лев. 23, 28-32).

[2] Это славословие, часто повторяемое за богослужением, обозначается кратко: «Слава, и ныне:», но читается или поется всегда полностью, как приведено. Иногда оно делится на две части: «Слава:», «И ныне:» - в таких случаях каждая часть славословия читается или поется полностью: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

[3] По обычаю, после «Отче наш» миряне вместо священнического возгласа «ЯкоТвое есть Царство...» произносят Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.»

[4] Псалом назван предначинательным, т.к. с него начинается вечерня.

[5] Повечерие — вечернее богослужение, бывает великое и малое: великое совершается в Великий Пост и в некоторые великие праздники, малое положено в будни ежедневно. Повечерие совершается во благодарение Господа за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, и за все то, что случилось с нами в прошедший день — за нашу жизнь, пищу мысли и дела. Мы просим, чтобы Господь ниспослал нам ночь мирную и безгрешную. На повечерии творим молитву за начало ночи, за успокоение от трудов дня и ради воспоминания о смерти, которая некогда должна постигнуть каждого — да не застанет нас не готовыми.

[6] КАНОН (с греч. - правило) — соединение по определенному правилу и размеру многих священных песней в один стройный состав. Обыкновенно состоит из девяти песней.

[7] ИРМОС (с греч. - связь, соединение) — первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих песнь канона. Ирмос — есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни.

[8] Поклон полагается только после первого припева песен 1 и 9

[9] Кондак — краткая хвалебная песнь в похвалу Господа, Богородицы или святых

[10] Это обращение на келейной молитве есть мысленное обращение к отцу своему духовному, по благословению которого совершается всякая домашняя молитва.

[11] Полунощница воскресная — совершенно особая церковная служба — она полностью посвящена Пресвятой Троице.

[12] Седален — славословия, во время которых позволено сидеть, хотя в основном православные христиане не сидят во время славословия по слову Тертулиана: «Не пристойно вообще сидеть с в присутствии и пред лицем того, кого ты боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицем Бога живаго. Которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».

[13] Церковное богослужение, совершаемое утром. Утреня совершается ради настоящего дня, за который человеку следует благодарить Приводящего свет и Разрушившего тьму. Утреня обычно соединяется с полунощницей и первым часом.

[14] Если читалась полунощница, то «Царю Небесный...» не читаем.

[15] Шестопсалмие — это плач кающегося грешника перед Христом Спасителем, пришедшим на землю. В храме гасится свет и даже свечи, чтобы молящегося ничто не отвлекало от чтения псалмов. Это также напоминание о состоянии души во грехе. В то же время темнота в храме и мерцание лампад символизируют ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием ангелов: «Слава в вышних Богу...». В первых трех псалмах шестопсалмия передается скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Во второй половине — моления души раскаявшейся и примирившейся с Богом. Есть церковное предание о том, что Страшный Суд будет длится столько времени, сколько читается шестопсалмие.

[16] Чтение кафизм призвано напоминать нам о тяжких скорбях Господа нашего Иисуса Христа.

[17] Непорочны — это 17-я кафизма, состоящая полностью из псалма 118. Это величественная библейская песнь, в которой пророк Давид воспевает Божественный закон, спасающий человека в этой жизни и по смерти, а соблюдающих его называет блаженными. Непорочны — торжественная, праздничная кафизма, исполненная глубочайшего смысла и обильного назидания для верующих, поэтому Устав церковный назначает их для торжественного пения на утренях большей части воскресных дней года. Завершаются непорочны тропарями по непорочных «Ангельский собор удивися...» - о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

[18] Ипакои — в переводе с греч. - повиновение, послушание и внимание, т.е. это тропарь, достойный и требующий особого внимания.

[19] Песнопения, составленные на основании псалмов (119-133), именуемых «Песнь степеней», т.е. ступеней, знаменующих восхождение верующих от земли на Небо, от места странствия в отечество, от скорби к радости и от бедствий к блаженному покою. Степенны предваряют чтение Евангелия, как бы приготовляя нас к слушанию Слова Божия. По способы исполнения именуются АНТИФОНАМИ (с греч. - противогласия), т.е. песнопения. поемые на обоих клиросах попеременно.

[20] Здесь дано общее Евангелие для всех воскресных дней (Лк. 24, 36-53), но можно читать то Евангелие, которое указано в церковном календаре для утрени данного дня.

[21] Катавасия (с греч. - схождение, выход, соглашение) — ирмос, который поется в конце каждой песни; для его торжественного исполнения певцы с обоих клиросов сходились на середину церкви.

[22] Икос — пространная свяшенная песнь в похвалу Господа, Богородицы или святых. Икос всегда читается после кондака.

[23] Ексапостиларий (с греч. - высылаю) — тропарь, читаемый в воскресный или праздничный день на утрени, после канона. Прославляет послание апостолов на проповедь, тесно связан с содержанием утреннего Евангелия.

[24] Или Хвалитны — так именуются псалмы 148, 149 и 150 по частому в них повторению слова «хвалите». В них содержится славословие и хвала Богу от всей твари.

[25] Напоминает содержание прочитанного Евангелия.

[26] Славословие великое - «... издревле составлено отцами... и всякому верному надобно поучаться в нем и знать его, и воссылать его к Богу всякий день, утром и вечером». Начинается оно со славословия Ангелов при Рождестве Христове.

[27] См. Церковный календарь.

[28] Славословие первого часа соединятся с утреней, т.к. им начинается день, и он приносится вместе с утренею, как дар и жертва хваления Господу.

[29] Часы — так называются молитвословия, состоящие из трех псалмов, нескольких стихов и молитв, соответствующие каждой четверти дня и творимые в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа.

[30] Изобразительны или обедница — богослужение совершаемое вместо литургии, когда по Церковному Уставу литургии быть не положено, а также на келейной молитве. Название изобразительны дано сему последованию потому, что оно есть изображение, т.е. некоторое подобие или образ Божественной литургии. Литургию также называют обедней, а изобразительны — обедницей.

[31] Это славословие совершалось по прошествии первой четверти дня. В час тритий иудеи обвинили Спасителя и решили убить Его. В третий же час Дух Святый сошел на апостолов. В псалмах третьего часа говорится о коварстве иудеев и о их замысле против Христа, а в последнем — 50-м — о сошествии Божественного Духа.

[32] Час шестой — это средина дня. В этот час Господь наш Иисус Христос был распят на кресте. Псалмы шестого часа указывают на восстание иудеев, их покушение на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, на их оскорбления Ему — насмешки и ругательства, на их ярость и гнев, на бывшее землетрясение, мрак, покрывший тогда землю.

[33] Час девятый — это славословие совершалось при приближении конца дня. Девятый час в честь Пресвятой Троицы, т.к. девять часов троекратно указывают на троичность лиц. В девятом часу распятый за нас Господь наш Иисус Христос, возгласив, предал Богу Отцу Свою душу и соделался совершенной жертвой за нас, людей. Тогда-то земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись, и многие усопшие святы восстали, сущие во аде сделались свободными. В псалмах девятого часа мы благодарим Того, Который за нас умер плотью, Который, предав Свою душу, принес наши души Отцу и Который своей смертью оживил нас, разрушил нашу смерть.

[34] Блаженны — заповеди блаженств из Евангелия (Мф. 5:3-12), которые читаются с тропарями из Октоиха.

[35] Здесь даны общие Апостол (1Кор. 15:1-11) и Евангелие (Мф. 18:23-35) для всех воскресных дней, но можно читать те Апостол и Евангелие, которые указаны в Церковном календаре для литургии данного дня.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: