Ежегодно совершая паломничество в Свято-Успенский Пюхтицкий и Псково-Печерский Свято-Успенский монастыри, родные брали с собой своего сына.




В конце 30-х годов родители вместе с сыном совершили две паломнические поездки в Валаам­ский монастырь на Ладожском озере, что во мно­гом определило духовный жизненный путь будущего Патриарха.

С юного возраста Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца, протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследст­вии - епископа Таллиннского и Эстонского Исидора, с 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллиннского и Эстонского Павла (Дмитровского; †1946), а затем и у епископа Исидора († 1949). Обучался в таллиннской русской средней школе.

В 1945 году иродиакону Алексию было поручено подготовить к открытию Александро-Невский собор г. Таллинна для возобновления в нем богослужений (собор в оккупационное время был закрыт). С мая 1945 по октябрь 1946 года был алтарником и ризничим собора. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 - в Казанской церкви г. Таллинна. В 1947 году поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию, и которую окончил по первому разряду в 1949 году. Будучи на первом курсе Ленинградской Духовной Академии, Алексей Ридигер 15 апреля 1950 года был руккоположен в сан диакона, а 17 апреля того же года в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви г.Йыхви Таллинской епархии».

На этом месте мы прервем ненадолго изложение официальной биографии и воспользуемся некоторыми важными данными, о которых умалчивает официальная биография, но которые впоследствии окажутся очень важными для темы повествования.

Эта статья появилась в довольно «желтой» этнически газете «Московские Новости» №21 22-28 мая 2001 года под названием:

«В живописном пригороде Таллина, Нымме, в скромном сельском доме живет женщина. Она выглядит намного моложе своих лет (а ей почти 72), знакомые называют ее исключительно достойным человеком. Она вырастила троих детей от второго брака, похоронила второго мужа. И мало кто знает, что в первом браке она была супругой нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (тогда - студента Ленинградской Духовной академии Алексея Михайловича Ридигера).

Разумеется, патриарх, как и всякий епископ, не женат: начиная с VII века церковь требует от своих епископов безбрачия. Но это не значит, что он не имел права быть женатым до того, как принял монашество. Сегодня среди епископата Русской церкви не­мало тех, кто когда-то овдовел или в силу каких-либо причин развелся.

Такая судьба не считается среди православных чем-то предосудитель­ным. Факт супружества зачастую на­ходит свое место в официальных биографиях русских архиереев. Од­нако ни в одном официальном тек­сте о жизни патриарха Алексия нет ни слова о том, что он тоже был же­нат. Можно прочесть, что после первого же посещения Валаамского мо­настыря в 1938 году будущий патриарх уже в возрасте 11 лет мечтал стать монахом.

Супруга патриарха Вера Георгиев­на Алексеева (Мянник по второму мужу) родилась в том же 1929 году, что и Алексей Михайлович (он - 23.02, она - 2.12), в семье Георгия Михайловича Алексеева. Тесть пат­риарха, петербуржец по рождению (20.01.1892), технолог по образованию, в 1918 году окончил Пегроградскую Духовную академию и оказался в эмиграции в Эстонии. В 1931 году он стал священником и долгое время служил настоятелем Александро-Невского собора в Таллине, где в свое время был прислужником будущий патриарх.

Свадьба состоялась 11 апреля 1950 года, когда будущий патриарх был еще студентом 1-го курса академии. Запись о заключении брака имеется в таллинском архиве, но мы не при­водим ее, так как по эстонским зако­нам она может быть обнародована только по решению суда или по со­гласию родственников. В тот же день молодых повенчали их отцы – Михаил Ридигер (тоже священник) и Георгий Алексеев. Кстати говоря, некоторые православные думают, что родители не должны венчать своих детей: якобы плохая примета и брак будет несчастным. Но в данном случае интереснее другое: дата венчания. Пасха в 1950 году приходилась на 9 апреля, 11 апреля - это Светлый Вторник, а по церковным правилам во время всей пасхальной недели не венчают: надо ждать так называемой Антипасхи или Красной Горки (следующее за Пасхой воскресенье; в 1950 году - 16 апреля).

Что же заставило студента Духовной академии и двух уважаемых свя­щенников-отцов нарушить канон? Видимо, Алексей Михайлович торо­пился получить священнический сан, который не может быть принят до венчания. Действительно, уже через четыре дня, 15 апреля, будущий пат­риарх рукополагается во диакона, а 17 апреля — во священника. К чему такая спешка, почему бы не подождать несколько дней и не сделать все по правилам? Почивший инспектор Ленинградской Духовной академии Лев Парийский (1892 - 1972) счи­тал, что знает правду. В архиве Со­вета по делам религий при Совете Министров СССР сохранилось его письмо (проще говоря - донос) «Уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по г. Ленинграду и Ленинградской области А.И. Кушнареву»:

«В Л.Д.А. (Ленинградская Духовная академия. - Прим. авт.) был случай посвящения в сан священни­ка с целью уклониться от отбыва­ния службы в Советской армии. Ридигер А.М., 1929 г.р., подлежал призыву на военную службу в 1950 году. Будучи женихом дочери протоиерея г. Таллина Г.Алексеева, Ридигер А. желал избавиться от военной службы. Узнав наверняка за несколько дней о призыве в армию, Ридигер, протоиерей Алексеев и епископ Таллинский Роман упросили митрополита Григория на согласие повенчать Ридигера во вторник на пасхальной седмице, когда по Церковному Уставу брак запрещен.

Ридигер был повенчан в Академической церкви во вторник пасхаль­ной седмицы 1950 года, спешно произведен в диаконы, затем во священ­ники епископом Романом и назначен на эстонский приход ст. Йыхва, Балт. ж.д. Нарвская ул., № 102.

Инспектор Академии Л. Парийский,, 27 ноября 1951 г.»*

Действительно, до 1950 года студентам духовных учебных заведений предоставлялась отсрочка от армии. В 1950 году ее отменили и не стали призывать лишь лиц в священном сане. Не забудем, что будущий патриарх Алексей Ридигер родился в буржуазной Эстонии, в советскую школу не ходил, в стране победившего социализма оказался буквально только что и в этом смысле вряд ли был морально готов идти служить в Советскую армию.

Что же заставило инспектора Ду­ховной академии написать донос на будущего патриарха и собственного студента да еще и спустя несколько месяцев после свадьбы? Соответству­ет ли изложенная версия действительности? Наверняка этого мы ни­когда не узнаем. Но документ выдвигает по-человечески вполне понят­ную версию причин спешки с бра­ком и рукоположением. Стоит доба­вить, что в известных нам официаль­ных биографиях Алексия II содержится фраза: «Был признан невоеннообязанным из-за болезни сердца».

Брак Алексея Михайловича и Веры Георгиевны просуществовал совсем недолго: молодая пара ра­зошлась в том же 1950 году. Причины развода окутаны тайной. Если брак действительно был заключен под давлением внешних обстоятельств, то ясно, что он и не мог быть прочным. Распад молодой семьи послужил причиной серьезного разлада между Алексеевыми и Ридигерами, о чем свидетельствуют воспоминания очевидцев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: