ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия (семинары)    
Самостоятельная работа    
Реферат    
Вид итогового контроля: экзамен /зачет   Зачет/ экзамен

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины и виды занятий

 

№ п/п Раздел дисциплины и темы Виды учебной работы, включая самостоятельную работу (час.) Форма. аттестации
  РАЗДЕЛ I. Общие основы педагогики Всего ЛК Сем ПР С/Р  
  Современные тенденции развития образования в России и за рубежом     -      
  Общие основы педагогики. Основные категории и парадигмы образования     -   -  
  Педагогический процесс как система и целостное явление. Закономерности и принципы обучения     -      
  Основные методы, приемы, средства обучения и их особенности     -      
  Организационные формы обучения. Самостоятельная работа, особенности ее организации     -      
  Типы и виды обучения. Педагогическая инноватика и инновационное обучение     -      
  Педагогические технологии обучения     -      
  Педагогический контроль и учет результатов учебной деятельности     - -    
  Специфика воспитательной работы       - -  
  Итого по I разделу:            
  РАЗДЕЛ II. Основы психологии            
  Современная психология: ее задачи и место в системе наук     -      
  Психика человека. Психические познавательные процессы     -   -  
  Психология личности. Особенности развития личности            
  Преподаватель и обучающийся как субъекты образовательного процесса            
  Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса     -      
  Психологические особенности воспитания обучающихся и роль школьного коллектива     -      
  Деятельность и общение как два основных вида социальных контактов человека            
  Психология управления образованием            
 
Итого по II разделу:          

 

           

Содержание разделов дисциплины

 

5.2.1 РАЗДЕЛ I. Общие основы педагогики

1. Современные тенденции развития образования в России и за рубежом. Роль образования в современном обществе. Интеграционные процессы, синергетический подход и системный анализ в современном образовании. Тенденции развития образования в Российской Федерации. Болонский процесс. Система непрерывного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и его функции. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Учебные планы и программы. Принципы построения и структура учебной программы. Учебники и учебные пособия. Функции и структура учебников.

2. Общие основы педагогики. Основные категории и парадигмы образования. Связь педагогики с другими отраслями науки. Объект, предмет, задачи, функции и понятийный аппарат педагогики. Основные категории педагогики (образовательная система, образовательное пространство, образовательный процесс). Понятие парадигмы и концепции. Педагогическая парадигма как совокупность подходов к решению проблем образования и обучения. Основные концепции развития отечественной педагогики. Становление современной дидактической системы.

3. Педагогический процесс как система и целостное явление. Закономерности и принципы обучения. Характеристика педагогического процесса как целостной системы: сущность, движущие силы, структура. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Законы и закономерности обучения. Классификация закономерностей обучения. Общие закономерности цели, содержания, качества, методов обучения, управления и стимулирования обучения. Методологические основы обучения. Принципы обучения: содержательные (гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности, связи обучения с жизнью, связь теории с практикой), организационно-методические (преемственности, последовательности и систематичности, единства группового и индивидуального обучения, соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, сознательности и творческой активности, доступности при достаточном уровне трудности, наглядности. Материалистическая теория познания и процесс обучения. Индуктивно- аналитическая и дедуктивно-синтетическая логика учебного процесса. Содержание образования: компоненты и способы его усвоения. Основные этапы овладения знаниями: восприятие, осмысливание и запоминание. Формирование и закрепление умений и навыков, применение знаний в практической деятельности.

4. Основные методы, приемы, средства обучения и их особенности. Понятие и сущность метода, приема и средств обучения. История вопроса (эволюция, функции, систематизация). Классификации методов обучения. Взаимосвязь методов обучения и условия их оптимального выбора. Активные и интерактивные методы обучения. Средства обучения и их классификация. Технические средства обучения и методика их использования.

5. Организационные формы обучения. Самостоятельная работа, особенности ее организации. Понятие формы обучения. Классификация форм обучения. История вопроса (эволюция, функции, систематизация). Организационные формы обучения и их характеристика. Урок как одна из форм организации обучения в современной школе. Методическая разработка урока. Структура урока. Активность обучающихся на уроке. Педагогические и психологические качества педагога, и правила его поведения на уроке. Коллективная работа обучающихся. Семинар, конференция как метод обсуждения учебного материала в старшей школе. Сущность, особенности подготовки, организации и проведения учебного семинара, конференции в школе. Структура, задачи и критерии оценки учебного мероприятия. Метод самостоятельной работы, особенности его использования в школе. Значение самостоятельной работы для обучающихся в учебной подготовке к занятиям. Виды самостоятельных работ. Оптимизация самостоятельной работы обучающихся.

6. Типы и виды обучения. Педагогическая инноватика и инновационное обучение. Тип обучения как дидактическая система, включающая единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения. Классификации типов и видов обучения. Обучение как усвоение заданных образцов, в котором доминирующей является репродуктивная ориентация. Объяснительно- иллюстративное обучение, программированное обучение, критериально-ориентированное обучение. Инновационное обучение как процесс и результат учебной и образовательной деятельности. Понятия новое, новшество, инновация, инновационный процесс. Критерии результативности инновационных процессов. Причины возникновение инновационного обучения. Обучение как освоение нового опыта, основанное на поисковой ориентации. Исследовательский подход в организации познавательной деятельности обучающихся как основа инновационного обучения. Проблемное обучение. Развивающее обучение.

7. Педагогические технологии обучения. Сущность и специфика педагогической технологии обучения. Соотношение понятий "педагогическая технология" и "методика преподавания". Принципы педагогической технологии. Классификация педагогических технологий. Технологии традиционного обучения. Игровые и дискуссионные технологии обучения. Компьютерные технологии обучения. Технологии модульного обучения. Метод проектов. Информационные технологии обучения. Технология дистанционного образования. Общие проблемы дистанционной формы обучения.

8. Педагогический контроль и учет результатов учебной деятельности. Формирование практики оценивания в истории образования. Задачи контроля и оценки учебных достижений обучающихся. Функции контроля. Виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Методы контроля: устный, письменный, программированный, графический, практический. Формы проверочных вопросов и заданий. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки усвоения содержания образования. Тесты как форма оценивания учебных достижений. Виды тестовых заданий.

9. Специфика воспитательной работы. Воспитание как социокультурный феномен и важнейшее явление духовной жизни общества. Специфика и характерные особенности воспитания в школе (целенаправленность, взаимодействие субъектов образования, создание воспитательного пространства, творческий характер). Гуманизация учебно- воспитательного процесса как концептуальная основа воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания, методы формирования опыта общественного поведения, методы коррекции и стимулирования поведения. Организационные формы воспитательной работы. Воспитательная система, её сущность и предназначение. Воспитательный потенциал школьного самоуправления.

 

5.2.2 РАЗДЕЛ II. Основы психологии

10. Современная психология: ее задачи и место в системе наук. Общее понятие о психологии как науке, исторический обзор становления предмета психологической науки. Специфика гуманитарного знания. Основные отрасли и направления современной психологической науки.

11. Психика человека. Психические познавательные процессы. Психика и ее развитие. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Уровни развития психики. Три основные формы психических явлений: психические процессы и их характеристики (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь и др.); психические состояния (активность, бодрость, пассивность, усталость и др.); психические свойства личности (характер, темперамент, способности и др.). Характеристика психических познавательных процессов. Взаимосвязь и взаимозависимость познавательных и эмоциональных процессов. Деятельность и сознание личности.

12. Психология личности. Особенности развития личности. Понятие личности, современная интерпретация. Условия развития личности. Деятельностный подход к формированию личности. Индивидуальные особенности личности. Методы многомерных исследований индивидуально-психологических особенностей личности. Эмоциональная и волевая сферы личности. Понятие установки. Роль установки в успешном образовании. Мотивация и обучение.

13. Преподаватель и обучающийся как субъекты образовательного процесса. Представление о субъекте (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Общая характеристика категории субъекта. Педагог как субъект педагогической деятельности. Субъектные свойства педагога. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности. Профессионально-педагогические особенности личности преподавателя (психосоциотип. характер, стиль руководства и др.). Профессиональный стандарт педагога. Требования к профессиональной деятельности педагога. Этапы профессионального становления личности педагога. Профессиональная деятельность педагога, ее функции и оценка.

14. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. Учет возрастных и индивидуальных особенностей мотивирования, преподнесения информации, организации учебной деятельности, проверки результатов обучения. Неуспеваемость обучающихся и ее психологические причины. Психолого-педагогические действия, направленные на повышение успеваемости..

15. Психологические особенности воспитания обучающихся и роль школьного коллектива. Сущность процесса воспитания обучающихся как создание благоприятных условий для саморазвития и самовоспитания личности. Задачи воспитания. Психология воспитания обучающихся как процесса воздействия на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств (направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать в коллективе, самостоятельности, самокритичности и др.). Вербальные и невербальные методы воспитания. Воспитание и социализация. Класс, группа как фактор воспитательного воздействия на личность обучающихся. Лидерство в группе. Деятельность преподавателя по формированию школьного коллектива на разных этапах его становления и развития.

16. Деятельность и общение как два основных вида социальных контактов человека. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры. Мотивы общения: мотив-долг, мотив- потребность. мотив-интерес, мотив-привычка, мотив-каприз. Приемы повышения эффективности общения, преодоления коммуникативных барьеров. Рол установок в стратегии деятельности педагога в педагогическом взаимодействии со школьниками в процессе обучения. Ошибки и стереотипы педагогической стратегии, затрудняющие эффективное взаимодействие. Конфликт как форма разрешения противоречий в системе отношений взаимодействия субъектов образовательного процесса.

17. Психология управления образованием. Личность и коллектив как объекты и субъекты управления. Узловые механизмы управленческого процесса: планирование целеполагание - принятие решения. Ролевое поведение личности и уровень ее притязаний в системе управленческих отношений. Стили управления (авторитарный, коллегиальный, плановый, авральный, либеральный, регламентирующий. перестроечный, консервативный, дипломатический, лидерский, административный, творческий). Их влияние на социально-психологический климат коллектива. Традиции и социальные нормы поведения как средства оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Эвристические методы решения творческих задач: метод «мозгового штурма», метод эвристических вопросов, метод свободных ассоциаций, метод организованных стратегий.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Вопросы для самоконтроля к разделам программы «Общие основы педагогики» и «Основы психологии»

Вопросы по педагогике

1. Предмет и задачи педагогики.

2. Составные элементы (отрасли) педагогической науки.

3. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

4. История развития педагогической науки (эмпирический этап в развитии педагогики, этап формирования педагогики как науки, современный этап развития педагогики).

5. Факторы формирования личности человека (наследственный, социальный, природно-географическая среда).

6. Ребенок как субъект развития. Виды развития.

7. Содержание и структура образования в РФ.

8. Характеристика процесса самообразования.

9. Методы самообразования.

10. Характеристика и основные методы самовоспитания.

11. Методологические и теоретические основы педагогической науки.

12. Сущность образования.

13. Воспитание как общественное явление.

14. Педагогическая деятельность как общественное явление (субъекты, объекты, функции и компоненты педагогической деятельности).

15. Особенности и факторы социализации и воспитания личности.

16. Механизмы и средства социализации личности.

17. Процессы поэтапного формирования умственных действий ребенка.

18. Ученые, внесшие наибольший вклад в развитие педагогики в России.

19. Общие вопросы педагогики (педагогическая деятельность и педагогический процесс, формирование личности обучающихся).

20. Сущность, структура и содержание педагогического процесса.

21. Принципы осуществления педагогического процесса.

22. Характеристика системы комплексной организации учебно-воспитательной работы (УВР).

23. Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

24. Пути и формы внедрения передового педагогического опыта в учебно-воспитательную практику.

25. Формирование активной жизненной позиции человека.

26. Педагогическая культура педагога и воспитателя.

27. Сущность, содержание и структура обучения.

28. Содержание и особенности процесса обучения.

29. Дидактика. Связь дидактики с другими науками.

30. Специфические закономерности обучения.

31. Система основных принципов обучения.

32. Основные методы обучения.

33. Классификация методов обучения на основе дидактических задач.

34. Особенности устного изложения учебного материала.

35. Характеристика метода и особенностей требований к демонстрации изучаемого материала.

36. Специфика метода упражнения в воспитании и обучении.

37. Виды и условия эффективной организации самостоятельной работы обучаемых.

38. Функции и виды различных форм обучения.

39. Функции, виды и методы проверки знаний, навыков и умений.

40. Подход к оценке знаний, навыков и умений.

41. Формирование цели и целеполагания (социальный заказ) в процессе обоснования системы образования.

42. Методическая система обучения.

43. Цели, мотивы, способы и принципы организации учебного процесса.

44. Цели воспитания личности.

45. Модель процесса воспитания личности.

46. Разнообразие видов воспитания.

47. Связь теории воспитания с другими науками.

48. Виды влияния различных факторов на воспитание личности ребенка.

49. Механизмы воздействия на личность ребенка в процессе воспитания.

50. Принципы воспитания (дать характеристику).

51. Методы воспитания (дать характеристику).

52. Характеристика метода, форм и средств убеждения в воспитании.

53. Характеристика метода, форм и средств упражнений в воспитании.

54. Характеристика метода, форм и средств примера в воспитании.

55. Характеристика метода, форм и средств поощрения в воспитании.

56. Особенности воспитывающего обучения.

Вопросы по психологии

1. Предмет, задачи и особенности психологии как науки.

2. Предмет и задачи общей психологии.

3. Связь психологии с другими науками и отраслями научных знаний.

4. Основные этапы развития психологии как науки.

5. Методы исследования в психологии.

6. Выдающиеся деятели российской психологии.

7. Основные направления зарубежной психологии.

8. Методологические и теоретические основы психологии.

9. Основные функции психики.

10. Виды и структуры отражения различных форм движения материи.

11. Историческое развитие психики и сознания.

12. Роль естественнонаучных основ психологии.

13. Основные связи и взаимодействия психологии и физиологии высшей нервной деятельности (ВНД).

14. Связь психологии с естественнонаучными дисциплинами.

15. Строение нервной системы человека.

16. Основные структуры головного мозга.

17. Ощущения. Сущность, свойства и виды ощущений.

18. Восприятия. Сущность, свойства и особенности восприятий.

19. Характеристика восприятия пространства.

20. Характеристика восприятий времени и движений.

21. Представления. Сущность, функции, особенности и виды представлений.

22. Внимание. Сущность, функции, свойства и виды внимания.

23. Память. Сущность, процессы и виды памяти.

24. Воображение. Сущность, функции, свойства и виды воображения.

25. Мышление. Сущность, особенности, содержание и виды мышления.

26. Речь. Психологическая характеристика речи.

27. Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния человека.

28. Особенности настроений и аффектов.

29. Навык. Сущность навыка.

30. Личность. Сущностная характеристика личности.

31. Обусловленность особенностей развития личности.

32. Классификация базовых понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

33. Направленность личности. Потребности, мотивы, цели, мировоззрение

34. Структура и особенности потребностей.

35. Темперамент. Психологическая характеристика темперамента.

36. Психологические особенности представителей различных. Темпераментов.

37. Сущность характера. Волевые, эмоциональные черты, интеллектуальные качества, отношение к окружающему миру.

38. Способности. Сущность способностей, гениальность, талант, одаренность.

39. Деятельность. Психологическая характеристика деятельности.

40. Социальные группы. Классификация социальных групп.

41. Характеристика социального взаимодействия людей.

42. Общение (сущность, функции и виды общения).

43. Классификация малых групп, их виды, структура.

 

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: