Экскурсионный маршрут №7.




Исторический подход в изучении этноса и этнической экологии родного края.

Татары прошли длительный путь этнического становления, и их этногенез до сих пор остаётся предметом дискуссий. Ранний период их этнической истории сравнительно мало освещен в письменных источ­никах, что затрудняет полноценное изучение древних и средневековых этапов этногенеза. В немалой степени острота проблемы объясняется сложностью и неоднозначностью трактовки этнических процессов средневековья различными специалистами.

История научного изучения физического облика татар насчитывает более ста лет. Начало его относится к 70 —80-м гг. XIX в., когда в 1869 г. при Казанском университете было организовано Общество естествоис­пытателей. Инициатором этих исследований выступил известный учё­ный и педагог П. Ф. Лесгафт, определивший важность изучения антро­пологического состава народов Среднего Поволжья и Приуралья для выяснения вопросов их происхождения. Антропологическое изучение населения сопровождалось сбором краниологического и палеоантро-пологического материала с последующим использованием в качестве исторического источника по проблемам этногенеза местных народов. Эти исследователи заложили фундамент и определили основные направ­ления для будущих изысканий в области этнической антропологии татар.

Татарская этническая общность имеет сложную внутреннюю струк­туру. Впервые этноним «татары» появился у тюркских и монгольских племён Центральной Азии в VI—VIII вв. По мнению В. А. Никонова, понятие «татары» известно в России и в Западной Европе с XII в., однако данный термин тогда не обозначал один народ, а был собирательным, включавшим все народы Азии. Другой исследователь этногенеза татар, В. В. Бартольд, придерживался мнения о существовании нескольких народов с самоназванием «татары». Он подразумевал под понятием «та­тарская нация» почти все группы татар, проживающих в пределах СССР.

Большая активность тюркских племен приходится на эпоху Великого переселения народов, когда на обширных просторах Евразии стали распространяться их этнокультурные и экологические традиции. Поэтапно начали формироваться первоначальные экологические традиции, когда возникли оптимальные формы хоз.деятельности.

К середине 7 века на западе евразии в причерноморских степях возникло государство Великая Болгария во главе с Кубратом. Болгарские племена, обитавшие по правобережью Среднего Дуная, переселившись на берега Волги и Камы, оказались в окружении этнически близкого тюркского населения.

Огромное значение в консолидации булгарского этноса сыграло официальное принятие ислама (900-920 гг). уже с конца Хв Волжская Булгария стала страной «классического ислама»ю. внутри страны были медресе.

Этноэкология-это область экологических знаний, в которой отражена специфика культуры этноса в понимании роли природно-социальной среды. В этноэкологии учитывается вся совокупность этноса: единство территории, языка, особенности психического склада, - выраженных в традициях, праздниках, обычаях, обрядах, педагогическом опыте народа.

Экскурсионный маршрут №7.

Заказанье- это деревня Камаево, находящаяся в Высокогорском районе.Название Заказанье («Казан арты») придумал Габдулла Тукай — прославленный поэт татарского народа. В деревню Кырлай, где он родился, можно проехать через многие селения Высокогорского района. Конечным пунктом этого маршрута является деревня Камаево. Здесь находится Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник «Иске Казан».Проезжая по Сибирскому тракту в сторону посёлка Дербышки, можно восхититься Берёзовой рощей, в которой проводятся праздники Сабантуй. В роще очень уютно, светло и необычайно легко дышится. Деревня Киндери примечательна тем, что здесь в 1912 г. на средства потомка великого поэта Евгения Боратынского было построено кирпич­ное здание земской школы, а на средства князя Д. Татищева воздвигнута Никольская церковь. В Киндерях сохранился также дом Котовщиковых где в августе 1918 г. располагался штаб дивизии Красной Армии, которой командовал герой Гражданской войны В. Азии.Направление железной дороги «Казань — Высокая Гора» известие как знаменитый Сибирский тракт, по которому когда-то каторжников гнали в Сибирь.Высокая Гора — старинное село, основанное во второй половине 16в. Сначала здесь построили деревянную Богородицко-Рождественскую церковь, а позже, в 1881-1886 гг воздвигнули каменный трехпрестольный храм на средства купца Федора Суслова.Ещё в середине XIX в. практически вся территория современного Высокогорского района была покрыта лесами, однако сейчас их осталось мало. Очень хороши в этих местах комплексы речных пойм, надпой­менные террасы, липовые и дубовые пролески на пологих склонах, многочисленные родники и просторные луга.Знаменитое село Чебакса основано в 1557 г. С давних пор оно сла­вилось мастерами кузнечных дел. В Чебаксе расположен уникальный архитектурный памятник середины XIX в. — деревянная Покровская церковь.В селе Усады привлекает внимание сохранившийся до наших дней комплекс усадьбы купца и предпринимателя Николая Журавлева. Это яркий образец так называемой усадебной архитектуры второй половины 19века. Интересны двухэтажный барский дом в эклектичном стиле, торговые ряды, четырёхэтажная мельница, и специалисты считают это образцом промышленной архитектуры середины XIX в. В 1902 г. это здание перестроили под спиртовый завод. Он и ныне действует и развивается.В Усадах можно посмотреть также Троицкую церковь, построенную на средства помещика М. Тютчева в 1793 г.К северу от села Усады находится несколько поселений, давший миру известных деятелей татарской культуры. B деревне Ибря родился в 1900 г. композитор C. Сайдашев. Здесь открыт его музей. На западе, в верховьях реки Солонки, расположена деревня Малые Ковали, где родился крупнейший религиозный и общественный деятель Г. Баруди — основатель знаменитого медресе Мухаммадия».B Высокогорском районе расположен целый ряд старинных мусульманских поселений, и почти каждое из них может гордиться оригинальной мечетью. Например, в селе Айбаш действует мечеть, построенная в 1910 г., которая признана памятником культовой архитектуры татар. Мечеть в Дербышках, появившаяся в 1996 г., построена по канонам этого архитектурного стиля. B селе Шапши находятся действующая Кaзанско-Богородицкая церковь и недействующая — Никольская. Они обе построены на средства помещиков Депрейс. Село Чепчyги известно домом священника, в котором останавливался А. Радищев. А в селе Кypкачи многие годы базируется спортивный аэродром..Среди интересных археологических находок — гуннский бронзовый котёл и бронзовое зеркало IV- V вв., серебряный перстень, цепочка и кинжал-амулет, многочисленная керамика, клады монет (последний, очень большой, найден в 2002 г.). Часть этого бесценного материала южно увидеть в Камаевском историко-этнографическом музее.Учёные неоднократно пытались связан, происхождение легендарного Иске Казан с историей Казани. По мнению Р. Фахрутдинова, именно на территории нынешнего Камаева некогда располагалось ядро Казанского княжества, и первоначальным был именно Иске Казан, а не (Новая) Казань. Правда, его оппоненты утверждают, что всё-таки (Новая) Казань, не смотря на название — Иске Казан. Поиск истины и доказательств продолжается. Сегодня на территории историко-культурного комплекса:Иске Казан» находятся два археологических объекта: Урматскос селище и Камаевское городище, которые играли важную роль в истории Поволжья периода Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанскогоханства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: