Тема 4. Проект как инструмент фандрайзинга для решения проблем. Фонды. Особенности работы с фондами




Тема 1. Основы социально-педагогического проектирования

Проектирование – это

           
 
создание модели желаемого результата  
 
(как технология) разумная последовательность шагов и этапов, приводящая к получению запланированного результата
 
особый тип управленческой деятельности, технология самого действия по постановке целей в его увязке с конкретными способами ее достижения  
 

 


Проект – (от лат. брошенный вперед) – система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.

Социально-педагогическое проектирование – решение социальных проблем, ситуаций, изменение процессов в обществе посредством педагогических методов, способов, средств.

Проект должен пройти весь жизненный цикл, т.е. временной период, — от момента зарождения идеи проекта и до подведения итогов его реализации.

               
 
     
 
 
   

 

 


 

           
   
 
 
   
Социально-педагогический проект должен разрабатываться и реализовываться с учетом следующих требований: · комплексности, · обоснованности, · реальности, · оптимальности, · преемственности (учитывается исходное состояние, тенденции развития и т.п.) · целостности и завершённости, · сориентированности на конечный положительный результат  
 
   
 
 
 

 

 


Логика разработки проекта

 
 


Выделяются следующие признаки социально-педагогического проекта:

- комплексная цель, уникальная постановка задач

- ограничение от повседневных процессов

- финансовые и кадровые рамки

- временные рамки - старт и завершение

- сотрудничество нескольких специалистов

- наличие заказчика (внутреннего или внешнего)

Тема 2. Виды проектов

Многообразие проектов, которые существуют в реальной практике, чрезвычайно велико. Они отличаются по сфере приложения, составу предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов.

В научной литературе проекты классифицированы по различным основаниям.

 

Общепринята система классификации, в которой выделяют:

– Тип проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект) – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;

– Класс проекта (по составу и структуре проекта и его предметной области) – монопроект, мультипроект, мегапроект;

– Масштаб проекта (по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир) – мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты; а также межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного учреждения;

– Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта) – краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет);

– Сложность проекта (по степени сложности) – простые, сложные, очень сложные;

– Вид проекта (по характеру предметной области проекта) – инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный.

 

Социальные проекты можно классифицировать, используя модель В.А. Лукова, дополненную в результате обобщения регионального опыта социального проектирования.

В данной классификации социальные проекты многообразны по особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности, характеру проектируемых изменений, направлениям деятельности. Эти особенности важно осознать до начала работы по проекту, что позволит с максимальной эффективностью воспользоваться достоинствами каждого из проектных типов и заранее предусмотреть возможные трудности.

Типы социальных проектов по характеру проектируемых изменений

По своей природе социальные проекты имеют дело с подготовкой и осуществлением социальных изменений. В зависимости от того, какой путь избирается для осуществления таких изменений, социальные проекты разделяют на инновационные и поддерживающие.

       
 
Инновационные проекты. При выделении типа инновационных проектов исходят из их специфического назначения: задача инновационных проектов – внедрение принципиально новых разработок, чем определяется их тесная связь с научно-техническими проектами. В социальной сфере инновационные проекты будут и в дальнейшем вторым лицом инновационных коммерческих проектов, что хорошо видно на примере создания Интернета.  
 
Поддерживающие проекты. Эти проекты решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Поддерживающие проекты называются также реанимационными или реставрационными. Практика осуществления поддерживающих проектов в масштабах населенных пунктов относительно молода, и немаловажно, что она сложилась в острой борьбе населения и местных властей как раз вокруг задач социально- проектного характера. В рамках экологии личности проекты подобного типа решают задачи поддержания традиционных систем воспитания и развития личности или поиска новых в изменившихся условиях социальной среды.  
 

 

 


Типы социальных проектов по направлениям деятельности:

Разделение социальных проектов по направлениям деятельности может дать множество типов, поскольку здесь с организационными вопросами смыкаются вопросы содержания проектов.

1) Образовательные проекты, задача которых – предоставление образовательных услуг. Приобретение знаний, умений, навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности. Кроме того они могут быть направлены на совершенствование самой системы образования (различные образовательные реформы).

2) Научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через предоставление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, вызывать подражания, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте).

3) Культурные проекты несут особую нагрузку в сфере социальной работы, они могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что на первый план выходят не эстетические стороны, а социальные функции проектов.

 

Проекты являются средством актуализации и преодоления важнейших социальных проблем с использованием различных художественно-творческих технологий (музыкальная, драматическая, изобразительная, танцевальная деятельность).

Социально-культурный проект является эффективной формой работы специалиста социальной службы с различными группами клиентов (дети и подростки, семья, пожилые люди, инвалиды), расширяет традиционный инструментарий социального работника за счет культурного, креативного компонента (музыка, танец, живопись, драма). Использование художественно-творческих технологий в социальной работе активизирует внутренние резервы клиентов, усиливает механизмы самореализации, самопомощи, обеспечивает развитие их интересов и склонностей, облегчает выражение их эмоционального состояния, позволяет преодолеть коммуникативные проблемы.

4) Воспитательные проекты, как правило, предлагают либо целостную систему воспитания, либо систему мероприятий по отдельным направлениям воспитания и развития личности человека.

5) Охранно-защитные проекты отличаются более тесной связью с проблемами социальной работы, оказанием различных видов помощи людям в трудных жизненных ситуациях, приведением в действие защитных механизмов государства и общества по отношению к отдельному человеку, а также активизацией внутренних защитных механизмов каждого человека при решении личностных проблем.

По количеству направлений проекты делятся на:

       
 
Комплексные -это проекты многообразной деятельности, сочетающие различные направления в специфических условиях конкретного учреждения.
 
Профильные -это проекты с одним ведущим направлением деятельности.  

 


Типы социальных проектов по особенностям финансирования

Классификация социальных проектов по особенностям финансирования основывается на выделении в качестве типообразующего основного способа финансового обеспечения. Исходя из этого, выделяются:

             
   
 
 
   
 
 
 

 

 


Социальные проекты по размеру:

Микропроекты – это форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования, делаться из подручных средств. Такой проект является микросоциальным действием. При определенных условиях микропроект может выйти за пределы узкого круга близких и знакомых автора. СМИ могут придать микропроекту широкую известность, активно способствовать расширению масштабов проекта. Малые проекты, они не предусматривают большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования. Специфика малых проектов состоит в том, что их составление и реализация допускает некоторые упрощения в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель – одно лицо, не обязательно создание команды проекта).   Мегапроекты, в качестве которых обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Их специфика состоит в необходимости масштабной координации исполнителей; анализе макропоказателей среды (страна, регион мира); выделении разработки концепции проекта в качестве самостоятельной фазы; необходимости мониторинга проекта.  

 

Типы социальных проектов по срокам их реализации

Для каждого социального проекта определяют временные рамки его реализации. Могут быть:

– краткосрочные проекты (требуют для своей реализации период до одного года);

– среднесрочные проекты (осуществляются, как правило, в течение 3-5 лет. Распространенной стала практика создания среднесрочных программ, состоящих из множества проектов;

– долгосрочные проекты (осуществляются на протяжении 5 лет и более). Такие проекты предусматривают существенные социальные преобразования.

Тема 4. Проект как инструмент фандрайзинга для решения проблем. Фонды. Особенности работы с фондами

Термин «фандрайзинг», образованный от английских fund (денежные средства, активы, финансирование) и raise (приумножение, сбор), можно перевести как «привлечение средств», «поиск активов». В широком смысле под фандрайзингом можно понимать процесс поиска и привлечения ресурсов под различные цели.

Цели фандрайзинга: сбор средств; приобретение новых партнеров и друзей; возможность открыто заявить о себе и информировать о своих целях; возможность рассказать о проблеме.

 
 
Заявка– это письменное обоснованное изложение проекта с целью убедить грантодателя вложить деньги в проект.

 

 


Заявители – частные лица или организации, подающие заявки на грант.

Донор (грантодатель, спонсор) – частные лица или организации, фонды, рассматривающие заявки на грант и предоставляющие гранты.

 
 
Грант – средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, учреждением, частным лицом) организации или частному лицу для выполнения конкретной работы.

 

 


Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам. Основные свойства субсидии:

· безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субсидии и субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель)

· целевой характер

· софинансирование (на условиях долевого финансирования)

Фонд (foundation) – российская, зарубежная или международная организация, которая аккумулирует денежные средства (частные, государственные или корпоративные) и распределяет эти средства по определенной процедуре среди частных лиц или организаций с целью достижения позитивных социальных изменений.

Типы грантодающих организаций:

I. Государственные доноры (Агентство по международному развитию США (USAID), МЭР, Президентские гранты и пр.)

II. Частные независимые фонды (фонд Потанина, фонд Прохорова, фонд Мотта, фонд «Династия», фонд «Наше будущее»)

III. Корпоративные фонды (БФ «РЕНОВА», Корпоративный Фонд Л’Ореаль, Фонд «Абсолют-помощь», и пр.)

IV. Организации-посредники (Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив, CAF России, Центр «Гарант», Центр РНО)

Ограничения фондов:

- миссия фонда (например, содействие развитию гражданского общества, сохранение окружающей среды и пр.);

- целевая группа (наркоманы, молодежь, женщины, бездомные);

- географический регион (Россия, страны СНГ, Восточная Европа);

- тип получателя (некоммерческие организации, частные лица, гос. учреждения);

- статьи поддержки (приобретение оборудования, проведение конференций, вложения в развитие организации, исследования, заработные платы);

- продолжительность и срок реализации проекта (обычно год, может быть полгода, 2 года; часто оговаривается самый поздний срок завершения проекта);

- сумма гранта и долевое участие организации (общая запрашиваемая в фонде сумма и доля собственного финансового или материально-технического вклада заявителя).

Навыки, необходимые для общения с фондом:

· Сбор и анализ информации

· Умение писать проекты

· Выполнение требований фонда

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: