Разработка экономических мероприятий по созданию туристического кластера




ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

Разработка организационных мероприятий по созданию

Туристического кластера

 

Концепция развития туризма в Республике Башкортостан определяет основные направления развития туристской отрасли на период до 2015 г. Концепция направлена на создание социально-экономических и организационно-правовых условий для планомерного формирования современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристско- рекреационного комплекса на новом этапе развития туристической индустрии района в условиях экономики и необходимости диверсификации экономики Республики.

Необходимость разработки концепции обусловлена изменениями, произошедшими и происходящими на внешнем и внутреннем рынках туризма, увеличением роли туризма в экономике и социальной сфере района, развитием межрегионального и международного сотрудничества, потребностью внедрения современных технологий организации туристского процесса, а также увеличением воздействия туризма на экологический комплекс.
Развитие туристско-рекреационного комплекса сопровождается рядом как позитивных, так и негативных результатов, что требует создания более совершенного механизма управления развитием, адекватного количеству и объему задач, стоящих перед новой отраслью экономики района. Вместе с тем, механизм управления должен обеспечивать эффективное управление развитием туризма как межотраслевым комплексом, объединяющим, генерирующим и поддерживающим развитие нескольких отраслей экономики района.

Кластер - сеть независимых географически локализованных производственных и/или сервисных компаний (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Туристический кластер - сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

Этапы создания туристического кластера на территории РБ

1) объединить в рабочие группы предприятия, каждая из которых изучает ту или иную проблему, привлекает экспертов, готовит предложения и выносит их на общее обсуждение;

2) выработать общую стратегию развития туризма: согласовать цели, направления развития, дать возможность каждой компании и организации понять, с какими рисками и как ей придется иметь дело и, главное, какие возможности;

3) разработать общий бренд территорий, организовать совместное продвижение;

4) наладить тесные связи между бизнесомами и государством для подготовки нужных бизнесу кадров при содействии бюджета

5) создать платформу для постоянного обмена информацией о том, что происходит, что планируется, о лучшем опыте со всего мира, о потребностях туристов, о трендах индустрии и т.д., приглашать специалистов для проведения мастер-классов, участвовать в образовательных поездках и т.д.;

6) создание специальных туристических маршрутов;

7) проведение комплексного маркетингового анализа конкурентных преимуществ туристического продукта Республики на мировом рынке туриндустрии;

8) анализ инвестиционной привлекательности, прогнозирование перспектив развития туристического сектора и его влияния на социально-экономические показатели региона.

Работы по реализации проекта

1) улучшения взаимодействия между участниками туристической отрасли;

2) повышение эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер;

3) развитие существующих и создание новых направлений туризма

4) внедрения инновационных технологий.

Несмотря на то, что формирование региональных туристско- рекреационных кластеров является принципиально новым подходом к управлению развитием в России, в некоторых российских регионах (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Самарская область, Бурятия) уже приняты подобные кластерные стратегии. Тема выделения и формирования отраслевых и региональных кластеров и кластерной политики с некоторых пор нашла отражение и в правительственных документах. Так, например, в «Концепции долгосрочного развития социально-экономического развития РФ до 2020г.» кластерная политика признана «новым институтом развития, способствующим снятию барьеров в развитии экономических связей». В то же время в мире кластерный подход широко и успешно апробирован как инструмент повышения конкурентоспособности отраслей и территорий. Однако в современной экономической науке исследованы преимущественно промышленно-производственные и научно- технологические кластеры. Что касается туристско-рекреационных кластеров, то в силу отмеченных выше стремительных изменений в туристической отрасли мировой экономики, теория данного вопроса является неструктурированной и нуждается в дальнейшей разработке.

 

Разработка экономических мероприятий по созданию туристического кластера

Мировой опыт свидетельствует, что с помощью туризма можно преодолеть неравномерность развития отдельных территорий региона, оживить региональную экономику за счет привлечения инвестиций, дополнительных поступлений доходов в местный бюджет; улучшить инфраструктуру; обеспечить занятость населения и предотвратить внешнюю миграцию трудоспособного населения; поддержать предпринимательство и местную промышленность, обеспечив спрос на товары местных товаропроизводителей; улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ. Грядущий передел всего мирового экономического пространства несет в себе возможности для занятия российскими туристическими компаниями и целыми регионами (с их уникальным туристическим и рекреационным потенциалом) новых конкурентных позиций.

Целесообразно включить в структуру туристического кластера организации различной направленности. Во-первых, несомненно кадровое обеспечение является важным аспектом создания кластера. В нашем регионе данную роль может взять Уфимская государственная академия экономики и сервиса, который осуществляет подготовку специалистов в области туризма. Во-вторых в области транспортной инфраструктуры, это «Башавтотранс», который долгие годы занимает лидирующие позиции в этой отрасли.

В- третьих нельзя не включить муниципальные органы власти Республики.

В- четвертых санатории Башкортостана, но к сожалению не всех из них рентабельны и эффективны на сегодняшний день, в кластер попадут только прибыльные санатории Республики.

В- пятых компания «Айрофлот»это организация международного уровня, которая предоставит возможности развития, на больше чем Республиканском уровне.

В шестых сотрудничество со всеми курортными зонами, которыми богата наша Башкирия.

В достижении целей разработка экономических мероприятий нами предлагается:

- Разработка взаимосвязанных между собой программ развития туризма в регионе и разделов муниципальных целевых программ, связанных с туризмом, в которых предусматривается распределение задач по поддержке туризма, развитию производства товаров и услуг для целей туризма.

- Планирование развития территорий туризма, в том числе планирование развитие туристических центров, зон туризма.

- конкурентоспособность кластера с учетом удельных затрат и качества продукции не уступает конкурентоспособности соответствующих секторов экономики других стран и регионов;

- происходит устойчивое кооперирование отраслей, входящих в кластер, формирование на этой основе агломерационных процессов и сетевых форм организаций;

- развитие информационных и маркетинговых связей между предприятиями кластера осуществляется на основе современных технологий, в рамках межрегиональной экономической интеграции формируются недостающие звенья цепочки создания стоимости, общие стандарты производства, поставок и управления, активно развиваются туристические бренды.

Опыт показывает, что кластерный подход предполагает развитие различных форм частно-государственного партнерства, реализацию программно-целевых методов управления, что требует мобильности и экономической эффективности системы регионального управления. Пока такие подходы не нашли широкого распространения в системе государственного управления России, а потому государственный менеджмент не в состоянии ни создать условия для привлечения существенных частных инвестиций в туристстско-рекреационные объекты, ни обеспечить эффективное функционирование местных туристических компаний, ни повысить конкурентоспособность локальных экономик, принимающих туристов. Именно в силу отсутствия в регионах России зрелых конкурентных туристско-рекреационных кластеров наша страна, имеющая высокий туристско-рекреационный потенциал, на сегодняшний день занимает на мировом рынке далеко не лидирующее место.

Создание полноценных туристско-рекреационных кластеров планируется в ряде регионов России, в том числе и в Республике Башкортостан. Оценивая возможности создания такого кластера, отметим, что на территории республики российскими экспертами выделяются восемь перспективных инвестиционных площадок для планомерного освоения и развития:Нугуш, Бурзянский, Красноусольский, Павловский, Уфимский, Речной, Абзелил-Белорецк, Абзаково. Однако наличие уникальных рекреационно-туристических ресурсов и их частичное освоение представляют собой необходимые, но недостаточные предпосылки для формирования туристско-рекреационного кластера.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: