Организация туристических походов по изучению родного края.




Экскурсионный маршрут №3. «Семиозерский лес».

«Семиозёрский лес» составляет экскурсионный маршрут 3. Это уголок первозданной природы, чудом сохранившейся в пригороде Казани — в Высокогорском районе.

Это ботанический памятник природы, представляющий собой кру­тосклонный участок широколиственных лесов, под сенью которых можно полюбоваться изяществом северных орхидей, пыльцеголовником красным, венериным башмачком, пальчатокоренником мясо-красным, красотой других представителей флоры, занесённых в Красные книги РФ и РТ, а также насладиться голосами многочисленных певчих птиц.

Одно из главных притягательных мест «Семиозёрского леса» — очень почитаемый населением Семиозёрский святой источник. Не­сколько лет назад в этих местах возобновил деятельность старинный Богородицкий мужской монастырь, основанный в 1613г.

По преданию, в необитаемом лесу на берегу речки Солоницы од­нажды обосновался монах-отшельник по имени Евфимий. Как зеницу ока хранил он унаследованную от своих родителей икону Смоленской Божьей Матери. Долгое время Евфимий жил и молился в одиночестве, но вскоре потянулись к нему другие монахи, и в 1627 г. была основана Семиозёрская Богородицкая пустынь. От неё получила название и сло­бода, возникшая при монастыре. Сам Евфимий затем покинул эти места, пожертвовав братьям свою драгоценную икону. Сохранилось предание о том, что после крёстного хода с этой иконой резко пошла на спад эпидемия чумы, свирепствовавшая в крае в 1654 г.

Семиозёрская Богородицкая пустынь просуществовала вплоть до Октябрьской революции. В 1918 г. монастырь разорили. Но безмерно почитаемая икона уцелела и в настоящее время хранится в Петропав­ловском соборе г. Казани, а несколько лет назад был возрождён и сам монастырь.

«Семиозёрский лес» получил свой статус памятника природы в 1996 году. Расположенный на его территории Святой источник — место паломничества христиан. Вода в нём и очень чистая, вкусная и, как утверждают, способная исцелять от болезней.

В середине 90-х гг. прошлого века некий делец решил «приватизи­ровать» родник, построить что-то вроде предприятия по розливу святой воды с целью её продажи. Но вмешалась общественность, религиозные деятели, пресса, и родник отстояли. Он по-прежнему ничей, народный.

В народе бытует мнение, что название монастыря, близлежащего селения и леса восходит к семи озёрам, некогда тут существовавшим. До сих пор в этих местах сохранилось несколько поразительных по красоте озёр карстового происхождения. Некоторые из них имеют статус водных памятников природы, как, например, Карасиное и Мочальное. Они расположены недалеко друг от друга. Самое большое, Карасиное, разлилось на площади 12 га.

Недалеко, на левом берегу речки Киндерки, расположен ещё один ин­тересный памятник природы, ботанический. Это «Эстачинский склон», представляющий собой 5 га остепнённых лугов, которые образовались после вырубки широколиственных лесов и регулярного сенокошения. Главная особенность «Эстачинского склона» — изобилие красивейшего растения адониса весеннего (его ещё называют цветком солнца), зане­сённого в Красную книгу Республики Татарстан.

 


Организация туристических походов по изучению родного края.

В походе проявляется весь комплекс нравственных, моральных, волевых, физических качеств школьников. Они закаляются во время преодоления трудностей, неожиданных препятствий, когда надо молниеносно самому принять решение, заставляет ребят поверить в собственные силы, формирует такие качества, как коллективизм, взаимопомощь, товарищество.Организация похода, так же как и экскурсии, делится на три этапа: подготовка, проведение, использование собранных материалов на уроках или в качестве экспонатов школьного музея. Но поход — дело более сложное, чем экскурсия, он требует тщательной подготовки, разработки подробного плана. В плане похода намечается тема, цель, разрабатыва­ется маршрут, определяется состав группы. Распределяются конкретные обя­занности, намечается распорядок походной жизни и многое другое.Разрабатывая маршрут похода педагогу необходимо запастись эстетической информацией, то есть тщательно изучить те памятники истории и культуры, которые встретятся на пути юных туристов, и, естественно, учесть возможность ознакомления с ними. Тогда в походе эстетически ценные явления и различные объекты школьники будут воспринимать лучше, глубже.При подготовке к походу, независимо от его целей, характера и маршрута, учитель рекомендует школьникам прочитать произведения М. Пришвина, К. Паустовского, И. Соколова-Микитова и других писателей (с учётом возрастных особенностей), знакомит их с репродукциями по­лотен Л. Фаттахова, X. Якупова, И. Шишкина и других художников, ото­бразивших в своих произведениях красоту родной природы. Предвари­тельная подготовка (в эстетическом отношении) поможет придать ин­тересный настрой походу, повысит его эстетически-воспитательное воздействие на школьников. Туристическое снаряжение тоже должно быть эстетичным. Опрятная форма дисциплинирует школьников.

Место для привалов и ночёвок нужно выбирать, учитывая не только удобство — наличие дров, воды, но и красоту ландшафта.

Педагог вместе с ребятами намечает, где и как будет разбит пала­точный городок. Недалеко от него выкапывают специальную яму для мусора. Установка палаток, место вокруг костра — всё должно быть подчинено задачам эстетического и эколо­гического воспитания.Жизнь в палатках, костёр, звёздные ночи, встреча рассвета — всё это обостряет эмоциональное восприятие. У участников похода вырабатываются качества коллективизма, любознательности, трудолюбия, формируется экологическая культура.

Краеведение — это всегда труд, поиск, исследование, творческий процесс. В походе метод активного творческого действия решительно преобладает над методом наблюдения. Во время похода школьники могут вести дневник, выпускать стенгазету или бюллетень. Нередко именно в походе проявляются разносторонние способности учащихся: кто-то поёт и играет на гитаре или неплохо рисует, кто-то со­чиняет стихи. Так появляется основа для художественной самодеятельности. Выявление творческих наклонностей может способствовать созданию школьной агитбригады. Участники таких походов — ученики Малоцильнинской средней школы Дрожжановского района Республики Татарстан — организовали свою агитбригаду, которая во время походов выступала с концертами в клубах, на фермах, на зерновых токах. Походы укрепляют здоровье, способствуя физическому совершен­ствованию школьников. Они развивают силу, выносливость, ловкость, являются источником бодрости, радости, хорошего настроения. Туристические походы могут быть различной тематической направ­ленности, но всегда их маршруты проходят через поля, луга, леса, мимо рек и озёр. В походах педагог обращает внимание ребят на окружающую их красоту.Педагоги должны настойчиво разъяснять школьникам необхо­димость разумных действий, постоянно подчёркивать, что богатства приро­ды — общее достояние, поэтому долг каждого человека — облагора­живать природу, а не оставлять после себя загрязнённые поляны, изуродованные деревья и кустарники

Каждый уголок нашего края обладает своеобразной красотой, ин­тересной историей, и романтику школьник может найти в своём селе, в районе, в городе, где родился, живёт и учится. Таким образом, эстетические чувства тесно связаны с нравствен­ными понятиями. У школьников формируется чувство патриотизма и экологическая культура.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: