Экскурсионный маршрут №3. «Семиозерский лес».
«Семиозёрский лес» составляет экскурсионный маршрут № 3. Это уголок первозданной природы, чудом сохранившейся в пригороде Казани — в Высокогорском районе.
Это ботанический памятник природы, представляющий собой крутосклонный участок широколиственных лесов, под сенью которых можно полюбоваться изяществом северных орхидей, пыльцеголовником красным, венериным башмачком, пальчатокоренником мясо-красным, красотой других представителей флоры, занесённых в Красные книги РФ и РТ, а также насладиться голосами многочисленных певчих птиц.
Одно из главных притягательных мест «Семиозёрского леса» — очень почитаемый населением Семиозёрский святой источник. Несколько лет назад в этих местах возобновил деятельность старинный Богородицкий мужской монастырь, основанный в 1613г.
По преданию, в необитаемом лесу на берегу речки Солоницы однажды обосновался монах-отшельник по имени Евфимий. Как зеницу ока хранил он унаследованную от своих родителей икону Смоленской Божьей Матери. Долгое время Евфимий жил и молился в одиночестве, но вскоре потянулись к нему другие монахи, и в 1627 г. была основана Семиозёрская Богородицкая пустынь. От неё получила название и слобода, возникшая при монастыре. Сам Евфимий затем покинул эти места, пожертвовав братьям свою драгоценную икону. Сохранилось предание о том, что после крёстного хода с этой иконой резко пошла на спад эпидемия чумы, свирепствовавшая в крае в 1654 г.
Семиозёрская Богородицкая пустынь просуществовала вплоть до Октябрьской революции. В 1918 г. монастырь разорили. Но безмерно почитаемая икона уцелела и в настоящее время хранится в Петропавловском соборе г. Казани, а несколько лет назад был возрождён и сам монастырь.
«Семиозёрский лес» получил свой статус памятника природы в 1996 году. Расположенный на его территории Святой источник — место паломничества христиан. Вода в нём и очень чистая, вкусная и, как утверждают, способная исцелять от болезней.
В середине 90-х гг. прошлого века некий делец решил «приватизировать» родник, построить что-то вроде предприятия по розливу святой воды с целью её продажи. Но вмешалась общественность, религиозные деятели, пресса, и родник отстояли. Он по-прежнему ничей, народный.
В народе бытует мнение, что название монастыря, близлежащего селения и леса восходит к семи озёрам, некогда тут существовавшим. До сих пор в этих местах сохранилось несколько поразительных по красоте озёр карстового происхождения. Некоторые из них имеют статус водных памятников природы, как, например, Карасиное и Мочальное. Они расположены недалеко друг от друга. Самое большое, Карасиное, разлилось на площади 12 га.
Недалеко, на левом берегу речки Киндерки, расположен ещё один интересный памятник природы, ботанический. Это «Эстачинский склон», представляющий собой 5 га остепнённых лугов, которые образовались после вырубки широколиственных лесов и регулярного сенокошения. Главная особенность «Эстачинского склона» — изобилие красивейшего растения адониса весеннего (его ещё называют цветком солнца), занесённого в Красную книгу Республики Татарстан.
Организация туристических походов по изучению родного края.
В походе проявляется весь комплекс нравственных, моральных, волевых, физических качеств школьников. Они закаляются во время преодоления трудностей, неожиданных препятствий, когда надо молниеносно самому принять решение, заставляет ребят поверить в собственные силы, формирует такие качества, как коллективизм, взаимопомощь, товарищество.Организация похода, так же как и экскурсии, делится на три этапа: подготовка, проведение, использование собранных материалов на уроках или в качестве экспонатов школьного музея. Но поход — дело более сложное, чем экскурсия, он требует тщательной подготовки, разработки подробного плана. В плане похода намечается тема, цель, разрабатывается маршрут, определяется состав группы. Распределяются конкретные обязанности, намечается распорядок походной жизни и многое другое.Разрабатывая маршрут похода педагогу необходимо запастись эстетической информацией, то есть тщательно изучить те памятники истории и культуры, которые встретятся на пути юных туристов, и, естественно, учесть возможность ознакомления с ними. Тогда в походе эстетически ценные явления и различные объекты школьники будут воспринимать лучше, глубже.При подготовке к походу, независимо от его целей, характера и маршрута, учитель рекомендует школьникам прочитать произведения М. Пришвина, К. Паустовского, И. Соколова-Микитова и других писателей (с учётом возрастных особенностей), знакомит их с репродукциями полотен Л. Фаттахова, X. Якупова, И. Шишкина и других художников, отобразивших в своих произведениях красоту родной природы. Предварительная подготовка (в эстетическом отношении) поможет придать интересный настрой походу, повысит его эстетически-воспитательное воздействие на школьников. Туристическое снаряжение тоже должно быть эстетичным. Опрятная форма дисциплинирует школьников.
Место для привалов и ночёвок нужно выбирать, учитывая не только удобство — наличие дров, воды, но и красоту ландшафта.
Педагог вместе с ребятами намечает, где и как будет разбит палаточный городок. Недалеко от него выкапывают специальную яму для мусора. Установка палаток, место вокруг костра — всё должно быть подчинено задачам эстетического и экологического воспитания.Жизнь в палатках, костёр, звёздные ночи, встреча рассвета — всё это обостряет эмоциональное восприятие. У участников похода вырабатываются качества коллективизма, любознательности, трудолюбия, формируется экологическая культура.
Краеведение — это всегда труд, поиск, исследование, творческий процесс. В походе метод активного творческого действия решительно преобладает над методом наблюдения. Во время похода школьники могут вести дневник, выпускать стенгазету или бюллетень. Нередко именно в походе проявляются разносторонние способности учащихся: кто-то поёт и играет на гитаре или неплохо рисует, кто-то сочиняет стихи. Так появляется основа для художественной самодеятельности. Выявление творческих наклонностей может способствовать созданию школьной агитбригады. Участники таких походов — ученики Малоцильнинской средней школы Дрожжановского района Республики Татарстан — организовали свою агитбригаду, которая во время походов выступала с концертами в клубах, на фермах, на зерновых токах. Походы укрепляют здоровье, способствуя физическому совершенствованию школьников. Они развивают силу, выносливость, ловкость, являются источником бодрости, радости, хорошего настроения. Туристические походы могут быть различной тематической направленности, но всегда их маршруты проходят через поля, луга, леса, мимо рек и озёр. В походах педагог обращает внимание ребят на окружающую их красоту.Педагоги должны настойчиво разъяснять школьникам необходимость разумных действий, постоянно подчёркивать, что богатства природы — общее достояние, поэтому долг каждого человека — облагораживать природу, а не оставлять после себя загрязнённые поляны, изуродованные деревья и кустарники
Каждый уголок нашего края обладает своеобразной красотой, интересной историей, и романтику школьник может найти в своём селе, в районе, в городе, где родился, живёт и учится. Таким образом, эстетические чувства тесно связаны с нравственными понятиями. У школьников формируется чувство патриотизма и экологическая культура.