Финансовая макросреда предпринимательства




Макросреда представляет собою более широкое окружение предпринимательства, которое способно повлиять на конъюнктуру рынка в целом. Данное окружение называют также средой косвенного воздействия, так как её факторы сказываются на деятельности экономического субъекта не непосредственно. В целом можно выделить девять основных элементов (факторов) макросреды, каждый из которых включает ряд более конкретных подфакторов.

1. Экономическая среда (фактор): тип (рыночный или плановый) экономической системы; покупательная способность населения, уровень и характер доходов, сбережений и потребления населения; уровень предпринимательской активности населения; доступность кредита, экономические спады, уровень безработицы и инфляции; государственное регулирование экономики, развитость функционирования фондового и инвестиционного рынка; рыночная и инвестиционная конъюнктура, состояние и эффективность функционирования банковской системы и финансово-инвестиционной инфраструктуры в целом и др.

2. Демографическая среда (фактор): численность населения страны, уровень рождаемости, смертности, естественного прироста населения; миграционные процессы в стране (эмиграция и иммиграция), учёт международной обстановки; структура населения по возрасту, полу, образованию, здоровью; фактическая и ожидаемая средняя продолжительность жизни; доля трудоспособного населения; количество браков и разводов и др.

3. Социальная среда (фактор) - комбинированный фактор, который появляется на стыке демографической и экономической макросреды: социальная напряжённость в обществе (забастовки, протесты, выполнение или невыполнение социальных программ, возмущения и недовольства населения); социальная стратификация общества (прежде всего по уровню дохода, затем по образованию, семейному положению, политическим взглядам, возрасту, полу, национальностям, расам, культурам и т. п.); уровень развития социальной инфраструктуры (пассажирский транспорт, система связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство и т. п.); состояние здравоохранения, образования, транспорта и связи, жилищного хозяйства страны или региона; проведение социальных реформ в стране (пенсионной, в сфере льгот граждан, образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т. п.); социальная поддержка и защита в регионе детей-сирот и детей со специальными потребностями, профилактика детской безнадзорности, социального сиротства, обслуживание пожилых и инвалидов и др.

4. Правовая среда (фактор): тип действующей в стране системы права (система обычного, гражданского и теократического права); международное право (въезд лиц, передвижение товаров, судоходство и перевозка грузов, передвижение капитала, приобретение собственности, защита личности и собственности, перевод средств и т. п.); договорное право (защита патентов, торговых знаков, авторских прав), форма бухгалтерского учёта, общеправовая сфера (экология, гигиена, безопасность), создание нового дела и т. п.; стандартизация и сертификация определённых видов деятельности и продукции; противоречивость, неполнота, незавершённость и неадекватность правовой базы; зависимостью судопроизводства и арбитража; лоббированием определённых законопроектов и др.

5. Политическая среда (фактор): существующая в стране и регионе политическая стабильность; выборы на различных уровнях власти и изменение в политической ситуации; настроение администрации, законодательных и судебных органов, общественных групп в отношение к предпринимательству, в том числе иностранному; увеличение числа законодательных актов и требований со стороны государства к определённым видам деятельности; политическое давление (лоббирование), внешнеполитическое давление на государство; сепаратизм, свобода слова и перемещения; возможность прихода к власти сил, отказывающихся от рыночных принципов.

Природно-географическая и экологическая среда (фактор): географическое и экономическое расположение предприятия, близость к рынкам поставщиков и покупателей; климатические условия в стране, природные катаклизмы; состояние и размещение сырьевого потенциала, доступность сырьевой базы, протяжённость транспортных артерий; плотность населения и миграционные процессы; ограниченность, размещение, количество, качество, неравномерность расположения и пригодность к использованию природных ресурсов; близость к географическим барьерам, влияющим на коммуникационные процессы; загрязнённость окружающей среды химическими, радиоактивными и бактериологическими веществами; состояние почв, атмосферы, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира региона; произошедшие техногенные катастрофы; экологическая политика и программы государства; наличие экологически опасных предприятий на территории страны и движений «зелёных» и др.

7. Научно-техническая среда (фактор технологии): ускорение научно-технического прогресса, использование новых технологий, рост ассигнований на НИОКР; надёжность оборудования, предсказуемость (сбоев при использовании) производственных процессов и технологий; внедрение существенных или незначительных усовершенствований в готовую продукцию или технологический процесс; сложность используемой технологии, её безопасность (избежание аварий и техногенных катастроф), уровень автоматизации и механизации труда; ужесточение государственного контроля за качеством и безопасностью продукции; инновационная политика государства и отдельных предпринимателей.

8. Культурная и человеческая среда – комплексный фактор, который наиболее чётко проявляется на международном уровне. Основные культурные ценности (факторы культурной среды) общества находят выражение: в отношении людей к самим себе (различная степень сосредоточенности на удовлетворении личных желаний в противовес заботам об интересах других); во взаимоотношениях с другими людьми (люди по степени общительности различаются от затворников до ярых коллективистов); в отношении к общественным институтам (отношения различаются у людей к фирмам, государственным органам, учебным заведениям и т.п.); в отношении к обществу (наблюдаются патриотические, реформаторские и недовольные настроения, которые сказываются на потребительском поведении); в отношении людей к природе (проявляются подвластные, гармоничные и господствующие отношения); в отношении людей к мирозданию (люди различаются по религиозным взглядам и убеждениям).

Основные человеческие переменные (факторы человеческой среды), которые необходимо учитывать при ведении бизнеса: физические особенности людей (внешность, параметры); специфические характеристики поведения (определяются культурными нормами, принадлежностью к общественным группам); значимость работы (различие в мотивации работать помогает объяснить стили управления, потребность в продукции); значение профессии (иерархия профессий по вознаграждению и статусу, по свободе деятельности, независимости и выбору); уверенность человека в себе (разный тип взаимоотношения между начальником и подчинённым, доверие к людям); взаимоотношения индивида и группы (где - то важны личные достижения, где-то – коллективные); коммуникации (формальный язык, невербальный язык, обработка и оценка информации); этика и этикет (различны по странам и регионам) и др.

9. Криминальная среда (фактор): криминогенная ситуация, количество преступлений, в том числе особо тяжких; наличие организованной преступности, рэкета, в том числе государственного; коррумпированность чиновников, наличие серой и теневой экономики, «чёрного нала»; возможность заказного убийства менеджеров и предпринимателей, отмывание капитала, приобретённого незаконным путём; хищение имущества, обман со стороны финансово-инвестиционных и хозяйственных партнёров; недобросовестная конкуренция, подделка продукции предпринимателей, несоблюдение авторских и прочих прав.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: