ТАНЕЦ С ХЛОПКАМИ (Португалия)




А. И. БУРЕНИНА

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ТАНЦЫ-ИГРЫДЛЯ ДЕТЕЙ

 

 

 

Учебное пособие

«Музыкальная палитра»

Санкт-Петербург


 

 

ББК 74.1

Б 21

 

Печатается по решению кафедры психологии и педагогики детства и редакционно - издательского совета ЛОИРО

Рецензент: Т. Э. Тютюнникова, кандидат искусствоведения, музыкальный руководитель и учитель музыки Центра образования №1679 г.Москвы

 

 

Буренина А. И.

Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. — 36с.

 

Учебное пособие является сборником коммуникативных танцев-игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый материал может найти широкое применение в практике работы различ­ных образовательных учреждений: как массовых детских садов, школ, так и коррекционных учреждений.

Автор обращает внимание на реализацию важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр: социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств.

Первая часть пособия включает авторский материал, впервые подготовленный к печати. Во второй части даны игры-танцы народов мира, апробированные на семинарах по методике К. Орфа и опубликованные ранее в работе Н. Г. Куприной «Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей» (Екатеринбург, 2002) и в журналах «Музыкальная палитра» №3 и №4 за 2003 г.

К пособию прилагается аудиоприложение с оригинальными аранжировками музыки к Танцам-играм.

Адресовано музыкальным руководителям, воспитателям, инструкторам по физическому воспитанию ДОУ, а также учителям начальных классов, учителям музыки, педагогам дополнительного образования.

 

Автор и составитель А.И. Буренина

Художественный редактор Д.В. Захарова

Технический редактор Д.Н. Дойников

Корректор Е.В. Романова

 

Формат 60x90 1/8. Печать офсетная.

Усл.-печ. л. 4,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 302

Отпечатано с готовых диапозитивов в НИИ «Гириконд»

 

Буренина А. И., 2004

Издательство «Музыкальная палитра», 2004

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 4

Часть I

1.Поиграем веселей 6

2.Веселые дети 7

3.Озорные Козлики 8

4.Ай-да Сапожники! 10

5.«Ручеек» с платочком 11

6.Пляска «Приглашение» 12

7.Веселые пары 14

8.Танец с гусеницей 16

9.Танец-игра с игрушками 18

10. Игра с перестроениями 20

Часть II

1.«Светит месяц» (Россия) 22

2.«Брейк-миксер» (США) 23

3.«Бинго» (США) 24

4.«Ручеек» (Россия) 25

5. «Ножка» (Бразилия) 26

6.«Перекрестный танец» (Польша) 27

7.«Паш-паш» (Швейцария) 28

8.«Сапожники» (Швеция) 29

9.Танец с хлопками (Португалия) 30

10.Танец с прыжками (Швеция) 31

11.Полька (Австрия) 32

12. Вальс друзей (С. Коротаева) 33

Заключение 35


ОТ АВТОРА

В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.

Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций. Некоторые из приведенных здесь танцев использовались на семинарах по методу К. Орфа*.

Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?

Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

· развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

· развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

· развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей

· значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

_______________________________________________________

 

 

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.

Несмотря на то, что материал сборника адресован детям, мы полагаем, что его с успехом можно использовать для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях.

Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Кроме того, предлагаемый материал можно использовать и на праздниках, где собраны дети разных возрастов (дошкольники, учащиеся младших, средних и старших классов).

Еще одно важнейшее направление использования подобного материала — это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно вклю­чать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

Как известно, особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз, и т. д. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).

Данный сборник включает две части:

1-я часть — авторские танцы-игры на известные мелодии, на которых воспитывались многие поколения дошкольников. Удобные по темпо-ритму, с четкими фразами, эти мелодии удобны в качестве музыкального сопровождения для ритмических движений. Каждый танец имеет свой особый игровой образ, свою направленность и конкретные игровые задания.

2-я часть — материал, собранный Н. Г. Куприной (отредактированный А. И. Бурениной) и опубликованный ранее в журналах «Музыкальная палитра» (№3 и №4 за 2003).

Музыкальное сопровождение к танцам-играм специально аранжировано и дано на аудиоприложениях к данному сборнику (аудиокассете или компакт-диске).

Итак, предлагаемый материал является универсальным в педагогической работе, и мы надеемся, что он будет эффективно использоваться в повседневных занятиях и развлечениях с детьми.

ЧАСТЬ1

ПОИГРАЕМ ВЕСЕЛЕЙ!

Для детей 6-8 лет

Музыкальное сопровождение — р. н. м. «Тень-тень, потетенъ»

 

Задачи: развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы. Участвует вся группа. Ведущий — взрослый или ребенок.

Реквизиты: 10 карточек с изображением музыкальных инструментов, колокольчик.

Вступление

Дети строятся в 4 шеренги вдоль стен зала. Руки переплетают «корзиночкой».

Часть

1-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, идут к противоположной шеренге (6 шагов), в конце фразы делают 3 притопа, в этот момент кланяются — кивок головой. (Рис. 1).

2-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, идут спиной назад (возвращаются на свои места), в конце фразы также делают 3 притопа на месте.

3-8-я фразы — те же движения повторяют дети, стоящие в других шеренгах.

Проигрыш

Дети идут и перестраиваются в общий круг, берутся за руки. В этот момент в центр круга входит Ведущий. У Ведущего в руках 10 карточек с изображением народных музыкальных инструментов (балалайка, ложки, гармошка, дудочка, дрова, трещотка, бубенцы и др.). В этот же момент Ведущий передает одному из детей, стоящих в общем круге, колокольчик.

Рис.2

Часть

И. и. Дети стоят в общем кругу. В центре — Ведущий.

Ведущий показывает карточку с музыкальным инструментом, и остальные дети, стоящие в кругу, имитируют движениями игру на данном инструменте. Ведущий меняет карточку с каждой новой фразой (соответственно меняются и движения: 10 фраз — 10 инструментов).

В это время ребенок с колокольчиком бежит за кругом (Рис. 2) и с концом фразы останавливается позади другого ребенка, позвонив колокольчиком у него за спиной.

Затем дети меняются местами. Теперь другой ребенок бежит с колокольчиком за кругом и также с окончанием музыкальной фразы останавливается позади кого-либо из детей. Так происходит до окончания всей музыки. В самом конце, на замедление, ребенок с колокольчиком забегает в центр круга и звенит колокольчиком.

ВЕСЕЛЫЕ ДЕТИ

Для группы детей 5-7 лет Музыкальное сопровождение — литовская народная мелодия

Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, чувства ритма, ориентировки в пространстве, общительности.

Реквизит: бутафорская гармошка.

И. п. — дети стоят парами по кругу.

1 фигура Музыка А. Бег по кругу в парах.

Музыка В. Дети поворачиваются лицом друг к другу. Девочки держатся за юбочку, слегка разводя в стороны ее концы, у мальчиков руки за спиной.

1 фраза. На счет «раз-и-два» — 2 раза ударить носком правой ноги о пол, затем 3 притопа на месте.

2фраза — то же левой ногой, затем 3 притопа на месте.

3фраза — 3 хлопка справа от головы, затем то же слева.

4фраза — кружение в парах (руки «лодочкой»).

Повторение музыки — повторение хлопков справа и слева, а затем мальчики делают жест «до свидания», а девочки перебегают к другому партнеру (по линии танца).

2-4 фигуры

Повторение движений 1 фигуры, только на последние такты 4 фигуры дети становятся в общий круг, а в центр круга заходит Гармонист (в руках — бутафорская гармошка).

5 фигура

Музыка А. Дети бегут по кругу, взявшись за руки, а Гармонист «играет», стоя в центре круга.

Музыка В. Дети выполняют движения 1 фигуры, только лицом в центр круга. Вместо кружения подбегают к центру.

На повторение музыки повторяют хлопки и отбегают от центра, Гармонист становится в общий круг.

6 фигура

Музыка А. Дети бегут «змейкой» вперед на зрителя за Гармонистом.

Музыка В. Дети останавливаются шеренгами лицом к зрителям.

Повторяют движения соответственно музыке. После хлопков кружатся на месте по одному, в конце поворачиваются к зрителям и поднимают руки вверх.

 

 

ОЗОРНЫЕ КОЗЛИКИ

Для детей 5-8 лет Музыкальное сопровождение — мелодия песни А. Филиппенко «На мосточке»

Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций.

И. п.: дети стоят в двух колонках ближе к центральной стене зала.

Вступление

1 фраза — выбегают дети, стоящие в 1-й колонке, и становятся в шеренгу вдоль боковой стены зала. (Рис. 1).

рис 1.

2 фраза — выбегают дети, стоящие во 2-й шеренге. К окончанию вступления становятся в шеренгу лицом к детям, стоящим у противоположной стены.

К началу музыки А дети принимают позу Козлика — руки к голове, подняв вверх указательные пальцы.

1 фигура

Музыка А

1 фраза — 3 притопа с полуоборотом направо, затем 3 при-

топа с полуоборотом налево, далее подбегают ближе к центру. (Рис. 2). рис 2.

 

2 фраза — повторить движения 1 фразы.

Музыка В

Дети соединяют руки и толкаются, двигаясь парами вперед - назад (на 1-ю фразу 4 шага в одну стороны, на 2-ю фразу — 4 шага в другую. Соединенные руки двигаются также вперед-назад локтями. Головы слегка наклонить друг к другу).

2 фигура

Музыка А

1 фраза — 3 притопа с полуоборотом направо, затем 3 притопа с полуоборотом налево, далее на легком беге поменяться местами.

2 фраза — повторение движений 1 фразы (возвращаются на места). Музыка В — повторение движений 1 фигуры на музыку В. Проигрыш (музыка А)

Разбегаются парами на крут (одна пара поворачивает направо, другая налево). (Рис. 3).

 

 

рис.3

3 фигура

Музыка А

Повторение движений 2 фигуры, только стоя по кругу.

Музыка В

Повторение движений соответственно музыке, на 1-ю фразу расширяя круг, а на 2-ю — сужая.

4 фигура

Музыка А

Повторение притопов, затем поворачиваются каждый направо (противоходом) и перебегают к соседним партнерам* — 2 раза в соответствии с музыкой.

(Рис. 4).

Музыка В — повторение движений 3 фигуры.

Проигрыш (музыка А) — разбегаются врассыпную.

 

 

рис.4

5 фигура

Музыка А

1 фраза — 3 притопа с полуоборотом направо, затем налево, далее разбегаются врассыпную. (Рис. 5)

2 фраза — повторение притопов, далее подбегают к любому партнеру и становятся в пару.

Музыка В — повторение движений соответственно музыке, двигаясь вперед-назад, выбирая направление произвольно.

6-7 фигуры — повторение движений 5 фигуры.

 

рис.5

8 фигура (добавляется звучание колокольчика)

Музыка А

Дети выполняют движения в парах соответственно 2 фигуре. (Рис. 6)

Музыка В

Дети садятся на пол лицом друг к другу, боком к зрителям, руки сзади в упоре. До конца музыки дрыгают ногами. В самом конце ложатся на спину, руки в стороны, глаза закрывают.

рис.6

*Другой вариант — поменяться местами со своим партнером.

 

АЙ-ДА САПОЖНИКИ!

Для детей 6-8 лет

Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Веселый пастушок»

Задачи: развитие чувства ритма, внимания, ловкости и четкости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.

Реквизиты: стульчики по количеству участвующих девочек, которые стоят по кругу спинкой к центру.

Вступление

Дети выходят парами: мальчик (Сапожник) и девочка.

Мальчик подводит девочку к стульчику, девочка присаживается, положив правую ногу на левую, а мальчик опускается на одно колено* перед девочкой. Двумя руками как бы держит молоток.

1 фигура

Музыка А

Мальчик имитирует 3 удара молотком по правому каблучку, на счет «четыре» девочка перекладывает левую ногу на правую. На повторение музыки мальчик «ударяет молоточком» по левому каблучку (с другой стороны). На счет «четыре» девочки и мальчики встают.

Музыка В

И. п. — дети стоят парами лицом друг к другу и держась за руки («лодочкой»).

фраза — 2 раза ударяют каблуком правой ноги о пол, затем 3 притопа.

фраза — то же левой ногой.

фраза — кружатся шагом.

фраза — девочка снова садится на свой стульчик, жестом провожает мальчика, который в это время переходит к другой девочке (по линии танца).

2-6 фигуры — повторение движений 1 фигуры

7 фигура

Гуляют парами в свободных направлениях и уходят на места. Мальчики уносят стульчики на место, с поклоном прощаются с девочками.

*Можно просто наклониться.

 

«РУЧЕЕК» С ПЛАТОЧКОМ

Для детей 6-8 лет. Музыкальное сопровождение — р. н. м. «Гори, гори ясно»

Задачи: развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, ориентировки в пространстве. Воспитание коммуникативных навыков — умение выбрать партнера.

Реквизит: яркий платочек.

Вступление — дети становятся в пары по центру зала, соединенные руки поднимают вверх. У Ведущего (у которого нет пары) в руках платочек. Ведущий становится сзади всех. (Рис. 1).

рис.1

1 фигура

Ведущий начинает игру в «Ручеек» — проходит между парами и выбирает себе пару, передавая платочек тому, кто остался без пары. Эти движения повторяются до конца музыкальной части.

Отыгрыш — перестраиваются в круг (дети расходятся направо и налево — рис. 2).

Рис 2 рис3.

Затем идут по кругу.

2 фигура

1-2 фразы — дети идут по линии танца пружинящим шагом. (Рис. 3).

3-4 фразы — идут в другую сторону.

5 фраза — идут за ведущим, у которого в руках платочек, закручивая спираль. (Рис. 4).

Рис 4. Рис.5

6 фраза — поворачиваются в другую сторону и раскручивают спираль, становясь снова в круг.

Отыгрыш — ведущий передает вправо по кругу платочек (из правой руки в правую руку соседа, стоящего справа, мягко, с легким поклоном). Тот, кто передал платочек, спокойным шагом выходит из круга и идет на место. (Рис. 5). Так происходит передача платочка по кругу (на каждый счет), и дети постепенно расходятся на места. Тот, у кого после окончания музыки останется в руках платочек — победитель, который получает приз или становится Ведущим при повторении игры.

ПЛЯСКА «ПРИГЛАШЕНИЕ»

Для детей 5-8 лет «Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Два цыпленка»

Участвует вся группа детей.

Задачи: развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, навыков невербального общения, культуры поведения.

И. п.: дети стоят в двух шеренгах вдоль боковых стен зала, держась за руки (руки внизу).

 

Вступление

1-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, делают 2 шага навстречу к другой шеренге, затем 3 притопа. (Рис. 1).

2-я фраза — то же назад (спиной).

3-4-я фразы — эти же движения выполняют дети, стоящие во 2-й шеренге.

1 часть

1-я фраза. Ведущий ребенок из 1-й шеренги бежит к детям, стоящим во 2-й шеренге, и в конце фразы приглашает на танец кого-либо из детей (мальчик — девочку и наоборот).

2-я фраза — дети парой отбегают в центр зала.

Повторение 2-й фразы — дети кружатся либо выполняют любые плясовые движения (хлопки, пружинки и т. д.).

2 часть

1-я фраза. Дети из первой пары бегут вдоль обеих шеренг и приглашают других детей.

2-я фраза — повторение движений 1-й части, только уже танцуют две пары.

3-4 части

Движения повторяются, пока не будут приглашены на танец все дети (16 человек).

5 часть

1-2-я фразы — дети бегут по кругу парами и становятся в общий круг (те дети, которых не успели пригласить, тоже бегут за остальными и становятся в общий круг в пары). (Рис. 2).

рис.2

Повторение 2-й фразы — кружение в парах (любой вариант кружения — по выбору педагога или детей).

6 часть

1-2-я фразы — мальчики поворачиваются лицом в круг и, стоя на месте, имитируют игру на гармошках. Девочки на 1-ю фразу двигаются топающим шагом (руки «полочкой») в центр крута. На 2-ю фразу также возвращаются на места (топающим шагом, повернувшись лицом к мальчикам).

На повторение музыки — кружатся в парах.

7 часть

1-я фраза — мальчики двигаются в центр круга топающим шагом (руки на поясе).

2-я фраза — мальчики также возвращаются на места (повернувшись лицом к девочкам).

В это время девочки стоят, повернувшись лицом к центру, и на пружинки выполняют полуобороты вправо и влево (руки «полочкой»). На повторение музыки — кружение в парах.

Заключение — выполняются те же движения, как и на вступление, только в общем кругу по направлению к центру и назад — 2 раза. (Рис. 3).

Рис. 3

ВЕСЕЛЫЕ ПАРЫ

Для детей 5-8 лет Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Четыре таракана и сверчок»

Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыки, ориентировку в пространстве. В пляске участвует 16-24 ребенка.

 

На вступление дети становятся в общий круг (каждый возле своей пары).

1 фигура

Музыка А. Дети, держась за руки, бегут по кругу. (Рис. 1).

рис1.

Музыка В

1-я фраза — на сильную долю все делают хлопок в ладоши, на слабую долю разводят руки в стороны и хлопают в ладоши соседей (всего 4 раза).

2-я фраза — держась за руки, делают 4 приставных шага вправо.

3-я фраза — повторение движений 1-й фразы.

4-я фраза — 4 приставных шага влево.

5-я фраза — на пружинке качают соединенными руками вниз-вверх.

6-я фраза — опираясь на носки, переводят пятки вправо-влево, слегка приседая, двигая тазом вправо-влево. Руки, согнутые в локтях, двигаются противоходом (твистовое движение).

2 фигура

3 Музыка А. Дети бегут за ведущими по двум кругам. (Рис. 2). На проигрыш останавливаются и поворачиваются лицом к центру (подравняться в кругах).

4 Музыка В — повторение движений 1 фигуры.

 

рис2

 

3 фигура

Дети бегут за ведущими в четырех кругах (ориентируясь по углам зала). (Рис. 3).

рис3

На проигрыш останавливаются лицом к центру кругов (ногами слегка пружинят в такт музыке).

Музыка В — повторение движений 1 фигуры.

4 фигура

Дети бегут парами по кругу. (Рис. 4).

рис4

На проигрыш останавливаются лицом друг к другу (мальчик стоит спиной в круг, девочка — лицом).

Музыка В

1-я фраза — хлопки в ладоши друг к другу (любой вариант).

2-я фраза — меняются местами, двигаясь вправо приставным шагом (более простой вариант — кружение в парах шагом).

3—4-я фразы — повторение движений.

5-я фраза — попеременно тянут к себе соединенные руки (как «пила»).

6-я фраза — повторение движений 1 фигуры.

5 фигура

Музыка А — дети бегут врассыпную по одному, к концу музыки А находят любого партнера и становятся с ним в пару. (Рис. 5).

рис5

Музыка Б. Повторение движений 4 фигуры.

6 фигура

Дети бегут врассыпную по одному.

Заключение

1-й вариант — обнимаются.

2-й вариант- садятся на пол, дрыгают ножками, в конце — ложатся на пол, руки в стороны, расслабляющие движения руками и ногами, в конце -лежать и не двигаться (отдыхают)

ТАНЕЦ С ГУСЕНИЦЕЙ

Для детей 4-6 лет Музыкальное сопровождение — мелодия азербайджанской песни «Цыплята»

Участвует Взрослый (Курица) и группа дошкольников (Цыплята).

Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, способности к подражанию (зрительного внимания). Формирование навыков выразительного движения, освоение легкого бега, прыжков на двух ногах, умения перепрыгивать предметы и т. д.

Реквизит: корзинка, в которую помещается большая бутафорская гусеница — длиной примерно 4-5 метров (мягкая, гнущаяся, за которую удобно держаться).

Вступление

1 часть

Выходит Курица, несет корзинку, в которой лежит свернутая большая гусеница. В конце 2-й фразы Курица ставит корзинку на пол.

2 часть

На каждую фразу Курица жестом зовет Цыплят — те подбегают (всего 4 раза, соответственно четыре подгруппы детей, которые выбегают из 4-х углов зала). (Рис. 1).

рис1.

Три аккорда — Цыплята становятся в общий круг. (Рис. 2).

 

Рис. 2

1 фигура

Музыка А

Цыплята бегут по кругу на носочках, слегка вращая «хвостиками», руки («крылышки») внизу, отведены назад, кистями слегка потряхивать.

Мама Курица стоит в центре круга, идет противоходом и считает своих цыплят. Повторение музыки А — то же в другую сторону.

Музыка В

2-я фраза — Курица зовет Цыплят жестом, те подбегают к центру круга. Крутят хвостиком, поворачиваются.

2-я фраза — Курица показывает жест «назад» — Цыплята отбегают назад, повернувшись спиной к Курице, в конце фразы снова разворачиваются лицом к центру.

Музыка С

Курица стоит в центре круга и показывает движения Цыплятам (а те повторяют).

1-я фраза — на акцент в музыке прыжок на двух ногах, затем повернуться спиной к центру круга. (Можно детям подсказать: «повернуться», «отвернуться»).

2-я фраза — прыжок на двух ногах, повернуться лицом к центру.

3-4-я фразы — повторение движений 1-2 фраз.

5-я фраза — подбегают к Курице, заглядывают в корзинку.

6-8-я фразы — вынимают гусеницу и растягивают ее на круг.

Три аккорда — опускают гусеницу на пол и становятся внутри круга. (Рис. 3).

рис3

2 фигура

Музыка А

Бег по кругу- повторение движений 1 фигуры,

Повторение - бегут в другую сторону.

Музыка В

Повторение движений 1 фигуры, в конце останавливаются спиной к Курице перед гусеницей.

Музыка С

1-я фраза — перепрыгивают через гусеницу и поворачиваются лицом к Курице.

2-я фраза — то же, поворачиваются спиной к Курице.

Повторение музыки (3 и 4-я фразы) - повторение соответствующих движений.

5-я фраза — кружение на месте.

Музыка А — бег по линии танца.

Три аккорда — садятся на пол лицом к центру за гусеницей, руки сзади в упоре, ноги согнуты в коленях. Курица точно так же садится на пол в центре круга. (Рис. 4).

 

рис4

3 фигура

Музыка А

На счет «раз» — коснуться носком правой ноги гусеницы. На «два» — ногу в исходное положение. На «три-четыре» — то же левой ногой.

На «пять-восемь» — опираясь на руки, болтать в воздухе ногами, согнутыми в коленях. Эти движения повторять до конца музыки А. В конце этой части сеть на пятки и взяться за гусеницу.

Музыка В

На «раз-два» — встать на колени и поднять руками гусеницу вверх, на «три-четыре» — сесть на пятки, опустить гусеницу.

На повторение музыки — встать на ноги, опустить гусеницу на пол.

Музыка С — повторение движений предыдущей фигуры.

Повторение музыки А

Встать, поднять гусеницу и взяться за нее правой рукой.

Заключение

Цыплята, держась за гусеницу правой рукой, бегут за Курицей змейкой и убегают из зала (или на свои места). (Рис. 5).

рис5.

 

 

ТАНЕЦ-ИГРА С ИГРУШКАМИ

Для детей 4-5 лет Музыкальное сопровождение — белорусская полька «Янка»

Реквизит: 5-6 крупных игрушек — куклы, медведи и др., которые удобно держать в руках и можно было бы ритмично «топать ногами» игрушек о пол.

Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.

И. п. Все дети сидят на стульчиках. Ведущая перед началом игры обходит детей и раздает нескольким из них большие игрушки (куклы).

На вступление (три аккорда) дети с игрушками выходят в центр круга.

1 фигура

Музыка А

1-2-я фразы — дети бегут с игрушками в руках врассыпную или по небольшому кругу.

Повторение музыки А

3-я фраза — останавливаются и кружатся на месте вправо, высоко подняв игрушку.

4-я фраза — то же влево.

Музыка В

1-2-я фразы - дети поворачиваются лицом к зрителям (либо лицом к центру круга) и, наклонившись, стучат ножками игрушки о пол («Куклы топают»).

Повторение музыки В

3-я фраза — бегут и отдают игрушки другим детям.

4-я фраза - дети, отдавшие игрушки, садятся на стульчики, машут рукой (жест «до свидания»). Те, кто получил игрушку, выбегают в центр зала.

2 фигура

Музыка А

Те же движения повторяет другая группа детей.

3 фигура

Музыка А

Те же движение выполняет 3-я группа детей, только на последние фразы (3 и 4-я фразы музыки В) дети сажают игрушки на пол в центре зала, а остальные выбегают и становятся в общий круг.

4 фигура

И. п. — дети стоят в кругу, держась за руки. В центре на полу — игрушки. Музыка А

1-я фраза- дети делают 3 притопа, продвигаясь к центру.

2-я фраза — повторить движения 1-й фразы.

3-4-я фразы — продолжая ритмично выполнять притопы, отходят назад.

Повторить движения 1-4 фраз 2 раза.

Повторение музыки А

1-я фраза — 3 хлопка справа.

2-я фраза — 3 хлопка слева.

3-я фраза — 3 хлопка по коленкам.

4-я фраза — 3 хлопка в ладоши перед собой.

Повторить движения 1-4 фраз 2 раза.

Музыка В

1-2-я фраза — бег по кругу по линии танца.

3-4-я фразы — бег по кругу в другую сторону.

В конце танца после остановки музыки — кто скорее возьмет игрушку?

Победившие награждаются призами либо, в случае повторения пляски, становятся ведущими 1 фигуры.

 

ИГРА С ПЕРЕСТРОЕНИЯМИ

Для детей 6-8 лет Музыкальное сопровождение.— мелодия песни «Веселый путешественник»

Реквизит: флажок или специальный дирижерский жезл, которым дирижируют военным оркестром.

Задачи: формирование навыков перестроения в пространстве зала, навыков координации движений рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитание внимания, быстроты реакции, самостоятельности.

В игре принимает участие группа детей (16-24 чел.). Каждый знает свою пару. Ребенок, который остался без пары, становится ведущим (Дирижером). В руках у Ведущего флажок, которым он размахивает в такт музыке (импровизация движений).

1 фигура

Музыка А

Ведущий, стоя у центральной стены зала, марширует на месте и размахивает флажком в такт музыке. Остальные дети строятся в две шеренги вдоль боковых стен зала, каждый напротив своей пары. (Рис. 1).

рис1

 

Музыка В

1-я фраза — все делают энергичный шаг вперед и продолжают маршировать на месте.

2-3-я фразы — повторение движений на 1-й фразы (всего 3 шага вперед).

4-я фраза — отбегают назад.

Повторение музыки В

1-я фраза — все делают энергичный шаг вперед и продолжают маршировать на месте.

2-я фраза — то же.

3-4-я фразы — подходят друг к другу и становятся парами по центру зала (если зал узкий, дети успеют поменяться местами или покружиться).

2 фигура

Музыка А

Дети расходятся парами на круг (пара направо, пара налево). (Рис. 2).

Рис. 2

На последнюю фразу — кружение в парах (шагом) и к концу стать лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. Ведущий становится в центр круга и продолжает дирижировать.

Музыка Б

Повторение движений в соответствии с музыкой в парах по кругу. На последнюю фразу на повторение музыки В меняются местами (шагом). Ведущий, стоящий в центре круга, меняет ритм движений (импровизирует).

3 фигура

Музыка А

Дети идут парами по кругу. Ведущий идет внутри круга противоходом. (Рис. 3).

 

рис3

Музыка В

Повторение движений 2 фигуры.

4 фигура

Дети идут по кругу противоходом (стоящие во внутреннем кругу — против линии танца, а стоящие во внешнем кругу — по линии танца). Ведущий выходит за круг и идет вдоль круга против линии танца. (Рис. 4).

 

рис4

Музыка В

Повторение движений 2 фигуры. На последнюю фразу все перестраиваются в общий круг. Ведущий становится в круг.

Заключение

Ведущий на сильную долю передает флажок стоящему по кругу справа, после этого сам уходит из круга и садится на место. Далее каждый ребенок, у которого в руках оказывается флажок, выполняет то же самое. Тот, у кого с окончанием музыки оказывается в руках флажок, становится ведущим (либо выигрывает приз — игровое окончание, аналогичное танцу «Ручеек с платочком»). (Рис. 5).

рис5.

 

«СВЕТИТ МЕСЯЦ» (Россия)

Для детей 5-7 лет

Задачи:

- развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;

- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и влево;

- воспитание коммуникативных навыков.

 

И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».

1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.

3-4 такты — то же влево.

5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.

8 такт — дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнеру по линии танца.

Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).

«БРЕЙК-ММКСЕР» (США)

Для детей 6-8 лет

Задачи: — развитие чувства ритма;

-формирование навыков ориентировки в пространстве;

-развитие периферического зрения;

-формирование коммуникативных навыков (способности к невербальному общению, умению по взгляду понять намерения друг друга и др.).

И.п. Дети стоят парами, держась за руку партнера, в произвольном порядке. 1-2 такты — дети шагают парами в такт музыке в произвольных направлениях.

3такт - на четырех шагах разворачиваются лицом друг к другу.

4 такт — 3 хлопка, затем 3 притопа.

5-6 такты — кружатся со своим партнером, соединив правые руки.

6-8 такты — меняются партнерами (произвольно) и с новыми партнерами кружатся, соединив левые руки.

Танец повторяется несколько раз. Особый азарт этой танцевальной игре придает непарное количество участников. В этом случае при каждом повторе танца кто-то рискует остаться без пары, что, с одной стороны, активизирует игроков-танцоров, а с другой — учит с юмором и оптимизмом относиться к временному проигрышу (и импровизировать танцевальные движения самостоятельно, без пары).

«БИНГО» (США)

Для детей 6-8 лет

Задачи:

- развитие ритмического слуха;

-формирование навыков исполнения бокового галопа;

-развитие произвольного внимания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: