А. И. БУРЕНИНА
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ТАНЦЫ-ИГРЫДЛЯ ДЕТЕЙ
Учебное пособие
«Музыкальная палитра»
Санкт-Петербург
ББК 74.1
Б 21
Печатается по решению кафедры психологии и педагогики детства и редакционно - издательского совета ЛОИРО
Рецензент: Т. Э. Тютюнникова, кандидат искусствоведения, музыкальный руководитель и учитель музыки Центра образования №1679 г.Москвы
Буренина А. И.
Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. — 36с.
Учебное пособие является сборником коммуникативных танцев-игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый материал может найти широкое применение в практике работы различных образовательных учреждений: как массовых детских садов, школ, так и коррекционных учреждений.
Автор обращает внимание на реализацию важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр: социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств.
Первая часть пособия включает авторский материал, впервые подготовленный к печати. Во второй части даны игры-танцы народов мира, апробированные на семинарах по методике К. Орфа и опубликованные ранее в работе Н. Г. Куприной «Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей» (Екатеринбург, 2002) и в журналах «Музыкальная палитра» №3 и №4 за 2003 г.
К пособию прилагается аудиоприложение с оригинальными аранжировками музыки к Танцам-играм.
Адресовано музыкальным руководителям, воспитателям, инструкторам по физическому воспитанию ДОУ, а также учителям начальных классов, учителям музыки, педагогам дополнительного образования.
Автор и составитель А.И. Буренина
Художественный редактор Д.В. Захарова
Технический редактор Д.Н. Дойников
Корректор Е.В. Романова
Формат 60x90 1/8. Печать офсетная.
Усл.-печ. л. 4,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 302
Отпечатано с готовых диапозитивов в НИИ «Гириконд»
Буренина А. И., 2004
Издательство «Музыкальная палитра», 2004
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 4
Часть I
1.Поиграем веселей 6
2.Веселые дети 7
3.Озорные Козлики 8
4.Ай-да Сапожники! 10
5.«Ручеек» с платочком 11
6.Пляска «Приглашение» 12
7.Веселые пары 14
8.Танец с гусеницей 16
9.Танец-игра с игрушками 18
10. Игра с перестроениями 20
Часть II
1.«Светит месяц» (Россия) 22
2.«Брейк-миксер» (США) 23
3.«Бинго» (США) 24
4.«Ручеек» (Россия) 25
5. «Ножка» (Бразилия) 26
6.«Перекрестный танец» (Польша) 27
7.«Паш-паш» (Швейцария) 28
8.«Сапожники» (Швеция) 29
9.Танец с хлопками (Португалия) 30
10.Танец с прыжками (Швеция) 31
11.Полька (Австрия) 32
12. Вальс друзей (С. Коротаева) 33
Заключение 35
ОТ АВТОРА
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.
Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций. Некоторые из приведенных здесь танцев использовались на семинарах по методу К. Орфа*.
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?
Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
· развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
· развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
· развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
· значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
_______________________________________________________
Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.
Несмотря на то, что материал сборника адресован детям, мы полагаем, что его с успехом можно использовать для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях.
Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Кроме того, предлагаемый материал можно использовать и на праздниках, где собраны дети разных возрастов (дошкольники, учащиеся младших, средних и старших классов).
Еще одно важнейшее направление использования подобного материала — это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).
Как известно, особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз, и т. д. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).
Данный сборник включает две части:
1-я часть — авторские танцы-игры на известные мелодии, на которых воспитывались многие поколения дошкольников. Удобные по темпо-ритму, с четкими фразами, эти мелодии удобны в качестве музыкального сопровождения для ритмических движений. Каждый танец имеет свой особый игровой образ, свою направленность и конкретные игровые задания.
2-я часть — материал, собранный Н. Г. Куприной (отредактированный А. И. Бурениной) и опубликованный ранее в журналах «Музыкальная палитра» (№3 и №4 за 2003).
Музыкальное сопровождение к танцам-играм специально аранжировано и дано на аудиоприложениях к данному сборнику (аудиокассете или компакт-диске).
Итак, предлагаемый материал является универсальным в педагогической работе, и мы надеемся, что он будет эффективно использоваться в повседневных занятиях и развлечениях с детьми.
ЧАСТЬ1
ПОИГРАЕМ ВЕСЕЛЕЙ!
Для детей 6-8 лет
Музыкальное сопровождение — р. н. м. «Тень-тень, потетенъ»
Задачи: развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы. Участвует вся группа. Ведущий — взрослый или ребенок.
Реквизиты: 10 карточек с изображением музыкальных инструментов, колокольчик.
Вступление
Дети строятся в 4 шеренги вдоль стен зала. Руки переплетают «корзиночкой».
Часть
1-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, идут к противоположной шеренге (6 шагов), в конце фразы делают 3 притопа, в этот момент кланяются — кивок головой. (Рис. 1).
2-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, идут спиной назад (возвращаются на свои места), в конце фразы также делают 3 притопа на месте.
3-8-я фразы — те же движения повторяют дети, стоящие в других шеренгах.
Проигрыш
Дети идут и перестраиваются в общий круг, берутся за руки. В этот момент в центр круга входит Ведущий. У Ведущего в руках 10 карточек с изображением народных музыкальных инструментов (балалайка, ложки, гармошка, дудочка, дрова, трещотка, бубенцы и др.). В этот же момент Ведущий передает одному из детей, стоящих в общем круге, колокольчик.
Рис.2
Часть
И. и. Дети стоят в общем кругу. В центре — Ведущий.
Ведущий показывает карточку с музыкальным инструментом, и остальные дети, стоящие в кругу, имитируют движениями игру на данном инструменте. Ведущий меняет карточку с каждой новой фразой (соответственно меняются и движения: 10 фраз — 10 инструментов).
В это время ребенок с колокольчиком бежит за кругом (Рис. 2) и с концом фразы останавливается позади другого ребенка, позвонив колокольчиком у него за спиной.
Затем дети меняются местами. Теперь другой ребенок бежит с колокольчиком за кругом и также с окончанием музыкальной фразы останавливается позади кого-либо из детей. Так происходит до окончания всей музыки. В самом конце, на замедление, ребенок с колокольчиком забегает в центр круга и звенит колокольчиком.
ВЕСЕЛЫЕ ДЕТИ
Для группы детей 5-7 лет Музыкальное сопровождение — литовская народная мелодия
Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, чувства ритма, ориентировки в пространстве, общительности.
Реквизит: бутафорская гармошка.
И. п. — дети стоят парами по кругу.
1 фигура Музыка А. Бег по кругу в парах.
Музыка В. Дети поворачиваются лицом друг к другу. Девочки держатся за юбочку, слегка разводя в стороны ее концы, у мальчиков руки за спиной.
1 фраза. На счет «раз-и-два» — 2 раза ударить носком правой ноги о пол, затем 3 притопа на месте.
2фраза — то же левой ногой, затем 3 притопа на месте.
3фраза — 3 хлопка справа от головы, затем то же слева.
4фраза — кружение в парах (руки «лодочкой»).
Повторение музыки — повторение хлопков справа и слева, а затем мальчики делают жест «до свидания», а девочки перебегают к другому партнеру (по линии танца).
2-4 фигуры
Повторение движений 1 фигуры, только на последние такты 4 фигуры дети становятся в общий круг, а в центр круга заходит Гармонист (в руках — бутафорская гармошка).
5 фигура
Музыка А. Дети бегут по кругу, взявшись за руки, а Гармонист «играет», стоя в центре круга.
Музыка В. Дети выполняют движения 1 фигуры, только лицом в центр круга. Вместо кружения подбегают к центру.
На повторение музыки повторяют хлопки и отбегают от центра, Гармонист становится в общий круг.
6 фигура
Музыка А. Дети бегут «змейкой» вперед на зрителя за Гармонистом.
Музыка В. Дети останавливаются шеренгами лицом к зрителям.
Повторяют движения соответственно музыке. После хлопков кружатся на месте по одному, в конце поворачиваются к зрителям и поднимают руки вверх.
ОЗОРНЫЕ КОЗЛИКИ
Для детей 5-8 лет Музыкальное сопровождение — мелодия песни А. Филиппенко «На мосточке»
Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций.
И. п.: дети стоят в двух колонках ближе к центральной стене зала.
Вступление
1 фраза — выбегают дети, стоящие в 1-й колонке, и становятся в шеренгу вдоль боковой стены зала. (Рис. 1).
рис 1.
2 фраза — выбегают дети, стоящие во 2-й шеренге. К окончанию вступления становятся в шеренгу лицом к детям, стоящим у противоположной стены.
К началу музыки А дети принимают позу Козлика — руки к голове, подняв вверх указательные пальцы.
1 фигура
Музыка А
1 фраза — 3 притопа с полуоборотом направо, затем 3 при-
топа с полуоборотом налево, далее подбегают ближе к центру. (Рис. 2). рис 2.
2 фраза — повторить движения 1 фразы.
Музыка В
Дети соединяют руки и толкаются, двигаясь парами вперед - назад (на 1-ю фразу 4 шага в одну стороны, на 2-ю фразу — 4 шага в другую. Соединенные руки двигаются также вперед-назад локтями. Головы слегка наклонить друг к другу).
2 фигура
Музыка А
1 фраза — 3 притопа с полуоборотом направо, затем 3 притопа с полуоборотом налево, далее на легком беге поменяться местами.
2 фраза — повторение движений 1 фразы (возвращаются на места). Музыка В — повторение движений 1 фигуры на музыку В. Проигрыш (музыка А)
Разбегаются парами на крут (одна пара поворачивает направо, другая налево). (Рис. 3).
рис.3
3 фигура
Музыка А
Повторение движений 2 фигуры, только стоя по кругу.
Музыка В
Повторение движений соответственно музыке, на 1-ю фразу расширяя круг, а на 2-ю — сужая.
4 фигура
Музыка А
Повторение притопов, затем поворачиваются каждый направо (противоходом) и перебегают к соседним партнерам* — 2 раза в соответствии с музыкой.
(Рис. 4).
Музыка В — повторение движений 3 фигуры.
Проигрыш (музыка А) — разбегаются врассыпную.
рис.4
5 фигура
Музыка А
1 фраза — 3 притопа с полуоборотом направо, затем налево, далее разбегаются врассыпную. (Рис. 5)
2 фраза — повторение притопов, далее подбегают к любому партнеру и становятся в пару.
Музыка В — повторение движений соответственно музыке, двигаясь вперед-назад, выбирая направление произвольно.
6-7 фигуры — повторение движений 5 фигуры.
рис.5
8 фигура (добавляется звучание колокольчика)
Музыка А
Дети выполняют движения в парах соответственно 2 фигуре. (Рис. 6)
Музыка В
Дети садятся на пол лицом друг к другу, боком к зрителям, руки сзади в упоре. До конца музыки дрыгают ногами. В самом конце ложатся на спину, руки в стороны, глаза закрывают.
рис.6
*Другой вариант — поменяться местами со своим партнером.
АЙ-ДА САПОЖНИКИ!
Для детей 6-8 лет
Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Веселый пастушок»
Задачи: развитие чувства ритма, внимания, ловкости и четкости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.
Реквизиты: стульчики по количеству участвующих девочек, которые стоят по кругу спинкой к центру.
Вступление
Дети выходят парами: мальчик (Сапожник) и девочка.
Мальчик подводит девочку к стульчику, девочка присаживается, положив правую ногу на левую, а мальчик опускается на одно колено* перед девочкой. Двумя руками как бы держит молоток.
1 фигура
Музыка А
Мальчик имитирует 3 удара молотком по правому каблучку, на счет «четыре» девочка перекладывает левую ногу на правую. На повторение музыки мальчик «ударяет молоточком» по левому каблучку (с другой стороны). На счет «четыре» девочки и мальчики встают.
Музыка В
И. п. — дети стоят парами лицом друг к другу и держась за руки («лодочкой»).
фраза — 2 раза ударяют каблуком правой ноги о пол, затем 3 притопа.
фраза — то же левой ногой.
фраза — кружатся шагом.
фраза — девочка снова садится на свой стульчик, жестом провожает мальчика, который в это время переходит к другой девочке (по линии танца).
2-6 фигуры — повторение движений 1 фигуры
7 фигура
Гуляют парами в свободных направлениях и уходят на места. Мальчики уносят стульчики на место, с поклоном прощаются с девочками.
*Можно просто наклониться.
«РУЧЕЕК» С ПЛАТОЧКОМ
Для детей 6-8 лет. Музыкальное сопровождение — р. н. м. «Гори, гори ясно»
Задачи: развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, ориентировки в пространстве. Воспитание коммуникативных навыков — умение выбрать партнера.
Реквизит: яркий платочек.
Вступление — дети становятся в пары по центру зала, соединенные руки поднимают вверх. У Ведущего (у которого нет пары) в руках платочек. Ведущий становится сзади всех. (Рис. 1).
рис.1
1 фигура
Ведущий начинает игру в «Ручеек» — проходит между парами и выбирает себе пару, передавая платочек тому, кто остался без пары. Эти движения повторяются до конца музыкальной части.
Отыгрыш — перестраиваются в круг (дети расходятся направо и налево — рис. 2).
Рис 2 рис3.
Затем идут по кругу.
2 фигура
1-2 фразы — дети идут по линии танца пружинящим шагом. (Рис. 3).
3-4 фразы — идут в другую сторону.
5 фраза — идут за ведущим, у которого в руках платочек, закручивая спираль. (Рис. 4).
Рис 4. Рис.5
6 фраза — поворачиваются в другую сторону и раскручивают спираль, становясь снова в круг.
Отыгрыш — ведущий передает вправо по кругу платочек (из правой руки в правую руку соседа, стоящего справа, мягко, с легким поклоном). Тот, кто передал платочек, спокойным шагом выходит из круга и идет на место. (Рис. 5). Так происходит передача платочка по кругу (на каждый счет), и дети постепенно расходятся на места. Тот, у кого после окончания музыки останется в руках платочек — победитель, который получает приз или становится Ведущим при повторении игры.
ПЛЯСКА «ПРИГЛАШЕНИЕ»
Для детей 5-8 лет «Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Два цыпленка»
Участвует вся группа детей.
Задачи: развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, навыков невербального общения, культуры поведения.
И. п.: дети стоят в двух шеренгах вдоль боковых стен зала, держась за руки (руки внизу).
Вступление
1-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, делают 2 шага навстречу к другой шеренге, затем 3 притопа. (Рис. 1).
2-я фраза — то же назад (спиной).
3-4-я фразы — эти же движения выполняют дети, стоящие во 2-й шеренге.
1 часть
1-я фраза. Ведущий ребенок из 1-й шеренги бежит к детям, стоящим во 2-й шеренге, и в конце фразы приглашает на танец кого-либо из детей (мальчик — девочку и наоборот).
2-я фраза — дети парой отбегают в центр зала.
Повторение 2-й фразы — дети кружатся либо выполняют любые плясовые движения (хлопки, пружинки и т. д.).
2 часть
1-я фраза. Дети из первой пары бегут вдоль обеих шеренг и приглашают других детей.
2-я фраза — повторение движений 1-й части, только уже танцуют две пары.
3-4 части
Движения повторяются, пока не будут приглашены на танец все дети (16 человек).
5 часть
1-2-я фразы — дети бегут по кругу парами и становятся в общий круг (те дети, которых не успели пригласить, тоже бегут за остальными и становятся в общий круг в пары). (Рис. 2).
рис.2
Повторение 2-й фразы — кружение в парах (любой вариант кружения — по выбору педагога или детей).
6 часть
1-2-я фразы — мальчики поворачиваются лицом в круг и, стоя на месте, имитируют игру на гармошках. Девочки на 1-ю фразу двигаются топающим шагом (руки «полочкой») в центр крута. На 2-ю фразу также возвращаются на места (топающим шагом, повернувшись лицом к мальчикам).
На повторение музыки — кружатся в парах.
7 часть
1-я фраза — мальчики двигаются в центр круга топающим шагом (руки на поясе).
2-я фраза — мальчики также возвращаются на места (повернувшись лицом к девочкам).
В это время девочки стоят, повернувшись лицом к центру, и на пружинки выполняют полуобороты вправо и влево (руки «полочкой»). На повторение музыки — кружение в парах.
Заключение — выполняются те же движения, как и на вступление, только в общем кругу по направлению к центру и назад — 2 раза. (Рис. 3).
Рис. 3
ВЕСЕЛЫЕ ПАРЫ
Для детей 5-8 лет Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Четыре таракана и сверчок»
Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыки, ориентировку в пространстве. В пляске участвует 16-24 ребенка.
На вступление дети становятся в общий круг (каждый возле своей пары).
1 фигура
Музыка А. Дети, держась за руки, бегут по кругу. (Рис. 1).
рис1.
Музыка В
1-я фраза — на сильную долю все делают хлопок в ладоши, на слабую долю разводят руки в стороны и хлопают в ладоши соседей (всего 4 раза).
2-я фраза — держась за руки, делают 4 приставных шага вправо.
3-я фраза — повторение движений 1-й фразы.
4-я фраза — 4 приставных шага влево.
5-я фраза — на пружинке качают соединенными руками вниз-вверх.
6-я фраза — опираясь на носки, переводят пятки вправо-влево, слегка приседая, двигая тазом вправо-влево. Руки, согнутые в локтях, двигаются противоходом (твистовое движение).
2 фигура
3 Музыка А. Дети бегут за ведущими по двум кругам. (Рис. 2). На проигрыш останавливаются и поворачиваются лицом к центру (подравняться в кругах).
4 Музыка В — повторение движений 1 фигуры.
рис2
3 фигура
Дети бегут за ведущими в четырех кругах (ориентируясь по углам зала). (Рис. 3).
рис3
На проигрыш останавливаются лицом к центру кругов (ногами слегка пружинят в такт музыке).
Музыка В — повторение движений 1 фигуры.
4 фигура
Дети бегут парами по кругу. (Рис. 4).
рис4
На проигрыш останавливаются лицом друг к другу (мальчик стоит спиной в круг, девочка — лицом).
Музыка В
1-я фраза — хлопки в ладоши друг к другу (любой вариант).
2-я фраза — меняются местами, двигаясь вправо приставным шагом (более простой вариант — кружение в парах шагом).
3—4-я фразы — повторение движений.
5-я фраза — попеременно тянут к себе соединенные руки (как «пила»).
6-я фраза — повторение движений 1 фигуры.
5 фигура
Музыка А — дети бегут врассыпную по одному, к концу музыки А находят любого партнера и становятся с ним в пару. (Рис. 5).
рис5
Музыка Б. Повторение движений 4 фигуры.
6 фигура
Дети бегут врассыпную по одному.
Заключение
1-й вариант — обнимаются.
2-й вариант- садятся на пол, дрыгают ножками, в конце — ложатся на пол, руки в стороны, расслабляющие движения руками и ногами, в конце -лежать и не двигаться (отдыхают)
ТАНЕЦ С ГУСЕНИЦЕЙ
Для детей 4-6 лет Музыкальное сопровождение — мелодия азербайджанской песни «Цыплята»
Участвует Взрослый (Курица) и группа дошкольников (Цыплята).
Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, способности к подражанию (зрительного внимания). Формирование навыков выразительного движения, освоение легкого бега, прыжков на двух ногах, умения перепрыгивать предметы и т. д.
Реквизит: корзинка, в которую помещается большая бутафорская гусеница — длиной примерно 4-5 метров (мягкая, гнущаяся, за которую удобно держаться).
Вступление
1 часть
Выходит Курица, несет корзинку, в которой лежит свернутая большая гусеница. В конце 2-й фразы Курица ставит корзинку на пол.
2 часть
На каждую фразу Курица жестом зовет Цыплят — те подбегают (всего 4 раза, соответственно четыре подгруппы детей, которые выбегают из 4-х углов зала). (Рис. 1).
рис1.
Три аккорда — Цыплята становятся в общий круг. (Рис. 2).
Рис. 2
1 фигура
Музыка А
Цыплята бегут по кругу на носочках, слегка вращая «хвостиками», руки («крылышки») внизу, отведены назад, кистями слегка потряхивать.
Мама Курица стоит в центре круга, идет противоходом и считает своих цыплят. Повторение музыки А — то же в другую сторону.
Музыка В
2-я фраза — Курица зовет Цыплят жестом, те подбегают к центру круга. Крутят хвостиком, поворачиваются.
2-я фраза — Курица показывает жест «назад» — Цыплята отбегают назад, повернувшись спиной к Курице, в конце фразы снова разворачиваются лицом к центру.
Музыка С
Курица стоит в центре круга и показывает движения Цыплятам (а те повторяют).
1-я фраза — на акцент в музыке прыжок на двух ногах, затем повернуться спиной к центру круга. (Можно детям подсказать: «повернуться», «отвернуться»).
2-я фраза — прыжок на двух ногах, повернуться лицом к центру.
3-4-я фразы — повторение движений 1-2 фраз.
5-я фраза — подбегают к Курице, заглядывают в корзинку.
6-8-я фразы — вынимают гусеницу и растягивают ее на круг.
Три аккорда — опускают гусеницу на пол и становятся внутри круга. (Рис. 3).
рис3
2 фигура
Музыка А
Бег по кругу- повторение движений 1 фигуры,
Повторение - бегут в другую сторону.
Музыка В
Повторение движений 1 фигуры, в конце останавливаются спиной к Курице перед гусеницей.
Музыка С
1-я фраза — перепрыгивают через гусеницу и поворачиваются лицом к Курице.
2-я фраза — то же, поворачиваются спиной к Курице.
Повторение музыки (3 и 4-я фразы) - повторение соответствующих движений.
5-я фраза — кружение на месте.
Музыка А — бег по линии танца.
Три аккорда — садятся на пол лицом к центру за гусеницей, руки сзади в упоре, ноги согнуты в коленях. Курица точно так же садится на пол в центре круга. (Рис. 4).
рис4
3 фигура
Музыка А
На счет «раз» — коснуться носком правой ноги гусеницы. На «два» — ногу в исходное положение. На «три-четыре» — то же левой ногой.
На «пять-восемь» — опираясь на руки, болтать в воздухе ногами, согнутыми в коленях. Эти движения повторять до конца музыки А. В конце этой части сеть на пятки и взяться за гусеницу.
Музыка В
На «раз-два» — встать на колени и поднять руками гусеницу вверх, на «три-четыре» — сесть на пятки, опустить гусеницу.
На повторение музыки — встать на ноги, опустить гусеницу на пол.
Музыка С — повторение движений предыдущей фигуры.
Повторение музыки А
Встать, поднять гусеницу и взяться за нее правой рукой.
Заключение
Цыплята, держась за гусеницу правой рукой, бегут за Курицей змейкой и убегают из зала (или на свои места). (Рис. 5).
рис5.
ТАНЕЦ-ИГРА С ИГРУШКАМИ
Для детей 4-5 лет Музыкальное сопровождение — белорусская полька «Янка»
Реквизит: 5-6 крупных игрушек — куклы, медведи и др., которые удобно держать в руках и можно было бы ритмично «топать ногами» игрушек о пол.
Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.
И. п. Все дети сидят на стульчиках. Ведущая перед началом игры обходит детей и раздает нескольким из них большие игрушки (куклы).
На вступление (три аккорда) дети с игрушками выходят в центр круга.
1 фигура
Музыка А
1-2-я фразы — дети бегут с игрушками в руках врассыпную или по небольшому кругу.
Повторение музыки А
3-я фраза — останавливаются и кружатся на месте вправо, высоко подняв игрушку.
4-я фраза — то же влево.
Музыка В
1-2-я фразы - дети поворачиваются лицом к зрителям (либо лицом к центру круга) и, наклонившись, стучат ножками игрушки о пол («Куклы топают»).
Повторение музыки В
3-я фраза — бегут и отдают игрушки другим детям.
4-я фраза - дети, отдавшие игрушки, садятся на стульчики, машут рукой (жест «до свидания»). Те, кто получил игрушку, выбегают в центр зала.
2 фигура
Музыка А
Те же движения повторяет другая группа детей.
3 фигура
Музыка А
Те же движение выполняет 3-я группа детей, только на последние фразы (3 и 4-я фразы музыки В) дети сажают игрушки на пол в центре зала, а остальные выбегают и становятся в общий круг.
4 фигура
И. п. — дети стоят в кругу, держась за руки. В центре на полу — игрушки. Музыка А
1-я фраза- дети делают 3 притопа, продвигаясь к центру.
2-я фраза — повторить движения 1-й фразы.
3-4-я фразы — продолжая ритмично выполнять притопы, отходят назад.
Повторить движения 1-4 фраз 2 раза.
Повторение музыки А
1-я фраза — 3 хлопка справа.
2-я фраза — 3 хлопка слева.
3-я фраза — 3 хлопка по коленкам.
4-я фраза — 3 хлопка в ладоши перед собой.
Повторить движения 1-4 фраз 2 раза.
Музыка В
1-2-я фраза — бег по кругу по линии танца.
3-4-я фразы — бег по кругу в другую сторону.
В конце танца после остановки музыки — кто скорее возьмет игрушку?
Победившие награждаются призами либо, в случае повторения пляски, становятся ведущими 1 фигуры.
ИГРА С ПЕРЕСТРОЕНИЯМИ
Для детей 6-8 лет Музыкальное сопровождение.— мелодия песни «Веселый путешественник»
Реквизит: флажок или специальный дирижерский жезл, которым дирижируют военным оркестром.
Задачи: формирование навыков перестроения в пространстве зала, навыков координации движений рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитание внимания, быстроты реакции, самостоятельности.
В игре принимает участие группа детей (16-24 чел.). Каждый знает свою пару. Ребенок, который остался без пары, становится ведущим (Дирижером). В руках у Ведущего флажок, которым он размахивает в такт музыке (импровизация движений).
1 фигура
Музыка А
Ведущий, стоя у центральной стены зала, марширует на месте и размахивает флажком в такт музыке. Остальные дети строятся в две шеренги вдоль боковых стен зала, каждый напротив своей пары. (Рис. 1).
рис1
Музыка В
1-я фраза — все делают энергичный шаг вперед и продолжают маршировать на месте.
2-3-я фразы — повторение движений на 1-й фразы (всего 3 шага вперед).
4-я фраза — отбегают назад.
Повторение музыки В
1-я фраза — все делают энергичный шаг вперед и продолжают маршировать на месте.
2-я фраза — то же.
3-4-я фразы — подходят друг к другу и становятся парами по центру зала (если зал узкий, дети успеют поменяться местами или покружиться).
2 фигура
Музыка А
Дети расходятся парами на круг (пара направо, пара налево). (Рис. 2).
Рис. 2
На последнюю фразу — кружение в парах (шагом) и к концу стать лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. Ведущий становится в центр круга и продолжает дирижировать.
Музыка Б
Повторение движений в соответствии с музыкой в парах по кругу. На последнюю фразу на повторение музыки В меняются местами (шагом). Ведущий, стоящий в центре круга, меняет ритм движений (импровизирует).
3 фигура
Музыка А
Дети идут парами по кругу. Ведущий идет внутри круга противоходом. (Рис. 3).
рис3
Музыка В
Повторение движений 2 фигуры.
4 фигура
Дети идут по кругу противоходом (стоящие во внутреннем кругу — против линии танца, а стоящие во внешнем кругу — по линии танца). Ведущий выходит за круг и идет вдоль круга против линии танца. (Рис. 4).
рис4
Музыка В
Повторение движений 2 фигуры. На последнюю фразу все перестраиваются в общий круг. Ведущий становится в круг.
Заключение
Ведущий на сильную долю передает флажок стоящему по кругу справа, после этого сам уходит из круга и садится на место. Далее каждый ребенок, у которого в руках оказывается флажок, выполняет то же самое. Тот, у кого с окончанием музыки оказывается в руках флажок, становится ведущим (либо выигрывает приз — игровое окончание, аналогичное танцу «Ручеек с платочком»). (Рис. 5).
рис5.
«СВЕТИТ МЕСЯЦ» (Россия)
Для детей 5-7 лет
Задачи:
- развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;
- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и влево;
- воспитание коммуникативных навыков.
И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».
1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.
3-4 такты — то же влево.
5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.
8 такт — дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнеру по линии танца.
Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).
«БРЕЙК-ММКСЕР» (США)
Для детей 6-8 лет
Задачи: — развитие чувства ритма;
-формирование навыков ориентировки в пространстве;
-развитие периферического зрения;
-формирование коммуникативных навыков (способности к невербальному общению, умению по взгляду понять намерения друг друга и др.).
И.п. Дети стоят парами, держась за руку партнера, в произвольном порядке. 1-2 такты — дети шагают парами в такт музыке в произвольных направлениях.
3такт - на четырех шагах разворачиваются лицом друг к другу.
4 такт — 3 хлопка, затем 3 притопа.
5-6 такты — кружатся со своим партнером, соединив правые руки.
6-8 такты — меняются партнерами (произвольно) и с новыми партнерами кружатся, соединив левые руки.
Танец повторяется несколько раз. Особый азарт этой танцевальной игре придает непарное количество участников. В этом случае при каждом повторе танца кто-то рискует остаться без пары, что, с одной стороны, активизирует игроков-танцоров, а с другой — учит с юмором и оптимизмом относиться к временному проигрышу (и импровизировать танцевальные движения самостоятельно, без пары).
«БИНГО» (США)
Для детей 6-8 лет
Задачи:
- развитие ритмического слуха;
-формирование навыков исполнения бокового галопа;
-развитие произвольного внимания.