Глава 3. Порядок проведения аттестации




Утверждено приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 7 декабря 1995г. №456, в редакции Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30 октября 2000г. №55 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г., №8, 8/4526; 2003г., №8, 8/8939).

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 06.05.2006 №8/14396.

Положение

Об аттестации педагогических работников системы образования (кроме высших учебных заведений) Республики Беларусь

Глава 1. Общие положения

1. Положение об аттестациипедагогическихработников системы образования (кроме высших учебных заведений) Республики Беларусь (далее- Положение) распространяется на все учреждения образования независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

В соответствии с этим Положением аттестуются педагогические работники санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

2. Целью аттестации педагогических работников является стимулирование роста их научно-теоретического уровня, профессионального мастерства, развития творческой инициативы, повышения их престижа и авторитета.

3. Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, которые обеспечивают объективные, корректные, гуманные отношения к педагогическим работникам.

4. При аттестации педагогических работников определяется уровень квалификации, итоги трудовой деятельности, их деловые и личностные качества, делаются выводы о присвоении, подтверждении или снижении квалификационных категорий.

5. Итоги аттестации педагогических работников являются основой их дифференцированной оплаты труда.

6. Аттестация педагогического работника проводится по каждой занимаемой им должности.

Глава 2. Аттестационная комиссия, ее состав

7. Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования. Для ее проведения на собрании педагогического коллектива, на котором должна присутствовать большая половина педагогических работников, путем тайного голосования выбирается аттестационная комиссия в составе не менее чем из пяти членов. Избранными в нее могут быть, как правило, педагоги высшей и первой категории, которые получили большее количество голосов членов педагогического коллектива, принявших участие в голосовании.

8. В состав аттестационной комиссии входят дополнительно по одному представителю администрации и профсоюзного комитета учреждения образования.

9. Лица, которые проходят аттестацию в период работы комиссии, не могут входить в ее состав.

10. Персональный состав комиссии оформляется приказом руководителя учреждения образования и до 1 октября должен быть доведен до ведома педагогических работников. В работе аттестационной комиссии с правом решающего голоса могут принимать участие по одному представителю вышестоящих органов управления образования и комитетов профсоюза.

11. Для аттестации педагогических работников учреждений образования, в которых из-за малого количества педагогических работников невозможно создать аттестационную комиссию в определенном количестве и для рассмотрения конфликтных ситуаций, создаются аттестационные комиссии органов управления образования. Перечень учреждений образования, работники которых аттестуются этими комиссиями, определяется приказом руководителя органа управления по согласованию с соответствующим органом профсоюза.

Аттестационная комиссия органа управления образованием в составе не менее чем 7 человек создается его руководством из числа представителей подведомственных учреждений образования и методических служб. В состав комиссии включаются по одному представителю органа управления и соответствующего органа профсоюза. Персональный состав комиссии оформляется приказом органа управления образования и до 1 октября доводится до ведома работников всех подчиненных учреждений образования.

12. Срок полномочий аттестационной комиссии один год.

Глава 3. Порядок проведения аттестации

13. К аттестации допускаются педагогические работники, которые имеют образование в соответствии с квалификационными требованиями и стажем работы в должности, по которой они аттестуются, 2 года, а для первой и высшей квалификационных категорий – 3 года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории.

Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, или имеющие академическую степень магистра, допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности 1 год.

Лица, имеющие ученую степень или ученое звание, допускаются к аттестации на первую квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности 1 год, а на высшую квалификационную категорию – 2 года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории.

14. Работники, не имеющие специальной подготовки, установленной квалификационными требованиями (в том числе те, кто имеет образование в объеме педагогических классов), но качественно исполняют возложенные на них служебные обязанности, повышают свою квалификацию и у которых стаж работы в должности, по которой они аттестуются, составляет не менее 3 лет, проходят аттестацию в установленном данным Положением порядке.

15. Лицам, имеющим общее среднее образование, не может быть присвоена квалификационная категория.

16. Руководители учреждений образования, работники органов управления образованием и методических служб, а также специалисты народного хозяйства, имеющие педагогическую нагрузку, проходят аттестацию на присвоение квалификационных категорий в установленном данным Положением порядке.

17. С согласия педагогического совета администрация учреждения образования имеет право потребовать один раз в пять лет обязательную аттестацию педагогических работников, снизивших уровень своей работы. Такая аттестация не может применяться к работникам, которые проработали менее 2 лет с момента предыдущей аттестации, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Если работник без уважительной причины отказывается пройти аттестацию, то она может быть проведена без его присутствия.

18. Присвоение квалификационных категорий (первой, второй, высшей) осуществляется последовательно.

19. Для претендентов на высшую категорию аттестация состоит из квалификационного экзамена и аттестационной беседы.

Экзамен предшествует беседе и проводится в соответствии с Положением о квалификационном экзамене. Педагогический работник может сдавать экзамен во время прохождения очередных курсов повышения квалификации, после спецкурсов по углублению знаний по отдельным направлениям педагогической деятельности или экстерном.

20. От обязательной сдачи квалификационного экзамена освобождаются:

20.1. педагогические работники, которые имеют государственные награды Республики Беларусь (БССР) и бывшего Союза ССР, присвоенные за достижения в области образования;

20.2. учителя и преподаватели, которые имеют ученое звание, степень, или пришли работать в учреждения образования с должности старшего преподавателя, научного сотрудника высшего учебного заведения или научно-исследовательского учреждения, методистов, заведующих кабинетов, отделов методических учреждений всех наименований, учреждений повышения квалификации, если их ученое звание, степень или работа на основной должности соответствует тому предмету, который они преподают в учреждении образования;

20.3. учителя, преподаватели, которые являются авторами учебников, научно-методических комплексов, учебных пособий;

20.4. педагогические работники, которые стали победителями и лауреатами республиканского конкурса или победителями областных, Минского городского конкурсов профессионального мастерства;

20.5. педагогические работники, которые имеют стаж работы в первой квалификационной категории на соответствующей должности 10 и более лет со дня ее присвоения;

20.6. руководители кружков, из числа педагогических работников, коллективы которых получили под их руководством звание «образцового» или «народного»;

20.7. педагогические работники, подготовившие победителей (дипломы 1, 2, 3 степени) международных олимпиад, республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, победителей международных и республиканских конкурсов и фестивалей технического и художественного творчества учащейся молодежи, а также официальных спортивных соревнований, которые проводятся в соответствии с республиканскими календарными планами, и международных спортивных соревнований;

20.8. Педагогические работники – победители конкурса учителей, научно-педагогических работников и других лиц, которые внесли личный вклад в формирование новой, более эффективной системы образования, разработку современных методик развития способностей талантливой молодежи в области науки, техники передовых технологий, которым вручены свидетельства специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке талантливых учащихся и студентов.

21. Процедура аттестации не должна превышать 3 месяцев со дня подачи заявления педагогическим работником в аттестационную комиссию.

Для претендентов на высшую категорию этот срок отсчитывается со дня представления документа о сдаче квалификационного экзамена.

22. Если аттестуемый не сдал квалификационный экзамен на высшую категорию, дальнейшая его аттестация не проводится. Через год он может проходить аттестацию в установленном порядке.

В случае, если аттестуемый сдал квалификационный экзамен, но в учебно-воспитательном учреждении не получил квалификационной категории, он имеет право пройти аттестацию на протяжении трех лет без сдачи квалификационного экзамена.

24. Педагогические работники, которые выразили желание пройти аттестацию и получить высшую категорию, подают письменное заявление в аттестационную комиссию учреждения образования до 10 октября, а претенденты на вторую и первую категории в течение учебного года, но не позднее 25 марта текущего года.

25. График прохождения аттестации на учебный год (после рассмотрения заявлений аттестационной комиссии, которые фиксируются протокольной записью) претендентов на высшую категорию составляется не позднее 15 октября.

График утверждается приказом руководителя и согласовывается с профсоюзным комитетом учреждения образования. Аттестуемые знакомятся с графиком в десятидневный срок под роспись.

26. Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации проводит изучение педагогической деятельности аттестуемого, руководствуясь требованиями тарифно-квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.

27. С учетом анализа педагогической деятельности аттестуемого проводится аттестационная беседа. Не позднее, чем за неделю, аттестуемого требуется ознакомить с его характеристикой за подписью руководителя и председателя профкома учреждения образования. Во время беседы сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности, результатах его педагогического труда, морально-личностных качествах педагогического работника, обсуждаются пути самоутверждения, улучшения педагогической деятельности, перспективы его профессионального роста и повышения квалификации.

28. Обсуждение аттестационных материалов проводится в присутствии аттестуемого и подробно фиксируется протокольной записью.

29. Аттестационные материалы (личное заявление, характеристика, справка о сдаче квалификационного экзамена, протоколы заседаний комиссии, аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого) сохраняются в учреждении образования 5 лет.

Книга протоколов заседаний аттестационной комиссии должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписью руководителя и печатью. Протоколы подписываются председателем и всеми членами аттестационной комиссии.

30. При прохождении аттестации в установленном этим Положением порядке имеют право (независимо от стажа работы в должности, по которой аттестуются) претендовать на присвоение той же квалификационной категории, которая им была присвоена ранее, следующие педагогические работники:

учителя-дефектологи (при обязательном наличии диплома о переподготовке с присвоением квалификации «учитель-дефектолог»), методисты, педагоги-организаторы, педагоги социальные, педагоги-психологи (при обязательном наличии диплома о переподготовке с присвоением квалификации «практический психолог в учреждениях образования»), воспитатели, воспитатель дошкольных учреждений, концертмейстеры, аккомпаниаторы, тренеры-преподаватели, руководители физического воспитания, мастера производственного обучения, если они перешли на эти должности с должностей учителя или преподавателя;

учителя, если они перешли на эту должность с должности учителя-дефектолога;

воспитатели, если они перешли на эту должность с должности мастера производственного обучения;

воспитатели-методисты дошкольных учреждений, методисты, воспитатели, если они перешли на эти должности с должности учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного учреждения, педагога социального;

воспитатели дошкольных учреждений, если они перешли с должности учителя-дефектолога, воспитателя, методиста, педагога социального, педагога-психолога;

педагоги-психологи, педагоги социальные, если они перешли с должности воспитателя дошкольного учреждения;

музыкальные руководители, если они перешли с должности учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного учреждения, аккомпаниатора, концертмейстера;

руководители кружков (клубов по интересам, коллективов любительских объединений, секций, студий, туристских групп и др.), если они перешли на эти должности с должности учителя, преподавателя, воспитателя, воспитателя дошкольного учреждения, музыкального руководителя, тренера-преподавателя, мастера производственного обучения, культорганизатора, методиста, концертмейстера, педагога-организатора;

аккомпаниаторы, если они перешли на эту должность с должности учителя или преподавателя, концертмейстера, музыкального руководителя;

концертмейстеры, если они перешли на эту должность с должности учителя или преподавателя, аккомпаниатора, музыкального руководителя;

Руководители физического воспитания, если они перешли на эту должность с должности учителя или преподавателя, тренера-преподавателя, инструктора по физической культуре, воспитателя, воспитателя дошкольного учреждения.

При прохождении аттестации в случаях, предусмотренных данным пунктом, педагогические работники, претендующие на высшую категорию, от квалификационного экзамена освобождаются.

31. В исключительных случаях, которые не предусмотрены этим Положением, решение о допуске педагогических работников принимает Министерство образования Республики Беларусь по ходатайству администрации и аттестационной комиссии учреждения образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: