Символьный тип (Char, String)




В программе значения переменных и констант типа String должны быть заключены в апострофы. Например, 'А' обозначает букву А, ‘ ‘ — пробел,
';' — точку с запятой.


Выражения

Выражения разделяются на арифметические и логические. Они состоят из констант, переменных, функций и операций над ними. Все данные, входящие в выражение, должны быть одного типа.

Пример арифметического выражения:

a+d +f1/f2−2.3*sin(x)

Арифметические операции +, −, *, / (деление)

Порядок выполнения арифметических операций

Операция   Приоритет   Вид операции  
*, /, DIV, MOD +, — Первый (высший)   Второй Операции типа умножения   Операции типа сложения

 

Стандартные математические функции (типа Sin, Abs и др.) приведены в табл.2

Операции Отношения

Над данными всех типов определены следующие операции отношения:

=, <>, <, >, <=, =>, вырабатывающие результат логического типа.

Порядок выполнения логических операций

Операция   Приоритет   Вид операции  
NOT   AND   +, OR, XOR   =, <>, <,>, <=, >=, IN Первый (высший)   Второй   Третий   Четвертый (низший) Логическое Отрицание   Логическое Умножение   Логическое сложение   Операции отношения

 

Примечание. Операции в скобках имеют наивысший приоритет

 

Сложные операции отношения

Сложные операции отношения составляются из простых при помощи логических операций: AND (и), OR (или), NOT (не).

 

Таблица истинности для сложных условий:

Входные данные Результат
Усл.1 Усл.2 Усл.1 AND Усл.2 Усл.1 OR Усл.2 NOT Усл.1
False True False True True
False False False False True
True True True True False
True False False True False

Примеры сложных условий: а) NOT (X=Y)

b) (0<A) AND (A<=1) c) (X=0) OR (ABS(X)<5)

Основные операторы. Основы программирования простых задач

 

Операторы (команды) языка PascalABC можно разделить на простые и сложные. Простые операторы обычно записываются в одну строку и не содержат каких-либо конструкций. К ним относятся: оператор Присваивания и операторы ввода-вывода.

Сложные (структурированные) операторы представляют собой конструкции (структуры), содержащие простые операторы. К ним относятся составной и условный операторы, операторы цикла, оператор выбора.

Ниже будут рассмотрены перечисленные операторы, но не в указанной классификации, а в последовательности изложения программирования задач от простых к сложным.

 

Оператор Присваивания

Оператор присваивания имеет вид:

переменная:= выражение

или переменная:= константа

или переменная1:= переменная2;

 

В качестве переменной могут быть переменные любого типа, массивы. Выражение должно иметь тип, либо совпадающий с типом переменной, либо к нему приводящийся.

x:=1;

a:=b+c;

 

Операторы Ввода и вывода. Форматы вывода

Для ввода с клавиатуры используются стандартные процедуры read и readln. Параметры в списке перечисляются через запятую.

Readln (< список переменных >); - останавливает выполнение программы и ждет пока пользователь введет значения (числовые, текст), после чего помещает введенные значения в соответствующие переменные.

Read (st);

Readln (a);

Readln (b,c);

 

Для вывода в окно используются стандартные процедуры write и writeln. Параметры в списке перечисляются через запятую и должны иметь простой тип, либо тип string.

Процедура writeln в отличие от write после вывода своих параметров осуществляет переход на следующую строку.

writeln (b);

writeln ('Результат:');

writeln ('x=',x, ' y=',y);

 

В процедурах вывода write и writeln после каждого выводимого значения типа может указываться формат вывода, представляющий собой двоеточие, после которого следует целое число, которое задает ширину поля вывода, то есть количество позиций, отводимых под значение.

Write (< переменная :m:n >, ‘текст’: m);

m – количество позиций отводимых на вывод всей переменной

n – количество позиций отводимых под десятичные знаки

Если длина выводимого значения меньше ширины поля вывода, то выводимый текст дополняется слева пробелами до нужной ширины; в результате выводимое значение выравнивается по правому краю.

Если длина выводимого значения больше ширины поля вывода, то формат вывода игнорируется.

writeln (a:10:3);

writeln ('Привет!':9)

 

Составной Оператор

Составной оператор предназначен для объединения нескольких операторов в один. Он имеет вид:

  Begin < оператор1 >; < оператор2 >; ..... < операторN >; End; Пример: If A>B then Begin K:=A; A:=B; B:=K; End;

Операторы отделяются один от другого символом "; ".

Служебные слова begin и end, окаймляющие операторы, называются операторными скобками.

 

Комментарии

В любом месте программы могут быть включены комментарии (пояснения), необходимые для удобства понимания логики кода как самим автором, так и его коллегами. Более того, отсутствие комментариев считается «дурным тоном» программирования.

Текст комментария заключается в фигурные скобки {} либо отделяется комбинацией (* *), обычно расположенных на пустых сроках до и после комментария.

Пример

{ часть2. Вычисление площади треугольника }

(*

Обозначение. x,y – координаты центра

R – радиус окружности

S – площадь треугольника

*)

Комментарии не считаются командами и игнорируются при выполнении.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: