ТКАЧЕВСКИЙ»: ПРОБЛЕМА СПАДА

Существует громадная группа разнообразных гимнастических упражнений, в которых едва ли не самой важной задачей является выполнение полноценного спада. Достаточно назвать все оборото-вые движения, особенно такие, как большие обороты на брусьях раз­ной высоты (особенно в их старой форме), где вся филигранная точ­ность техники направлена на то, чтобы повысить эффективность спада и энергонасыщение движения в целом (175).

Но все это справедливо только по отношению к движениям с так называемым моновращерием, то есть к упражнениям, в которых тело гимнаста в целом должно от начала до конца иметь угловую скорость неизменного направления (однонаправленные махи, обороты, саль­то и проч.). В движениях же с контрвращением, к которым относится и «ткачевский» (см.также 45—47,50,98,137), все наоборот. Сильный спад здесь возможен теоретически, но практически его обычно при­ходится сдерживать, используя те или иные приемы. Обсудим неко­торые из них.

Прежде всего отметим, что всякий спад это своего рода «черный ящик», на выходе из которого у нижней вертикали гимнаст получает движение, на котором «не написано» как именно оно было получено. Если мы не видели сами действия спада, то на глаз можем судить об


ПЕРЕКЛАДИНА_________________________________________________

их результате только по тому как тело ведет себя при прохождении вертикального виса {рис. 28, к. 5и далее). Главное здесь — с какой скоростью происходит движение в целом. А скорость эта зависит от трех основных факторов, действующих на спаде. Это: высота исход­ного положения, начальная скорость движения и степень оттяжки в ходе движения вниз (включая действия сгибания-разгибания). Та­ким образом, гимнаст может пользоваться разными приемами «успо­коения» спада. Например, реальное движение можно начинать из более низкого исходного положения (рис. 29-а); можно притормажи­вать предшествующее движение так, чтобы к началу очередного спа­да скорости почти не было (б); можно, наконец, использовать утри­рованные сгибания-разгибания, которые суть не что иное как умень­шенная оттяжка, приводящая, следовательно, к снижению энергии спада (в). Эти приемы используются и совокупно: гимнаст может медленно и невысоко пройти верхнюю вертикаль, а затем, утриро­ванно сгибаясь и разгибаясь, выполнить спад. Разумеется, эти при­емы должны быть взвешенными, ими бессмысленно злоупотреб­лять, поскольку скорость можно погасить настолько, что сразу после нижней вертикали всё вообще остановится...

Современные исполнители «ткачевского» лишь частично пользу­ются описанными приемами и, конечно, правы, так как главная стратегия ведь не в том, чтобы бесконечно сбавлять мощность движе­ния, а, напротив, в доступной мере наращивать или, хотя бы, сохра-


_____________ 43. «Ткачевский»: тонкости кон т р т е м п а

нять ее! Но, тем не менее, в последние годы стали модными некото­рые характерные приемы сдерживания спада перед «ткачевским», особенно в его «люкинской» форме. Так, многие применяют искус­ственную задержку темпа в начале спада, когда после стойки гимнаст сдерживает уход вниз, как бы добиваясь паузы перед спадом. Физи­чески этот прием не имеет никаких преимуществ перед другими, но более или менее эффектен внешне, так как «фигура ожидания» здесь предшествует контрастным по характеру, предельно мощным контр­действиям перед вылетом; кроме того, задержка движения избавляет гимнаста от необходимости пользоваться таким приемом как силь­ные сгибания-разгибания на спаде (физически дающими тот же эф­фект); получается, что исполнитель действует широко, на более им­позантной оттяжке. Наконец, «люфтпауза» в начале спада помогает гимнасту лучше сосредоточиться перед основными действиями уп­ражнения.

Но возможны и другие схемы построения «пригашенного» спада. Так, описанный выше специфический спад в «китайском» движении (7) во многом соответствует нужным здесь требованиям (рис. 29-в): он начинается не слишком быстро, на сильном сгибании (то есть из низкого исходного положения) и протекает с предельно выраженны­ми сгибаниями-разгибаниями тела. Загвоздка лишь в том, что такая подготовительная стадия, снижая физическую мощность спада, од­новременно активизирует собственные действия гимнаста, прежде всего бросок ногами. Однако, если учесть, что существенно повыша-

к

ется и эффективность следующего за броском разгибания тела, то, следовательно, и важнейшее для всех перелетов этого типа действие I контртемпа будет выполняться в технически достаточно выгодных условиях. Эта схема довольно перспективна, и гимнастам, хорошо владеющим «китайским» спадом, а также обладающим должными физическими качествами, чтобы справляться с очень резкими кон­трдействиями в «подрыве» грудью и животом, описанная техника будет вполне подходящей. И здесь открываются возможности ис­полнения целого ряда наиболее сложных вариантов движений этого профиля, о чем — дальше.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...