ХИП-ХАП» - СТАРАЯ ЗАДАЧКА

Подъем разгибом — упражнение-индивидуалист. По причине скудности так называемой «стадии реализации» (то есть части упраж­нения, в которую — в основном благодаря инерционному движению тела — можно вводить усложнения) оно почти не поддается усложне­ниям и потому относится к разряду самых расхожих служебных эле­ментов. В сущности, мы знаем лишь одно более или менее ходовое усложнение подъема разгибом — подъем с перехватом в хват снизу или, как шутят гимнасты, «хип-хап».

Казалось бы, что это такое для опытного гимнаста, тем более мас­тера? — Так, пустяковина. Но загвоздка, однако, в том, что почти все испытывают с этим движением затруднения: то руки согнутся в упо­ре, то темп теряется, то полноценного отмаха назад из упора не выхо­дит, то гимнаст уляжется животом на гриф, чтобы сделать отмах в стойку... И это как раз те досадные «мелочи», на которых гимнасты теряют и настроение, и доли баллов.

На самом деле, «хип-хап» вовсе не пустяк. Это движение тонкое. Его очень нетрудно сделать кое-как, но совсем нелегко выполнить по-настоящему, мастерски.

Прежде всего отметим, что существуют, по крайней мере, три тех­нических способа выполнения соединения «подъем разгибом — пе­рехват — отмах в стойку на руках». Условно назовем их — по времени исполнения перехвата — «ранним», «средним» и «поздним» темпами.

Исторически самый ранний и технически наиболее интересный темп — ранний {рис. 49): гимнаст идет в подъем из виса согнувшись (к. 2), вплотную (без малейшего «зазора»!) проводит ноги от голеней (к. 2) ктазу (к.к. 2—4) и, поднявшись плечами над опорой (но задолго до выхода в надежный упор), делает быстрый перехват (к. 5). Л ишь после этого несколько сгибается, посылает плечи вперед (к.к. 5— 7) и делает отмах (к. 7ид.). Описанный перехват становится возможным потому, что выполняется в фазе самого быстрого, «острого» разгиба­ния, когда бедра гимнаст сильно упираются, как бы ударяют в гриф и


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


тем самым дают гимнасту дополнительную связь с опорой. Вот по­чему при этом способе исполнения обязателен изначально тесный контакт между ногами и грифом. Надо признать, что данный техни­ческий вариант подъема довольно сложен. Он требует большой точ­ности, тонкой акцентировки действий. Однако, у него есть и явные достоинства: он динамичен, не требует точного совмещения тазобед­ренного сгиба с грифом, носит эффектный, виртуозный характер.

Трудности «раннего» темпа заставили гимнастов искать обходные пути. И появился «средний» темп (рис. 49). Это, конечно, самое про­стое, лобовое решение задачи: гимнаст делает подъем разгибом с вы­раженным сгибанием в конце и с сильным движением плечами впе­ред (к.к. 5— 7), ложится на перекладину тазобедренным сгибом и, опираясь таким образом о снаряд, перехватывает кистями гриф (к.к. 6—8). Обычно такой подъем выглядит тяжеловато и нередко со­провождается ошибками. Особенно часто здесь сгибаются руки, так как не все гимнасты владеют приемом работы с «проваленными пле­чами», позволяющим, не работая в локтях, совмещать тазобедрен­ный сгиб с грифом. Особенно трудно приходится гимнастам, у кото­рых руки относительно длинные.

Наконец, есть еще «поздний» темп, который, строго говоря, уже и не имеет прямого отношения к подъему разгибом (рис. 49): гимнаст выполняет подъем (к.к. 2— 7), делает бросковый отмах назад из упора (к.к. 7—10) и, притормаживая ноги, подбрасывает тело вверх, осво­бождая тем самым кисти для перехвата (к.к. 10—11). Таким образом, это не подъем разгибом с перехватом, а — отмах с перехватом, то есть совсем другой элемент. Курьез заключается в том, что в те времена, когда в обязательных программах фигурировал (по записи) именно подъем с перехватом, многие мастера использовали вместо него «по­здний темп», и судьи на это никак не реагировали...

Итак, что же лучше? Какой способ перехвата «настоящий»?

Ясно, что если говорить о подъеме разгибом, то нужно выбирать между «ранним» и «средним» темпами. Выбор здесь простой: если гимнаст отлично владеет одним из них, у него и нет проблемы — пусть делает как хочет! Но все же ранний перехват предпочтительнее как форма более виртуозная и универсальная.


БРУСЬЯ





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...