Тексты основных процедур




ВЫПОЛНЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА

ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

Методические указания

для студентов дневной формы обучения
направлений подготовки факультета

Автоматики и вычислительной техники

 

Севастополь


 

УДК 655.3.06

 

Выполнение, оформление и защита дипломных проектов: Методические указания для студентов дневной формы обучения направлений подготовки факультета Автоматики и вычислительной техники. / Составили С.А. Дубовик, В.А. Карапетьян, К.В.Кротов. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2013. – 24 с.

 

 

Целью методических указаний является оказание методической помощи студентам всех направлений подготовки факультета Автоматики и вычислительной техники в выполнении бакалаврского дипломного проекта.

В указаниях описаны цель и задачи проектирования, даны требования и рекомендации по содержанию, оформлению проекта и порядку представления его к защите.

 

 

Методические указания рассмотрены и утверждены
на заседании ученого совета факультета

Автоматики и вычислительной техники.

Протокол № 11 от 23.05.2013г.

 

 

Допущено учебно-методическим центром СевНТУ
в качестве методических указаний.

 

 

Рецензент Чернега В.С. кандидат техн. наук, доцент

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Цели и задачи дипломного проектирования. 4

2 Тематика дипломных проектов. 4

3 Порядок выполнения проекта. 5

4 Рекомендации по оформлению пояснительной записки
и графического материала. 6

4.1 Общие требования к структуре, содержанию и объёму ПЗ. 7

4.2 Общие требования к оформлению ПЗ. 9

4.2.1 Текст и перечисления. 10

4.2.2 Формулы и уравнения. 11

4.2.3 Иллюстрации. 12

4.2.4 Таблицы.. 12

4.2.5 Перечень ссылок. 13

4.2.6 Приложения. 14

4.3 Общие требования к графическому материалу. 15

5 Процедура представления и защиты проекта. 15

Перечень ссылок. 17

Приложение А.. 18

Образец листа утверждения документа. 18

Приложение Б.. 19

Образец титульного листа документа. 19

Приложение В.. 20

Техническое задание. 20

Приложение Г. 21

Основные надписи для чертежей и текстовых документов [4] 21

Г.1 Основная надпись для чертежей и схем.. 21

Г.2 Основная надпись для текстовых документов. 21

Приложение Д.. 23

Пример оформления раздела Содержание. 23

Приложение Е.. 24

Пример оформления титульного листа ПЗ. 24

 


 

1. Цели и задачи дипломного проектирования

Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студентов в университете и имеет своей целью упорядочение, закрепление, углубление и расширение теоретических знаний и практических навыков, непосредственно связанных с темой проекта.

С другой стороны, дипломный проект является работой, по результатам выполнения и защиты которой выпускнику присваивается квалификация бакалавр по соответствующим направлениям факультета Автоматики и вычислительной техники. В связи с этим проект должен свидетельствовать о достаточной степени подготовленности студентов к самостоятельному и квалифицированному решению комплексных задач в области разработки компьютеризированных систем различного назначения и применения для этой цели средств вычислительной техники и программного обеспечения. Это решение должно основываться на результатах исследования различных вариантов построения моделей, систем и т.п. и выборе варианта, наиболее эффективного с точки зрения комплекса заданных критериев, включая критерии технико-экономической эффективности, охраны труда, окружающей среды, и гражданской обороны. При оформлении дипломного проекта (пояснительной записки и чертежей) студент-дипломник должен продемонстрировать необходимые знания нормативных документов, международных, национальных и отраслевых стандартов, умение пользоваться справочной и оригинальной научно‑технической литературы. При защите проекта выявляется степень общей фундаментальной и инженерной подготовки выпускника, обоснованность принятых в проекте решений, умение технически грамотно, кратко и ясно излагать свою точку зрения и делать выводы и заключения по выполненной работе и существу замечаний оппонентов.

Следует подчеркнуть, что дипломный проект является самостоятельной работой студента. Хотя в процессе проектирования студент и пользуется консультациями со стороны специально назначенных ему руководителей проекта и консультантов, однако, окончательное решение по всем подлежащим разработке вопросам принимает он сам, и он же несёт полную ответственность за эффективность и грамотность этих решений.

По итогам выполнения, оформления и защиты дипломного проекта Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) оформляет специальный протокол, в котором при успешной защите записывается решение о присвоении квалификации бакалавра с выдачей соответствующего диплома.

2. Тематика дипломных проектов

В соответствии с Положением о вузах в Украине, тематика дипломного проекта должна быть актуальной, иметь практическую значимость и отвечать современному состоянию науки и техники.

Руководствуясь этим положением, кафедры факультета Автоматики и вычислительной техники допускают к проектированию работы по трём направлениям. Первое – темы, связанные с конкретной хозяйственной деятельностью в области производства. Эта тематика особенно целесообразна в случае, если дипломник и далее будет работать в этом направлении на предприятии, заказавшем соответствующую тему. Второе – темы, являющиеся фрагментами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ кафедры, центра компьютерных технологий, ИСТИ FESTO, других подразделений университета. Наконец, третье направление – разработка автоматизированных систем управления, информационных систем, аппаратного и программного обеспечения, лабораторных макетов для совершенствования учебного процесса при преподавании дисциплин кафедр.

С целью повышения практической значимости результатов проектирования несколько исполнителей студентов могут быть объединены в творческий коллектив, разрабатывающий одну комплексную тему. Обязательным условием при этом является выделение для каждого исполнителя чётко обособленного раздела, при разработке которого студент мог бы в полной мере проявлять самостоятельность, инициативу и уровень инженерной подготовки. Для координации работ один из студентов назначается главным конструктором разработки, ему поручается также выполнение общей части комплексной темы.

Независимо от конкретного содержания исследований, каждая разработка должна пройти следующие стадии:

- общая формулировка задачи с указанием её места в более общей проблеме;

- выбор модели, адекватной системе или ситуации с точки зрения заданного критерия эффективности;

- выбор алгоритмов и методов моделирования и оптимизации;

- разработка и отладка компьютерной программы или макета;

- получение и анализ результатов моделирования над заданным или выбранным множеством входных данных;

- формулировка конкретных рекомендаций по применению полученных результатов.

 

3 Порядок выполнения проекта

Тема дипломного проекта утверждается соответствующей кафедрой, после чего выдаётся студенту в начале весеннего семестра. Как правило, это задание предполагает изучение студентом литературы, относящейся к теме проекта, и эскизной проработке стадий, указанных в разделе 2. Для студентов время весеннего семестра и последующей преддипломной бакалаврской практики интенсивно используется для проработки конкретных вариантов выполнения стадий, проведения компьютерных экспериментов, имитационного моделирования, макетирования и т.п. Для бакалавров тема дипломного проекта, как правило, связана с тематикой его бакалаврской научно-исследовательской работы.

Непосредственно дипломное проектирование начинается после издания ректором университета, по представлению кафедры, приказа о назначении тем и руководителей дипломных бакалаврских проектов. На основании этого приказа каждому дипломнику выдаётся задание на дипломное проектирование, составленное руководителем и утверждённое заведующим кафедрой. В задании, кроме основных исходных данных и перечисления подлежащих разработке вопросов и др., содержится также и график выполнения проекта. График составляется с соблюдением следующих примерных норм времени в неделях, исходя из того, что продолжительность проектирования составляет 4 недель:

а) выбор модели, методов и алгоритмов, структурных и функциональных схем, вычислительных и программных средств……………. – 1 неделя;

б) разработка компьютерных программ, макетов …………… – 1 неделя;

в) отладка программ, макетирование, проведение исследований,
анализ результатов …………………………………………… – 1 неделя;

г) оформление пояснительной записки, чертежей, плакатов … – 1 неделя.

Работы а) ÷ г) как правило, выполняются последовательно в указанном порядке. Однако по согласованию с руководителем проекта и консультантами, этот порядок может быть изменён. Очень полезно в связи с этим составить сетевой график проекта и тщательно отслеживать работы на критическом пути, во избежание цейтнота на заключительных этапах проектирования.

 

4 Рекомендации по оформлению пояснительной записки и графического материала

Накануне защиты в ГЭК, в порядке, описанном в разделе 5, студентом представляются пояснительная записка (ПЗ) к дипломному проекту (ДП), техническое задание (ТЗ) на специальную часть и графический материал (чертежи и плакаты).

Содержание ПЗ должно раскрывать узловые вопросы процесса проектирования, включать основные его результаты и полностью соответствовать заданию на ДП. Материал необходимо излагать ясно, кратко и грамотно.

Техническое задание на специальную часть ДП бакалавра оформляется по соответствующему ГОСТу как отдельный документ, имеет автономную нумерацию страниц и подшивается в ПЗ после титульного листа и бланка задания на ДП. Например, если специальная часть ДП связана с разработкой программного обеспечения, то ТЗ оформляется в соответствии с ЕСПД [1].

Графический материал состоит из комплекта чертежей, составляющего неотъемлемую часть пояснительной записки, и плакатов. Количество чертежей, подготавливаемых к защите не может быть меньше одного, объем пояснительной записки дипломного проекта на может быть меньше 60 листов.

К процедуре защиты в ГЭК необходимо подготовить электронную презентацию результатов проектирования, включив в неё: название ДП, постановку задачи; основные математические соотношения и модели; описания алгоритмов; схемы программных и аппаратных реализаций; числовые и графические результаты машинных и физических экспериментов; иллюстрации к разделам технико‑экономического обоснования, охраны труда и окружающей среды; общие выводы по ДП.

 

4.1 Общие требования к структуре, содержанию и объёму ПЗ

Приведённые здесь рекомендации и требования по оформлению ПЗ основаны на материалах нормативных документов [2, 3].

Структурно в ПЗ выделяют вводную часть, основную часть и приложения. Обязательными элементами ПЗ являются: титульный лист; задание на работу; содержание; введение; основная часть работы; выводы (заключение).

При выполнении любого ДП разрабатывается техническое задание на специальную часть. ТЗ оформляется по правилам соответствующего ГОСТа (например, [1]) в виде отдельного документа с листом утверждения и титульным листом. ТЗ имеет свою автономную нумерацию страниц и подшивается в ПЗ перед листом "Содержание".

Составные части ПЗ необходимо размещать в следующем порядке:

- титульный лист (специальный бланк) – первый лист ПЗ;

- Задание на проект (двусторонний специальный бланк) – второй лист ПЗ;

- ТЗ в виде отдельного документа с автономной нумерацией листов;

- Содержание ПЗ – третий лист ПЗ;

- Введение;

- основные разделы, отражающие существо ДП;

- Выводы;

- Перечень ссылок;

- Приложения (если они необходимы).

Титульный лист и лист задания оформляются на специальных бланках, выдаваемых дипломнику на кафедре в начале срока, отводимого учебным планом на дипломное проектирование.

Содержание включает в себя номера и наименования разделов и подразделов, а также именованных пунктов и подпунктов, начиная с "Введения" с указанием номеров страниц.

Во Введении кратко излагается оценка современного состояния проблемы, частью которой является решаемая в проекте задача, и указывается место этой задачи в проблеме. Затем так же сжато формулируется сама задача и обосновывается ее актуальность. Далее, в повествовательном стиле лаконично характеризуются содержание разделов пояснительной записки, их отношение к задаче.

Основные разделы ПЗ содержат:

а) постановку задачи – даётся развёрнутая формулировка задачи, с максимальным использованием исходных данных по проекту, и характеристикой применения ожидаемых результатов проектирования. Обосновывается актуальность и практическая значимость задачи;

б) системный анализ задачи – обзор имеющихся в этом направлении разработок и критический их анализ с точки зрения заданных и выбранных исполнителем критериев;

в) разработку или выбор модели – в зависимости от ситуации и требований индивидуального задания, модель может быть аналитической, алгоритмической, имитационной или концептуальной;

г) выбор или разработку алгоритма решения задачи (или функциональных и структурных схем проектируемого устройства);

д) разработку компьютерной программы (или схемотехнических решений) с обоснованием выбора языка и системы программирования, операционной системы, баз данных и т.п. (или выбора элементной базы, микропроцессорной серии и т.п.);

е) результаты и анализ испытаний программы, компьютерного эксперимента, имитационного моделирования и т.п. (или макетирования, отладки макета, экспериментов с макетом и т.п.);

ж) технико-экономическое обоснование проекта;

з) вопросы охраны труда и техники безопасности;

и) проблемы экологии и охраны окружающей среды, гражданской обороны.

Выводы должно содержать основные выводы и рекомендации. В частности, здесь необходимо кратко перечислить результаты, полученные в проекте, и сформулировать рекомендации по их применению. Если результаты уже внедрены или по теме проекта дипломником сделаны научные доклады или публикации, то об этом необходимо упомянуть особо, со ссылкой на соответствующие документы, названия которых должны быть указаны в перечне ссылок.

Перечень ссылок должен включать названия только тех источников (книг, статей, ГОСТов, Интернет-ссылок и т.п.), на которые в тексте ПЗ имеются ссылки. Сами эти названия следует оформлять в соответствии с действующими стандартами.

Приложения содержат материалы, которые дипломник по каким-либо причинам не счёл необходимым включить в основной текст записки. Сюда могут быть помещены громоздкие математические выкладки, тексты программ, таблицы результатов эксперимента, графики, иллюстрации, описания аппаратуры и приборов и т.п. Содержимое приложений согласовывается с руководителем проекта.

В случае если основным результатом работы является проект системы, то в ПЗ на правах разделов, в соответствии с заданием на ДП, могут включаться технические предложения и/или документы проектирования: техническое задание на систему, описание программы, руководство программиста, руководство оператора, методики и программы тестирования и испытаний системы и т.п. Как правило, такие разделы следуют за постановкой задачи, заменяя собой разделы обоснования решений и описания результатов проектирования.

При оформлении документов рабочего проектирования необходимо следовать соответствующим ГОСТам (ЕСПД, ЕСКД). В частности, образцы листов утверждения и титульных листов приведены в Приложениях А и Б. Лист утверждения (см. Приложение А) оформляется лишь в случае, если соответствующий документ рабочего проектирования предполагается использовать отдельно от пояснительной записки.

Техническое задание (ТЗ) на проект должно содержать следующие обязательные разделы:

Введение.

1 Основание для разработки.

2 Источники проекта.

3 Технические требования. Сюда входят, в свою очередь, подразделы:

3.1 Состав изделия и требования к конструктивному устройству.

3.2 Показатели назначения.

3.3 Требования надёжности.

3.4 Требования к программному обеспечению.

3.5 Требования по безопасности и эргономике.

3.6 Условия эксплуатации.

4 Экономические требования.

5 Порядок испытаний и тестирования.

6 Стадии разработки.

Пример ТЗ приведён в Приложении В.

 

Текст документов должен быть кратким, чётким и не допускать различных толкований. В документах должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии - общепринятыми в научно‑технической литературе. В тексте документа не допускается применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы, сленг.

Если в документе принята специфическая терминология или особая система сокращений слов и наименований, то оформляются соответствующие разделы – "Перечень терминов" и "Перечень сокращений". Они вставляются перед "Перечнем ссылок" и включаются в Содержание.

Следует помнить, что ГЭК и рецензент не считают обоснованными решения декларативного характера типа: "Я так считаю" или "Так рекомендуется в книжке". При изложении обязательных требований следует применять слова "должен", "следует", "необходимо", "требуется, чтобы", "разрешается только", "не допускается", "запрещается", "не следует". Если для этих требований не приведены обоснования в настоящем документе, то следует указать ссылку на соответствующий библиографический источник, приведённый в Перечне ссылок ПЗ.

При изложении других положений следует применять слова – "могут быть", "как правило", "при необходимости", "в случае". При этом допускается использовать повествовательную форму изложения текста, например, "применяют", "указывают", "выбирают" и т.п.

При описании алгоритмов, представленных в графической части проекта, не следует повторять в записке то, что уже изображено на чертеже. Достаточно ограничиться ссылкой на чертёж с указанием на то, какой крупный блок системы реализует соответствующая схема, и остановиться на наиболее интересных и важных моментах реализации блоков и их взаимодействия.

Разделы технико‑экономического обоснования, охраны труда и техники безопасности, экологии и охраны окружающей среды, гражданской обороны оформляются с учётом рекомендаций соответствующих кафедр.

Полный объем ПЗ, включая приложения, должен быть в пределах 60 ÷ 100 листов формата А4.

4.2 Общие требования к оформлению ПЗ

ПЗ оформляют на листах белой бумаги формата А4 (210х297мм). В необходимых случаях допускается использование отдельных листов формата А3 (297х420мм). ПЗ выполняют машинным (компьютерным) способом на одной стороне листа (исключение составляет двусторонний бланк задания на проектирование).

Все листы ПЗ (кроме специальных бланков, титульных листов и листов утверждения) имеют рамку с полями 7 мм сверху, снизу и справа и 20 мм слева. Внутри рамки расстояние от её границ до текста в начале и в конце строк не менее 3 мм, а сверху и снизу – не менее 10 мм. На листах в рамках снизу должны быть нанесены основные надписи согласно [3]: на первом листе Содержания наносится основная надпись по форме 2; на всех остальных листах ПЗ – основная надпись по форме 2а (см. Приложение Г).

Нумерация листов ПЗ осуществляется арабскими цифрами в правом нижнем углу (в соответствующем поле основной надписи). Используется сквозная нумерация, т.е. номера присваиваются всем без исключения листам ПЗ (исключая листы ТЗ), включая титульный. При этом титульный лист не нумеруется, но в сквозной нумерации учитывается. В нашем случае всегда лист "Содержание" будет иметь номер 3.

Основная часть работы делится на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Все эти структурные элементы должны нумероваться арабскими цифрами, записанными с абзацного отступа. В конце номера структурного элемента точка не ставится. Разделы и подразделы должны иметь заголовки, а пункты и подпункты могут их не иметь. Разделы "Введение", "Выводы", "Перечень ссылок", "Перечень сокращений" и "Перечень терминов" не нумеруют, а их наименования служат заголовками разделов.

Разделы ПЗ имеют порядковую нумерацию и обозначаются арабскими цифрами без завершающей точки. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделённых точкой (например, 2.3 – подраздел 3 раздела 2). После номера подраздела точка не ставится. Пункты подраздела требуют "тройной" нумерации (например, 2.3.4 – пункт 4 в подразделе 3 раздела 2). ГОСТ допускает "четверн у ю" нумерацию для подпунктов. Последующие уровни нумерации ГОСТом не предусмотрены.

4.2.1 Текст и перечисления

Для набора текста в качестве основного шрифта следует применять шрифт Times New Roman. Оформление заголовков допускается осуществлять шрифтом Arial. Размер символов – 14 пунктов.

Междустрочный интервал текста – полуторный. Абзацный отступ – один по всему тексту, равный 1,5 см. Допускается перенос слов в основном тексте. Выравнивание текста в абзаце – по ширине. Не разрешается оставлять одну строку абзаца на странице.

Текст компьютерных программ рекомендуется набирать шрифтом Courier, размером 12 пунктов с одинарным междустрочным интервалом.

Каждый раздел ПЗ должен начинаться с новой страницы.

Все заголовки оформляют полужирным шрифтом, печатают строчными буквами, начиная с П рописной. Заголовок не подчёркивается и точка в конце не ставится. Переносы в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из нескольких предложений, они разделяются точками. Все заголовки выравниваются по основному абзацному отступу документа.

Слово Содержание в виде заголовка центрируется и печатается с прописной буквы. Пример оформления Содержания приведён в Приложении Д.

Все заголовки от основного текста отделяются одной пустой строкой. Междустрочный интервал для следующих подряд один за другим заголовков выбирается таким же, как и в основном тексте.

Не допускается размещать наименование раздела, подраздела, а также пункта и подпункта в нижней части страницы, если после него расположена только одна строка текста.

Перечисления (списки) используются внутри любых структурных единиц документа и могут иметь уровни детализации. Перед перечислениями ставится двоеточие. Каждая позиция перечисления первого уровня детализации начинается с абзацного отступа и обозначается строчной буквой национального алфавита с последующей закрывающей круглой скобкой или, если не требуется идентификация позиции, обозначается дефисом. Для дальнейшей детализации перечисления используются арабские цифры со скобкой, располагаемые с отступом относительно положения перечислений первого уровня детализации. Например,

Компоненты страницы Standard Палитры компонентов Delphi: а) меню: 1) главное меню формы MainMenu; 2) контекстное меню компонента PopupMenu; б) панели: 1) обычная панель Panel; 2) панель с заголовком GroupBox; 3) панель с заголовком и кнопками выбора RadioGroup; ........

4.2.2 Формулы и уравнения

Формулы и уравнения располагают и центрируют в отдельных строках непосредственно после текста, в котором они упомянуты. Выше и ниже каждой одной формулы или уравнения необходимо оставить не менее одной пустой строки. Применяется сквозная порядковая нумерация математических выражений в пределах раздела. Номер формулы состоит из двух чисел, разделённых точкой – номера раздела и порядкового номера формулы в разделе. Нумеруются только те формулы и уравнения, на которые имеются ссылки в тексте ПЗ.

Номера записываются в круглых скобках на уровне формулы или уравнения в крайнем правом положении на строке.

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов приводят непосредственно под формулой или уравнением в той последовательности, в которой они встречаются. Пояснения для каждого символа следует давать с новой строки. Первую строку пояснений начинают с абзацного отступа словом "где" без двоеточия. Например,

Известно, что состояние системы определяется формулой

(4.1)

где – векторы состояния системы в текущий и начальный моменты времени;

– переходная матрица системы;

– матрица коэффициентов усиления системы при управлении и сам вектор управления.

Перенос формулы или уравнения на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причём знак операции повторяется на следующей строке. Идущие в последовательных строках формулы, не разделённые текстом, отделяются запятыми.

Размеры символов в редакторе формул следует выбирать такими: обычный – 14 пт; крупный индекс – 7 пт; мелкий индекс – 5 пт; крупный символ – 18 пт; мелкий символ – 14 пт;

4.2.3 Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует помещать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. На одной странице можно располагать несколько иллюстраций. На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки. Если иллюстрация создана не автором работы, необходимо указать библиографическую ссылку на её источник. Иллюстрации могут иметь названия, которые помещаются под иллюстрацией. При необходимости, между иллюстрацией и её названием размещают поясняющие данные (подрисуночный текст).

Любая иллюстрация, имеющая название, обозначается словом "Рисунок" с последующими атрибутами – номер, тире и собственно название иллюстрации. Например, "Рисунок 3.1 – График переходного процесса". Вся эта фраза центрируется под рисунком. Нумерация иллюстраций осуществляется арабскими цифрами по порядку в пределах раздела. Точка после последней цифры в номере не ставится. Если иллюстрация не умещается на одной странице, то её можно переносить на другие страницы. При этом название иллюстрации обязательно должно присутствовать на первой странице. На каждой последующей странице размещаются поясняющие данные и под ними указывают, например, "Рисунок 2.12, лист 2".

4.2.4 Таблицы

Таблицы располагают сразу после текста или на следующей странице. На каждую таблицу в работе должна быть ссылка. Таблицы могут иметь краткие названия, которые помещают слева над таблицами. Нумеруют таблицы арабскими цифрами по порядку в пределах раздела. Точка после последней цифры в номере не ставится. Например,

 

Таблица 4.1 – Вещественные типы в Delphi

Название Длина, байт Количество значащих цифр Диапазон значений
Single   7.. 8 1.5´10–45.. 3.4´1038
Real48   11.. 12 2.9´10–39.. 1.7´1038
Real   15.. 16 5.0´10–324.. 1.7´10308
Double   15.. 16 5.0´10–324.. 1.7´10308
Extended   19.. 20 3.6´10–4951.. 1.1´104932
Comp   19.. 20 –263+1.. 263 –1
Currency   19.. 20 -922337203685477.5808.. 922337203685477.5807

 

Линии, выделяющие строки и колонки таблицы, а также линии границы таблицы слева, снизу и справа можно не проводить.

При переносе части таблицы на другие страницы для этих частей повторяют головные строки таблицы (головные строки допускается заменять номерами граф или строк), над которыми пишут "Продолжение таблицы ХХХ". Заголовки колонок печатают, начиная с прописных букв, а подзаголовки, если они составляют одно предложение с заголовком, – со строчных, иначе – также с прописных, без точек в конце и в единственном числе.

4.2.5 Перечень ссылок

Ссылки на библиографические источники указывают их порядковыми номерами в перечне ссылок, помещёнными в квадратные скобки. Например, [2, 3, 7 – 12]. В перечень необходимо также включать и работы самого автора проекта, как-то: курсовые проекты, статьи и т.п., если они использовались при выполнении проекта. Исполнителям к о мплексного проекта рекомендуется включить в список пояснительные записки своих коллег по теме, если существует необходимость в перекрёстных ссылках. При ссылках на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, приложения указывают их наименование и номер (раздел 2; пункт 2.2.3; рисунок 3.1; таблица 2.2; Приложение Б).

Ссылки на источники оформляют как раздел и именуют словом "Перечень ссылок". Нумерованный перечень составляется в порядке, в котором ссылки на источники впервые упоминаются в тексте ПЗ. После номера источника ставится точка. Примеры оформления элементов перечня ссылок приведены ниже.

1. Квакернаак Х. Линейные оптимальные системы управления /Х. Квакернаак, Р. Сиван. – М.: Наука, 1977. – 650 с.

2. Методы классической и современной теории автоматического управления: Учебник в 5-и тт.; 2-е изд., перераб. и доп., Т.3: Синтез регуляторов систем автоматического управления /Под ред. К.А. Пупкова и Н.Д. Егупова. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 616 с.

3. Гантмахер Ф.Р. Теория матриц /Ф.Р. Гантмахер. – М.: Наука, 1988 –552 с.

4. Брайсон А. Новые идеи по теории управления /А. Брайсон //Аэро­кос­ми­ческая техника. – 1986. – № 8. – С. 31-42.

5. Chu E.K. Optimization and Pole Assignment in Control System Design /E.K. Chu //Int. J. Appl. Math. Comput. Sci., 2001, Vol. 11, No.5, pp.1035-1053.

6. Никульчев Е.В. Пособие "Control System Toolbox". Синтез оптимального управления с полной обратной связью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://matlab.exponenta.ru/controlsystem/book1/5.php. – Загл. с экрана. Яз. рус.

4.2.6 Приложения

Приложения, как и любые разделы ПЗ, начинаются с новой страницы. Объёмные приложения могут иметь свою внутреннюю автономную структуру, включая разделы, подразделы, пункты и подпункты. В первой строке приложения посредине с прописной буквы печатают слово Приложение и прописную букву (без завершающей точки), обозначающую приложение – Приложение А. Приложения обозначают заглавными буквами национального алфавита, начиная с А, за исключением букв Ґ, З, І, Ї, Й, О, Ч, Ь (Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ). Если приложение в ПЗ единственное, то оно обозначается буквой А.

Приложения могут быть обязательными и информационными (рекомендуемыми или справочными). Поэтому, в следующей, после слова "Приложение", строке в круглых скобках строчными буквами печатают одно из слов: "обязательное", "справочное" или "рекомендуемое". Каждое приложение должно иметь заголовок. Он печатается в третьей сверху строке строчными буквами с первой прописной и центрируется. Например,

Приложение А

(обязательное)

Тексты основных процедур

А.1 Текст процедуры RKV_100

 

Procedure RKV_100(…);

uses Alg_Matr;

Для нумерации страниц приложений используется сквозная нумерация в пределах всей ПЗ. Иллюстрации, таблицы, формулы нумеруют в пределах приложения (не разделов приложения), например, "Рисунок Б.5 – Структурная схема САУ". Перед каждым номером структурной части приложения также проставляют обозначение приложения (букву), например, Б.3.2. (второй подраздел третьего раздела приложения Б).

Если в ПЗ в качестве приложения используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформленный в соответствии с требованиями "своего" ГОСТа, то его или его копию помещают в ПЗ без изменений. Перед этим документом (или его копией) помещают отдельный лист, на котором посередине печатают слово "ПРИЛОЖЕНИЕ __" и его наименование. В верхнем колонтитуле листа справа проставляют порядковый номер очередной страницы ПЗ. Страницы документа нумеруют, продолжая сквозную нумерацию ПЗ (не затрагивая собственной нумерации страниц документа).

Ссылки на источники, цитируемые только в приложении, рассматриваются независимо от ссылок в основных разделах ПЗ. Перечень таких ссылок должен быть оформлен как отдельный раздел приложения и помещён в конце этого приложения.

4.3 Общие требования к графическому материалу

Графический материал ДП состоит из комплекта чертежей (схем) и набора плакатов. Количество и содержание чертежей, схем и плакатов определяется руководителем в задании на ДП. Чертежи (схемы) являются неотъемлемой составной частью проекта. На каждый чертёж должна быть как минимум одна ссылка в тексте ПЗ. Плакаты предназначены исключительно для иллюстрации доклада дипломника при защите ДП перед ГЭК. Ссылки на плакаты в ПЗ недопустимы.

Комплект чертежей в ДП должен содержать не менее 2-х листов формата А1. Чертежи необходимо выполнять в соответствии с ГОСТ (ЕСКД, ЕСПД). В частности, каждый чертёж должен иметь рамку и штамп. Образец штампа приведён в Приложении Г. Допускается исполнение чертежей машинным способом. На чертежах представляются структурные схемы АСУ и САУ, принципиальные электрические схемы, структурные схемы программных систем, структуры данных и т.п. Как уже отмечалось, чертежи являются неотъемлемой частью проекта, и в пояснительной записке не дублируются. Ссылка на чертежи производится указанием кода чертежа, например: "чертёж СевНТУ Х.ХХХХХ.023 СП", где: СевНТУ – наименования ВУЗа; Х.ХХХХХ– индекс направления подготовки (6.050101– "Компьютерные науки ", 6.050201– "Компьютерная инженерия", 7.050201–"Компьютеризированные системы управления и автоматика"); 023 – номер позиции студента в приказе ректора на дипломное проектирование; СП – схема программы (вид схемы из [5]).

Плакаты необходимы дипломнику для облегчения изложения результатов проектирования во время доклада перед ГЭК. Требования к оформлению плакатов не стандартизированы, тем не менее рекомендуется их выполнять на листах формата А1 и так, чтобы изображения и текст воспринимались членами ГЭК в необходимом масштабе, т.е. как воспринимаются при обычном чтении листы пояснительной записки. Обычно на плакатах приводятся основные расчётные соотношения, примеры реализации алгоритмов и графических интерфейсов программ, графики, таблицы технико-экономических показателей и т.п. Для усиления эффекта восприятия материала плакатов рекомендуется использовать возможности цветовых решений.

При необходимости представления при защите достаточно объёмного текстового и графического материала, рекомендуется оформить его и в виде раздаточного материала для членов ГЭК.

К процедуре защиты должна быть подготовлена электронная презентация материалов выполненного ДП.

 

5 Процедура представления и защиты проекта

Дипломный проект защищается исполнителем перед ГЭК, процедура защиты является публичной, т.е. на защите могут присутствовать, задавать вопросы и участвовать в обсуждении все заинтересованные лица, включая иногородних. Поэтому график защиты утверждается заведующим кафедрой и вывешивается на обозрение за месяц до начала работы ГЭК.

Одновременно с графиком защиты утверждается также и график представления дипломных проектов на кафедру. Как правило, по этим графикам даты представления и защиты разделены



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: