Практическая работа 1. Создание библиографической информации.




Информационно-библиографическая деятельность в сфере культуры и искусства

Практическая работа 1. Создание библиографической информации.

Цель работы - ознакомить с процессами:

- анализа документов;

- составления библиографической записи с поисковым образом документа;

- создания информационно-поискового словаря нормализованной лексики;

- аннотирования;

- выявления семантического ядра предметной области.

 

В ходе практической работы моделируются ситуации создания проблемноориентированной базы данных по проблемам культуры и искусства; процесс аннотирования; процесс выявления структуры научного знания при решении различных задач (от классификации явлений художественного процесса до структурирования материалов экспозиции, контента сайта и др.).

 

В качестве инструмента сбора, упорядочивания и оперирования данными выступает редактор табличных форм Excel.

 

Порядок работы:

1- выбрать 1 номер научного, научно-методического или хорошего научно-популярного журнала по культуре, искусству: «АРДИС» (онлайновый архив номеров не годится – там аннотации вместо статей), «Наше наследие», «Новый мир искусства», «Искусство в школе», «Мир музея», «Искусство», «Столицы и усадьбы» - возможны варианты (объем около 10 научных статей). Не годятся массовые, рекламные, развлекательные или предельно популярные широкой тематики журналы («Сноб», «Пионер», «СПб Собака ру», «Афиша», «Космополитен» и т.п.). Дата выхода номера в пределах 2015 – 2017 гг. Можно работать с онлайновой версией журнала (с полными версиями статей), например: «Берега» (№ 2, URL: https://www.rusemigration.ru/berega/02/b2_page_01.htm); «Искусство кино» (URL: https://kinoart.ru/archive); «История Петербурга» (URL: https://www.mirpeterburga.ru/online/history/archive/); «Наше наследие» (URL: https://www.nasledie-rus.ru/ - особенно рекомендую); «Неприкосновенный запас» (URL: https://magazines.russ.ru/nz/).

2- по материалам 1 выпуска научного журнала гуманитарной тематики производится выделение ключевых слов к каждой статье (простым карандашом выделяется (подчеркивается) до 10 ключевых слов на каждой странице (или на каждые 4000 знаков электронного текста примерно); после проработки каждой из статей журнала – из выявленных постранично ключевых слов отбирается до 10 ключевых слов на статью в целом: на каждую статью в Excel в первой колонке заводится библиографическое описание, а каждое ключевое слово (имена нарицательные – именительный падеж, множественное число) включается во второй столбец в строчки по отдельности: смотри образец!);

3- Внимание: под ключевыми словами понимается слово или словосочетание как единая смысловая конструкция: имя лица, наименование организации, событие, предмет, явление, процесс, географическое наименование – все то, что служит темой статьи и чему посвящено достаточно содержательных сведений в тексте статьи (простые упоминания – не в счет); при этом, лексику текста нужно, там где это необходимо, перевести на язык современной терминологии (исключить жаргонизмы, устаревшие или недостаточно точные формулировки), давая имя собственное, необходимо добавить имя нарицательное, характеризующее класс предметов (явлений), к которому относится имя собственное, например: Грабарь И. Э., искусствоведы (то есть, статья про Игоря Эммануиловича Грабаря конкретно и про искусствоведов, частным случаем которых является И. Э. Грабарь);

4- перечень ключевых слов создают поисковый образ документа (под документом понимается любая информация на любом материальном носителе) – таким образом, при формулировке поисковых запросов на слово «искусствоведы» мы находим статью про И. Э. Грабаря;

5- на основе выявленных ключевых слов производится заполнение листа 1 таблицы Excel:

--в первую колонку вносится библиографическое описание первой статьи (составляется самостоятельно на основе журнала);

-- клетка с библиографическим описанием форматируется так, чтобы в область просмотра был виден текст целиком, используя инструменты форматирования текста в ячейках Excel (перенос слов) и раздвигая вертикальную и горизонтальные линейки первой ячейки;

-- во второй столбец (B), начиная с первой строки, вносятся ключевые слова – каждое слово с новой строки, вниз в столбце B;

-- после последнего ключевого слова первой статьи, строчкой ниже, в первую колонку (A) вносится библиографическое описание второй статьи, ячейка форматируется по примеру ячейки с библиографическим описанием первой статьи;

-- в колонку B, сразу (без пропуска строк) под предыдущим ключевым словом предыдущей статьи вносятся ключевые слова следующей статьи, в отдельную строку каждое;

-- каждая статья до последней, таким же образом, вносится в таблицу с набором ключевых слов.

6- выберите любые три статьи: на основе списка ключевых слов и библиографического описания напишите краткую справочную (т. е. неэмоциональную, информативную) аннотацию в 2-5 предложений на три любые статьи, поместив аннотацию напротив библиографического описания в третей колонке (C). При написании аннотации используйте материалы рекомендуемых источников (см. файл с Программой курса – тематический план). Важное правило – аннотация не повторяет (за редким исключением) сведений, которые есть в библиографическом описании;

7- посмотрите на текст Вашей аннотации глазами постороннего человека. Насколько она информативна, то есть соответствует реальному содержанию статьи (сравните с текстом статьи). Какие ключевые слова Вы бы добавили для полноты поискового образа документа в список слов во вторую колонку? (добавление слов возможно путем процедуры вставки строк на лист Excel) Выделите цветом или шрифтом наиболее удачную, на Ваш взгляд, аннотацию;

8- столбец B с ключевыми словами копируется и переносится на Лист 2 Excel в первую колонку, затем сортируется по алфавиту;

9- алфавитный список просматривается и производится нормализация лексики: выявляются слова, которые обозначают одно и то же понятие (письма, переписка; белые эмигранты, русские эмигранты, эмигранты; живописцы, художники; филологи, литературоведы), для каждой группы синонимов выбирается однообразное написание с учетом норм современного языка и терминологии (наиболее принятая и часто используемая формулировка – обращение к справочникам для этих целей только приветствуется!) – эта формулировка пишется во всех случаях; имена личные пишут с инверсией (1_фамилия, 2_инициалы: Грабарь И. Э.), к именам собственным добавляются соответствующие им имена нарицательные (добавляются там, где на стадии составления поискового образа документа на первом листе это было пропущено – без фанатизма, по мере возможности);

10- столбец ключевых слов повторно сортируется по алфавиту, повторяющиеся слова считаются – сумма указывается во втором столбце напротив первого ключевого слова, все прочие повторения (полные повторения или условные синонимы) каждого слова удаляются;

11- слова повторно сортируются в алфавитном порядке и просматриваются – все ли слова написаны корректно;

12- по второму столбцу (показатели частоты) происходит сортировка слов в порядке убывания частоты; сумма частот делится на 3; начиная с самого верхнего показателя частоты производится последовательное, слово за словом, суммирование частот до достижения одной трети (плюс-минус) – эта область с ключевыми словами выделяется цветом; затем опять - последующие ключевые слова суммируются по показателю частоты – до достижения показателя = одной трети – эта область также выделяется другим цветом. Получается три зонв ключевых слов с равной суммой частот (треть, треть и треть), но с разным числом ключевых слов в каждой зоне. Первая зона – это семантическое ядро – самая основная лексика, вторая зона – зона стредней продуктивности, третья зона – зона рассеяния (более-менее случайные слова, или слова, выражающие тематику новых или теряющих популярность научных направлений). Полученный частотный словник – профиль собранного Вами информационного массива. Описанная методика – методика анализа рассеяния информации по С. Бредфорду (для желающих подробностей: Гордукалова Г. Ф. Технологии анализа и синтеза профессиональной информации. Санкт-Петербург, 2015. – С. 152–156).

 

Файл подпишите и представьте преподавателю по электронной почте с указанием авторства: bibliograf_spb@mail.ru (в крайнем случае – можно на занятии). Факт получения задания подтверждается моим ответным письмом.

Прозоров И. Е.,

Доцент кафедры документоведения

и информационной аналитики СПбГИК

май 2017

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: