III. Оформление дипломной работы




I. Основные этапы подготовки дипломной работы

Выполнение дипломной работы складывается из следующих основных этапов:

1) выбор студентом темы дипломной работы (тематика разрабатывается и утверждается кафедрой);

2) подбор и назначение научного руководителя дипломной работы;

3) согласование с научным руководителем темы дипломной работы и утверждение ее заведующим кафедрой (по письменному заявлению студента);

4) составление плана работы, определение сроков выполнения ее отдельных разделов и утверждение их научным руководителем. Оформление двух экземпляров задания по подготовке дипломной работы, утверждение задания научным руководителем;

5) подбор литературных источников по теме работы и их систематизация по ее отдельным разделам;

6) критическое изучение и анализ литературы;

7) подбор материалов в кредитной организации (или в другом учреждении по месту прохождения практики), их анализ и обобщение на основе действующих и разрабатываемых методик;

8) обработка данных, в частности, компьютерная, выполнение расчетов;

9) регулярные консультации (для дневного и вечернего факультетов – один раз в неделю) и обсуждение с научным руководителем возникающих вопросов, проделанных этапов работы;

10) редакторская обработка дипломной работы, предоставление ее завершенных разделов научному руководителю для проверки в соответствии с установленными сроками;

11) последующая доработка разделов, подготовка дополнительных материалов с учетом замечаний научного руководителя;

12) завершение и техническое оформление дипломной работы, представление ее в окончательном варианте научному руководителю не позднее установленного в задании срока;

13) регистрация работы в книге регистрации на кафедре в установленные сроки (индивидуально для каждой формы обучения). Дипломные работы студентов всех факультетов регистрируются руководителями работ или в их присутствии лаборантами, а не самими студентами.

14) составление научным руководителем отзыва на дипломную работу с рекомендацией к защите;

15) рецензирование дипломной работы сторонним рецензентом из утвержденного кафедрой списка;

16) подготовка студентом выступления, ответа на замечания научного руководителя и рецензента, раздаточного материала (таблиц, графиков, схем и т.д.) к защите дипломной работы. Оформление аннотации к работе;

17) предоставление дипломной работы в комплекте со всеми документами на подпись научному руководителю;

18) представление дипломной работы заведующему кафедрой на подпись с последующей передачей ее Государственной аттестационной комиссии.

Дипломную работу могут подписать зав. кафедрой и два его заместителя. Дипломная работа на подпись предоставляется в комплекте с заполненным заданием, аннотацией, оформленными рецензией и отзывом;

19) публичная защита дипломной работы студентом перед Государственной аттестационной комиссией и ее оценка членами комиссии.

Следует обратить внимание на то, что подготовка дипломной работы должна осуществляться в течение всего периода прохождения преддипломной практики. Подготовка дипломной работы является формой самостоятельной работы студента и ведется в свободное от практики время, включая выходные дни.

 

II. Содержание основных этапов подготовки

Дипломной работы

Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающей кафедрой "Банковское дело" с периодическим (ежегодным) обновлением. Студентам предоставляется право самостоятельного выбора темы выпускной работы, в т.ч. предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Дипломные работы на одну и ту же тему могут писать не более двух студентов из каждого потока.

Темы дипломных работ должны быть предварительно утверждены заведующим кафедрой по заявлениям студентов. Заявления составляются в произвольной форме и подписываются у заведующего кафедрой, после чего сдаются ответственным преподавателям по разным формам обучения.

Заявления хранятся на кафедре и служат подтверждением выбора студентом темы дипломной работы.

Темы дипломных работ должны быть окончательно выбраны и закреплены за студентами:

-для дневной и вечерней форм обучения – до 15 февраля;

-для заочной формы обучения – до 1 марта.

Выбор темы в более поздний срок рассматривается в особом порядке и признается только в исключительных случаях.

Кафедра в установленные сроки назначает для каждого студента выпускного курса руководителя дипломной работы из числа преподавателей кафедры. Распределение студентов производят ответственные преподаватели по дневному, вечернему и заочному обучению. Назначение руководителя дипломной работы производится с учетом научных интересов преподавателей и пожеланий студентов. Выбранная тема и назначенный руководитель фиксируются ответственным преподавателем в соответствующем списке. Все изменения в разрабатываемую тему (в т.ч. изменение самой темы диплома) могут вноситься только после согласования с ответственным преподавателем. Название темы должно строго соответствовать плану дипломной работы, ее содержанию, поставленным задачам.

После обсуждения и утверждения темы работы с руководителем студент оформляет два экземпляра задания по подготовке дипломной работы. Оба экземпляра подписываются заведующим кафедрой и научным руководителем. Причем один экземпляр задания хранится на кафедре и служит подтверждением выбора студентом данной темы работы. Второй экземпляр прикладывается к готовой дипломной работе и является ее необходимой частью.

План дипломной работы разрабатывается студентом самостоятельно после утверждения темы и согласовывается с научным руководителем.

Структурно дипломная работа должна состоять из следующих составных частей:

- введения;

- основной части в соответствии с утвержденным заданием на дипломную работу (приложение 5);

- заключения;

- списка литературы;

- приложений.

Во введении (ориентировочно 2-3 машинописных страницы) раскрывается актуальность и практическое значение выбранной темы и формулируются предмет исследования, основные задачи исследования, объект исследования.

Актуальность темы объясняет интерес к ней студента, своевременность разработки темы для текущего времени. Актуальность обосновывается применительно к конкретной теме, а не к банковским проблемам в целом.

Практическая значимость показывает прикладной характер работы, возможность применения ее результатов на практике.

Предмет исследования определяется темой дипломной работы. В качестве предмета исследования может выступать процесс, сфера, вид банковской деятельности, метод, организационная структура управления или иное явление, которые подлежат исследованию.

Объект исследования – это место прохождения преддипломной практики, на материалах которого выполняется дипломная работа. Во введении указывается, материалы какого подразделения (подразделений) банка (филиала банка) использованы при написании работы.

Задачи исследования в дипломной работе – это теоретические и практические задачи, которые во "Введении" должны быть конкретизированы исходя из выбранного предмета исследования. Задачи исследования определяют структуру (план) дипломной работы.

Основная часть дипломной работы должна делиться на главы (как правило, три) и внутри них на параграфы (подразделы), в достаточной степени раскрывать название дипломной работы, содержать как теоретические аспекты исследования, так и практические выводы, рекомендации (практическую часть). Недопустимо, когда название какой-либо главы полностью совпадает с названием дипломной работы, а название какого-либо параграфа дублирует название главы. Нецелесообразно в главе иметь мелкие или много параграфов, их лучше объединять в достаточно крупные параграфы (не менее 3-5 стр.).

Первая глава обычно является теоретической. В ней раскрывается сущность экономических процессов, явлений во взаимосвязи и развитии. Она обязательно должна включать обзор и анализ отечественной и зарубежной экономической литературы по исследуемым вопросам, рассмотрение и критическое сравнение между собой различных существующих точек зрения по выбранной тематике, изучение на этой основе достигнутого уровня решения анализируемой проблемы, выявление уже решенных задач и одновременно обоснование и постановку основных нерешенных проблем и спорных вопросов. При подготовке этой главы студент обязательно должен делать сноски на литературные источники, из которых заимствованы основные идеи и теории, упомянутые в работе. В зависимости от специфики структуры работы и количества глав в первой главе может быть проведен общеэкономический анализ сложившейся практики хозяйствования, раскрыты особенности зарубежного опыта в решении тех или иных вопросов.

Во второй главе рекомендуется сделать акцент на обобщении собранного фактического материала о практической деятельности банков и их подразделений, законодательных и инструктивных материалах, статистических данных и другой информации. В данную прикладную часть дипломной работы целесообразно включать обоснование и разработку методик анализа и управления различными операциями, а также проведение расчетов с включением табличного материала.

В третьей главе дипломной работы излагаются конкретные самостоятельные выводы и рекомендации студента по решению тех или иных задач, совершенствованию действующего правового регулирования данных вопросов.

В конце каждой главы рекомендуется делать основные выводы.

Информационными источниками для написания дипломной работы служат: отечественная и зарубежная литература (книги, брошюры, журнальные и газетные статьи), ведомственные нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, положения и т.д.), периодические статистические отчеты и сборники, материалы производственной и преддипломной практики, материалы Internet.

Важным условием успешного раскрытия выбранной темы является ознакомление с материалами, опубликованными в периодических изданиях, таких как «Деньги и кредит», «Финанс», «Банковское дело», «Банковские технологии», «Деньги», «Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Наши деньги», «Эксперт», еженедельные экономические газеты «Экономика и жизнь», «Бизнес и банки», «Коммерсантъ» и т.п.

Можно рекомендовать также использование материалов научно-практических конференций и семинаров, более оперативно и остро отражающих актуальные проблемы экономической жизни страны, а также бесед со специалистами – учеными и практиками. Не следует использовать при написании работы устаревшие материалы, а также ограничиваться рассмотрением малого количества материалов периодической печати последних лет издания. При написании работы обязательно использовать источники, изданные за последние 2 года.

Основные выводы и предложения как теоретического, так и практического характера, полученные в результате дипломного исследования, отражаются в заключении в сжатой форме (3-4 машинописных страницы). При этом представляют интерес итоги самостоятельной работы студента, а не общеизвестные сведения. Наиболее ценные выводы и предложения в заключении должны излагаться кратко без подробного обоснования. Целесообразно структурировать сделанные выводы в виде отдельных пунктов (5-9).

Следует также учитывать, что члены Государственной аттестационной комиссии не в состоянии ознакомиться со всем содержанием дипломной работы, поэтому они оценивают ее результаты, основываясь, как правило, на заключении. Для этого в заключении дипломной работы следует отражать все наиболее ценные выводы и рекомендации, сделанные автором в основной части работы.

Список литературы помещается после основного текста работы. В список литературы включаются только те источники, которые реально использовались при подготовке дипломной работы. Рекомендуется в работе использовать от 30 до 50 литературных источников, не считая внутренних банковских документов и материалов Интернета.

Целесообразна следующая последовательность расположения используемых источников: законы, указы, постановления, ведомственные документы (инструкции, положения, письма, приказы, методические указания и т.п.), книги и статьи из периодики на русском языке, книги и статьи на иностранном языке, неопубликованные материалы. Все указанные материалы располагают в алфавитном порядке по первым буквам фамилий авторов или заглавий с учетом последующих вторых, третьих и т.д. букв. Нумерация документов в списке литературы должна быть сплошной – от первого до последнего названия. Библиографическое описание каждого источника составляется по определенной схеме и состоит из ряда обязательных элементов в соответствии с существующим ГОСТом (необходимые рекомендации приводятся в приложении 6). Следует иметь в виду, что правильное библиографическое описание по большинству книг содержится в них самих на стр. 2. ниже УДК.

Приложения включают в себя в основном крупные таблицы, графики, схемы, чертежи, диаграммы, ценные выписки из методических документов, применяемых в кредитных организациях – базах практики, а также другие интересные вспомогательные материалы по теме исследования. Особую ценность представляют таблицы, схемы и т.д., являющиеся результатом самостоятельной разработки дипломника. При этом если таблица небольшая (до 1 страницы), ее лучше поместить в основной текст дипломной работы. В соответствующих местах дипломной работы следует делать ссылки на соответствующие приложения. На первой странице каждого приложения сверху проставляется соответствующее название и номер, например, «Приложение 5».

Для студентов дневной и вечерней форм обучения необходимым приложением к дипломной работе является учебно-методическая разработка, составленная на основании материалов прохождения преддипломной практики. Учебно-методическая разработка может представлять собой какую-либо интересную задачу по курсу «Банковское дело» или курсам специализации или деловую ситуацию с решениями.

Дипломная работа в окончательном варианте должна быть представлена научному руководителю для написания отзыва не позднее, чем за две недели до защиты дипломной работы перед Государственной аттестационной комиссии.

На оформленную работу студента научный руководитель готовит отзыв (приложение 3), в котором указывается ее актуальность, научная и практическая значимость, соответствие другим требованиям, предъявляемым к подобного рода исследованиям. Руководитель отмечает основные позитивные моменты, имеющиеся недостатки и дает рекомендацию к защите работы перед Государственной аттестационной комиссией.

В том случае, если руководитель считает, что представленная работа не соответствует предъявляемым требованиям, она не допускается к защите.

Работа должна иметь отзыв рецензента (приложение 4), в котором дается оценка актуальности, научной и практической значимости работы, степени ее самостоятельности, отмечаются положительные и отрицательные стороны ра­боты. Список рецензентов утверждается кафедрой.

Дипломная работа должна иметь также краткую аннотацию (1 машинописная страница), которая составляется студентом самостоятельно (Приложение 2) и подписывается им.

Приложением к работе является также задание по ее подготовке, которое выдается руководителем и подписывается студентом при его получении и заведующим кафедрой – перед защитой работы.

Процесс защиты дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии включает:

1) подготовку студента к защите;

2) выступление его на заседании Государственной аттестационной ко­миссии;

3) вопросы членов Государственной аттестационной комиссии и других присутствующих на защите лиц и ответы на них студента;

4) выступление преподавателя – научного руководителя дипломной работы;

5) выступление рецензента (при его отсутствии Государственной атте­стационной комиссией зачитывается отзыв рецензента на данную работу);

6) выступление участников дискуссии;

7) заключительное слово студента;

8) оценку дипломной работы членами Государственной аттестационной комиссии.

Подготовка студента к защите требует гораздо большего времени, чем сама защита. На защиту следует:

1) Составить короткий (на 5-7 минут) доклад, в котором отразить актуальность и практическое значение выбранной темы, самостоятельно выполненные работы, соответствующие им основные результаты (выводы и предложения) исследования, их краткое обоснование, теоретическое и практическое значение. Доклад должен быть логичным и последовательным по содержанию. В него целесообразно для доказательности основных положений проведенного исследования включить наиболее важные цифры, формулы, примеры из практики.

2) Подготовить иллюстративный раздаточный материал (в необходимом количестве экземпляров для членов Государственной аттестационной комиссии – обычно 5-6). В раздаточном материале приводятся: фамилия, имя, отчество выступающего, название работы, план, основные выводы и рекомендации, изложенные на 2-3 страницах. В него же включают наиболее показательные и интересные таблицы, графики, схемы, диаграммы, другой цифровой материал и т.п. Такой раздаточный материал должен отражать основные самостоятельные разработки дипломника, а не общеизвестные сведения, цифры из публикуемых статистических сборников, книг и т.д.

Иллюстрации и пояснения к дипломной работе готовятся на листах бумаги формата А4, А3 в 5-6 экземплярах и раздаются на защите каждому члену Государственной аттестационной комиссии.

3) Продумать ответы на замечания научного руководителя и рецензента. Возможны различные варианты ответов: согласие с ними, возражение с обоснованием, обещание учесть в дальнейшей работе, извинение за допущенную небрежность, отклонение замечания (например, данный вопрос не был рассмотрен, поскольку не входит в поставленные в данной дипломной работе задачи исследования; текст неверно понят руководителем, рецензентом), разъяснение (ограниченный объем работы не позволяет рассмотреть данный вопрос и т.д.).

Дипломная работа защищается студентом публично перед Государственной аттестационной комиссией. В ходе защиты выпускник делает подготовленный заранее доклад, а затем отвечает на вопросы, поставленные членами аттестационной комиссии и другими присутствующими на защите лицами. Сначала вопросы задают члены Государственной аттестационной комиссии, а потом – остальные присутствующие. Корректными следует считать те вопросы, которые относятся к теме дипломной работы. Необходимо дать ответы на все заданные вопросы. Основным достоинством при ответе на вопросы являются краткость и убедительность.

Научный руководитель и рецензент, присутствующие на защите, дают собственную характеристику работы студента (в их отсутствие письменные отзывы зачитывает председатель Государственной аттестационной комиссии).

В заключительном выступлении студент отвечает на критические замечания руководителя, рецензента, участников дискуссии, объясняет причины отмеченных недостатков дипломной работы.

Комиссия обсуждает дипломную работу и выносит решение об оценке, учитывая мнение научного руководителя и рецензента, а также результаты защиты. По лучшим дипломным работам аттестационная комиссия отмечает "самостоятельность выполнения работы", "особую теоретическую и практическую ценность исследования", а студенты, проявившие способности к научному творчеству, рекомендуются в аспирантуру.

В случае неудовлетворительной оценки аттестационная комиссия может принять решение о необходимости доработки и назначении нового срока защиты дипломной работы.

Студенты, не допущенные к защите или не защитившие дипломную работу, лишаются права на получение диплома, и им выдается справка о прослушанных курсах.

Протокол заседания Государственной комиссии подписывается Председателем и членами комиссии. Положительное решение комиссии является основанием для оформления и выдачи государственного диплома установленного образца о высшем образовании.

 

III. Оформление дипломной работы

Этот этап подготовки дипломной работы является очень важным. Пренебрежение установленными стандартами оформления работы может привести к занижению ее оценки, учитывая даже хорошее по содержанию проведенное дипломное исследование.

Дипломная работа должна быть написана грамотным литературным научным языком. Она должна быть представлена в отпечатанном виде. Текст дипломной работы должен соответствовать ее плану.

Общий объем дипломной работы должен составлять 70-90 страниц печатного текста (шрифт 14 Times New Roman, через 1,5 межстрочных интервала).

Необходимо использовать листы белой бумаги стандартного размера формата А4, оставляя поля: левое - 3 см, правое - 1 см, верхнее – 2 см, нижнее -2,5 см. Все страницы работы нумеруются только арабскими цифрами. Номера страниц проставляются в правом нижнем углу страницы. Титульный лист установленной формы является первой страницей дипломной работы (Приложение 1); на нем номер страницы не ставится.

На второй странице рекомендуется давать план работы, содержащий названия разделов (введение, главы, заключение и т.п.) и подразделов (параграфов) с указанием соответствующих страниц.

Рекомендуется оформлять заголовки разделов прописными буквами, а заголовки подразделов – строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Слова, выполненные на отдельной строке прописными буквами ("ПЛАН", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ"), служат заголовками соответствующих разделов и не нумеруются.

Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 2 интервалам. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 1 интервал.

Главы работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Параграфы нумеруют в пределах каждой главы. Номера параграфов состоят из номеров главы и параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа также должна ставиться точка. Например, "2.3." (третий параграф второй главы). Пункты нумеруют в пределах каждого параграфа. Номер пункта должен состоять из номера главы, параграфа и пункта, разделенных точками. Например, "2.4.2." (второй пункт четвертого параграфа второй главы).

Каждый раздел работы (введение, глава, заключение и т.п.) целесообраз­но начинать с нового листа. Параграфы и пункты с новой страницы начинать не требуется.

Не допускаются в работе самовольные сокращения слова или слов, кроме общепринятых (РФ, ЦБ РФ и т.д.).

Составными частями компиляционного и оригинального текста дипломной работы служат: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки, примеры, формулы, расчеты, цифры, цитаты, ссылки, выводы, рекомендации, их обоснования и т.д. Существуют установленные стандарты оформления таблиц, ссылок, написания формул и т.д., которые необходимо выполнять.

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом "Рис." и имеют сквозную нумерацию в пределах всей работы арабскими цифрами, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер иллюстрации помещают ниже поясняющей подписи. Если в дипломной работе приведена одна иллюстрация, то ее не ну­меруют и слово "Рис." не пишут. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке; их располагают после первой ссылки на них. Иллюстрации должны иметь название. При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими данными (подрисуночным текстом). Название иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные – под ней.

Отдельно следует сказать о правилах оформления таблиц. Таблицы тоже имеют сквозную нумерацию (за исключением таблиц, приведенных в приложении) арабскими цифрами. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись "Таблица" с указанием номера таблицы. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово "Таблица" не пишут. Таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово "Таблица" начинают с прописной буквы и не подчеркивают. Заголовки граф таблиц должны начинаться также с прописных букв. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Ссылки на литературные источники допускается давать либо внизу стра­ницы, либо в тексте в скобках, когда сначала указывается номер источника в списке литературы, а затем номер страницы данного источника. Например, "(10, с. 22)". Ссылки на несколько источников отделяют друг от друга точкой с запятой. При этом обязательно соблюдение основных требований к оформлению литературных источников.

Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например, "рис. 3.". На все таблицы должны быть также ссылки в тексте, при этом слово "Таблица" в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номе­ра, и сокращенно - если имеет номер, например:"... в табл. 2 ".

Текст дипломной работы студента должен быть насыщен достаточным количеством цифрового материала и примерами из действующей практики. Расчеты можно проводить как на фактических цифрах, показателях, так и условных (в интересах соблюдения коммерческой тайны). Примеры выглядят более убедительными, если они отражают массовые явления, а не являются единичными и нетипичными.

В конце работы на последней странице заключения автор должен проставить свою подпись и дату завершения работы.

Дипломная работа должна быть сшита в специальной папке или переплетена.


Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: