Одним из важных направлений деятельности УФМС России по Приморскому краю продолжает оставаться оказание государственных услуг в электронном виде, развитие межведомственного электронного взаимодействия. Совершенствование оказания услуг гражданам развивается одновременно по нескольким направлениям, в их числе с использованием возможностей единого государственного портала, а также путем внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
По состоянию на 31 декабря 2014 года на территории Приморского края 53 ТСП и 5 отделов Управления оказывают населению государственные услуги в электронном виде, развернуто 62 отдельно стоящих автоматизированных рабочих мест, подключенных посредством сети «Интернет» к Порталу государственных услуг. Результаты деятельности по предоставлению государственных услуг при подаче заявлений в электронном виде по состоянию на 31 декабря 2014 года представлены в таблице 1:
Таблица 1 - Результаты деятельности по предоставлению государственных услуг
Услуга/ Вариант | УФМС России по Приморскому краю | ||||||||
Подано заявлений | Отклонено | Выдано документов | |||||||
% к АППГ | % к АППГ | % к АППГ | |||||||
Выдача заграничных паспортов гражданина РФ нового поколения | -20 | -17 | +11 | ||||||
Выдача заграничных паспортов гражданина РФ старого образца | -30 | -53,4 | -29 | ||||||
Выдача (замена) и учет внутренних паспортов Гражданина РФ | +49,1 | +112 | -3,2 | ||||||
Регистрационый учет граждан РФ | +1 | +18 | -3,2 | ||||||
Выдача вида на жительство в РФ | |||||||||
Разрешение на временное проживание в РФ | |||||||||
Адресно-справочная работа | -18 | -80 | -16 | ||||||
Выдача приглашений на въезд в РФ | +52 | +321 | +73,3 | ||||||
ИТОГО: | -20 | -21,3 | -2,4 |
Источник: www.fms.gov.ru
Анализ поданных гражданами заявлений о предоставлении государственных услуг в электронном виде показал, что доля выданных документов по всем направлениям оказываемых услуг составила 84% (АППГ – 69,1%), отклоненных – 15,4% (АППГ – 15,7%).
В 2014 году через портал www.gosuslugi.ru принято 92210 заявлений для оказания различных видов государственных услуг, что на 19,5% меньше аналогичного показателя прошлого года (АППГ – 114496).
На сегодняшний день важнейшим направлением в государственном управлении является применение современных технологий и интернет-сервисов для обеспечения условий упрощающих не только взаимодействие гражданского общества с органами власти, но и органов власти друг с другом. Межведомственное и межуровневое взаимодействие требует современных технологий.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2011 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 октября 2011 года во всех структурных подразделениях УФМС России по Приморского края организована работа в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), посредством которой реализована возможность формирования запросов и ответов на запросы в региональные и федеральные органы исполнительной власти В настоящее время в электронном виде, используя программное обеспечение «Сервисный концентратор», имеется возможность направить запросы в МВД России, МИД России, ФНС России, Ространснадзор, Росреестр, ПФР, ФССП России, Минобороны России, Федеральное казначейство и отвечать на запросы в части действительности паспорта гражданина РФ, регистрации граждан РФ и ИГ, действительности РВП и разрешения на работу ИГ, паспортного досье по установочным данным.
Система межведомственного взаимодействия позволяет минимизировать взаимодействие гражданина с иными органами государственной власти при получении государственных услуг. За 2014 год из ведомств в адрес УФМС России по Приморскому краю поступило 175136 запросов (АППГ – 172685; +1,4%). Сотрудниками УФМС России по Приморскому краю в другие ведомства посредством СМЭВ направлено 109115 запросов (АППГ – 33137; +229,3%).
В настоящее время всем пользователям УФМС России по Приморскому краю, зарегистрированным в прикладном программном обеспечении «Территория», предоставлен доступ к модулю «Учет качества оказания государственных услуг», посредством которого реализована передача контактных данных гражданина, которому была оказана государственная услуга, для выявления мнения о качестве предоставления государственных услуг в «Федеральный телефонный центр сбора мнений граждан о качестве государственных услуг».
УФМС России по Приморскому краю организована работа по информированию граждан о возможности оценки ими качества предоставления государственных услуг путем размещения в местах оказания государственных услуг информационных стендов и памяток, содержащих нормативные правовые акты по данному вопросу. В 2014 году в Минэкономразвития России передано 4540 сведений о телефонных номерах граждан, обратившихся за получением государственных услуг, для последующего прохождения СМС-опроса о качестве оказанной им государственной услуги. В рамках реализации поручения Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 23 мая 2014 г. № 8, с целью повышения качества оказания государственных услуг посредством работы с отзывами граждан на сайте «Ваш контроль» сотрудниками УФМС России по Приморскому краю проводится ежедневный мониторинг сайта. В 2014 году на сайт «Ваш контроль» поступило 8 отзывов (АППГ – 2; +300%), из них: 4 – положительных (АППГ – 1; +300%) и 4 – отрицательных (АППГ – 1; +300%).
УФМС России по Приморскому краю достигнуты следующие показатели: – показатель «Количество государственных услуг ФМС России, оказанных в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг»: в 2014 году составил 91546 (АППГ – 93887; -2,4%). Так как показатель введен в Доклад в 2014 году, то на среднесрочную перспективу 2014-2016 годов не планировался;
– показатель «Доля оказанных государственных услуг гражданам Российской Федерации через Единый портал государственных и муниципальных услуг от общего числа оказанных государственных услуг гражданам Российской Федерации, %»: в 2014 году – 10,7%. Так как показатель введен в Доклад в 2014 году, то на среднесрочную перспективу 2014-2016 годов не планировался;
‒ показатель «Доля оказанных государственных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства через Единый портал государственных и муниципальных услуг от общего числа оказанных государственных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства, %»: в 2014 году – 0,0004. Так как показатель введен в Доклад в 2014 году, то на среднесрочную перспективу 2014-2016 годов не планировался;
– показатель «Количество переданных сведений о телефонных номерах заявителей в Минэкономразвития России с использованием профильного программного обеспечения «Территория» для последующего прохождения гражданами СМС-опроса о качестве оказанной им государственной услуги»: в 2014 году – 4540. Так как показатель введен в Доклад в 2014 году, то на среднесрочную перспективу 2014-2016 годов не планировался. Показатель «Количество отзывов граждан на интернет-сайте «Ваш контроль»: в 2014 – 8 (АППГ – 2; +300%). Так как показатель введен в Доклад в 2014 году, то на среднесрочную перспективу 2014-2016 годов не планировался; показатель из них: положительных: в 2014 – 4 (АППГ – 1; +300%). Так как показатель введен в Доклад в 2014 году, то на среднесрочную перспективу 2014-2016 годов не планировался; показатель из них: отрицательных: в 2014 – 4 (АППГ – 1; +300%). Так как показатель введен в Доклад в 2014 году, то на среднесрочную перспективу 2014-2016 годов не планировался[8].
3. Основные направления развития управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю
На современном этапе в Российской Федерации вопросам миграционной политики уделяется особо пристальное внимание, так как современное состояние миграционной системы Российской Федерации вызывает острую необходимость в корректировке проводимой государственной миграционной политики: у Федеральной миграционной службы возникают все новые полномочия для соблюдения законодательного статуса данных лиц их прав и свобод. В связи с этим происходит реконструкторизация ФМС. Появляются все новые проблемы ее деятельности, которые государственные органы стараются исправить.
В докладе «О результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2014 год», прописаны основные результаты деятельности ФМС в 2014 году, также, в основе документа определены основные цели и разработанные под них задачи, намеченные к решению ФМС России в 2015, 2016 и 2017 годах[9].
Исходя из изученного мною материала, я могу сделать вывод, что разработанные задачи, действительно, приводят к положительной ситуации, как в стране, так и в крае. К примеру, поставленная задача, как одно из основных направлений развития ОУФМС: «о государственной дактилоскопической регистрации», требовала совершенствования, поскольку в настоящее время значительно возросла и обострилась потребность внедрения точных методов идентификации личности человека в широкую повседневную практику, и в то же время на новый уровень вышло развитие одного из наиболее эффективных методов установления или подтверждения личности человека - дактилоскопического.
За счет возрастающих возможностей программно-технических комплексов становятся доступными для оперативных проверок миллионные массивы дактилоскопического материала, что повышает розыскные и контрольные возможности. Так, в современных условиях дактилоскопическая информация используется как для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, предупреждения и выявления административных правонарушений, так и при розыске пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, установлении личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, а также для подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Следовательно, введется совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий[12].
Ведется и реализация Государственных программ в сфере федеральной миграционной службы, в рамках которой стоит совершенствование ключевых государственных функций, достижений приоритетов и целей государственной политики в сфере социально – экономического развития и безопасности.
В составе государственной программы «Содействие занятости населения» от 15 апреля 2014 г. № 298 Федеральная миграционная служба является соисполнителем в подпрограммах «Внешняя трудовая миграция» и «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»;
Кроме того в еще нескольких государственных программах Федеральная миграционная служба является участником подпрограмм:
- «Информационное государство» государственной программы «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» от 15 апреля 2014 г. № 313;
- «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 15 апреля 2014 г. № 323;
- «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» государственной программы «Социальная поддержка граждан» от 15 апреля 2014 г. № 296[9].
Также, ведется упрощение правил переселения иностранных граждан в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей и создание условий для семейной иммиграции, создание эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда; совершенствование механизма квотирования и иных инструментов регулирования привлечения иностранной рабочей силы; введение дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно-частного партнерства, поддержка регионов и территорий, проводящих активные меры по привлечению мигрантов, в рамках федеральных программ [15].
Заключение
В ходе производственной практики в Отделе Управления миграционной службы России по Приморскому краю в Первомайском районе города Владивостока я ознакомился со структурой и деятельностью учреждения, нормативно-правовыми документами, с правилами внутреннего трудового распорядка, с инструкциями и правилами охраны труда и техники безопасности, ознакомился с деятельностью отдела управления Федеральной миграционной службы.
Исходя из предоставленных данных за 3 месяца 2015 года оформлено 2321 паспорт гражданина России, в том числе 216 паспортов гражданам, достигшим 14-летнего возраста. По месту жительства зарегистрировано 3081 граждан Российской Федерации и снято с регистрационного учета 1312 человека. Также, в текущем году сотрудниками отдела было принято 265 заявлений от граждан по факту утраты и хищения паспортов. С начала 2015 года принято 125 уведомлений от граждан РФ о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
Служащие имеют большую профессиональную и методическую подготовку, что позволяло им грамотно ставить задачи и доходчиво разъяснять непонятные моменты в случае их появления. Таким образом, выполнение заданий не составляло какой-либо трудности.
В результате практики можно прийти к выводам, что в УФМС России по Приморскому краю, безусловно, существуют как положительные, так и отрицательные моменты.
В ходе прохождения производственной практики в полной мере были достигнуты следующие задачи:
1. Изучены основные направления и виды деятельности УФМС России по Приморскому краю.
2. Изучена структура УФМС.
3. Рассмотрены функции, задачи и документация отдела оформления разрешений на временное проживание и видов на жительство.
4. Проанализирована деятельность УФМС России по Приморскому краю.
5. Изучена кадровая политика УФМС России по Приморскому краю, система оплаты труда работников.
6. Выявлены плюсы и минусы в ее функционировании.
Таким образом, я получил представление о деятельности органов муниципального управления, систематизировал свои знания в области государственного и муниципального управления, наработал практические навыки в области будущей профессиональной деятельности, следовательно, все поставленные цели практики были достигнуты.