ХОРОШО ДЛЯ ОПАЛ КИВАНИЯ -ПЛОХО ДЛЯ БАЛАНСА




Расположение опорных звеньев или, проще, рук и ног на сна­ряде — важнейший элемент техники движений на бревне. Многолет­няя практика выработала расхожие приемы постановки стопы и кис­ти на бревно, однако потребность в ясном определении, осознании причин применения той или иной техники расположения опорных звеньев на бревне осталась, так как, действуя, казалось бы, традици­онно, гимнастки не всегда точны в выборе позиции опорных звеньев на снаряде. Попробуем упорядочить основные представления, свя­занные с этим.

Выбор технически эффективной опоры зависит от ряда фак­торов.

Прежде всего — от двигательной задачи. Разные упражнения тре­буют, конечно, разной опоры. Основные различия здесь — между действиями на стабилизацию позы и — на создание движения. То, что хорошо для фиксации стоек (включая быстрый приход в них), часто совершенно не пригодно для отталкиваний и подобных им дей­ствий.

На рис. 166в упорядоченной форме показаны основные рабочие положения на ногах в стойке поперек. Симметричная позиция а—на полной стопе, с плотно сомкнутыми ногами, незаменима при актив­ных отталкиваниях с места на переворотах и сальто назад. Сомкну­тые стопы позволяют (особенно при подъеме на полупальцы) скон­центрировать на минимальной площади максимальное для этих ус­ловий давление и точно сориентировать направление импульса, обеспечивающего отталкивание. Приход же в такое положение после прыжка, тем более сложного, возможен только теоретически, а на практике был бы крайне ненадежен и опасен.

Позиция на фиг. ^асимметрична и отличается от предыдущей лег­кой расстановкой стоп в передне-заднем направлении и некоторой их супинацией. Еще больше эти особенности выражены в позиции на фиг. в. Та и другая позиции, особенно в, используются для испол-


172. Хорошо для отталкива ния — плохо для баланса

нения отталкиваний «с темпа», в соединениях «рондат-фляк», «фляк-сальто» и т. п. В биомеханическом плане такие рабочие поло­жения хуже для отталкивания, чем симметричная позиция а, онили-шают гимнастку возможности выполнять одновременный толчок обеими ногами, усилие растягивается во времени, становится «рых­лым» (165). Но что поделать! —Действовать в этой ситуации из пози­ции а крайне затруднительно, хотя в процессе совершенствования техники отталкивания нужно непременно стремиться к сближению ног в передне-заднем направлении, подтягиваясь к идеалу, показанно­му на фиг. а.

На фиг. г — позиция, логически завершающая ряд «д-г». Здесь ноги сильно расставлены вдоль бревна. Такое положение нормально для приходов на бревно, в том числе с последовательной постановкой стоп. Она может использоваться и для отходов на медленные перево­роты вперед и назад, маховые сальто, для шагов и проч., но совершен­но не пригодна для выполнения мощных отталкиваний с полетом.

Сравнивая позиции, показанные трис. 166, сделаем также следу­ющие дополнительные выводы.


БРЕВНО___________________________________________________________

1. Опорные позиции на бревне могут существенно различаться степенью покрытия опоры, то есть создаваемой ими эффективной площадью опоры. В положениях «а-г» она последовательно нарастает (показана штриховкой), а наименьшими размерами характеризуется площадь опоры, возникающая при подъеме на полупальцы (допол­нительная шриховка на фиг. а). Запомним, что это соответственно ухудшает условия отталкивания, но — улучшает условия прихода на бревно и последующего баланса.

2. Расположение стоп на опоре существенно влияет на возможно­сти активного сопротивления сбивающим воздействиям. Это имеет отношение не только к продольным и поперечным размерам площа­ди опоры, что, конечно, особенно важно, но и к функциональной специфике опорного аппарата человека. Так, супинация стоп (б-г), их разворот наружу увеличивает возможности гимнастки при сопро­тивлении наиболее опасным колебаниям в поперечном направлении, так как в этом случае возможно балансирование за счет сгибания-разгибания стопы.

3. От расположения стоп на поверхности бревна зависят особен­ности ощущений, важных для балансирования — чувство снаряда, Известно, что для работы на бревне гимнастки обуваются лишь символически или работают босиком, так как нога должна хорошо чувствовать снаряд. Но, мало этого, в большинстве случаев ноги рас­полагаются так, что наружный край стопы находится за пределами опоры, и мизинцы остаются вне бревна. Казалось бы, это странно — зачем умышленно уменьшать себе площадь опоры? Дело, однако, в том, что опора наружным краем стопы и четвертым-пятым пальцами мало что может дать гимнастке в плане силового взаимодействия со снарядом, но зато ощущения, которые она получает, нажимая на об­рез бревна, очень много говорят, сигналят ей об особенностях теку­щей двигательной ситуации; гимнастка «хватает» ногой опоруидер-жит ее под чувственным контролем.

Разумеется, кроме описанных рабочих положений стоп в ши­рокой практике используются многие их варианты, особенно, если учесть необходимость действовать в стойках продольно, изме­нять положение стопы при поворотах, подниматься на полупальцы и т. д.

Однако, во всех этих случаях основные факторы, определяющие эффективность расположения стоп на опоре, те же самые. Это: пло­щадь опоры (поменьше для отталкивания, побольше для равнове­сия), условия активного взаимодействия с опорой и — возможность лучше чувствовать снаряд.


____________________________ 173. Уметь руку приложить...

УМЕТЬ РУКУ ПРИЛОЖИТЬ...

Технические правила, действующие при опоре ногами (172), в целом сохраняют свою силу и в применении к опоре руками. Хотя, конечно, есть особенности — позиции рук на опоре более разнооб­разны, более вариативны. Прокомментируем ряд моментов, харак­терных для опорных положений рук на бревне.

Нарис. 767некоторые позиции, используемые при опорах попе­рек. Симметричная постановка рук (а) используется при исполне­нии многих упражнений, как статических, так и динамических. Большие пальцы направлены вперед и составляют основную опору при завалах в эту сторону. Остальные пальцы чутко фиксируют ребро и боковую поверхность бревна, охватывая снаряд. Опорная площадь здесь невелика, но тесный контакт с опорой дает в этом по­ложении хорошее чувство снаряда. Возможна и асимметричная рас­становка кистей в этом «хвате», например, при последовательной по­становке на опору во время «перекидок» и тому подобных движений.


БРЕВНО


Спичаговые» нюансы


 


Позиция на фиг. 6отличается отсутствием захвата боковой части бревна, что несколько компенсируется возможностью широкого раскрытия кисти и увеличения тем самым опорной площади.

В зависимости от индивидуальной техники, гимнастки применя­ют как прямую установку кисти (б), так и их разворот (в), чаще — с анатомически более удобной здесь пронацией. Характерна прониро-ванная позиция кистей с установкой пальцами внутрь опоры (г), применяемая, в частности, при быстрой «слепой» постановке кистей во время исполнения переворотов назад и в аналогичных ситуациях. Такая техника довольно надежна и позволяет увереннее находить опору кистями без контроля зрением, а в случае неточностей, кор­ректировать движение боковым смещением тела.

Во всех упомянутых случаях возможны многочисленные вариан­ты установки кистей в рабочих положениях поперек. Прямая поста­новка одной кисти (б) может сочетаться с разворотом другой (в), так­же как может меняться и расстановка рук по отношению друг к другу. Иногда можно даже наблюдать перекрытие одной кисти другой (д).

Выбор того или иного варианта техники зависит от многих при­чин: особенностей структуры и техники предшествующего и после­дующего элементов, реальной двигательной ситуации, а также от двигательных качеств гимнастки. Так, есть основания полагать, что индивидуальные способы постановки кистей на опору, удобные гимнасткам, зависят, помимо прочего, от степени подвижности в плечевых суставах.

Рабочие положения кистей в опорах продольно менее вариатив­ны. При исполнении упражнений типа стоек наиболее предпочти­тельна постановка кистей с опорой о горизонталь бревна основанием ладони и корневыми фалангами пальцев (е). Смещение кисти назад по опоре с выводом почти всей длины пальцев на поверхность бревна уменьшает плотность захвата опоры и дискомфортно по ощущени­ям. А опора только ладонью с пальцами, опущенными вдоль бокови­ны бревна, снижает возможности управления движением в передне-заднем направлении.

Наконец, при движениях типа переворота боком, рондата могут использоваться позиции типа показанной на фиг. ж—пальцами друг к другу (фактически — с пронацией одной из кистей), хотя и здесь степень разворота ладоней может быть различной и всегда определя­ется суммой индивидуальных технических «приспособлений» гим­настки к данному движению.

Сравнивая опорные положения рук и ног, можно видеть, что в обоих случаях важно соблюдение одних и тех же принципов, а имен-


но: для повышения надежности равновесия желательно увеличение площади опоры, использование возможностей ее захвата и доступ­ной степени сопротивления наиболее опасным, ожидаемым колеба­ниям тела; и, наконец — желательно увеличение осязательного кон­такта опорного звена с поверхностью снаряда.

Вместе с тем, очевидно, что существует множество подвижек в ра­бочих положениях рук и ног, и наиболее удобные для гимнастки по­зиции в конечном итоге вырабатываются ею индивидуально.

Бревно — дело тонкое! Следуя стратегии выработки наилучшей техники на этом снаряде, тренер должен, тем не менее, в нужный момент предоставлять гимнастке свободу выбора наиболее удобных для нее технических решений. Главный критерий здесь — качество исполнения и его надежность.

СПИЧАГОВЫЕ» НЮАНСЫ

Выполнение на бревне стоек на руках дается гимнасткам несколь­ко труднее, чем гимнастам-мужчинам по вполне понятным причи­нам, главные из которых — особенности опоры и силовые возможно­сти. Поэтому технические детали выходов стойку в этом случае становятся особенно важными50. Покажем это на примере только одного модельного упражнения — силовой стойки согнувшись в упоре продольно. Ряд основных требований к исполнению такого движения мы уже излагали в главе, посвященной мужским брусьям (77). Действуют они и в данном случае, но реализация их в условиях бревна, конечно, более сложна и трудна.

Наиболее простой способ выхода в стойку согнувшись продоль­но — наскоком с последующим дожимом {рис. 168-а). Решающая фаза этого движения — темпо-силовой или чисто силовой подъем из упора стоя через упор (к. Г) в стойку согнувшись (к.к. 1—4). Здесь главное требование — всемерное сгибание тела по ходу движения кверху: как только становится возможной полная «складка» в тазо­бедренных суставах (к.к. 3—4), она должна быть использована, иначе резко повышаются и необходимые силовые затраты и риски, связан­ные с равновесием. Заметим, что плотная складка здесь предполагает не только полное сгибание в тазобедренных суставах, но и предель­ное выпрямление линии «туловище-руки», то есть анатомическое

50 Дополнительные детали равновесной техники интересующиеся могут найти в работах В.Б.Коренберга. См., например, «Гимнастическое многоборье. Женс­кие виды». М., ФиС, 1986, стр.198-207.


 




сгибание плеча в высшей точке подъема согнувшись (к. 4). Это воз­можно только при хорошей подвижности в плечах (при желательном дополнительном прогибании в поясничном отделе позвоночника). Впрочем, для гимнасток это обычно не составляет труда (тогда как у мужчин бывают с этим проблемы).

Если жим до стойки согнувшись (к. 4) выполнен, то дальнейший выход в стойку наиболее просто делается движением ноги врозь че­рез стороны (к. 5). Забегая вперед, отметим, что подъем ног к конеч­ному положению в стойке движением через стороны (то есть их при -ведением) практически избавляет гимнастку от всех проблем как си­лового, так и равновесного характера.

Иначе обстоит дело, если финальный выход в стойку делается с сомкнутыми ногами (б, к.к.4—8). В этом случае неизбежно сильное компенсаторное движение плечами сначала вперед (к. к. 4— 6), азатем обратно, назад (к.к. 6—8). Причем, чем хуже предварительная склад­ка в тазобедренных суставах, тем сильнее выражены все эти эффекты (дефекты!).


________________________________ 174. «Спичаговые» н ю а н с ы

Интересны и технически важны нюансы, связанные со скорос­тью разгибания при подъеме в стойку. Дело в том, что всякие, более или менее заметные, ускорения этого разгибания вызывают ощути­мую горизонтальную опорную реакцию, могущую влиять на состоя­ние равновесия. Так, если гимнастка нормально уравновешена отно­сительно опоры кистями, но по какой-то причине разгибается быст­ро, то ей грозит сваливание назад, и поэтому, предвидя такой ход событий, следует заранее несколько больше обычного «наваливать­ся» вперед на кисти. И наоборот: если почему-то возникает завал вперед, желательно выполнять финальный жим быстрее, «ударно» (иногда приходится даже прогибаться, отводя плечи назад, к.к. 8—9).

С описанными явлениями связан известный казус, когда испол­нитель стойки вдруг останавливается посередине «жима», будучи не в состоянии его продолжить как бы из-за недостатка силы. Но дело здесь вовсе не в силе, а в том, что, проходя ногами горизонталь (к.к. 5—6), гимнаст, гимнастка не сообщили плечам достаточный компенсирующий наклон вперед. В этой ситуации малейшее допол­нительное смещение ОЦТ тела назад грозит падением в том же на­правлении, и поэтому, как только ноги достигают во время подъема определенного критического положения, связанного с отходом ОЦТ назад (к.к. 5—6), все останавливается. Причем угроза такого «стопо­ра» возрастает, если движение было быстрым.

Рассматривая с описанных позиций технику жимов согнувшись на бревне, следует признать наиболее «классическим» способ вы­хода в стойку из упора углом, подробно описанный нами в главе о брусьях (77).


       
   
 
 


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ

УРОКИ БОЛЬШОГО ОБОРОТА

Большие обороты на женских брусьях сейчас стали обыденными, и по технике вплотную подошли к мужскому образцу. Но история их постепенного, многолетнего внедрения в практику очень поучи­тельна и позволяет, как в лупу, рассмотреть целый ряд технических тонкостей, важных и теперь, и не только для оборотов! Перипетии освоения большого оборота назад на брусьях р/в похожи на эпопею акклиматизации теплолюбивой культуры в тундре. Несчастные «се­лекционеры», к числу которых относится и автор этих строк, вынуж­дены были годами внедрять «прививки» и «удобрения», чтобы, § конце концов, стало очевидно, что южному овощу лучше, все же, произрастать на юге...

Первые опыты исполнения больших оборотов производились, как известно, еще на узких брусьях, и перед гимнастками встала во весь рост проблема энергонасыщения движения. Ведь вынужденный перемах через нижнюю жердь немедленно превращал желанный обо­рот в движение «наизнанку» (9), то есть получал техническую схему не приобретения, а гашения скорости маха в висе. И если в этих усло­виях действовать без абсолютно точного расчета, то ни о каком выхо­де в стойку не могло быть и речи.

Сразу обнаружилось множество проблем.

Перемах нужно было делать ювелирно точно, «впритирку» к жер­ди с риском удариться о нее.

Бросок ногами почему-то, хоть убей, не получался. Свободному движению ногами что-то непреодолимо препятствовало, и обеспе­чить подъем к стойке привычным сгибанием никак не удавалось.

После высокого спада из «оттянутой» стойки возникали страш­ные «обрывы» внизу, вплоть до падения. Если же делался мягкий спад за счет работы в плечах (рис. 169-а), то не было не только обрыва, но и совсем уж никакого маха!

Даже если удавалось, наконец, добраться до стойки, то приходи­лось сильно, уродливо прогибаться {б, к.к. 9— II).


_______________________ 175. Уроки большог о оборота

Быстро стало ясно, к тому же, что у рослых и «тяжелых» девочек шансов на оборот вообще гораздо меньше, чем у крепких «малы­шек»... Словом, куда ни кинь — везде клин.

Но вода камень точит, и постепенно плеяда Н. Шапошниковой, С. Захаровой, М. Филатовой стала-таки включать большой обо­рот назад в свои комбинации. Чтобы этого добиться, нужно было тщательно отшлифовать все без исключения детали движения. Как только гимнастка начинала вольничать и давать себе послабле­ния (отмах слегка пониже, перемах чуть-чуть подальше от жерди, оттягивание в плечах неполное и т. п.), тотчас мах к стойке — и без того, как правило, критически ограниченный! — резко ослабевал, идо конца оборота можно было не дотянуть. Да и при благополуч­ном ходе движения оборот завершался почти остановкой в стойке на руках.

Выяснилось также, что требуются особые, не виданные прежде приемы работы и элементы подготовки, как-то:


— вместо расслабления и провисания — жесткая работа во всех суставах, особенно в плечах, даже с некоторым умышленным накло­ном головы назад уже у вертикали (это уменьшало обрыв в висе и подготавливало действия в плечах при подъеме);


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ________________________________

—значительное, но нерезкое прогибание тела при выходе в стойку на руках; слишком быстрое прогибание форсированно останавлива­ло движение еще до стойки;

—специальная физическая подготовка, в особенности мышц-раз­гибателей плеча.

Но прошли годы, и старый оборот канул в Лету. Постепенно уве­личивая разрешенную ширину жердей, ФИЖ не только почти пол­ностью сняла проблему больших оборотов на женских брусьях, но и совершенно изменила концепцию этого вида многоборья: родив­шись когда-то от мужских «параллельных» брусьев, женские брусья преобразились ныне в сдвоенную перекладину, утратив на проме­жуточных этапах своей эволюции целый ряд специфических при­знаков.

Но уроки первых больших оборотов не должны быть забыты. Со­временным гимнасткам не обязательно знать, каким трудом их пред­шественницам давались эти движения, но для специалистов, дей­ствующих тренеров школа ранних женских оборотов не должна пройти даром: она позволяет лучше оценить, тоньше понять нюансы работы гимнастки на этом единственном маховом женском снаряде; это касается многих элементов техники махов — осанки, тонуса мышц (1), темпоритма действий и многого другого.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!