Идеалы и нормы научного познания включают:




· доказательность и обоснованность знания;

· объяснение и описание;

· построение и организация знания.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки.

Общая научной картиной мира включает представления о природе и о жизни общества.

Естественнонаучная картина мира – аспект общей научной картины мира, соответствующий представлениям о структуре и развитии природы.

Специальная научная картина мира обозначает тот фрагмент или аспект материального мира, который изучается в данной науке ее методами.

 

 

Перестройка («ломка») картины реальности означает изменение глубинной стратегии исследования и всегда представляет собой научную революцию.

Философские основания науки образуют философские идеи и принципы, обеспе­чивающие «состыковку» научной картины мира, идеалов и норм исследования и господствующего мировоззрения эпохи.

 

Формы научного знания на эмпирическом уровне:

· данные наблюдения;

· эмпирический факт;

· эмпирический закон.

 

Формы познания на теоретическом уровне:

· проблема;

· гипотеза;

· теория.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, получаемую непосредственно в процессе наблюдения за объектом, которая фиксируется в форме протоколов наблюдения в языковой форме.

Эмпирические факты – это достоверная, объективная информация; такое описание явлений и связей между ними, где сняты субъективные наслоения.

 

Накапливая факты и подвергая их систематизации, классификации, обобщению, ученые находят зависимости между ними – эмпирические законы (закономерности).

 

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Это вопрос, воз­никший в ходе познания и требующий ответа.

 

Гипотеза это предполагаемое решение проблемы, предположение о явлениях действительности, их фундаментальных свойствах и развитии, предположительное объяснение новых явлений, строящееся на основе ограниченного числа эмпирических данных.

 

Критерии обоснованности гипотезы:

· принципиальная проверяемость гипотезы;

· совместимость гипотезы с фактическим материалом, на основе кото­рого она выдвинута, и с утвердившимися теоретическими положениями;

· «приложимость» гипотезы к достаточно широкому классу исследуе­мых объектов.

 

Теория логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся их мысленные модели и формируются законы, объясняющие и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности.

 

К. Поппер: любая теоретическая система должна удовлетво­рять требованиям:

1) непротиворечивости;

2) фальсифицируемости;

3) должна соответствовать всем реальным фактам, а её следствия должны удовлетворять требованиям практики.

Основные элементы тео­рии:

· исходные основания;

· идеализированный объект;

· логика теории, нацеленная на прояснение структуры изменения зна­ния;

· совокупность законов и утверждений данной теории в соответствии с определенными ею принципами.

 

Функции теории в научном познании:

· объяснительная;

· систематизирующая;

· предсказательная;

· ме­тодологическая.

Объяснить факты – значит подчинить их некоторому теоретическому обобщению, которое носит достоверный или вероятный характер.

 

Систематизирующая функция – в процессе систематизации факты подводятся под теоретическое поло­жение, которое их объясняет, и включаются в более широкий теоретический контекст знания; происходит установление связей между различ­ными фактами, они приобретают определенную целостность, обосновывается их достоверность.

Предсказательная функция теории реализуется в способности к дальним и точным прогнозам.

 

Методологическая функция – теория выступает в качестве средства дальнейшего исследования.

 

Метод – совокупность правил, приемов, практического или теоретического освоения действительности, служит получению и обоснова­нию объективно истинного знания.

Методология – учение о методах (упорядочивает, система­тизирует методы, устанавливает пригодность их применения в разных областях).

 

5 основ­ных групп методов:

1) философские методы;

2) общенаучные методы исследования;

3) частнонаучные (конкретнонаучные) методы;

4) дисциплинарные методы;

5) методы меж­дисциплинарного исследования.

 

Основные научные методы эмпирического исследования:

· наблюде­ние;

· описание;

· измерение;

· эксперимент.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

 

Описание – фиксация средствами естественного и искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении.

Измерение метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом.

Эксперимент метод, при помощи которого явления действительности изучаются в контролируемых, управляемых, точно учиты­ваемых условиях. Это идеализированный опыт, дающий возможность следить за ходом изменения явления, активно воздейст­вовать на него, сравнивать полученные ре­зультаты.

 

Основные научные методы теоретического исследования:

· мысленный эксперимент;

· идеализация;

· формали­зация;

· аксиоматический;

· гипотетико-дедуктивный;

· метод восхождения от абстрактного к конкретному;

· исторический;

· логический.

Мысленный эксперимент – это особый, специальный род умственной деятельности, когда не просто продумывается ход реального эксперимента, а осуществляется такая комбинация мыслительных образов, которые в действительности вообще не могут быть реализованы.

 

Идеализация мысленное конструирование ситуации (объекта, явле­ния), которой приписываются свойства или отношения, возможные для ориги­нала в «предельных» случаях. Идеализация разновидность абстрагирования, применение которой характерно для теоретического исследования.

Формализация – построение абстрактно-математических моде­лей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

 

Аксиоматический метод – изначально задается набор постулатов (аксиом – утверждений, доказательство истинности которых не требуется). Затем из них по определенным правилам строится система выводных предположений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предположений образует аксиоматически построенную теорию. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия.

Гипотетико-дедуктивный метод основан на выведении следствий из посылок, истинностное значение которых неизвест­но. Сущность данного метода – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развитие теоретического знания развертывается сверху по отношению к эмпирическим данным. Сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется.

 

Использование этого метода подразделяется на 3 этапа:

· выдвижение гипотезы;

· выведение следствий из этой гипотезы;

· проверка полученных следствий (с точки зрения их истинности или ложности).

При истинности след­ствий обоснование истинности гипотезы может осуществляться:

· либо путем вы­ведения гипотезы из других посылок, истинность которых уже установлена;

· либо путем опровержения всех альтернативных гипотез;

· либо путем прямой опытной проверки на эмпирическом уровне познания.

Восхождение от абстрактного к конкретному – вначале исследователь находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, прослеживая, как она видоизменяется в разных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействие и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

 

Исторический метод предполагает прослеживание истории во всей ее полноте и многообразии, обобщение эмпирическогоматериала и установление на этой основе общей исторической закономерности.

 

Эту же закономерность можно выявить, не обращаясь непосредственно к реальной истории, а изучая процесс на высших стадиях его развития, что составляет основную цель логического метода.

Общелогическими (универсальными) на­зываются методы, которые в равной степени используются и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания, а также характерны и для обы­денного познания.

 

К ним относятся:

· анализ;

· синтез;

· абстрагирование;

· обобщение;

· индукция;

· дедукция;

· аналогия;

· моделирование.

Анализ мысленное «расчленение» исследуемого объекта на составные части для их детального изучения.

Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.

Абстрагирование мысленное выделение одних и от­влечение от других существенных свойств предмета, дающее возможность ис­следователю сконцентрироваться на определенной стороне (фрагменте) дейст­вительности.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов, осуществляется переход от частного или менее общего к более общему понятию или суждению.

Индукция – общийвывод строится на основе единичных и частных посылок.

Дедукция опираясь на общие знания, делается вывод частного характера.

Аналогия – на основании сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках.

Моделирование – исследования на моделях, т. е. аналогах (схемах, структурах) определенных фрагментов действительности, которые называются оригиналами. Между моделью и оригиналом обязательно должно быть сходст­во в характеристиках, функциях, структуре и т. д.

 

 

 
 
             
   
         
   
   
   

 

Этос ученого мира – это система мо­ральных норм, императивов, запретов, регулирующих научную деятельность.

 

Основные нормы этики ученого носят всеобщий ха­рактер:

· чест­ность;

· справедливость;

· добросовестность.

 

Спе­цифические требования научной этики отличаютпрофессиональные требования к ученому:

· объективность;

· обоснованность знаний;

· особые этические правила и нормы, связанные с фиксацией научных результатов (проблема авторства и публикаций научных исследований, необхо­димость точного цитирования при ссылках на другие работы, проблема соавторства, рецензирования, неприятие плагиата, фальсификация данных эксперимента).

 

С точки зрения английского социолога Р. Мертона, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей:

1. универсализм;

2. общность;

3. бескорыстность;

4. организованный скептицизм.

 

В современной науке особую остроту приобрели вопросы взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

 

Среди областей научного знания, в которых особенно остро обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека.

Современная наука вступает в эпоху своей экологизации. Перед ней ставится новая цель: обеспечение коэволюционного, совместного развития человека и природы.

 

 

Ученый несет ответственность как за цели и средства, так и за доброкачественность резуль­татов и социальные последствия своей деятельности.

 

Современная наука, включив в сферу своего ис­следования особые объекты, затрагивающие человеческое бытие, допускает и требует вклю­чения нравственных императивов и ценностей в деятельность ученого. В ходе современной ис­следовательской деятельности ставится задача социально-гуманитарной экспер­тизы научных программ, которая позволит науке развивать человече­ское познание и благотворно влиять на жизнь человека и природы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: