· доказательность и обоснованность знания;
· объяснение и описание;
· построение и организация знания.
Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки.
Общая научной картиной мира включает представления о природе и о жизни общества.
Естественнонаучная картина мира – аспект общей научной картины мира, соответствующий представлениям о структуре и развитии природы.
Специальная научная картина мира обозначает тот фрагмент или аспект материального мира, который изучается в данной науке ее методами.
Перестройка («ломка») картины реальности означает изменение глубинной стратегии исследования и всегда представляет собой научную революцию.
Философские основания науки образуют философские идеи и принципы, обеспечивающие «состыковку» научной картины мира, идеалов и норм исследования и господствующего мировоззрения эпохи.
Формы научного знания на эмпирическом уровне:
· данные наблюдения;
· эмпирический факт;
· эмпирический закон.
Формы познания на теоретическом уровне:
· проблема;
· гипотеза;
· теория.
Данные наблюдения содержат первичную информацию, получаемую непосредственно в процессе наблюдения за объектом, которая фиксируется в форме протоколов наблюдения в языковой форме.
Эмпирические факты – это достоверная, объективная информация; такое описание явлений и связей между ними, где сняты субъективные наслоения.
Накапливая факты и подвергая их систематизации, классификации, обобщению, ученые находят зависимости между ними – эмпирические законы (закономерности).
Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.
Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы, предположение о явлениях действительности, их фундаментальных свойствах и развитии, предположительное объяснение новых явлений, строящееся на основе ограниченного числа эмпирических данных.
Критерии обоснованности гипотезы:
· принципиальная проверяемость гипотезы;
· совместимость гипотезы с фактическим материалом, на основе которого она выдвинута, и с утвердившимися теоретическими положениями;
· «приложимость» гипотезы к достаточно широкому классу исследуемых объектов.
Теория – логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся их мысленные модели и формируются законы, объясняющие и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности.
К. Поппер: любая теоретическая система должна удовлетворять требованиям:
1) непротиворечивости;
2) фальсифицируемости;
3) должна соответствовать всем реальным фактам, а её следствия должны удовлетворять требованиям практики.
Основные элементы теории:
· исходные основания;
· идеализированный объект;
· логика теории, нацеленная на прояснение структуры изменения знания;
· совокупность законов и утверждений данной теории в соответствии с определенными ею принципами.
Функции теории в научном познании:
· объяснительная;
· систематизирующая;
· предсказательная;
· методологическая.
Объяснить факты – значит подчинить их некоторому теоретическому обобщению, которое носит достоверный или вероятный характер.
Систематизирующая функция – в процессе систематизации факты подводятся под теоретическое положение, которое их объясняет, и включаются в более широкий теоретический контекст знания; происходит установление связей между различными фактами, они приобретают определенную целостность, обосновывается их достоверность.
Предсказательная функция теории реализуется в способности к дальним и точным прогнозам.
Методологическая функция – теория выступает в качестве средства дальнейшего исследования.
Метод – совокупность правил, приемов, практического или теоретического освоения действительности, служит получению и обоснованию объективно истинного знания.
Методология – учение о методах (упорядочивает, систематизирует методы, устанавливает пригодность их применения в разных областях).
5 основных групп методов:
1) философские методы;
2) общенаучные методы исследования;
3) частнонаучные (конкретнонаучные) методы;
4) дисциплинарные методы;
5) методы междисциплинарного исследования.
Основные научные методы эмпирического исследования:
· наблюдение;
· описание;
· измерение;
· эксперимент.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Описание – фиксация средствами естественного и искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении.
Измерение – метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом.
Эксперимент – метод, при помощи которого явления действительности изучаются в контролируемых, управляемых, точно учитываемых условиях. Это идеализированный опыт, дающий возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него, сравнивать полученные результаты.
Основные научные методы теоретического исследования:
· мысленный эксперимент;
· идеализация;
· формализация;
· аксиоматический;
· гипотетико-дедуктивный;
· метод восхождения от абстрактного к конкретному;
· исторический;
· логический.
Мысленный эксперимент – это особый, специальный род умственной деятельности, когда не просто продумывается ход реального эксперимента, а осуществляется такая комбинация мыслительных образов, которые в действительности вообще не могут быть реализованы.
Идеализация – мысленное конструирование ситуации (объекта, явления), которой приписываются свойства или отношения, возможные для оригинала в «предельных» случаях. Идеализация – разновидность абстрагирования, применение которой характерно для теоретического исследования.
Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.
Аксиоматический метод – изначально задается набор постулатов (аксиом – утверждений, доказательство истинности которых не требуется). Затем из них по определенным правилам строится система выводных предположений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предположений образует аксиоматически построенную теорию. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия.
Гипотетико-дедуктивный метод основан на выведении следствий из посылок, истинностное значение которых неизвестно. Сущность данного метода – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развитие теоретического знания развертывается сверху по отношению к эмпирическим данным. Сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется.
Использование этого метода подразделяется на 3 этапа:
· выдвижение гипотезы;
· выведение следствий из этой гипотезы;
· проверка полученных следствий (с точки зрения их истинности или ложности).
При истинности следствий обоснование истинности гипотезы может осуществляться:
· либо путем выведения гипотезы из других посылок, истинность которых уже установлена;
· либо путем опровержения всех альтернативных гипотез;
· либо путем прямой опытной проверки на эмпирическом уровне познания.
Восхождение от абстрактного к конкретному – вначале исследователь находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, прослеживая, как она видоизменяется в разных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействие и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.
Исторический метод предполагает прослеживание истории во всей ее полноте и многообразии, обобщение эмпирическогоматериала и установление на этой основе общей исторической закономерности.
Эту же закономерность можно выявить, не обращаясь непосредственно к реальной истории, а изучая процесс на высших стадиях его развития, что составляет основную цель логического метода.
Общелогическими (универсальными) называются методы, которые в равной степени используются и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания, а также характерны и для обыденного познания.
К ним относятся:
· анализ;
· синтез;
· абстрагирование;
· обобщение;
· индукция;
· дедукция;
· аналогия;
· моделирование.
Анализ – мысленное «расчленение» исследуемого объекта на составные части для их детального изучения.
Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.
Абстрагирование – мысленное выделение одних и отвлечение от других существенных свойств предмета, дающее возможность исследователю сконцентрироваться на определенной стороне (фрагменте) действительности.
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов, осуществляется переход от частного или менее общего к более общему понятию или суждению.
Индукция – общийвывод строится на основе единичных и частных посылок.
Дедукция – опираясь на общие знания, делается вывод частного характера.
Аналогия – на основании сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках.
Моделирование – исследования на моделях, т. е. аналогах (схемах, структурах) определенных фрагментов действительности, которые называются оригиналами. Между моделью и оригиналом обязательно должно быть сходство в характеристиках, функциях, структуре и т. д.
Этос ученого мира – это система моральных норм, императивов, запретов, регулирующих научную деятельность.
Основные нормы этики ученого носят всеобщий характер:
· честность;
· справедливость;
· добросовестность.
Специфические требования научной этики отличаютпрофессиональные требования к ученому:
· объективность;
· обоснованность знаний;
· особые этические правила и нормы, связанные с фиксацией научных результатов (проблема авторства и публикаций научных исследований, необходимость точного цитирования при ссылках на другие работы, проблема соавторства, рецензирования, неприятие плагиата, фальсификация данных эксперимента).
С точки зрения английского социолога Р. Мертона, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей:
1. универсализм;
2. общность;
3. бескорыстность;
4. организованный скептицизм.
В современной науке особую остроту приобрели вопросы взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.
Среди областей научного знания, в которых особенно остро обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека.
Современная наука вступает в эпоху своей экологизации. Перед ней ставится новая цель: обеспечение коэволюционного, совместного развития человека и природы.
Ученый несет ответственность как за цели и средства, так и за доброкачественность результатов и социальные последствия своей деятельности.
Современная наука, включив в сферу своего исследования особые объекты, затрагивающие человеческое бытие, допускает и требует включения нравственных императивов и ценностей в деятельность ученого. В ходе современной исследовательской деятельности ставится задача социально-гуманитарной экспертизы научных программ, которая позволит науке развивать человеческое познание и благотворно влиять на жизнь человека и природы.