ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО, ВЫПОЛНЕННОЕ В ТЕХНИКЕ «ПЭЧВОРК БЕЗ ИГЛЫ»




Декоративное панно – это художественное произведение, являющееся частью интерьера, дополняющее его стиль и дизайн. В некоторых случаях панно становится основой интерьера, его главной доминантой, подчиняющей все остальные детали. [3; с.12]

Панно может занимать часть стены, всю стену или потолок. В качестве материала для его изготовления используется дерево, ткань, гипс, глина, декоративная штукатурка и прочие материалы. Применяются такие художественные техники, как резьба по дереву, батик, коллаж, фреска, живопись, лепнина и многое другое. Объектом для изображения могут быть орнаментальные узоры, сюжетные, мифологические или абстрактные картины, пейзажи, люди, натюрморты – реализуются любые творческие фантазии. Главная задача декоративного панно – подчеркнуть стиль, украсить интерьер, сделать его более совершенным.

Как правило, декоративные панно выполняются вручную и являются эксклюзивными произведениями декоративно-прикладного искусства.Самая распространенная техника выполнения панно –является текстильная техника.

 

1.1. Художественно-выразительные особенности текстиля в создании пейзажной композиции текстильного коллажа

 

«Текстиль — изделия, выработанные из волокон и нитей (ткани, трикотаж, нетканые материалы, сети, нитки и др.)». [2; с.132]

Художественный текстиль этоособый вид декоративно-прикладного искусства, к которому относятся такие направления художественного творчества, как: гобелен, батик и текстильный коллаж. Имея древнюю историю, они остаются востребованными и по сей день, благодаря удивительным эффектам, позволяющим выткать, сшить и изобразить на ткани различные сюжеты.

Коллаж (фр. «collage», букв. «наклеивание») ─ технический прием в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре, а также самостоятельное художественное произведение, выполненное этим приемом. «Коллаж ─ это сочетание материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, образуют композиционное единство, выражающее эмоционально-образную идею художественного произведения». [11; с.103]

Коллаж из текстильных материалов представляет собой художественное произведение, созданное из лоскутов ткани различной конфигурации, сшитых между собой, пришитых к единой основе и других методов выполнения текстильных аппликаций.

Художественный текстиль позволяет говорить не только с помощью силуэта и цвета, не только использовать линии и пятно, но и «даёт возможность работы с фактурой (ткани, шерстяные, хлопковые и синтетические нитки, кружева, шнуры, бисер, бусины, сетки, одноцветные и рисуночные лоскуты, нашивки из тесьмы и шнуров), с помощью чего автор может ярко выразить свою мысль и индивидуальный образ». [11; с.114]Сочетание разнофактурных тканей и нитей, шнуров, лент, дополнение в виде бисера и бус, тесьмы, кружева, контура по ткани – это только часть диапазона художественного текстиля, возможности которого практически безграничны. Тепло и богатство фактуры — вот, что, прежде всего, отличает изделия из текстиля от других произведений искусства. Фактура обуславливается выбором материала. Например, в текстильном коллаже ткани могут быть гладкие, плотные, прозрачные, в сетку; в гобелене можно использовать тонкие и гладкие нитки, а можно ворсистые и синтетические нити. В искусстве батика часто в качестве украшения и разнообразия фактуры используют бисер, бусины, шнуры, нашивки и объемные контуры. Художественный текстиль также позволяет сочетать сразу несколько техник: коллаж и батик.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть даже сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна, поэтому художественные материалы должны подбираться в гармонии с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

В коллаже из текстильных материаловхудожнику открывается возможность по работе с фактурой, так как обилие современных текстильных материалов предоставляют огромные ресурсы по передаче необходимых образных характеристик изображения, тактильных ощущений, эмоциональных переживаний: грубость холста, ворсистость меха, блеск шелка. К выразительным средствам текстильного коллажа можно отнести:

• стежка: стежки, выполненные ручным или машинным способом для закрепления слоев вместе;

• ткань и ее характеристики: цвет, фактура, состав (хлопок, лен, шелк, синтетика, вискоза и т.д.), рисунок;

• пропорциональность, ритмичность частей: сборка – подбор лоскутов для блоков (единица композиции, которая состоит из лоскута определенной формы);

• использование дополнительного декора: шнуры, атласные ленты, тесемки, нитки, бисер;

• материал выступает носителем формы и цвета.

Таким образом, при помощи технических приемов и художественно-выразительных средств текстиля художники могут выражать замысел собственных уникальных авторских работ.

Тема пейзажа в декоративно-прикладном искусстве имеет свои особенности и специфические черты.Пейзаж — это жанр изобразительного искусства, в котором главным предметом изображения является природа. Пейзаж, также, как и другие жанры, занимает в декоративно-прикладном искусстве одно из ведущих мест и несет в себе определенные сложности изображения. Пейзаж в текстиле будет выразителен и интересен только тогда, когда будет выстроен по законам декоративной композиции.

При созданиидекоративного пейзажа «Амурское чудо» был использован особый метод закрепления ткани, который используется в технике «пэчворк без иглы». Изначально этот метод использовался в Японской ласкутной технике –кинусайга, но в процессе истории развития и роста популярности данного декоративно-прикладного вида искусства возникли некоторые изменения. В последующих пунктах главы пойдет речь о трансформации и перехода техники кинусайга в «пэчворк без иглы».

 

1.2. История техники кинусайга

 

Поиск идей для творчества окрашивает мир в новые цвета, рождения новых проектов нарушает однообразие продуктов широкого производства. Умение изготавливать своими руками прекрасные вещи все больше ценится. Количество людей, желающих заниматься рукоделием, растет. Настоящие шедевры позволяют сделать современные техники.

Мир знает немало искусств, зародившихся в Японии – удивительной стране с неповторимой культурой и традициями. Оригами, амигуруми, кинзаши, темари, мидзухики, кинусайга... Это небольшая часть рукотворных техник, которые существуют в Японии.

Красоту, что таится в вещах, японцы открыли в IX-XII вв., в эпоху Хэйан (794-1185 гг.). Впоследствии даже обозначили ее особым понятием «моно-но аваре», что означает печальное очарование вещей. По мнению японцев, каждая вещь имеет в себе собственное божество - ками, а также неповторимое очарование Аваре – внутреннюю сущность вещей, что вызывает восторг, взволнованность.

Удивительная гармония, поэзия и философия восточного искусства совсем недавно (а именно с 1987 года) нашла свое отражение в удивительной художественной технике кинусайга. Впервые ее ввела японка МаеноТакаши (MaenoTakashi), преподаватель университета в Нагойа. В работах этой уникальной художницы в единое целое слились батик, лоскутная техника, мозаика, аппликация и резьба по дереву. В основе тематики этих замечательных картин предстают бытовые сцены и другие интересные моменты из повседневной жизни японцев, а также тонкое наблюдение за непревзойденной природой Япони.[16;с.21] Работы сделаны настолько мастерски, что выглядят как реалистичные картины или даже фотографии в соответствии с приложением А 1. Произведения МаеноТакаши часто сравнивают с пейзажами АндоХиросигэ – выдающегося японского художника-графика, который жил и творил в ХІХ столетии. Работы обоих мастеров прославляют Японию, знакомят с ее культурой и природой. [9;с.11]

Изначально на изготовление кинусайга шли старые кимоно.Они изготавливались всегда из натурального шёлка и стоят очень дорого. Понятно, почему японская женщина не могла просто выбросить такую красоту, ведь ткань для кимоно раньше изготавливали вручную, а потом еще покрывали вышивкой.

Бережливые хозяйки вырезали вышивку и использовали как покров для буддийских алтарей, а другая часть ткани шла на рукоделия, из них делали кукол, саше, подушечки, картины, в том числе и кинусайга.

Для такой картины создается эскиз на бумаге, его контуры переносятся на деревянную доску. На доске, при помощи специальных резцов, выбираются узкие полоски там, где проходят контуры оттенков.

Далее из старых кимоно подбирается ткань нужная по цвету, из которой нарезались кусочки чуть большего размера, чем фрагменты картины. С помощью специального тонкого лезвия, края фрагментов заправляются в прорези, а сам фрагмент становился частью мозаики. При необходимости ткань или натягивается, или заправляется со складкой. Такие картины выглядят объемно. Кроме шелка художница использует и кусочки других тканей, это создает особый эффект из-за разности фактур: вискоза, хлопковая юката, шёлк, все идет в дело. Иногда она слегка тонирует ткань, а где-то использует естественное выцветание.

Художница показывает картинами городских и природных пейзажей о своих любимых уголках и улочках. Мы видим, стариков, рыбаков, разносчиков, детейв соответствии с приложением А 2. Не избегает она и много фигурных композиций, но человек у МаэноТакаши часть прекрасного мирав соответствии с приложением А 3. А небольшие узенькие улочки с обшарпанными стенами, с кустиками бонсай у порога, сменяются великолепными храмами, а дерево цветущей сакуры — величественными природными пейзажами Фудзиямыв соответствии с приложением А 4.

Картины МаэноТакаши многократно были представлены на выставках, а сама художница преподает в университете и написала книгу по такой сложной и красивой технике кинусайга.

Так старые кимоно приобрели новую жизнь, а японские женщины, да и женщины всего мира открыли для себя новый способ создания красивых панно и картин из ткани. Аналоги данной техники существовали еще во времена Руси, когда старые вещи из ткани использовались для лоскутного шитья.

Именно в Японии, где мерилом красоты является сочетание человека и природы, могла родиться такая техника, как кинусайга. Жители Японии не только тонкие ценители прекрасного во всех его направлениях, но и известны также своим бережливым отношением ко всему, что их окружает, мастерски превращая старые вещи на новые. Основным материалом для техники кинусайга есть старые кимоно, которым предоставляется «вторую жизнь».

Кинусайга сочетает в себе лоскутное шитье, резьбу по дереву, батик. Кусочки шелка не сшиваются, а крепятся особым методом. На первый взгляд, распознать в какой технике создана картина, очень сложно. Издалека она напоминает живопись, а на самом деле, как мозаика, состоит из большого количества маленьких шелковых лоскутков.

Сюжетами для картин в технике кинусайга могут быть пейзажи, люди, цветы. Поскольку мелкие детали выполнить сложно, изображения получаются стилизованными. Это очень кропотливый труд. Даже в Японии немного мастеров, работающих в этой технике. [12;с.77]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: